Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта. Эффективность бюджетной системы рф Эффективность бюджетная

отражает вли­яние реализации проекта на доходы и расходы федераль­ного, регионального или местного бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности проекта являет­ся бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер федеральной или региональной поддержки. Для шага t бюджетный эффект B(t) определяется как разность между доходами R(t) и расходами Е(t) соответствующего бюджета:

B(t) = R(t) - E(t)

В состав доходов (притоков) рекомендуется включать поступления в бюджет, относящиеся к осуществлению проекта: плату за пользование природными ресурсами (землей, водой и др.), доходы от лицензирования, тенде­ров на разведку, проектирование, строительство и эксп­луатацию проекта; дивиденды по ценным бумагам, при­надлежащим государству и выпущенным для финансиро­вания проекта; налоговые поступления (включая подо­ходный налог с заработной платы) и рентные платежи в бюджет, таможенные пошлины и акцизы по производи­мым (затрачиваемым) продуктам (ресурсам); отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, меди­цинского страхования и др.).

В составе расходов (оттоков) бюджета учитывают бюд­жетные средства, выделяемые на прямое финансирование проекта, включая безвозмездное инвестиционное креди­тование, бюджетные надбавки к рыночным ценам (на топ­ливо, энергию и т.п.), кредиты, подлежащие компенса­ции за счет бюджета, различные выплаты (по государ­ственным ценным бумагам, лицам, оставшимся без рабо­ты, и т.п.) и др.

При реализации ИП за счет бюджетных средств учи­тывается косвенный эффект, получаемый сторонними орга­низациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступ­лений от деятельности предприятий, выплаты пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации ИП, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Значения притоков и оттоков бюджетных средств мож­но рассчитывать так же, как и суммы их дисконтирован­ных годовых значений за период Т осуществления проек­та. На их основе вычисляют чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных отто­ков определяются внутренняя норма доходности, ин­декс доходности и срок окупаемости и рентабельность бюджетных средств, степень финансового участия госу­дарства (региона) в реализации проекта (отношение об­щих бюджетных расходов к сумме затрат по проекту).

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на вне­шнюю для проекта среду и учитывает соотношение ре­зультатов и затрат по инвестиционному проекту, кото­рые прямо не связаны с финансовыми интересами участ­ников проекта и могут быть количественно оценены.

Показатели народнохозяйственной эффективности оп­ределяют эффективность проекта с позиций экономики в целом, отрасли, региона, связанных с реализацией про­екта.

При расчетах показателей экономической эффектив­ности на уровне региона (отрасли) в составе результатов проекта включаются:

  • региональные (отраслевые) производственные резуль­таты - выручка от реализации продукции, произведен­ной участниками проекта - предприятиями региона (от­расли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта;
  • социальные и экологические результаты, достигае­мые в регионе (на предприятиях отрасли);
  • косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (предприятиями отрасли).
  • В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий - участников проекта, относящихся к со­ответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

    При расчетах показателей экономической эффектив­ности на уровне предприятия (фирмы) в составе резуль­татов проекта включаются:

    · производственные результаты - выручка от реа­лизации произведенной продукции, за вычетом израсхо­дованной на собственные нужды;

    · социальные результаты в части, относящейся к ра­ботникам предприятий и членам их семей.

    В состав затрат при этом включаются только едино­временные и текущие затраты предприятия без повтор­ного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

    Оценка эффективности инвестиций по

    системе международных показателей

    Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендует­ся производить с использованием следующих показателей:

    ‒ чистый дисконтированный доход ЧДД (net present value NPV);

    ‒ индекс доходности ЯД (profitability index PI);

    ‒ внутренняя норма доходности ВНД (internal rate of return IRR);

    ‒ срок окупаемости (payback period PP).

    Чистый дисконтированный доход ЧДД определяет­ся как сумма текущих эффектов за весь расчетный пери­од, приведенная к начальному шагу, или как превыше­ние интегральных результатов над интегральными зат­ратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта (Е) вычисляется по формуле:

    Э = ЧДД = ∑ (Rt - Зt) ------------

    где R, - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

    3, - затраты, осуществляемые на том же шаге;

    Т - горизонт рас­чета (продолжительность расчетного периода); он равен номе­ру шага расчета, на котором производится закрытие проекта;

    Э = (Rt - 3t) - эффект, достигаемый на t-м шаге;

    Е - посто­янная норма дисконта, равная приемлемой для инвестора нор­ме дохода на капитал.

    Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, про­ект является эффективным (при данной норме дисконта), и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.

