Обратный вывоз товара. Таможенный режим реэкспорта

(далее - ТК союза) в самостоятельном разделе 6 .
ТК союза содержит перечень таможенных процедур, которые определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза или за ее пределами. Каждая процедура характеризуется своими требованиями и условиями.
Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.
Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.
С точки зрения таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат груза с использованием таможенной процедуры реэкспорта.
Указанная процедура регулируется положениями, содержащимися в гл. 40 ТК союза. Следует отметить, что в данную главу включен ряд новых норм, отсутствовавших в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Статья 296 ТК союза определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования .
Как видно из содержания процедуры реэкспорта, возврат в реэкспорте допускается не только в отношении товаров, ранее ввезенных, но и в отношении продуктов переработки.
Отдельно нужно остановиться на нетарифных мерах регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются частью запретов и ограничений, включающих в себя помимо мер нетарифного регулирования меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, процедура реэкспорта требует соблюдения иных запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.
Общие положения, регулирующие соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, содержатся в ст. 152 ТК союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, в таком случае товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанных товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.
В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.
При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов .
Анализ ст. 297 ТК союза показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК союза, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК союза, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, т.е. условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.
Как уже указано выше, реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего следует представить документы об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт); о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары); об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.
Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.
ТК союза более детально регулирует отношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, помещаемых под реэкспорт, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.
В случае невывоза товаров, помещенных под реэкспорт, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться день регистрации таможенной декларации для процедуры реэкспорта. Невывоз товаров может быть вызван их уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при таких обстоятельствах декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что товар утрачивается безвозвратно.
Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов при невывозе товаров должна соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При невывозе продуктов переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории союза, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в сумме, которая соответствует размеру ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру переработки, использованных для изготовления продуктов переработки с учетом норм их выхода.
При возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин. При вывозе товаров, помещавшихся под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 297 ТК союза, производится возврат или зачет уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Внешняя простота содержания процедуры реэкспорта не исключает вопросов при его использовании.
Основные вопросы, которые возникают при выборе рассматриваемой процедуры, относятся к ошибочно поставленному товару, и в частности к определению лица, которое может выступать в качестве декларанта при реэкспорте, и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное законодательство устанавливает порядок и правила, при соблюдении которых происходит перемещение товаров через таможенную границу. ТК союза содержит требования, которым должен отвечать декларант, т.е. лицо, заявляющее сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются.
Статья 186 ТК союза устанавливает круг лиц, которые могут быть декларантами. При этом следует учитывать, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, за исключением некоторых случаев, когда декларантом могут быть иностранные лица.
Из положений, содержащихся в ст. 186 ТК союза, следует, что декларантом может быть, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза, таковое лицо:
1) которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
2) или от имени;
3) либо по поручению которого эта сделка заключена.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Процедуру реэкспорта может заявить иностранное лицо, в частности организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза.
При ошибочной поставке товары поступают без заключения внешнеэкономической сделки в отношении такой поставки товара, поэтому подтвердить права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами не представляется возможным. В соответствии с нормами ТК союза лицо не обладает достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий (подача декларации на товары) от собственного имени с данными товарами. Таким образом, лицо, в адрес которого поступили такие товары, не может выступать в качестве декларанта.
