Адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич: биография, морские сражения, награды, память. Засекреченная трагедия «Адмирала Сенявина Синяев дмитрий николаевич военно морской офицер

«Адмирал Сенявин» - советский лёгкий крейсер проекта 68-бис. Большую часть службы провёл на Тихоокеанском флоте. В 1966-1972 годах перестроен в крейсер управления по проекту 68-У2, и в этом качестве служил вплоть до списания в 1989 году.

Общие сведения

Корабль проекта «68-бис» в сравнении с проектом «68-К» отличался увеличенными массогабаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественнно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-Э и кораблей управления проектов 68-У1 и 68-У2.

История создания

Предшественники

Предшественниками крейсеров проекта 68-бис являлись лёгкие крейсера проекта 68-К, заложенные ещё до Великой Отечественной войны.

Войдя в строй в начале 1950-х и будучи на тот момент самыми крупными и современными артиллерийскими кораблями ВМС СССР, крейсера проекта 68-К несли службу на Северном, Балтийском и Черноморском флотах - участвовали в учениях, дальних походах и зарубежных визитах официальных лиц СССР. Последний из крейсеров этого типа – «Комсомолец» – пережил всех своих собратьев, прослужив в качестве учебного крейсера до 1979 года.

Постройка и испытания

31 октября 1951 года - заложен на ССЗ № 189 («Завод им. С. Орджоникидзе»), город Ленинград. При строительстве крейсер получил заводской №437.

Модернизации и переоборудования

В связи с качественным и количественным совершенствованием средств связи ВМФ СССР стал нуждаться в штабных кораблях, которые позволяли бы в полной мере организовывать связь и координацию многочисленных эскадр в любой точке мирового океана. Авианосные крейсера типа «Киев», изначально задуманные, кроме прочих функций, для роли флагманских и штабных кораблей, к концу 1960-х годов ещё только проектировались, поэтому возникла идея о переоборудовании в штабные корабли нескольких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Первым модернизировали «Жданов» по проекту 68-У1. На корабле была демонтирована задняя башня главного калибра и на юте устраивалась вертолётная площадка, а на месте снятой башни оборудовали надстройку с ЗРК «Оса-М». Зенитное вооружение усилили также четырьмя спаренными 30-мм автоматами АК-230 с системой автоматического наведения. Кроме того, корабль получил существенно расширенную номенклатуру средств связи, а для размещения антенных постов была добавлена третья мачта (бизань).

«Адмирал Сенявин» был начат модернизацией позже «Жданова» (в конце 1966 года) и перестраивался по изменённому проекту 68-У2. Согласно ему крейсер лишился обеих задних башен главного калибра, а также шести автоматов В-11М, зато в добавленной на их месте надстройке разместился ещё и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-25, а число 30-мм башенных установок увеличили до восьми. В остальном переоборудование было подобно «Жданову».

Пуск зенитной ракеты «Оса» с однотипного «Жданова»

Для решения основных задач (управления и связи) корабля управления на крейсере «Адмирал Сенявин» при его переоборудовании предусматривался комплекс постов флагманского командного пункта командующего флотом (командира оперативной эскадры). Состав комплекса включал в себя: групповой штабной оперативный пост, предназначенный для обеспечения управления силами флота (эскадры), а также взаимодействующими силами при подготовке и в ходе ведения операции; штабные посты разведки и связи, а также размещение группы оперативного планирования для подготовки материалов и выполнения оперативно-тактических расчетов при планировании операций и оперативно-тыловой группы для разработки мероприятий но тыловому и специальному обеспечению сил флота (эскадры).

Групповой штабной оперативный пост (пост № 51 по заводской нумерации) включал в себя посты управления силами флота (эскадры), подводными лодками, противолодочными силами, ракетно-артиллерийскими и десантными кораблями, кораблями и судами обеспечения, средствами борьбы с радиоэлектронными средствами противника, береговыми ракетными частями, посты обстановки (главный боевой информационный пост), авиационный, ПВО, противоминной обороны и навигационного обеспечения, защиты от оружия массового поражения и другие.

Рабочее помещение командующего флотом (командира эскадры) и начальника штаба с переговорной рубкой оборудовали на II площадке (под ходовой рубкой), увеличив носовую часть надстройки перед постом обстановки. Помещение группы оперативного планирования разместили на I площадке, рядом с одним из новых кубриков. Посты комплекса флагманского командного пункта были оборудованы средствами внешней и внутрикорабельной связи, выносными приборами навигационных средств, столами-планшетами и вертикальными планшетами. Пост обстановки имел, кроме того, специальные планшеты воздушной и надводной обстановки, а также выносной индикатор кругового обзора.

Установленная на крейсере при модернизации аппаратура позволяла сформировать более 60 каналов радиосвязи, одновременно действующих во всем диапазоне частот, обеспечив все возможные виды работ: слуховую телефонию и телеграфию, буквопечатание, фототелеграфию, сверхбыстродействующую связь, автоматический прием быстродействующих передач и спутниковую космическую связь.

Аппаратура поста дальней связи обеспечивала при стоянке в базе флота многоканальную связь по проводным и радиорелейным линиям. Надёжная дальность связи корабля с берегом достигала 8 тысяч километров, а при использовании ретранслятора - 12 тыс. км. На линиях космической связи была возможна связь с любым районом Мирового океана через спутники.