    На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключают капитальные вложения и через 3t+ обознача­ют затраты на t-м. шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда:

    ЧДД = ∑ (Rt – З+t) ----------- - Кt

    где К - сумма дисконтированных капиталовложений.

    Модифицированный показатель ЧДД выражает разни­цу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вло­жений К.

    Определение ЧДД требует следующих шагов:

    1) выбора ставки дисконтирования;

    2) вычисления текущей стоимости ожидаемых от ин­вестиционного проекта денежных доходов;

    3) вычисления текущей стоимости требуемых для про­екта капиталовложений;

    4) вычитания из текущей стоимости всех доходов те­кущей стоимости капиталовложений.

    Индекс доходности ИД представляет собой отноше­ние суммы дисконтированных денежных притоков (при­веденных эффектов) к величине капиталовложений.

    Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Бюджетная эффективность учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

    С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. Например, при анализе инвестиционного проекта связанного с возведением объекта социально-культурного значения (примером может служить театр), первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который будет достигнут. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот инвестиционный проект, на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.

    Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов реализации инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект (Бt). Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с реализацией инвестиционного проекта (1.1):

    Бt=Дt-Pt (1.1.)

    Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов за весь срок реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

    В состав расходов бюджета включаются: средства прямого бюджетного финансирования; кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета; прямые бюджетные ассигнования на надбавки к ценам на топливо и энергоносители, выплаты на пособия для лиц, остающихся без работы в связи с реализацией инвестиционного проекта; выплаты по государственным ценным бумагам; государственная гарантия инвестиционных расходов иностранным и отечественным инвесторам; средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий, возможных после реализации инвестиционного проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба.



    В состав доходов бюджета включаются: налог на добавленную стоимость и все другие налоговые поступления в части, относящейся к осуществлению проекта; поступающие в бюджет таможенная пошлина и акцизы по продукции (ресурсам), производимым в соответствии с проектом; эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта; дивиденды по принадлежащим государству (региону) акциям и другим ценным бумагам, выпускаемым с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом; поступление в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра; поступления от выдачи лицензий на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, связанной с осуществлением проекта; доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; поступления от погашения кредитов, выделенных за счет средств бюджета на обслуживание проекта; штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

    К доходам бюджета приравниваются поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования, начисленные от заработной платы за работы, связанные с реализацией проекта.

    На основе показателей годового бюджетного эффекта рассчитываются такие показатели, как срок окупаемости бюджетных затрат и степень участия государства (региона) в реализации инвестиционного проекта. Показатель бюджетного эффекта отражает лишь ту часть эффекта, которая поступает в бюджет. Другая часть эффекта поступает в распоряжение инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект. Она характеризуется показателями коммерческой эффективности. Поэтому наряду с показателями коммерческой и бюджетной эффективности необходимо определять показатели экономической эффективности инвестиционного проекта в хозяйственной системе (показатели народнохозяйственной эффективности).

    Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).

    Каждый предприниматель, вкладывая свои свободные денежные средства в какое-то конкретное дело, преследует вполне определенную цель: получить на вложенный капитал как можно больший доход или прибыль. И он, безусловно, добьется намеченной цели, если его вложения будут тщательно обоснованы.

    Однако не только предприниматели заинтересованы в широком использовании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюджеты – местный, региональный, федеральный.

    Дело в том, что расширение вложений в экономику конкретного региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках данного субъекта Федерации, способствует увеличению собираемых налогов, обеспечивает рост занятости населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу.

    Федеральный бюджет также многое получает от развития инвестиционной активности в регионах, ибо в этом случае он пополняется за счет лучшей собираемости налогов и расширения социально-экономических возможностей.

    Возможны три типа расчета бюджетной эффективности. В расчете первого типа, выполняемом обычно по крупным проектам федерального значения, проект оценивается с точки зрения так называемого расширенного правительства, включающего федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

    В расчете второго типа проект оценивается только с точки зрения консолидированного бюджета, без учета внебюджетных фондов. Наконец, в расчете третьего типа эффективность проекта оценивается раздельно по видам бюджетов. Такого рода расчет необходим, например, при оценке проектов развития дорожной сети (здесь важно знать, как повлияет проект на доходы и расходы местных бюджетов и дорожного фонда).

    Основным показателем бюджетной эффективности является NPV бюджета. Наряду с ним существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) – отношение NPV к величине гарантий. ИДГ определяется в случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий.

    В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности входят:

    • налоги, акцизы, пошлины, сборы и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
    • доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
    • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение налоговых кредитов;
    • комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов;
    • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта.