Как уже указывалось, ст. 152 ТК союза принятие мер по вывозу товаров возлагает на перевозчика или на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, перевозчик может выступать в качестве декларанта, если он отвечает требованиям ст. 186 ТК союза о декларанте. При этом возникает вопрос: можно ли обязать перевозчика к возврату товаров, если его обязательства по перевозке исполнены и товар передан на склад временного хранения, который известил получателя товара о его поступлении, а получатель установил ошибку в поставке?
Практика применения ТК РФ прошлых лет в части реэкспорта сводилась к тому, что, по мнению таможенных органов, требуется заключение внешнеэкономической сделки с иностранным поставщиком для того, чтобы лицо приобрело указанные выше права или могло совершать определенные действия, в противном случае иностранный партнер должен принять необходимые меры для возврата ошибочно поставленного товара.
Следует отметить, что ошибка в поставке груза обнаруживается при проверке документов о поступлении груза, поэтому все последующие вопросы с решением его приема или возврата должны быть рассмотрены в течение сроков временного хранения, установленного таможенным законодательством.
В соответствии со ст. 170 ТК союза срок временного хранения составляет два месяца. По письменному запросу лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, который является предельным. В отношении некоторых товаров срок временного хранения может быть более или менее указанного срока в случаях, указанных в ТК союза или решениях Комиссии Таможенного союза.
Если поступают товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, то срок хранения таких товаров таможенными органами составляет трое суток (п. 2 ст. 146 ТК союза).
Таким образом, решение о приемке или возврате груза должно быть принято в достаточно сжатые сроки.
При выборе таможенного режима реэкспорта необходимо учитывать положение, содержащееся в п. 1 ст. 152 ТК РФ, в соответствии с которым перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
ТК союза содержит ряд положений, исключающих соблюдение некоторых ограничений. Так, помещение товаров под процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и некоторых других допускается без применения мер нетарифного регулирования, но в то же время действуют иные ограничения, например ограничения, вводимые исходя из национальных интересов, меры технического регулирования и др.
Как уже указано выше, при реэкспорте к вывозимым товарам не применяются меры нетарифного регулирования. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" количественные ограничения и иные запреты и ограничения экономического характера являются методами нетарифного регулирования.
Нетарифное регулирование включает в себя запреты и количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Названный Закон предусматривает возможность введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов. Такие меры не носят экономического характера и применяются самостоятельно наряду с экономическими. Рассматриваемые меры могут вводиться, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и т.д.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами содержатся в ряде законов, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему закону.
К числу рассматриваемых законов можно отнести Федеральный закон "Об оружии", который регулирует ввоз и вывоз оружия. В частности, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификата на право ввоза (вывоза).
Необходимо иметь в виду особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" одним из методов осуществления государственного регулирования устанавливает лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.
При ошибочной поставке российскому участнику внешнеторговой деятельности товаров, ввоз (вывоз) которых лицензируется, возникают вопросы о порядке вывоза таких товаров в режиме реэкспорта. Таможенные органы требуют представления лицензии на вывоз товаров, в то время как лицензия не может быть оформлена, поскольку товар перемещен на таможенную территорию Российской Федерации вне контракта на его поставку. Так, в соответствии с п. 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии организация-заявитель представляет наряду с другими документами копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком). При отсутствии контракта на поставку ошибочно перемещенного через таможенную границу товара в выдаче лицензии будет отказано.
Обращает на себя внимание содержание п. 2, 4, 5 ст. 152 ТК союза.
Пункт 2 ст. 152 ТК союза требует немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу. Пункт 4 той же статьи определяет порядок действий с товарами, ограниченными к ввозу, последние должны быть вывезены, как и товары, запрещенные к ввозу, т.е. немедленно. О немедленном вывозе указанных товаров отмечается и в п. 5. В связи с этим возникает вопрос: когда должны быть вывезены товары, ограниченные к ввозу (сразу после ввоза, когда устанавливается, что ограничения не соблюдены или в процессе временного хранения)? Формулировки п. 2, 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что ввоз товаров, на которые распространяются ограничения, возможен при наличии разрешительных документов (например, лицензии). Ранее сформировавшаяся практика позволяла ввозить такие товары без разрешительных документов, которые затем оформлялись в течение срока временного хранения.
Существующие неопределенности в положениях, регулирующих реэкспорт, могут привести к спорным ситуациям.

