Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ. Свободные экономические зоны Типы особых экономических зон в рф


«Специальная экономическая зона, как правило, представляет собой географически локализованный земельный участок с четкими фиксированными границами и особым административным режимом, управляемый одной организацией, предлагающей структурированный пакет стимулов со стороны государства (например, освобождение от таможенных пошлин, облегченный таможенный режим) для компаний, которые размещают свой бизнес в СЭЗ».
(The World Bank)

Специальные экономические зоны в Казахстане

«Специальная экономическая зона» (СЭЗ) - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.
(Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года)

НПА, регулирующие деятельность СЭЗ

В Казахстане деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
. Налоговый кодекс - в части налогообложения участников СЭЗ
. Закон «О специальных экономических зонах» - основной закон, регулирующий деятельность СЭЗ
. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - в части таможенного регулировани в СЭЗ (применяется временно до 1 января 2017 года)

Функционирование СЭЗ

Предложение о создании СЭЗ

Предложение о создании СЭЗ вносится в Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (МИНТ) местными или центральными исполнительными органами, ассоциациями предпринимателей и юридическими лицами.

Управление СЭЗ

За исключением СЭЗ «Астана - новый город» все остальные СЭЗ управляются управляющей компанией. Управляющая компания может быть создана Правительством Казахстана, акиматами (местными исполнительными органами) и частными юридическими лицами, включая иностранные. В случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе частных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, частные инвесторы (включая иностранные), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность. Управляющая компания оказывает услуги участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с чиновниками.

Функции Управляющей компании

1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования специальных экономических зон;
2) предоставление в аренду (субаренду) земельных участков и предоставление в аренду (субаренду) объектов инфраструктуры лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности;
4) представление уполномоченному органу отчетности о результатах деятельности СЭЗ на основании ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
5) привлечение участников специальной экономической зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры СЭЗ;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам СЭЗ;
8) организация места приема для функционирования центра обслуживания населения (ЦОН) по принципу «одного окна»;
9) подтверждение фактического потребления ввезенных товаров при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ;
10) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности.

Органы, регулирующие деятельность СЭЗ

Министерство индустрии и новых технологий
- является главным уполномоченным органом в области развития и регулирования СЭЗ согласно Закону «О специальных экономических зонах».

Управляющая компания
- Для управления СЭЗ создается Управляющая компания.
Акции управляющих компаний СЭЗ (10 СЭЗ) находятся напрямую либо косвенно в следующей собственности:

  1. в коммунальной собственности - Акиматы Мангистауской, Карагандинской (49% - частная), Павлодарской и Южно-Казахстанской областей - 4 управляющие компании СЭЗ
  2. в республиканской собственности - Министерство нефти и газа РК и МИНТ - 3 управляющие компании
  3. в собственности АО ФНБ «Самрук-Казына» - АО «НК «Казахстан Темiр Жолы» и ТОО «Объединенная химическая компания» - 2 управляющие компании
  4. ГУ СЭЗ «Астана-новый город» - Акимат города Астаны.
Налоговый орган на территории СЭЗ
- в части налогового регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Налогового комитета Министерства финансов.

Таможенный орган на территории СЭЗ
- в части таможенного регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Комитета таможенного контроля Министерства финансов.

Льготы в СЭЗ

Льготы в специальных экономических зонах предусмотрены в Налоговом Кодексе и Законе «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»

Налоговые льготы

Для участников всех СЭЗ предусмотрены следующие льготы:
. Освобождение от КПН;
. Освобождение от земельного налога;
. Освобождение от налога на имущество;
. При реализации на территории специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Каазхстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.;
Существуют также дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Астана новый город».

для СЭЗ «Астана новый город»:
. реализация на территории специальной экономической зоны «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

для СЭЗ «Парк информационных технологий»:
. Освобождение от социального налога на 5 лет при условии, что расходы на оплату труда составляют не менее 50% от годового дохода и 90% от расходов на оплату труда расходуется на резидентов РК Организация, зарегистрированная в Казахстане и находящаяся вне СЭЗ «ПИТ», до 1 января 2015 года считается участником СЭЗ «ПИТ» если она:

1) не имеет структурных подразделений;
2) не менее 70 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от следующих видов деятельности: проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств информационных технологий, а также услуги дата-центров, онлайн-услуги; проведение научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.