Предусматривалась возможность дальнейшего развития и совершенствования линий связи, для чего на корабле резервировались помещения, массы, мощности энергопитания и прочее. На испытаниях крейсер имел устойчивую и надёжную радиосвязь со многими узлами связи (Генерального штаба Вооруженных Сил страны, Главного штаба ВМФ и штабов флотов, и так далее).

Работу средств связи обеспечивало более 60 антенн, размещённых с учетом одновременности работы различных средств радиосвязи. Для этого приёмные и передающие антенны устанавливались на максимально возможных расстояниях: передающие в корме, приёмные – в центре и на баке. В связи с трудностями размещения на корабле такого количества антенн на нём установили третью мачту на расстоянии около 25 м в корму от грот-мачты, имевшую высоту около 32 м от ватерлинии, с антеннами КВ-станции «Вяз» и космической связи «Цунами». Для повышения надёжности связи применялись развязывающие устройства и широкополосные антенные усилители, обеспечивающие работу нескольких радиоприёмников на одну антенну.

Аппаратура радиосвязи размещалась в семнадцати постах. Значительное увеличение состава передающих средств связи потребовало увеличения площади имеющегося на I платформе с правого борта передающего радиоцентра более чем на 35 %; на нижней палубе в том же отсеке с левого борта оборудовали передающий радиоцентр. На полубаке, в средней части корабля, за счёт удлинения надстройки разместили посты правительственной, дальней и радиорелейной сияли.

Для руководства, организации и контроля связи был оборудован специальный командный пункт связи. Вследствие значительного роста энергопотребления установленную мощность генераторов пришлось увеличить на 30 % с соответствующим расширением помещений электростанций. Размещение боевых постов и личного состава, оборудование жилых, медицинских, культурно-бытовых, производственных и санитарно-бытовых помещений, санитарно-технические системы и устройства, обеспечивающие обитаемость и условия выполнения обязанностей экипажа корабля на боевых постах, отвечали требованиям ВМФ. В частности, в добавленной на корме надстройке был предусмотрен кубрик музкоманды и мощная типография.

При переоборудовании на корабле применили прогрессивную в то время одноканальную низконапорную систему кондиционирования воздуха в жилых помещениях, обеспечивающую подачу охлаждённого и осушенного воздуха. Система аэрорефрижерации боевых постов и погребов боезапаса, душирования охлаждённым воздухом всех постов управления в машинных отделениях обеспечивала создание в них нормальных условий несения вахты для личного состава при повышенных температурах наружного воздуха в районах эксплуатации корабля.

Пополнение запасом пресной воды в течение всего срока автономности его плавания по запасам провизии (30 суток) обеспечивалось работой опреснительных и испарительных установок высокой производительности.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе». В ходе модернизации на крейсер установили комплексы «Кристалл» и «Карат-М».

Характеристики крейсера после модернизации по проекту 68-У2

После модернизации по проекту 68-У2 изменились основные данные крейсера.

Водоизмещение составило: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность машин 2 х 55 000 л. с.

Вооружение: 2 х 3 152-мм башен МК-5-бис, 6 х 2 100-мм СМ-5-1 и 16 х 2 37-мм В-11 зенитных орудий, 8 х 2 30-мм автоматических зенитных установок АК-230, 1 х 2 ПУ ЗРК «Оса-М».

Описание конструкции

Корпус

Впервые в практике советского крейсеростроения реализован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного).

Конструктивная подводная минно-торпедная защита включает в себя: двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играет смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях, а также включение «броневой цитадели» в силовую схему корпуса. Расположение служебных и жилых помещений практически идентично крейсеру типа «Чапаев» (проекта 68-К).

Водоизмещение 14700/16300 т.

Размерения 210/205×22/21/4×6.76/7.26 м

Бронирование

Бронирование – толщина броневого пояса от 32-го до 170-го шпангоута равнялась 100 мм, в оконечностях – 20 мм.

Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях; носовой траверз-120 мм, кормовой – 100 мм.

Боевая рубка: бок – 130 мм, палуба – 30 мм и крыша – 100 мм, запасной командный пункт – 10 мм.

Труба защиты проводов – 50 мм.

Посты внутри башенноподобной мачты ниже боевой рубки – 10 мм, КДП – 13 мм, кожухи дальномеров – 10 мм, стабилизированный пост наводки (СПН-500) и его барбеты – 10 мм. Бронеканалы – 10 м.

Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов – 125 мм.

Рулевое и румпельное отделения имели стенки в 100 мм и 50-мм защиту сверху.

Главная энергетическая установка

Главная корабельная энергетическая установка (ГЭУ) крейсеров пр. 68-бис, в целом, аналогична ГЭУ крейсеров типа «Чапаев» (пр. 68-к). Состоит из двух автономных эшелонов, размещённых в восьми отсеках. Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн. Включает: шесть главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, паропроизводительность каждого, на полном ходу (с учетом 15-процентной перегрузки) - 115000 кг/ч, рабочее давление пара - 25 кгс/см², температура перегретого пара - 370°±20°С, испаряющая поверхность нагрева - 1107 м², удельный вес - 17,4 кг/л.с.; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) - типа ТВ-7, номинальная мощность каждого - 55 000 л.с., суммарная максимальная проектная мощность полного переднего хода - 118100÷128000 л.с., заднего хода - 25270 л.с. (25200÷27000 л.с.), каждый ТЗА вращает один валопровод, длина валопровода по правому борту - 84,9 метра, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 метра, гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый, с частотой вращения - 315 об/мин; Вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы, системы и арматуру.