У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

Временный ввоз вывоз

Описание таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза товаров.

Временный вывоз Экспорт 23

Ограничения: по нетарифному контролю (товары, запрещенные к ввозу и вывозу). Сроки не ограничиваются.

Условие выпуска: обязательство по обратному ввозу, с денежным обеспечением по месту использования.

Способ идентификации: физический (описание, фото, штамп, маркировка, взятие проб и образцов), за исключением оборотной тары и запчастей при поломке машин.

Процедура применяется:

  • с пользованием без изменения состояния и поддержанием в нормальном работоспособном состоянии (техобслуживание, мелкий ремонт без модернизации);
  • для исследований, испытаний, тестирования;
  • для целей передачи в пользование другому лицу (аренда, лизинг);
  • как транспорт для международных перевозок.

При передаче прав собственности другому Российскому лицу происходит смена процедуры на Экспорта 10.

Временный ввоз (допуск) Импорт 53

Условие помещения товаров под таможенную процедуру:

  • ограничение, нельзя 3 категории товаров: товары, запрещенные к ввозу; отходы, в том числе промышленные; расходные материалы (за исключением ввозимых товаров в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах);
  • идентификация - возможность идентификации товаров при помещении их под завершающие процедуры (тождественность - вывозится тот же самый товар, за исключением установленного международным договором условия, что временно ввезенный товар может быть заменен подобным при обратном вывозе, например многооборотная тара, запасные части к транспортным средствам);
  • гарантии по соблюдению законодательства , предоставление обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • обязательство об обратном вывозе таких товаров (заявление), но напрямую в законодательстве это не установлено;
  • срок временного ввоза устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта исходя из целей и условий ввоза (подтверждение срока документально), предельно 2 года или 24 месяца. Комиссия вправе в отношении отдельных категорий товаров устанавливать более короткие или длинные сроки (например - для транспортных средств, которые являются основными производственными средствами, находящимися в собственности иностранного лица и используемые российским лицом, в отношении которых предоставлено полное или частичное освобождение, срок может быть определен до 34 месяцев (в данном случае речь идет о лизинге).

*при неоднократном помещении товаров под процедуру Импорт 53, даже при смене собственника, общий суммарный срок процедуры не может превышать предельный срок временного ввоза - 2 года.

Статус товара (ограничения по пользованию или распоряжению товаров) - иностранный, ограничено пользование и распоряжение - товар находится под таможенным контролем,

Допустимые операции с товарами:

  • пользование согласно целям ввоза при условии неизменности состояния товаров при обратном вывозе, исключая естественный износ и убыль;
  • операции по сохранности и поддержанию товара в нормальном и рабочем состоянии, 32 процедуры: техническое обслуживание и мелкий ремонт;
  • проведение исследований , испытаний, тестирования, проверок в качестве объекта и организации мероприятий (311 ФЗ - коммерческие и научные образцы, с особенностями помещения и завершения действия процедуры - уничтожения);
  • передача прав пользования другому лицу , ТК ТС и 311ФЗ определяют случаи когда такая передача осуществляются по простому уведомлению таможенного органа (хранение, техническое обслуживание, мелкий ремонт, и т.д.). В иных случаях требуется получение разрешения таможенного органа (например субаренда);
  • транспортные средства могут использоваться за пределами таможенной территории ТС в качестве транспортных средств международной перевозки.

Применение таможенных пошлин и налогов:

I. Полное условное освобождение - случаи, условия и срок определяются комиссией Таможенного союза, общий принцип - не коммерческое использование данных товаров.
1 случай - многооборотная тара: поддоны, контейнеры при международной перевозке товаров.
2 случай - товары, временный ввоз которых содействует развитию международных связей (выставочные товары, товарные образцы - товар подпорчен, не функционален, рекламные печатные товары, исследования, испытания, проверки, профессиональное оборудование и инструменты - использующиеся строго иностранным лицом на некоммерческой основе, за исключением гастролей;
3 случай - использование культурных и научных связей между государствами (без извлечения прибыли) - спорт, наука, культура, кино, фото - только иностранному лицу;
4 случай - ликвидация последствий стихийных бедствий с подтверждением от МЧС,
5 - иное, например: живые животные при разных действиях или транспортные средства: воздушные, морские, речные, большегрузные только в международных перевозках или средствами массовой информации: телевиденье, радио, пресса.

СРОК ПОЛНОГО условного освобождения до 1 года, может быть применен только на территории России, так как условное освобождение от налогов дается по национальному признаку (на территории государства выпуска).

II. Частичное условное освобождение - 2 случай:
- когда условия не попадают под I случай;
- происходит продление на сроки свыше 1 года;
- установлено нарушение условий пользования товарами.
При частичном условном освобождении за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в процедуре временного ввоза допуска - Импорт 53, взимается 3% от суммы ввозных таможенных пошлин налогов, которые подлежали бы уплате, если бы временно ввезенные товары могли быть помещены под таможенную процедуру ИМ40. Уплачиваются при помещении под процедуру ИМ 53 за весь установленный срок или по желанию декларанта, периодически, но не реже чем раз в 3 месяца. Или уплачиваются ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, до начала периода, за который произведена их оплата, - срок уплаты последний день месяца за который произведена оплата.

Завершения действия таможенной процедуры:

  • при завершении действия процедуры, уплаченные проценты возврату не подлежат;
  • необходимо предоставление всех запретов и ограничений + банковский процент за отсрочку платежа по ставке рефинансирования ЦБ РФ+ суммы таможенных платежей, недоплаченные как при процедуре Импорт 40.

Сам по себе, реэкспорт товара это процедура, которая проводится на таможне. Она предусматривает вывоз продукции иностранного происхождения за пределы страны. Реэкспортом товара также считается режим, в процессе проведения которого товар вывозится за пределы России без взимания таможенных пошлин и платежей. Прибегая к реэкспорту, меры нетарифного регулирования не применяются.