Другие льготы

Упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы
Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Бесплатный земельный участок на срок до 10 лет
Участникам СЭЗ на срок до 10 лет бесплатно предоставляется земельный участок для реализации проекта.

Условия получения налоговых льгот:
1) Регистрация в качестве налогоплательщика на территории СЭЗ
2) Не иметь структурных подразделений за пределами СЭЗ
3) Не менее 90 процентов совокупного годового дохода (для СЭЗ «ПИТ» - 70%) должны составлять доходы от реализации товаров собственного производства по приоритетеным видам деятельности СЭЗ.

Специальные экономические зоны в Казахстане

В целях активизации внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, поддержки отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан Указом Президента Республики Казахстан созданы 9 специальных экономических зон:
  1. СЭЗ «Астана - новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая);
  2. СЭЗ «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность);
  3. СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алматы (приборостроение);
  4. СЭЗ «Онтүстік» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность);
  5. СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность);
  6. СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области (туризм);
  7. СЭЗ «Павлодар» в г.Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность);
  8. СЭЗ «Сарыарқа» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение);
  9. СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» в Алматинской области (логистика);
  10. СЭЗ «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность).
Мировой опыт свидетельствует о том, что создание СЭЗ является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Данные СЭЗы условно можно разделить на три группы:
1) промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Павлодар», «Сарыарқа», «Астана - новый город», «Химический парк Тараз»;
2) сервисные - «Бурабай», «Астана - новый город», «Хоргос - Восточные ворота»;
3) технико-внедренческая зона - «Парк информационных технологий».

Общей характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные и налоговые льготы.

Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д.

Какую суть несут свободные экономические зоны?


Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны.
То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов.

Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны.

Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала».

Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям.

В чем отличие свободной зоны от остальных регионов?

  1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период.
  2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции.
  3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений.
  4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

— туристическо- рекреационном;
— промышленно-производственном;
— транспортной логистике, в частности портовой логистике
— научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.


Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

Где в России находятся свободные зоны?

В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности: промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:

— «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе.
— «Моглино» Псковской области
— «Тольятти» в Самарской области
— «Липецк» в Липецкой области
— «Титановая долина» Свердловская область
— «Людиново» Калужская область

2. В технологический кластер вошли:
— «Дубна» в Московской области
— «Санкт-Петербург»
— «Зеленоград» Московская область
— «Томск» в Томской области.

3. Логистический кластер:
— «Ульяновск» в Ульяновская область
— «Советская гавань» Хабаровский край

4. Туристический кластер:
— «Долина Алтая» — алтайский край
— «Байкальская гавань» республика Бурятия
— «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
— «Ворота Байкала» Иркутская область
— «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе.
— «Иннополис» в республике Татарстан.
— Республика Крым

Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru

По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов.
Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.

В чем минус СЭЗ?

В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно.
Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель.

Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии. Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возможность развиться региону, а потом уже получать с него нормальные налоговые сборы.

Создание, функционирование и развитие свободных экономических зон (СЭЗ) (зонирование) как один из аспектов современной экономической политики имеет как общие, так и специфические для каждой конкретной страны мира черты. Государственная политика зонирования формулируется исходя из типа национальной хозяйственной системы (рыночная или централизованно планируемая, развитая или развивающаяся и т.п.).

Государственная политика зонирования - комплекс правовых, экономических, социальных и информационных мер, направленных на создание, эффективное функционирование и развитие СЭЗ и контроль их деятельности, интегрированный в единую социально- экономическую политику государства.

Основное значение СЭЗ состоит в том, что зоны:

  • являются мощным фактором социально-экономического, научно-технического, организационно-технологического и кадрового прогресса экономики страны;
  • опосредуют передачу передового опыта хозяйствования в отрасли народного хозяйства страны;
  • служат источником поступления иностранных инвестиций;
  • выступают стимулом освоения финансовых, трудовых, материальных и природных местных ресурсов.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования.


Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. А поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, то предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это «золотое правило» неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в ходе зонирования не возникает противоречий между работой СЭЗ и общегосударственными интересами страны размещения.

Перечень целей зонирования определяет задачи, решаемые государственной политикой зонирования.

К основным целям создания СЭЗ в развивающихся странах относятся:

  • стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • стимулирование создания наукоемких производств и т.д.