Главные котлы типа КВ-68 постройки судостроительных заводов, уже не соответствовали уровню развития котельной техники 1950-х годов (имели сравнительно большой удельный вес и низкие параметры пара)… Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями, оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.

Главные ТЗА типа ТВ-7, производства Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ), в целях повышения надёжности, оборудованы регулируемыми направляющими лопатками (направляющим аппаратом) на входе активной ступе­ни, что обеспечило снижение уровня усталостных напряжений в рабочих лопатках с активными профилями.

Каждый ТЗА работал на свой валопровод (обороты гребных валов - 315 об/мин). Длина валопровода по правому борту - 84,9 м, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 м. Гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый.

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч, обеспечивали отопление и бытовые нужды экипажа на стоянке. Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 мощностью по 300 кВт каждый.

Проектный вес ГЭУ составил 1911 тонн.

Состав главной, котлотурбинной энергетической установки (ГЭУ):

Шесть главных паровых котлов типа КВ-68;

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис;

Два главных турбозубчатых агрегата, типа ТВ-7, общая мощность - 118 100 л.с. (86 800 кВт).;

Пять турбогенераторов типа ТД-6;

Четыре дизель-генератора типа ДГ-300.

Вооружение

Артиллерийское:

12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис)

Зенитная артиллерия:

12 (6×2) × 100/56-мм

32 (16×2) × 37-мм (МЗА В-11М)

Торпедное:

2 × 5 - 533-мм (ПТА-53-68).


История службы

7 сентября 1955 года, после перехода по Севморпути из Североморска на Дальний Восток, вошёл в состав КТОФ.

В мае 1960 года направлен на консервацию в залив Новик в состав 82-й БРК. В феврале 1961 года расконсервирован.

С 31 декабря 1966 года по 24 июля 1972 года - модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке в крейсер управления по проекту 68-У2.

В 1977 году корабль вновь проходил ремонт и модернизацию на «Дальзаводе».

13 июня 1978 года - во время зачётных стрельб на корабле произошёл пожар и взрыв в первой носовой башне ГК, погибли 37 человек.

ТИХООКЕАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ

13 июня Тихоокеанский флот отметил скорбную дату – 25-летие со дня взрыва в башне главного калибра крейсера «Адмирал Сенявин».

Крейсер «Адмирал Сенявин» – флагман Тихоокеанской эскадры – 13 июня 1978 года вышел в море для выполнения артиллерийской стрельбы главным калибром. В тот год, после посещения Тихоокеанского флота и этого корабля Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, многие стремились попасть на флагман. Не преминули посетить крейсер известные культурные работники, приехавшие незадолго до начала учений из Москвы и Ленинграда. Часть из них вышла в море на стрельбы.

В творческой бригаде были Алим Кешоков, Марк Захаров, Людмила Щипахина, Леонид Рудный, Александр Николаев, заведующий отделом «Правды» Сергей Кошечкин и постоянный корреспондент газеты «Красная звезда» по Тихоокеанскому флоту поэт Леонид Климченко.

Корабли эскадры снялись с якоря и взяли курс на учебный полигон. В кильватере за «Адмиралом Сенявиным» следовал другой крейсер – «Дмитрий Пожарский».

Гостям сообщили, что первоначально будет произведена подготовительная стрельба главным калибром, затем зачетная. Вскоре послышались команды, и крейсер вздрогнул всем корпусом – «заработал» главный калибр.

…Было время обеда. Все гости собрались в кают-компании, кроме постоянного корреспондента «Красной звезды» Леонида Климченко. Как истинный военный журналист, он направился в первую башню главного калибра, чтобы описать все происходящее во время зачетной стрельбы «изнутри». Залп, второй… Гости оживились и стали подниматься на ходовой мостик. После восьмого залпа что-то вдруг гулко ухнуло. Крейсер содрогнулся больше обычного. Из правого ствола как-то странно повалил дым, окутывая и ствол, и башню. Послышались крики: «Затяжной выстрел…», «Взрыв в башне…» Одновременно раздался сигнал аварийной тревоги…

Официальной версией расследования причин взрыва на крейсере «Адмирал Сенявин» стал вывод комиссии о том, что при подаче электросигнала на выполнение девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе орудия. Мощная струя газов воспламенила приготовленные к стрельбе заряды. В башне возник пожар, мгновенно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. Произошел сильный взрыв…

В этой страшной трагедии погибли 37 человек. Вот их имена:

капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович,

старший лейтенант Пономарев Александр Васильевич,

лейтенант Белюга Александр Владимирович,

лейтенант Марданов Валерий Ясавиевич,

старшина 1-й статьи Бикбов Рашид Кутузович,

старшина 1-й статьи Курочкин Анатолий Ильич,

старшина 2-й статьи Аникин Иван Иосифович,

старшина 2-й статьи Шикабутдинов Рамиль Саматович,

старшина 2-й статьи Подолько Сергей Николаевич,

старшина 2-й статьи Пономарев Виктор Федорович,

старшина 2-й статьи Акуличев Виктор Сергеевич,

старшина 2-й статьи Дадонов Александр Федорович,

старшина 2-й статьи Виноградов Виктор Михайлович,

старшина 2-й статьи Будаков Александр Петрович,

старший матрос Кулунов Виктор Васильевич,

матрос Гилазиев Фарид Гариевич,

матрос Галкин Геннадий Николаевич,

матрос Бородин Алексей Васильевич,

матрос Болдырев Александр Евгеньевич,

матрос Юдин Анатолий Борисович,

матрос Золотарев Виктор Васильевич,

матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич,

матрос Свинин Александр Романович,

матрос Сулейманов Наиль Мансурович,

матрос Чергушевич Юрий Михайлович,

матрос Архипенко Валерий Николаевич,

матрос Ануфриев Александр Николаевич,

матрос Шутов Леонид Семенович,

матрос Пинчук Александр Степанович,

матрос Ломаев Николай Александрович,

матрос Костылев Виктор Антонович,

матрос Матренин Анатолий Михайлович,

матрос Носков Владимир Васильевич,

матрос Проничев Николай Павлович,

матрос Прудников Иван Васильевич,

матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич,

матрос Столяров Сергей Николаевич.