    В состав оттоков включаются:

    • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
    • бюджетные субсидии и дотации;
    • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта (например, выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта).

    При реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации инвестиционного проекта, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

    Часто бюджетный эффект считается критерием, на основе которого решается вопрос о выделении бюджетных средств для поддержки того или иного проекта. Безусловно, бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов очень важен, поскольку работа механизма перераспределения средств в стране и обществе теснейшим образом связана с ростом или сокращением размера бюджетных средств. Однако достаточно часто бюджетный эффект входит в противоречие не только с финансовыми интересами участников проекта, но и с общественным эффектом. Например, рост стоимости приобретаемого импортного оборудования положительно влияет на показатели бюджетной эффективности, поскольку размер ввозных таможенных пошлин, как правило, пропорционален таможенной стоимости (т.е. цене СИФ на данный товар). Для предприятия такой рост является двойным повышением затрат: во-первых, нужно больше заплатить иностранному поставщику; во-вторых, увеличиваются таможенные сборы. Оценка влияния роста цены импортного оборудования также негативна, поскольку в лице предпринимателя и страна за то же оборудование должна уплатить больше.

    Таким образом, корректный подход к принятию решений о поддержке проекта предполагает, что его общественный эффект положителен, а финансовый (предпринимательский или коммерческий) положителен для всех участников. Бюджетный эффект при этом может быть нулевым или даже отрицательным, если государство считает необходимым обеспечить за счет бюджетных средств реализацию проекта с высокой общественной эффективностью, но недостаточной заинтересованностью конкретных участников. Примерами такой бюджетной поддержки могут быть прямое бюджетное финансирование инвестиций, льготные кредиты, временное освобождение от налогов, выплата за счет бюджета таможенных сборов и другие подобные действия. От проектов в сфере образования, здравоохранения, АПК, предназначенных для обеспечения продовольственной безопасности страны, скорее всего не следует ожидать положительного бюджетного эффекта. В то же время их общественная эффективность (особенно при всестороннем учете внешних эффектов и рисков) не должна быть отрицательной.

    В противном случае следует искать альтернативные способы достижения поставленных целей.

    Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

    Бюджетный эффект () для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета () над расходами () в связи с осуществлением данного проекта.

    Бюджетная эффективность

    Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

    Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

    Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

    Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

    К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

    • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
    • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
    • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
    • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
    • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
    • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

    К оттокам бюджетных средств относятся:

    • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
    • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
    • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
    • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
    • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
    • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

    Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

    При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

    Учет затрат и выгод общества

    При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

    • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
    • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
    • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
    • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

    По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

    Показатели бюджетной эффективности

    Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

    Методы оценки бюджетной эффективности

    Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

      Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

      бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

      - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

      Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

      - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

      Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

      эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

      БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Книги

    • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория:

    Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

    Бюджетная эффективность в /-м году осуществления проекта определяется как разница между доходами соответствующего бюджета 2), и расходами Р,\

    Интегральная бюджетная эффективность рассчитывается по формуле

    з1я = 1[(Д-Л)/(1 + я)"]-

    Иными словами, сумма дисконтированной годовой бюджетной эффективности равна

    ^ инт 2^ " ? г=1

    В состав расходов бюджета включаются:

    средства, выделенные для прямого бюджетного финансирования проекта на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220;

    кредиты банков, выделенные в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

    прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

    выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

    выплаты по государственным ценным бумагам и т.п.

    В состав доходов бюджета включаются:

    налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентовые платежи в данном году в бюджет от российских и иностранных предприятий и фирм-участниц для осуществления проекта;

    увеличение (со знаком «-» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

    средства, поступающие в бюджет за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, плата за недра и т.п.;

    поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), производимой в соответствии с проектом;

    эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

    дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

    доход от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

    погашение льготных кредитов по проекту, выделенных за счет средств бюджета;

    штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

    К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, фонды занятости населения, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

    На основании показателей годовой бюджетной эффективности определяются также ее дополнительные показатели:

    внутренняя норма бюджетной эффективности;

    срок окупаемости бюджетных затрат;

    степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, определяемая по формуле

    где Ринт - интегральные бюджетные расходы;

    Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые па уровне государства и региона.

    Показатели народно-хозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также участников проекта.

    Наиболее экономичным вариантом проекта с учетом государственной поддержки является вариант с наибольшими показателями интегральной и народно-хозяйственной экономической эффективности. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

    конечные производственные результаты, т.е. выручка;

    социальные и экономические результаты;

    прямые финансовые результаты;

    кредиты и займы.