Целями создания СЭЗ в промышленно развитых странах являются:

  • преодоление экономического отставания отдельных районов;
  • решение проблемы занятости населения;
  • стимулирование инноваций в наукоемких отраслях.

Сущность, основы классификации и типы свободных экономических зон


Имеется более 20 основных видов определения СЭЗ. В данной главе свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы на части территории государства. Эта формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансовокредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в Приложении VIII к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной- франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом, поэтому СЭЗ не рассматривается в качестве политической автономии.

В практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ считаются законодательно закрепленные и обозначенные на местности географические линии, ограничивающие территорию, занимаемую СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются особые режимы регулирования финансово-кредитной, ценовой и налоговой политики, установленные законодательными и подзаконными актами страны пребывания. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны.

Для СЭЗ используются самые различные названия. Так, в России применяется термин «особая экономическая зона», в странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона» и т.д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, используются понятия «специальные экономические зоны» и «специальные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». В Турции СЭЗ определена как понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяется термин «технопарк», в Японии - «технополис». Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах Западной Европы - с деятельностью такого типа зон, как «портовые города» или «города-порты». В российской практике также создаются зоны типа «наукоград», «город-завод» и др.

Одной из основных причин многообразия типов зон в мировой практике зонирования является их четкая ориентация на определенный вид или группу видов специализированной деятельности.


СЭЗ - это:

  • 1) ограниченная часть таможенной территории страны, которая должна характеризоваться уникальностью своего географического положения, позволяющего выполнять специфические задачи;
  • 2) создание по инициативе центральных либо местных органов власти и хозяйственного руководства на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, где создается «зона», территории самой «зоны», хозяйствующих на ней субъектов;
  • 3) особый льготный режим хозяйствования (инвестирования, налогообложения, финансирования, кредитования, визовый, валютный и таможенный режимы), устанавливаемый на территории зоны;
  • 4) законодательно и организационно определенные и оформленные границы «зоны»;
  • 5) выделенные и закрепленные специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью развития экономики «зоны» и национальной экономики страны в целом.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по следующим критериям :

  • 1) степени интегрированности в национальную экономику;
  • 2) способу организации;
  • 3) характеру собственности;
  • 4) характеру деятельности или функциональному назначению;
  • 5) размеру территории зоны;
  • 6) степени открытости;
  • 7) числу стран-участниц;
  • 8) порядку организации границ зоны и режиму доступа на ее территорию.

В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны отличаются по размерам территории и направлениям их организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили широкое распространение в Мексике, где функционируют так называемые макиладорас - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются СЭЗ в Доминиканской Республике, Венгрии.


Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление (Китай, Индия, а также некоторые малые страны, такие как Шри-Ланка, Маврикий и др.). Таким образом, территориальный признак лежит в основе различных типологий СЭЗ анклавного типа.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность - административными и экономическими методами.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства.

Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности и конкурентоспособности товаров.

В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так, в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет 40-90%, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции. В зонах внешней торговли США около 80% всех поставок полуфабрикатов и материалов приходится на внутренние районы США и, в свою очередь, около 90% производимой продукции направляется на внутренний рынок .


Интегрированные зоны наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

В зависимости от способа организации различают две группы зон:

  • территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании независимо от вида деятельности пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
  • функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны.

По характеру собственности на объекты в СЭЗ различают частные и смешанные.

Наиболее распространенным в мировой практике является смешанный тип СЭЗ, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.

В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ. В большинстве СЭЗ государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании. Следует также отметить, что в последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также управление зонами.

Таким образом, хотя государственная собственность играет важную роль в ряде развивающихся стран, а также в Китае, Вьетнаме и некоторых странах с переходной экономикой, тем не менее, основой развития СЭЗ становится частная собственность, частный капитал.

По профилю (признаку хозяйственной специализации) известны следующие типы СЭЗ.

  • 1. Торговые/реэкспортные зоны.
  • 2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
  • 3. Торгово-промышленные зоны.
  • 4. Специализированные научно-технические и технико-внедренческие зоны.
  • 5. Зоны со специализацией на сфере услуг.
  • 6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.