На возвышенном месте бухты Абрек залива Стрелок невдалеке от причала, где сегодня стоят современные боевые корабли Тихоокеанского флота, и были захоронены погибшие в той трагедии военные моряки. Силами личного состава здесь воздвигнут мемориальный комплекс. Память о погибших товарищах живет в сердцах нынешнего поколения тихоокеанцев.

1992 год - продан частной индийской фирме на металл.

Это была не показательная, а зачетная(т.е. согласно плана боевой подготовки артиллерийская стрельба), предусматривалось 18 залпов по схеме стрельбы, выполнили, как у Вас и указано, девять. С первых двух залпов (пристрелочных) пошли,накрытия,-т.е. попадания в цель, в данном случае-в буксируемый щит, остальные 7 залпов тоже были в пределах нормы. К особенностям этой стрельбы следует отнести следующие факторы: 1) 18 залпов по схеме стрельбы вместо обычных 12 2) данная стрельба велась,оптическим способом,-т.е. дистанция и направление стрельбы определялись оптическими дальномерами ивизирами, а РЛС работали только для контроля, это сложнее. 3) темп стрельбы был задан достаточно высокий(допустимым считается не более 12 сек между соседними залпами), фактический был выше -9-10сек. Данный фактор учитывается при общей оценке стрельбы. В любом случае цепь стрельбы не замкнется (выстрела не последует), если не выполнено любое из 7 условий ее прохождения - в числе этих условий выполнение горизонтальной наводки(общей для башни) и вертикальных наводок(для каждого орудия), после соблюдения 7 условий замыкается цепь стрельбы (в вашем тексте-электросигнал на башню подан). Следует уточнить, что боевой расчет башни был больше 37 человек, ненамного, но больше, т.е. погибли почти все. Башня состоит из 1)боевого отделения(сама башня, погибли все) 2)верхнего перегрузочного отделения - погибли все) 3) нижнего перегрузочного отделения-из 8 человек погибли четверо. Следует отметить, что выжившие - из числа штатного расписания- т.е. непосредственно служили в башне, а четверо погибших - из числа,прибегающих,-так называют матросов, которые служат в других подразделениях, а по боевому расписанию приписаны к какому-либо боевому посту. В условиях задымления штатный личный состав сориентировался мгновенно, т.к. они, по сути, дневали и ночевали на своем посту, сзавязанными глазами могли работать, чему, к сожалению, не удалось обучить прибегающих 4) 5)снарядный и зарядный погреба - тоже были погибшие, из-за дыма, выполняли действия по проверке затопления погребов, не все успели покинуть погреба. Среди них матрос другой боевой части - связист Золотарев, который спустился помочь погребникам, и погиб. Кстати, единственный из 37 человек, кто не был похоронен в братской могиле, его забрала мать для захоронения на Родине. Что касается стрельбы 8 апреля 1978г. во время посещения Л.И. Брежнева, то она как раз и была неудачной, но на это закрыли глаза. День трагедии - последний день 10-дневного сборпохода, крейсер должен был вернуться в базу, но вернуться пришлось таким образом. С уважением, капитан 3 ранга запаса Харитонов Н.Б., а в описываемое время- командир группы управления артиллерийским огнем главного калибра, старший лейтенант, участвовавший в выполнении той стрельбы.