    В состав затрат проекта включаются затраты, необходимые для его реализации (текущие и единовременные) и исчисленные без повторного счета.

    При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов проекта включаются:

    выручка от реализации продукции;

    социальные результаты.

    В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия, исчисленные без повторного учета (не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

    При оценке эффективности проекта необходимо учитывать фактор риска и неопределенности.

    Неопределенность - неполная или неточная информация об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

    К наиболее существенным видам инвестиционных рисков относятся:

    риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

    риск возникновения неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;

    неполная или неточная информации о динамике техникоэкономических показателей, новой технике и технологиях;

    колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

    производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак);

    неполная или неточная информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

    Для учета фактора неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используются следующие методы: 1)

    проверка устойчивости; 2)

    корректировка параметров проекта и экономических показателей; 3)

    формализованное описание неопределенности.

    По методу проверки устойчивости предусматривается составление плана реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных для каких-либо участников условий. При этом оцениваются возможные доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, а влияние фактора дисконта не учитывается.

    Степень устойчивости проекта относительно возможных изменений условий реализации может быть определена с помощью показателя предельного уровня объема производства, цен на производимую продукцию и др.

    Точка безубыточности отражает объем продаж, при котором выручка от реализации равняется затратам на производство, т.е. Ц(2 = С(), где Ц - цена; С - себестоимость единицы продукции; 0 - объем годовой реализации (временной интервал может изменяться). Прибыль будет обеспечена при условии, если Ц(2 > С(). При Ц() ТБу = Зу_пост / (Ц - Зу_пер),

    где 3у.пост - условно-постоянные затраты;

    ц - цена единицы продукции;

    Зу-пер ~~ условно-переменные затраты в расчете на единицу продукции.

    Расчет усложняется, если при изменении объемов производства или уровня использования производственных мощностей величина издержек изменяется непропорционально.

    Неопределенность условий реализации проекта может учитываться также путем корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих случаях:

    сроки строительства, реконструкции и других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;

    учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;

    учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств.

    Метод формализованного описания неопределенности при оценке инвестиционных проектов включает следующие этапы: 1)

    описание всего множества возможных условий реализации проекта и соответствующих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности; 2)

    преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях различных условий реализации и соответствующих показателей эффективности или об интервалах их изменения; 3)

    определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий реализации и показателей ожидаемой эффективности.

    Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов и выбора наиболее выгодного варианта, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта.

    Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

    Интегральный эффект при /-м условии реализации;

    Р"- - вероятность реализации /-го условия;

    к - количество условий.

    В общем случае ожидаемый интегральный эффект определяется так:

    Э = уЭ + (1 - у)Э? ,

    ож Г шах " I" пип’

    гдеЗтах, Зт1п - соответственно наибольшее и наименьшее из математических ожиданий значения интегрального эффекта по вероятностным распределениям;

    у - норматив для учета неопределенности эффекта,

    отражающий предпочтения соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.

    Поток реальных денежных средств

    Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности инвестиционного проекта промышленного предприятия. Данный расчет является завершающим этапом, т.е. все результаты, сведенные в табл. 19, были учтены на основе информации службы маркетинга (рынки сбыта, их емкость, условия реализации и т.п.), расчетов текущих издержек производства, источников финансирования инвестиционного проекта. В табл. 19 представлены три составляющие потока денежных средств:

    Таблица 19 N2 Значение показателя по годам, тыс. руб. стро

    ки показателя ^0 *2 ^3 ^4 1 Операционная деятельность -578,8 -8040 20 000 60 000 129 800 1.1 Продажи и другие поступления 5,5 37 100 142 000 275 500 500 000 1.2 Материалы и комплектующие изделия - 16 000 38 500 62 500 120 000 1.3 Прочие прямые издержки - 14 200 33 000 52 700 70 100 1.4 Общие издержки и налоги 12,3 14 300 50 000 100 000 180 000 1.5 Проценты по кредитам 572,0 640 500 300 100 II Инвестиционная деятельность -730 35 - 1700 - 2.1 Поступления от продажи активов - 35 - 1700 - 2.2 Затраты на приобретение активов -730 - - - III Финансовая деятельность 1980 100 -850 -1600 -3200 3.1 Собственный акционерный капитал 1545 - - - - 3.2 Краткосрочные кредиты - - 3.3 Долгосрочные кредиты 500 - 3.4 Погашение задолженностей по кредитам 65 100 ’ 00 100 1100 3.5 Выплата дивидендов - - 750 1500 3100 IV Излишек средств +671,2 -8105 19 150 60 100 126 600 V Суммарная потребность в средствах - -8105 - - - VI Сальдо на конец года + 671,2 -7468,8 11681,2 71 781,2 198 381,2 реальных денежных средств от операционной или производственной деятельности;

    реальных денежных средств от инвестиционной деятельности;

    реальных денежных средств от финансовой деятельности, а также итоговые результаты (излишки средств, суммарная потребность в средствах и сальдо на конец года).