Торговые зоны представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые


и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. При этом если такая зона работает на вывоз (экспорт) товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВнТ) или свободной внешнеторговой зоны. Если на ввоз (импорт) - это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона. Если же характер деятельности зоны смешанный с примерно равными долями объемов ввоза и вывоза товаров, то это чаще называется свободной таможенной зоной. Большое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их шесть: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Куксфахен, Эмден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике используются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные зоны» и др. История городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых открытых прибрежных городов (ОПГ). Для торговых зон характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ и т.п.).

Промышленно-производственные или предпринимательские зоны характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо производится на такой основе так называемая импортозамещающая продукция для целей внутреннего рынка страны, осуществляется сборка готовой продукции. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом налоговыми и финансовыми льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР, где они носят название специальных экономических зон (о. Хайнань, провинция Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу). В Южной Корее - это Мазанская свободная зона, Ирийская свободная зона и т.д.

Эти зоны иногда называют зонами промышленной обработки. Иногда - просто производственными зонами, но чаще - свободны


ми экспортными зонами или зонами свободного импорта. Наиболее распространен такой тип зон в развивающихся странах, где их присутствие воспринимается как одно из условий активизации возрождения национальной экономики. Все семейство таких зон по признаку преобладания внешнего или внутреннего сбыта производимой на их территории продукции можно подразделить на зоны:

  • замещения импорта (преимущественная ориентация на внутренний рынок);
  • экспортной ориентации (преимущественное удовлетворение потребностей внешнего рынка);
  • экспортно-импортные (когда разнонаправленные каналы реализации производимой в этих зонах продукции равны или не слишком отличаются по объемам).

Торгово-промышленные зоны. Как свидетельствует само их название, они являются комбинацией двух первых типов зон. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий-резидентов зоны. Эти зоны получили широкое распространение в США.

Научно-технические и технико-внедренческие зоны обычно называются в США технопарками, в Японии - технополисами, в России и других странах СН Г - наукоградами. К ним же относятся и повсеместно возникшие научные парки и технополисы, активно создаваемые с начала 1980-х гг. в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, например на о. Тайвань (не случайно, что некоторые подобные зоны возникли из промышленно-производственных зон).

Эти зоны всех видов получают широкую поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и льготные кредиты, в том числе для мелких инновационных фирм. Главная цель таких зон - стимулирование инновационной деятельности.

Функциональные зоны - наиболее многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационнотуристические, историко-культурные, экологические и т.д.). В этих и подобных административно-территориальных образованиях устанавливается специальный режим для того вида предпринимательской деятельности, на котором специализируется каждая конкретная зона, а также особый режим пребывания в ней для клиентов.

Например, свободные банковские зоны (СБЗ) и свободные страховые зоны (ССЗ) представляют собой территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами и иностранными


капиталами. Здесь практически отсутствует контроль за обменом иностранных валют, разными формами движения капитала (в форме денег, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение и наивысшую форму своей зрелости в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высок уровень деловой и коммерческой активности, высока степень концентрации международного капитала. Примерами могут служить СБЗ в Швейцарии и Люксембурге, система СБЗ и ССЗ в США, Франции, Германии, Великобритании, а также СБЗ и ССЗ в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Тайване, на Филиппинах. Отличительная черта всех СБЗ и ССЗ - высокая степень развития финансовой и коммуникационной инфраструктуры территории. В зонах типа СБЗ и ССЗ страховые компании освобождены от некоторых норм пруденциального регламентирования операций со стороны государства.

В свою очередь, такие виды сервисных зон, как офшорные зоны, дают возможность юридическим лицам, не ведущим на территории самой зоны хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользоваться упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами, национальными и иностранными государствами и т.д.

По мере развития многоаспектного международного сотрудничества повышается роль и значение такого вида сервисных зон, как рекреационно-туристические зоны, и традиционных, имеющих многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса, а также тех регионов и территорий мира, которые известны своими культурными, религиозными, историческими и другими традициями. Последние зоны называют особыми историко-культурными центрами.

Рекреационно-туристические зоны отличаются тем, что при наличии в них прекрасных (часто уникальных) природно-климатических условий, позволяющих осуществлять здоровый отдых и лечение, заниматься спортом и т.д., они имеют еще и развитые транспортные и коммуникационные связи, развитую систему медицинского и туристического обслуживания. Примерами зон такого рода могут быть города-курорты в Альпах, курорты Средиземноморья, Канарских, Багамских и Сейшельских островов и т.д.