Сенявин, Дмитрий Николаевич

Генерал-адъютант, адмирал, сенатор. Род С. происходит от выехавшего из Польши в Россию в XVI веке некоего Алехна Сенявского. Еще в царствование Петра Великого двое из Синявиных, Иван и Наум Акимовичи, известны как одни из первых русских моряков, получивших морское образование не за границей, а в России. Сын одного из них и дядя Дмитрия Николаевича, Алексей Наумович Сенявин, выдвинулся как моряк в царствование Екатерины II, принимая участие в первой турецкой войне. Морская служба была, таким образом, известной семейной традицией в роду Сенявиных. Дмитрий Николаевич С., сын майора Николая Феодоровича, родился 6 августа 1763 г. в с. Комлеве, Боровского уезда Калужской губернии. Не будучи принят в сухопутный корпус и пройдя курс первоначального образования в городской школе вместе с солдатскими детьми, С. поступил в 1773 г. в Морской корпус, откуда и был выпущен в чине мичмана в 1780 г. Еще будучи гардемарином, он совершил уже некоторые плавания; так в 1779 г. под начальством капитана Берка он ходил из Кронштадта в Ревель, а оттуда в Северный океан к мысу Нордкап и обратно. Производство его в офицеры совпало с заключением "вооруженного нейтралитета" и в первый же год службы ему пришлось совершить плавание от Кронштадта до Лиссабона, порта, имевшего такое огромное значение в его личной жизни гораздо позднее. По возвращении из этого плавания С. был назначен в азовский флот. Он служил здесь на корабле "Хотин", на котором бежавший из Крыма хан Шагин-Гирей, искавший защиты России, был перевезен в Воронеж. В 1783 г. состоялось присоединение Крыма, и С. служил адъютантом при контр-адмирале Макензи, укреплявшем Ахтиарскую бухту, будущий Севастопольский порт. Здесь С. стал известен создателю "греческого проекта" кн. Потемкину. В 1786 г. для излечения от лихорадки С. был послан в Константинополь, с именем которого связывались тогда у многих мечты о воссоздании независимой Греции. В следующем году он - свидетель путешествия Екатерины II в Крым, представлен императрице и ею обласкан. В этом же году началась вторая война с Турцией, не примирившейся с потерей Крыма; в этой войне С. принимал видное участие. Благодаря его личной энергии, хладнокровию и неустрашимости был спасен от шторма около берегов Варны корабль "Преображение", на котором он был флаг-капитаном при контр-адмирале гр. Войновиче. С. участвовал также в сражении с турками севастопольской эскадры, выведенной в море для отвлечения турецких сил от осажденного Потемкиным Очакова. Наиболее видный подвиг его в эту войну - была экспедиция к южным берегам Черного моря. Пройдя от Синопа до Кафы, он разрушил много береговых укреплений и потопил до 12 турецких кораблей. Полученная им за это награда - Владимир 4 степени - первый случай жалованья орденов с бантом в знак особого отличия. После заключения мира с турками С. продолжал служить в Черноморском флоте. С конца 1800 г. по 1803 г. он был капитаном Херсонского порта; с 1803 по 1804 г. - Севастопольского. В этом году, уже в чине контр-адмирала, он был назначен флотским начальником в Ревель, где и оставался до 1805 г. Практическою морскою школою С. было, таким образом, Черное море; ответы на все связанные с этим морем вопросы нашей политики определяют в значительной мере и взгляды С. Турция и христианский восток - его главные интересы. Выступивший на служебное поприще в годы присоединения Крыма и мечтаний об изгнании турок из Европы и воссоздания Греции, С. на восточный вопрос смотрел всегда с точки зрения поддержания христианского населения Турции Россиею и честного исполнения перед ними этою последнею, как крупною европейскою державою, своего долга. Идеалист-политик национального направления, С. пытался провести на практике свои взгляды, как самостоятельный деятель, несколько позднее, когда началась борьба России и Европы с Наполеоном, но когда она еще не приняла определенно национального характера. Еще в 1798 г. С., как командир корабля "Св. Петр", участвовал в экспедиции вице-адмирала Ушакова, посланного на освобождение от французов Ионических островов одновременно с походом Суворова в Италию. С. был взят остров Св. Мавра, и ему же было поручено устроить на этом острове правильную администрацию. В 1804 г., когда С. был уже флотским начальником в Ревеле, при известии о замыслах Наполеона овладеть Ионическими островами и о приготовлении для этого тулонского флота, С. было поручено отправиться к Корфу для принятия под свое начальство всех сухопутных и морских сил Ионической республики, ожидавшей помощи от России. Эскадра С., состоявшая из одного 84-пушечного, четырех 74-пушечных кораблей и одного 32-пушечного фрегата, шла 10 сентября 1805 г. из Балтийского моря в Портсмут и должна была двинуться оттуда на соединение с эскадрою адмирала Нельсона, разбившего в это время французский флот при Трафальгаре. Благополучно избегнув перед Гибралтаром столкновения с уцелевшими от трафальгарского поражения французскими кораблями (эскадра Рошфора), С. вышел в Средиземное море и 18 января 1806 г. достиг Корфу. С. было предписано: 1) защищать республику Ионических островов от Наполеона; 2) не допускать французов к владениям греческим или турецким; 3) оказать помощь генералу Лесси, защищавшему Неаполитанское королевство. Последний пункт этого предписания после аустерлицкого поражения делался невозможным и по удалении из Средиземного моря ген. Лесси С. был здесь главнокомандующим всех наших сил, как сухопутных, так и морских, имея при себе 13000 сухопутных войск, около 8000 матросов и более 1000 пушек. Положение дел усложнялось тем, что по Пресбургскому миру между Австрией и Францией, к которому не присоединилась Россия, Далмация уступалась Франции. С. приходилось иметь дело с двумя врагами: явным - французами и тайным - нашими прежними союзниками австрийцами. Имея в виду, главным образом, упрочение русского влияния среди славянского населения Балканского полуострова, С. старался воспользоваться недоверчивым отношением далматинцев и черногорцев к австрийцам и к славянам. Утвердившись на острове Корфу, С. составил план занять для уничтожения французского влияния Бока-ди-Катаро, блокировать все порты, уступленные Австрией Наполеону, и не допускать французов в Рагузу. План этот начал он успешно приводить в действие, занял Бока-ди-Катаро и встретил полное сочувствие со стороны местного населения, главным образом, в лице черногорского митрополита Петра Негоша; местные жители снарядили до 30 кораблей и выставили до 12000 добровольцев. Действия С. приняли настолько внушительный характер, что ему удалось заставить австрийцев отпустить наши суда, задержанные ими по указанию Наполеона в Триесте, и он уже строил план перенести театр военных действий с Корфу в Далмацию и, отрезав сообщение морем этой страны с Испанией, тем самым расстроить замыслы Наполеона относительно Греции. С самого начала, однако, С. встретил значительное затруднение со стороны нашей дипломатии. Еще в марте 1806 г. он получил Высочайшее повеление покинуть Адриатическое море