Основные виды

На данный момент существует несколько разновидностей оформления реэкспорта:

  • прямой — товар завозят в страну;
  • косвенный — товар, приобретенный за территорией России, сразу отправляется для того, чтобы перепродать в третьей стране.

При выполнении таможенной процедуры реэкспорта возместить таможенные пошлины и платежи можно на протяжении шести месяцев с того момента, когда была подана декларация. Если в процессе проведения реэкспорта этот срок был нарушен, начинается процедура взимания платежей и пошлин. Кроме того, возможна оплата процентов с таможенных платежей и пошлин. Размер ставок устанавливается Центробанком России. Необходимо также оплачивать проценты по кредитам, если ранее они предоставлялись.

Перечень необходимых бумаг

Чтобы поместить товар в режим реэкспорта, необходимо подать на проверку документы, в которых содержатся следующие сведения:

  • о помещении продукции под процедуру выпуска, направленную на потребление внутренними покупателями;
  • о фактической эксплуатации этих товаров;
  • о невыполнении требований, прописанных во внешнеэкономической сделке;
  • о всех обстоятельствах ввоза продукции на таможенную территорию Таможенного Союза.

Практика показывает, что процедура реэкспорта наиболее часто проводится в том случае, если производитель обнаружил отправку бракованного товара, и ему нужно получить от покупателей свою продукцию снова. Бывает так, что производителю невыгодно отправлять на экспорт запасные части, стоимость которых значительно увеличится с учетом ввоза на территорию страны. Обычно под реэкспорт может попасть товар, если он:

  • не эксплуатировался с целью получения финансовой и прочей выгоды. Здесь надо отметить, что есть и свои исключения. К примеру, если фактическое использование товара было проведено с целью определения существующих дефектов;
  • имеет статус иностранного происхождения;
  • не модернизировался и не ремонтировался;
  • легко идентифицируется представителями таможенных органов.

В данном случае необходимо дополнительно отметить, что процедура реэкспорта по своей сложности фактически полностью повторяет реимпорт. Главное отличие заключается только в сроках. То есть, таможенный реэкспорт возможен в том случае, если товар был ввезен с другой страны не позднее, чем один год назад. Вернуть пошлины можно не позднее шестимесячного срока.

Под реэкспорт возможно попадание товара, который был ввезен на территорию Российской Федерации с нарушением правил. Определением степени несоответствия продукции реальным требованиям занимается соответствующий отдел таможенного органа. В некоторых случаях ввоз такой продукции на территорию России может сопровождаться большим количеством проблем, связанных с неправильно составленным описанием продукции. Производитель товара в таких случаях может заплатить серьезный штраф. Под таможенный реэкспорт также можно помещать продукцию, которую ранее заявили для иного таможенного режима.

Реэкспорт – это экспорт товаров, ввезенных ранее на территорию страны, для целей перепродажи их другим государствам.

Таможенные пошлины на реэкспортируемые товары или не платятся, либо позже возвращаются экспортеру, так же на данную категорию товара не действуют экономические ограничения в рамках внешнеторговой деятельности страны.

Простыми словами, реэкспорт – это когда партия закупленных в Индии ананасов прибывает на российскую границу, но не поступает на российские прилавки, а перепродается гипермаркету в Беларуси (это прямой реэкспорт). А если купленные Россией ананасы прямо из Индии отправляются в Беларусь, это косвенный реэкспорт.

Классификация реэкспорта

Помимо этого существует следующая классификация реэкспорта:

  • Вынужденный – возникает в том случае, если привезенный товар импортного производства непригоден для реализации по различным причинам, к примеру, дефекты товара или отсутствие спроса.
  • Спекулятивный – встречается в ситуациях, когда ожидается резкий взлет спроса на товар. Порой, в этих случаях, продукция отправляется на прилавки прямиком с таможни.
  • Учетный – в данную категорию попадают операции, которые не требуют ввоза товара на территорию государства. Тем не менее эти операции контролируются таможней и учитываются в ее статистических данных.
  • Технологический – встречается у современных компаний, реализующих проекты «под ключ».

Какие товары могут попадать под процедуру реэкспорта


Для того, чтобы груз можно было в соответствии с Таможенным кодексом РФ отправить для перепродажи в третью страну, он должен обладать определенным рядом конкретных признаков.