Зоны игорного и развлекательного бизнеса имеют давнюю традицию. Известны мировые центры этих зон - Монако, Лас-Вегас (США), Канн (Франция) и т.п. Целевая направленность этого типа зон предполагает их ориентацию на получение валюты в рамках криминогенного (или близкого к таковому) бизнеса.


Комплексные зоны - масштабные и достаточно разнообразные по сущности и природе своего создания зоны. К отличительным особенностям этого вида зон относятся:

  • значительная численность населения;
  • поэтапность в развитии и стадийность совершенствования экономической и социальной систем региона зоны;
  • ощутимость вклада экономики зоны в национальное хозяйство и во внешнеэкономические связи страны;
  • колебания размеров территории зон от очень значительных до точечных;
  • различные уровни развития отдельных регионов и территорий, входящих в состав самой зоны.

Так, например, относящаяся к этому типу зон специальная экономическая зона Шэньчжэнь в КНР имеет площадь территории 328 кв. км, а население - более 1 млн человек. Другая такая же китайская зона - Хайнань занимает всю площадь крупного острова, где проживает 6,5 млн человек. В свою очередь, свободная зона «Манаус» в Бразилии представляет собой крупнейшее территориальное образование. С момента развития этого территориального комплекса (с 1957 г.) в нем сформировалось несколько «субзон» различного типа. СЭЗ «Янтарь» объединяет все население, территорию и хозяйственный комплекс Калининградской области России. Комплексные зоны встречаются практически во всех регионах мира (например, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Размер территории, отводимой под размещение зоны, чрезвычайно дифференцирован. Они могут занимать от нескольких гектаров и нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта, дьюти-фри), а также макрозоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим правилам.

Формулируя государственную политику зонирования на стадии принятия решений о создании СЭЗ, нужно учитывать, что работа СЭЗ, помимо позитивных черт, таит определенные опасности, которые необходимо принимать в расчет во избежание перекосов в национальной хозяйственной системе.

Зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (по-


граничного) режима, а может быть жестко регламентированным и ограниченным. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми , во втором случае - закрытыми, или специальными. Например, в КНР с 1980 г. действуют так называемые специальные экономические зоны (СпЭЗ ). Они являют собой типичный образец зон закрытого типа. В них не только проявляется явная автономия местных властей, их значительная свобода от центрального правительства в формировании политики региона зоны и автономное действие законов, регулирующих отдельные стороны хозяйствования и жизнедеятельности на ее территории, но и имеются свои внутренние границы, которые нельзя пересекать, не имея специального паспорта. В то же время другой тип китайских зон, так называемые открытые прибрежные города (ОПГ), практически не имеют своего автономного законодательства, лишены жестких границ.


Система управления СЭЗ, органы зонального управления


К уровням государственного регулирования СЭЗ относятся:

  • межгосударственный;
  • общенациональный (федеральный);
  • региональный;
  • внутризональный.

Основная цель системы управления СЭЗ - решение задач, поставленных перед зоной в рамках реализации государственной политики зонирования.

В мировой практике зонирования существуют различные системы управления СЭЗ, а регулирование хозяйства зоны проводится различными методами посредством создания специальных органов.

Органы управления СЭЗ разных уровней являются субъектами организационного механизма зонирования. В промышленно развитых странах - это местные органы власти, которые наделяются широкими полномочиями вплоть до законодательных. В странах с транзитивным типом национальной экономики управление в зонах возлагается на акционерные общества, куда входят в качестве учредителей все заинтересованные стороны: центральный (национальный) банк, крупная строительная организация, крупные предприятия, находящиеся в СЭЗ, местные власти, а также иностранные инвесторы.

В РФ в большинстве случаев для руководства экономической и организационной деятельностью СЭЗ создаются специальные органы управления.

  • См. ставшую классической работу: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  • См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);

Налоговых;

Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Мировая экономика давно уже привыкла к такому особому инструменту развития, как свободная экономическая зона. Это эффективный способ привлечь инвестиции в регион и обеспечить рост производства или других видов хозяйственной деятельности.