и отправиться с эскадрою в Черное, что не помешало ему продолжать военные действия против французов. В самый разгар этих действий в Рагузе, в июне пришло повеление сдать Бока-ди-Катаро австрийцам для передачи этими последними Наполеону. Население, узнав об этом распоряжении пало духом, и С. решился на крайнюю меру. Он предложил черногорцам послать депутацию к государю просить об отмене решения, а до тех пор обещал продолжать борьбу с французами. Это чрезвычайно подняло его значение среди жителей далматинского побережья, и осада французских войск, засевших в Рагузе, продолжалась. К концу июля, несмотря на извещение, что государь одобряет образ действия С., положение сделалось однако еще более затруднительным; из Петербурга шло известие об одобрении, а из Парижа русский уполномоченный Убри сообщил, что он подписал договор России с Францией на условиях передачи Франции Бока-ди-Катаро, неприкосновенности Рагузинской области и независимости Ионических островов; эта независимость и неприкосновенность не была, однако, ничем гарантирована. С. решился не обращать внимания на действие Убри в Париже, отклонился от каких бы то ни было сношений с австрийцами и французами и объявил, что будет ждать приказаний от самого государя. В конце июля ему уже было возвещено, что государь не утвердил мирных условий, подписанных Убри, и приказал их пересмотреть, поставив непременным требование независимости Далмации и Бока-ди-Катаро. Борьба продолжалась, С. подвигался на север по Адриатическому морю и начал занимать уже группу островов Курцоло, Брацо и Лиезино, лежащих севернее Рагузы. Борьба С. с французами возбудила против него неприязненные действия со стороны Али-Паши Янинского, турецкого наместника в Греции, а 18 декабря 1806 г. Турция, по настоянию Франции, открыто объявила войну России. Эскадра С. перенесла свои действия в Архипелаг и Мраморное море, где она должна была быть союзниками англичан. Появление ее здесь привело в такое же движение греческое население Мореи и Архипелага, в какое были уже приведены далматинцы и черногорцы. Новые успехи С. должны были содействовать усилению этого движения. С. занял остров Тенедос, отдававший в его руки вход в Мраморное море и около острова Ибиброса разбил 21 июня 1807 г. турецкую эскадру. Начавшиеся переговоры в Тильзите должны были повлечь за собою и мирные переговоры с Турцией; С. было предписано воздержаться от дальнейших наступательных действий. По условиям этого мира С. должен был оставить Архипелаг, предоставив французскому правительству посредничество при заключении мирного договора между Россией и Турцией. А так как Тильзитским миром подтверждались условия Пресбургского, то и Далмация и Бока-ди-Катаро должны были быть переданы французам. Все сделанное С. уничтожалось, Россия уступила свое место в Средиземном море Наполеону, и 5 октября 1807 г. пройдя Гибралтар, эскадра С. вышла в Атлантический океан. По выходе в океан С. сделал остановку в Лиссабонской гавани. Причиною этого была и неблагоприятствующая погода, и обстоятельства политического характера. Англия, не принявшая посредничества России в переговорах ее с Францией, после Тильзитского мира обнаружила неприязненное отношение к России. С., очевидно, пришлось бы столкнуться с английским флотом, который вряд ли бы согласился пропустить его в Балтийское море, и для этого ему нужно было озаботиться починкою своих судов. По отношению к нашим новым союзникам, французам, он держал себя, однако, крайне самостоятельно. Отъезд в Бразилию португальского принца регента, спасавшегося от Наполеона, не встретил со стороны С. никакого препятствия. Действовать заодно с французами С. согласился только после личного распоряжения Государя Императора, сделанного ему через морского министра П. В. Чичагова; да и после этого он резко старался разграничить враждебные действия французов против англичан от их стремления утвердить свое владычество в Португалии и Испании. Помогая им в первом случае, он держал себя совершенно пассивно в последнем. - Неудачи французов в Испании повлекли за собою и в Португалии капитуляцию англичанам маршала Жюно, заодно с которым и приходилось, главным образом, действовать С. Еще ранее ему было Высочайше повелено бороться с англичанами до последней возможности и лишь в крайнем случае, высадив на берег экипаж, сжечь корабли. При капитуляции Жюно С. старался выговорить, чтобы для русских кораблей лиссабонский порт считался нейтральным. Когда же это условие не было принято англичанами, С. все-таки удалось добиться того, что русская эскадра была сдана англичанам лишь на хранение и считалась как бы в залоге у английского корабля до заключения мира, адмирал ее и весь экипаж получали право свободного возвращения в Россию, и русский флаг не должен быть опущен, пока адмирал не покинет корабля (Лиссабонский договор 23 и 24 августа 1807 г.). 26 сентября того же года С. в сопровождении английской эскадры прибыл в Портсмут, причем в продолжение всего времени плавания английский адмирал Коттон уступал ему старшинство и отдавал почести по чину. В Англии С. оставался около года и 24 сентября 1809 г. прибыл в Петербург, совершив путь от Англии до России на английском транспортном судне: император Александр I принял его крайне холодно. "Твердость и самостоятельность, оказанные адмиралом С. при неотдаче Бока-ди-Котаро, - говорит в своих записках Шишков, - прогневали Наполеона и отразились на отношениях к нему самого Русского Императора. По требованию Наполеона С. был запрещен даже вход во дворец". Только в 1811 г. он был назначен командиром Ревельского порта. Его намерение поступить в годину Отечественной войны в ополчение было отклонено государем, и 21 апреля 1813 г. он был уволен в отставку по прошению. Только после восшествия на престол Николая І С. снова поступил на службу. Он был произведен в генерал-адъютанты; с 1826 г. присутствовал в комитете о раненных, а 6 декабря 1826 г. был назначен сенатором. Когда в 1827 г. возгорелась турецкая война, С. мечтал увидеть себя в знакомых водах Черного моря лицом к лицу со своим старым врагом; он надеялся получить командование черноморским флотом. Вместо этого ему было только приказано провести наши суда от Кронштадта до Портсмута и обратно. Последующие годы С. плавал по Балтийскому морю. Последнее свое плавание он совершил от Ревеля до Кронштадта в сентябре 1828 года в крайне ненастную погоду, причем сам вел свой корабль, не покидая ни на одну минуту руля. С. скончался в Петербурге 5 апреля 1831 г. Прекрасно образованный, хорошо знающий свое дело С. оставил по себе память человека тяжелого характера, но крайне самостоятельного и независимого по своим взглядам, свидетельством чего служит его деятельность 1805-1809 гг. Деятельность эта имеет историческое значение; она является интересным, хотя и малоизвестным эпизодом из истории, франко-русских отношений начала XIX века до 1812 г. и хорошо иллюстрирует то положение, в какое попадали деятели, воспитавшиеся на политических традициях Екатерины II, в царствование ее внука.