  1. Во-первых, статус товара должен быть «иностранный».
  2. Во-вторых, товар не должен был использоваться для получения выгоды (хотя, регламент предусматривает исключения, когда надо было использовать товар, чтобы выявить у него наличие дефектов).
  3. В-третьих, его не должны были ремонтировать либо модернизировать.
  4. Ну, и в-последних, таможня должна быть способна идентифицировать груз.

Помимо этого, в Таможенном Кодексе существует список необходимых требований, чтобы под процедуру реэкспорта могли попасть и товары выпущенные для внутреннего потребления.

  • Груз должен был быть ввезен на территорию таможенного союза в рамках внешнеэкономической сделки, условия которой не были соблюдены. В отношении товара должна была быть применена таможенная процедура для товаров, планируемых к использованию внутри страны.
  • Особую категорию из себя представляют товары двойного применения, и требования к ним при оформлении процедуры реэкспорта, отличаются от обычных. Разрешение, к примеру, должно быть согласовано с Министерством Экономики, а сама процедура проходит только при условии контроля со стороны государственных органов.

В качестве исключения из правил, в Таможенном Кодексе прописана возможность реэкспорта российских товаров. Однако, российскими они считаются лишь по территориальному признаку выпуска для целей свободного обращения, иными словами, по факту это иностранный товар. Для применения к этой категории процедуры реэкспорта должен быть соблюден ряд условий.

  1. Первое и самое важное, на день пересечения границы товары имели дефекты, или по какой-то другой причине не соответствовали условиями договора поставки.
  2. Во-вторых, товары не подвергались ремонту на территории России.
  3. И, в-третьих, с момента выпуска их в свободное обращение прошло менее полугода.

Что из себя представляет процедура прямого реэкспорта

Для того, чтобы процесс был запущен, необходимо получение разрешения на осуществление процедуры. Ответственен за выдачу разрешений таможенный орган, в который была подана декларация, заполненная по существующим правилам декларирования товаров. В случае положительного решения в документе проставляется штамп «выпуск разрешен».

Параллельно с подачей декларации на одобрение, на таможню подается информация о товаре и его нахождении, а именно:

  • Подтверждающее письмо с той таможни, где в данный момент находится партия товара. Документ считается действительным, только если его подписал начальник и заверили официальной печатью таможни. В письме должны быть сведения о том, что все требуемые процедуры в соответствии с действующим регламентом соблюдены.
  • А также документы, подтверждающие нахождение указанных товаров в зоне контроля таможни. В случае, если заявляемые к реэкспорту товары прибыли на таможню, но не находятся под действием какой-нибудь иной таможенной операции, то тогда может быть применена упрощенная декларационная процедура. В такой ситуации требуется подача декларации в произвольной форме с указанием сведений о требуемой процедуре (реэкспорта) и полной информации о товаре и его владельце.
  • Также нелишними будут сведения о нынешнем нахождении товара с наименованием пропускного пункта таможни, а также указание причин вывоза груза за рубеж.

Если же ввоз товаров нарушает действующие запреты и ограничения внешнеторговой деятельности, то декларация и все документы подаются тому таможенному органу, на чьей территории фактически находится груз.

В данном случае, при применении к таким товарам процедуры реэкспорта, может быть потребована уплата таможенных пошлин, что закреплено в таможенном кодексе.

После предоставления всех необходимых документов и выдачи разрешения на реэкспортную процедуру, таможня выдает владельцу груза декларацию, которая позже будет предъявлена на пункте пропуска при пересечении границы РФ.

Пропуск товаров с территории государства может быть осуществлен только при наличии данного документа со штампом «выпуск разрешен».

Как уже было сказано в начале статьи, таможенные платежи в случае реэкспорта либо не платятся, либо позже возвращаются. Для того, чтобы вернуть сумму уплаченных пошлин, требуется подготовить заявление и декларацию со всеми необходимыми штампами и отметками, подтверждающими факт пересечения границы государства.

Особый режим

Итак, чем же принципиально отличается реэкспорт от прочих таможенных режимов?

Он подразумевает под собой вывоз с территории государства товаров, которые были поставлены иностранными поставщиками.

Это порождает множество вопросов, связанных с оформлением.

В зависимости от страны назначения, могут варьироваться правила декларирования, оплаты пошлин, запреты с ограничениями, а так же права и обязанности юридических либо физических лиц.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, существует четыре типа таможенных режимов:

  1. Основные: режим экспорта, международного транзита и выпуска для внутреннего потребления. При каждом из них уплачивается ряд налогов и обязательных таможенных платежей.
  2. Экономические: режим переработки, временного ввоза, таможенного и свободного склада.
  3. Завершающие: режимы реэкспорта и реимпорта, отказа и уничтожения в пользу государства.
  4. Специальные: режим беспошлинной торговли, временного ввоза и прочие.