Определение понятия «свободная экономическая зона»

Официально выделенные экономические территории были закреплены международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур в 1973 году в Киото. В самом общем виде свободная экономическая зона – это часть территории страны, на которой устанавливаются особые условия, выражающиеся в отсутствии или ослаблении таможенного контроля и значительных налоговых льготах.

Сегодня нет окончательной терминологической ясности, и названия "свободная" или "особая экономическая зона" применяются как синонимы. Сутью этого явления являются особые условия, которые существуют на ограниченной территории. Организация таких зон всегда связана с решением определенной экономической задачи: развитие территории, привлечение инвесторов, создание нового вида хозяйственной деятельности.

Принципы существования свободных экономических зон

Вне зависимости от вида и страны размещения особые свободные экономические зоны создаются на основе следующих принципов:

  • обязательное отсутствие любых таможенных пошлин на ввоз комплектующих для будущей продукции, оборудования и на вывоз произведенных товаров;
  • налоговые льготы;
  • государственные гарантии от любого вида конфискации и экспроприации имущества, принадлежащего иностранным инвесторам;
  • набор льгот и привилегий разного характера для компаний, осуществляющих деятельность на территории свободной экономической зоны;
  • свободное использование твердой конвертируемой валюты для всех видов транзакций.

Цели создания свободных экономических зон

Возникновение особых зон связано с решением насущных экономических задач. Свободная экономическая зона – это эффективный инструмент помощи региональным экономикам. Зоны способны помочь во многих случаях. Они создаются при желании оживить средний и мелкий бизнес в депрессивном или дотационном районе страны, помогают выровнять уровень жизни в разных регионах, позволяют более эффективно использовать имеющиеся в регионе ресурсы и многое другое. Именно поэтому существует довольно большой перечень целей, в которых показано создание свободной экономической зоны. Цели могут различаться при рассмотрении их значимости для государства и для инвестора. Государственные интересы создания свободных экономических зон заключаются в следующем:

  • привлечение иностранных инвестиций, мобилизация капиталов, получение инновационных технологий для производства товаров и услуг;
  • создание большого количества новых рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров;
  • импортозамещение, производство внутри страны товаров, технологий и услуг для развития внутреннего рынка вместо импортирования товаров;
  • формирование возможной экспортной базы;
  • апробация новых приемов и методов менеджмента, законодательных и налоговых моделей, отработка навыков управления новыми системами, подготовка кадров.

Для инвестора актуальными являются следующие цели:

  • повышение прибыльности вложений за счет налоговых послаблений;
  • сближение производства и потребителя;
  • получение дешевой рабочей силы;
  • снятие различных административных барьеров при ведении бизнеса;
  • развитие территории и получение в связи с этим дополнительных возможностей для расширения бизнеса.

Функции свободных экономических зон

Любая свободная экономическая зона – это сложная полифункциональная система. К числу функций, выполняемых такими территориями, можно отнести:

  • повышение индустриализации региона и страны в целом;
  • интеграция национального рынка в мировую экономическую и производственную систему;
  • увеличение валютных вливаний в бюджет страны и региона;
  • развитие региона, в том числе за счет формирования высококвалифицированного персонала, насыщения рынка качественными товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест;
  • повышение эффективности использования имеющихся мощностей и ресурсов;
  • повышение роли страны в мировом экспорте;
  • мобилизация капиталов и предпринимательской среды.

Организационные формы свободных экономических зон

Каждое государство само выбирает форму особой зоны в соответствии с решаемыми задачами и особенностями экономики региона. Поэтому свободная экономическая зона страны может иметь различную функциональную и организационную форму. Всего выделяют 5 основных организационных типа таких территорий:

  • внешнеторговые, в которых главный вид деятельности – это импорт и экспорт, в них беспошлинная торговля сопровождается развитием транспортных систем, складских комплексов и т. п.;
  • технологические, эти зоны ориентированы на разработку, освоение и апробацию высоких технологий, они привлекают инновации в регион. Примером являются технополисы и технопарки;
  • комплексные производственные зоны, они могут быть основаны на создании товаров или предоставлении услуг, чаще всего создаются зоны по производству товаров массового потребления;
  • оффшорные зоны, которые привлекают капитал за счет снижения или отсутствия налоговых и таможенных сборов, клиентам предоставляются льготные условия на совершение операций с валютами;
  • сервисные зоны, создаваемые для развития одной услуги или их комплекса, например банковские или рекреационно-туристические зоны.