Рукописная биография Д. Н. С., принадлежит Имп. Русскому Истор. Обществу. - Формулярный список. - "Русская родословная книга", изд. "Русской Старины", т. І, стр. 293. - Словарь Бантыш-Каменского. - "Биографические очерки лиц, изображенных на памятнике тысячелетия России", изд. 1862 г. - "Российский гербовник". - Биография С., написанная Арцимовичем, в "Морском Сборнике", 1855 г., №№ 4, 5, 8, 10, 12; 1861 г. № 9. - "Записки адмирала Шишкова". - Вейдемейер, "Двор и замечательные люди России во второй половине ХVІII в." - "Жизнеописание первых российских адмиралов, или Опыт истории Российского флота". - Аркас, "История черноморского флота". - В. Б. Броневский, "Заметки морского офицера". - П. П. Свиньин, "Воспоминания о флоте".

М. Полиевктов.

{Половцов}

Сенявин, Дмитрий Николаевич

(1763-1831) - адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь), во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 г. после упорной осады взял занятую французами крепость на острове св. Мавры и много содействовал успеху осады Корфу. Участвовал почти во всех войнах Александровского времени.

Ср. Бантыш-Каменский, "Сенявин" ("Библиотека для чтения", 1838, т. XXXI); Арцымович, "Д. Н. Сенявин" (СПб., 1855).

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сенявин, Дмитрий Николаевич" в других словарях:

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - Дмитрий Николаевич Сенявин. СЕНЯВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831), российский флотоводец, адмирал (1826). В русско–турецкую войну 1806 12 командующий эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07), одержал победы в Дарданелльском и Афонском … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сенявин (Дмитрий Николаевич, 1763 1831) адмирал. Участвовал в устройстве Ахтиарского порта (Севастополь); во вторую турецкую войну при Екатерине II отличился в сражении близ Варны; в 1798 году, после упорной осады, взял занятую французами… … Биографический словарь

    - (1763 1831) русский флотоводец, адмирал (1826), почетный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях. (1806 07). Нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), генерал адъютант (1825), сенатор (1826), почетный член Петербургской АН (1826). Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1780). Отличился в морском сражении у мыса Калиакрия (31 июля 1791) в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сенявин. Дмитрий Николаевич Сенявин Дата рождения … Википедия

    - (1763 1831), флотоводец, адмирал (1826), почётный член Петербургской АН (1826). В русско турецкую войну 1806 12 командовал эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях (1806 07). Нанёс поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском сражениях… … Энциклопедический словарь

    Дмитрий Николаевич Сенявин 1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

    Сенявин, Дмитрий Николаевич - СЕНЯ/ВИН Дмитрий Николаевич (1763 1831) российский флотоводец, адмирал (1826). Окончил Морской корпус (1780). С 1783 г. на ЧФ. Во время российско турецкой войны 1787 1791 гг. отличился в сражении у мыса Калиакра. В Средиземноморском походе Ф.Ф.… …

    Дмитрий Николаевич Сенявин - см. Сенявин, Дмитрий Николаевич … Морской биографический словарь

    1763 1831 Место рождения Комлево Калужская губерния Принадлежность … Википедия

Адмирал Сенявин

Рядом с Боровском расположена деревня Комлево. Она уже почти слилась с городом. Деревня находится на возвышенности, на берегу озера. Если проехать по ул. Ленина из центра от кафедрального собора до конца города и никуда не сворачивать, то мы попадем на окраину, справа останется суконная фабрика ОАО «Руно» - бывшая фабрика братьев Полежаевых. Едем прямо, и метров через 500 мы уже в деревне. Вся дорога от центра Боровска до Комлева - километра полтора. Здесь и было поместье Сенявиных, давших русскому флоту столько знаменитых мореплавателей. Самый известный в этом дворянском роду был адмирал Сенявин Дмитрий Николаевич.