    Рассчитаем денежные средства по каждой составляющей потока денежных средств.

    Операционная деятельность (I) в Г0-м году отрицательная, так как денежные поступления от продаж (стр. 1.1) значительно ниже издержек и выплат (стр. 1.3 и 1.4):

    1Ю = (стр. 1.1 - стр. 1.2 + 1.3 + 1.4 + 1.5) = 5,5 - (12,3 + 572) =

    578,8 тыс. руб.;

    1„ = 37 100 - (16 ООО + 14 200 + 14 300 + 640) = -8040 тыс. руб.;

    1,2 = 142 000 - (38 500 + 33 000 + 50 000 + 500) = 20 000 тыс. руб.; 1(3 = 275 500 - (62 500 + 52 700 + 100 000 + 300) = 60 000 тыс. руб.; ],4 = 500 000 - (120 000 + 70 100 + 180 000 + 100) = 129 800 тыс. руб.

    По инвестиционной деятельности (II) в /0-м году расходы, выступившие в виде затрат на приобретение активов, составили 730 тыс. руб., в /,-м году - 35 тыс.; в Г3-м году - 1700 тыс. руб.

    Финансовая деятельность (III), за исключением /0-го года, отрицательная. Так, = (стр. 3.1 + 3.2 + 3.3 - (стр. 3.4 + 3.5)) = = 1545 + 500 - 65 = 1980; III, = -100 тыс. руб.; III,2 = -850 тыс.; II 1(3 = -1600 тыс.; Ш,4 = -3200 тыс. руб.

    Излишек средств (IV) рассчитывается как сумма строк (I + II + + III):

    1УЛ = (-578,8) + (-730) + 1980 = +671,2 тыс. руб.;

    IV, = (-8040) + 35 + (-100) = -8105 тыс. руб.;

    IV,2 = 20 000 + (-850) = 19 150 тыс. руб.;

    IV,з = 60 000 + 1700 - 1600 = 60 100 тыс. руб.;

    1V,4 = 129 800 + (-3200) = 126 600 тыс. руб.

    Суммарная потребность в средствах возникает, если составляющая «Излишки средств» отрицательная. Таким образом, К„ = = - 8105 тыс. руб.

    Сальдо на конец года (VI) рассчитывается как сумма результатов строк IV (излишек средств) и VI (сальдо на конец предыдущего года):

    ?,(+/ 1 ?Г+VI, = (-8105) + 671,2 = 7468,8 тыс. руб.;

    VIЙ = 19 150 +(-7468,8) = 11 681,2 тыс. руб.;

    VI,3 = 60 100 + 11 681,2 = 71 781,2 тыс. руб.;

    VI(4 = 126 600 + 71 781,2 = 198 381,2 тыс. руб.

    Если принять норму дисконта равной 200% (Е = 2,0), тогда

    ЧДЦ = 3 - К,

    Стр. I из табл. 20 (операционная деятельность)

    ” Ь (1 + 2,0)" ’

    _ ^ стр. II из табл. 20 (инвестиционная деятельность)

    (1 + 2,0)" ? Слагаемые результаты 3 - это сумма значений дисконтированного эффекта, в котором из состава затрат исключены капитальные вложения. Слагаемые результата К - это дисконтированные капитальные вложения, взятые с обратным знаком:

    3 = -578,8 + (-8040: 3) + (20 000: 9) + (60 000: 27) + (129 800: 81) =

    2788,1 тыс. руб.;

    К= -730 + (35: 3) + (1700: 27) = 655,38 тыс. руб.;

    ЧДЦ= 2788,1 - 655,38 = 2132,7 тыс. руб.;

    ИД=3//Г= 2788,1: 655,38 = 4,25.

    Основным условием осуществления инвестиционного проекта, как было отмечено в Методических рекомендациях, является положительное сальдо реальных денег в любом году расчета. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности.

    Исходя из показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДЦ) и индекса прибыльности (ИД) можно сделать вывод, что данный проект эффективен.

    Внутренняя норма доходности также достаточно высока:

    ДДЯ = ?[(/г,-5()/(1 + ?т)"]/Х[^/(1 + ^„)"] = 2,71,или 271%.

    С учетом дисконтирования срок окупаемости: 3 года