Виды свободных экономических зон

Существует несколько классификаций особых зон по разным основаниям. Традиционно территория свободной экономической зоны может относиться к какому-либо виду в соответствии с ведущим принципом организации, в этом случае выделяются:

  • территориальные свободные зоны, которые созданы именно исходя из особенностей места, к ним относят открытые зоны, которые активно взаимодействуют с другими регионами, и анклавные, то есть такие, в которых есть ограничения по сотрудничеству с другими регионами;
  • функциональные зоны. Они создаются исходя из определенной функции, например производство определенных товаров или услуг.

По предоставляемым льготам особые зоны можно разделить:

  • на таможенные, в которых предоставляются существенные льготы на экспорт и импорт товаров, сырья, комплектующих;
  • налоговые, в таких зонах частично или полностью отменены различные виды сборов;
  • финансово-инвестиционные, в которых снижены ставки на различные виды сборов, предоставляются льготные условия кредитования и страхования;
  • административные, в которых действует упрощенный порядок регистрации и постановки на учет компаний, а также облегчен въезд и выезд иностранных граждан-инвесторов.

Немного истории

Режим свободных экономических зон в мире опробуется еще в 12 веке, когда в Европе возникает знаменитый Ганзейский союз, контролирующий торговлю на Балтийском и Северном морях. Члены союза пользовались различными льготами и привилегиями, что обеспечивало его успех и долговечность. В 15-17 веках эксперименты с такими территориями проводились в Италии, России и Германии. К концу 19 века сложились благоприятные условия для возникновения подлинной особой зоны. Первая свободная экономическая зона страны появилась в немецких городах Гамбурге и Бремене. Гамбург доныне сохранил свои привилегии благодаря исключительно выгодному расположению и развитой инфраструктуре.

В 20 веке появление свободных экономических зон становится распространенным явлением, в 70-х годах формируется международный правовой механизм, который позволил очень многим государствам открыть такие территории.

Мировой опыт

Современные зоны свободной экономической торговли – очень популярные инструменты региональной политики и экономики. Всего в мире существует более 1000 таких территорий, рекордсмен по их количеству – США, самый бурный рост зон сегодня происходит в Азии. Наиболее удачными проектами в мировой практике стали:

  • ирландский район Шеннон, в котором при угрозе резкого снижения пользования аэропортом международных авиакомпаний был создан технопарк для привлечения инвестиций, также здесь открывается первый в мире магазин беспошлинной торговли, в 80-х годах здесь сформировался мощный инновационный центр;
  • бразильский промышленный округ свободной зоны Манауса, в котором сосредоточились энергетические компании, обеспечившие не только внутренние потребности страны, но и вышедшие на внешние рынки;
  • китайские экспортные города: в конце 70-х годов в 14 прибрежных городах были открыты зоны с особыми налоговыми и таможенными условиями, что позволило сделать региону рывок в развитии, а также привлечь в страну десятки миллиардов долларов.

Российская практика

Свободные экономические зоны в России появились в последние годы существования СССР. Они были направлены на развитие экономики и установление отношений с другими странами. Первыми стали проекты в Выборге и Находке. Особенностью всех зон этого периода был акцент на экспорт сырья. В 90-х годах появляется сразу несколько зон с облегченным налоговым режимом, они выпускают товары и привлекают внешние инвестиции. Но позже оказалось, что почти всем планам не суждено было реализоваться.

В конце 20 века появляются новые проекты: внешнеторговая зона возле аэропорта Шереметьево, технологическая в Зеленограде, туристско-курортная на Кавказе. В стране постепенно формируется свой подход к функционированию таких территорий, однако их деятельность сталкивается со значительными трудностями.

Особенности свободных экономических зон в России

В 2000-х годах Россия начинает серьезно подходить к развитию особых территорий, чтобы привлечь иностранный капитал и поддержать высокотехнологичные отрасли экономики.

В России сформировались следующие зоны свободного экономического развития:

  • промышленные (Елабуга, Липецк, Тольятти и др.);
  • инновационные (Зеленоград, Дубна, Фрязино и др.);
  • туристические (Иркутск, Бурятия, Алтай и др.);
  • портовые (Хабаровск, Ульяновск, Мурманск).