В центре деревни стояла церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1712 году, в которой находились три захоронения под чугунными плитами и родовой склеп Сенявиных. В этой церкви его крестили. В ней было пять захоронений Сенявиных. Кто был захоронен - неизвестно, склеп разорен в 30-х годах. В нем при вскрытии были обнаружены два гроба, стоявшие на четырёх резных креслах. Когда открыли гробы, в них лежали мужчина в военном мундире с золотыми пуговицами, при нём была сабля, и женщина в шелковом зеленом платье и в серьгах. Они были как живые, но на глазах начали рассыпаться и превратились в прах. Покойники были ограблены, кресла унесли местные жители, а клочки зеленого шелка еще долго ветер гонял по всей деревне...


Сама церковь была взорвана в 1960х гг. Колокол с церкви был снят в 1941 году и перевезен на кафедральный собор в центре города, где и провисел до замены всех колоколов в наше время. На месте церкви находится сельсовет и поставленный в 1996 году мемориальный знак в память о флотоводце.
Дом Сенявиных находился справа от церкви, дорога вела от дома, мимо церкви к озеру. В доме находились картины и гравюры морских сражений, навигационные инструменты, портреты моряков, карты и другие вещи, имеющие отношение к морю.
Про род Сенявиных написано очень много, поэтому я не буду подробно описывать всю его историю.
Скажу коротко.
Из дома Дмитрия Сенявина в десятилетнем возрасте отдали в Морской Кадетский корпус в Петербурге. Отец Дмитрия был морским офицером и после отставки жил с семьей в своем поместье в деревне Комлево. Дмитрий Николаевич позже так вспоминал расставание с отцом у дверей Кадетского корпуса: «Батюшка сел в сани, я поцеловал его руку, он перекрестил меня и сказал: «Прости Митюха, спущен корабль на воду, отдан богу в руки, - пошел!» - и вмиг скрылся из глаз».
Здесь стоит отметить, что Д.Н.Сенявин не навсегда уехал из родного дома. В свое время он приезжал в Комлево и даже судился из-за поместья.
Свою морскую историю род Сенявиных начал с двоюродного деда Дмитрия Николаевича - Наума Акимовича, который дослужился при Петре I до звания вице-адмирала. Наум Сенявин прославился крупной морской победой в бою у о. Эзель в 1719 г. во время Северной войны.

Эзельский бой 1719г, между русскими и шведскими кораблями 24 мая (4 июня) около о. Эзель (Сааремаа) во время Северной войны 1700-21. (1866г. Художник Боголюбов Алексей Петрович)

Адмиралом был и дядя Дмитрия Николаевича - Алексей Сенявин.
Д. Н. Сенявин окончил Морской кадетский корпус в 1780г. С 1783г. на Черноморском флоте. Во время русско-турецкой войны 1787—91 годов участвовал в сражении у мыса Калиакрия. Командовал линейным кораблём «Св. Петр» в Средиземноморском походе Ушакова 1798—1800г. Возглавляя отряд кораблей, в ноябре 1798г. овладел французской крепостью на острове св. Мавры, участвовал в штурме Корфу. В 1806 командовал русским флотом в Адриатическом море, который, не допустив захвата Ионических островов французами, овладел рядом важных крепостей (Каттаро и др). Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1807г. русский флот в Эгейском море под командованием Сенявина осуществил блокаду Дарданелл, разгромил турецкий флот в Дарданелльском сражении и Афонском сражении. В результате чего было обеспечено безраздельное господство русского флота в Архипелаге.
Сенявин развил тактику сил флота, выработанную Ф. Ф. Ушаковым, применив маневр и сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, а также согласованные действия тактических групп кораблей на главном и вспомогательном направлениях. Проявил незаурядные дипломатические способности, особенно во время англо-русской войны 1807—12г., когда русская эскадра попала в тяжёлое положение в Лиссабоне. Однако Александр I остался недоволен самостоятельными действиями Сенявина в Средиземном море и его переговорами с англичанами. По возвращении в Петербург был назначен на второстепенную должность командира Ревельского порта (1811), а в 1813г уволен в отставку.

В 1825г. в связи с обострением русско-турецких отношений Сенявин был возвращен на службу, назначен командующим Балтийским флотом и получил звание генерал-адъютанта. В 1826 г. его произвели в адмиралы. В том же году избран почетным членом Петербургской академии наук. Сенявин командовал флотом до 1830 г., награжден алмазным знаком ордена Александра Невского. Но всё это было уже при Николае I.

Многое было в жизни Д.Н.Сенявина, и ратные подвиги, и далекие морские походы, опала и заслуженный почет.

Скончался Дмитрий Николаевич Сенявин в 1831 году. На его похоронах присутствовал император Николай I. Он командовал почетным эскортом лейб-гвардии Преображенского полка, да и сами торжественные похороны были организованы им. Похоронили Сенявина в соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. На дубовой плите была сделана надпись: «Дмитрий Николаевич Сенявин, генерал-адъютант и адмирал, род. 6 августа 1763 года, умер 5 апреля 1831 года».
Сенявин Д.Н. проявлял большую заботу о нуждах личного состава, гуманно относился к матросам и пользовался среди них большой популярностью. Именем Сенявина названа группа островов в архипелаге Каролинских островов, мысы в заливе Бристоль Берингова моря и на юго-востоке острова Сахалин, а также ряд боевых кораблей русского и советского флота.