Перевозчик или владелец груза вправе указать в декларации любой режим, но в некоторых случаях в выборе его ограничивают предписания действующего законодательства.

Экспорт продукции означает вывод товаров «в один конец», а в случае реэкспорта ввезенный груз вновь пересекает границу в обратном направлении, при этом таможенные пошлины не платятся.

  1. Есть ряд условий для признания груза пригодным к реэкспорту, таких как наличие несоответствий, либо дефектов у товара в момент пересечения границы. Благодаря этому фактору может быть осуществлен возврат товара поставщику или продавцу.
  2. Второе условие – это отсутствие каких-либо манипуляций с товаром, будь то ремонт или использование, поскольку это затруднит сотрудникам таможни работу по установлению принадлежности груза.
  3. Ну, и еще одно важное условие – продукция может быть вывезена с территории Российской Федерации только через шесть месяцев после ввоза.

Неважно, с какой точки зрения смотреть — закона или экономики – экспорт и реэкспорт являются двумя совершенно разными и раздельными таможенными режимами.

Реэкспорт несет в себе изрядную долю предпринимательской привлекательности, ведь в случае наличия у товара изъянов, можно объявить сделку недействительной и направить продукцию обратно.

В последние годы доля реэкспорта в международной торговле значительно увеличилась, достигнув рекордной отметки в четверть всего общемирового экспорта. Все новые и новые государства начинают поддерживать политику транзитной торговли, а лидерами в этой области по-прежнему остаются Соединенные Штаты, Голландия, Гонконг и Российская Федерация.

Каждое предприятие, имеющее деловых партнеров за рубежом, так или иначе знакомо с понятием реэкспорта. Этот термин следует понимать, как вывоз за пределы РФ ранее импортированных товаров. При этом таможенные взносы или вовсе не нужно платить, или они возвращаются.

Что такое реэкспорт

Реэкспортом товаров называется таможенный режим, регламентирующий особый порядок вывоза продукции за границу Российской Федерации. Получатель не должен платить таможенные пошлины на ввоз или на вывоз.

Вернее, таможенные расходы за ввезенную продукцию оплачиваются как обычно, но по завершении режима сумма затрат может быть возвращена.

Кроме того, на вывозимые товары не накладываются никакие экономические запреты или ограничения.

Компании достаточно непросто добиться введения такого льготного режима по отношению к своим товарам. Причина заключается в сложности таможенного оформления. В этом случае можно воспользоваться альтернативой – обыкновенным экспортом. Конечно, ранее оплаченные пошлины и налоги не возвращаются.

Что может быть предметом реэкспорта? Это продукция, ввоз которой в РФ не запрещен. Как правило, в качестве такой продукции выступают сырьевые товары: продукты питания, шерсть, кожа, цветные металлы и т. д.

Для чего нужен реэкспорт

Существуют разные обстоятельства, при которых может потребоваться введение режима реэкспорта.

Но чаще всего реэкспорт применяется в таких двух случаях:

  • товар, приобретенный у иностранного производителя, направляется назад продавцу, так как не соответствует заключенному договору или имеет выявленные дефекты;
  • реэкспорт необходим и в случае трехсторонних сделок. К примеру, российская компания покупает товар в стране А для того, чтобы продать его в стране Б. При этом может существовать запрет на товарооборот между этими двумя государствами.

Во втором случае реэкспорт называется косвенным.

Его суть заключается в том, что продукция направляется прямиком к конечному покупателю, минуя территорию России.

Реэкспорт может завершать действие прочих таможенных режимов: временного ввоза либо хранения, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории и т. д.

Какие товары могут быть предметом реэкспорта

Под таможенный режим реэкспорта могут попадать товары, которые были раньше выпущены в обращение и теперь находятся под таможенным контролем, а также продукция, подлежащая реэкспорту напрямую.

Вывозимые товары должны соответствовать таким требованиям:

  • не выпущенная в обращение продукция, по отношению к которой не завершен какой-либо из таможенных режимов;
  • выпущенные для внутреннего потребления, но имеющие выявленные дефекты или не соответствующие параметрам, указанным в договоре;
  • не ремонтированные и не эксплуатирующиеся, исключая случаи, когда это действительно необходимо для выявления изъянов;
  • наличие артикулов, серийных номеров и прочей сопроводительной информации, которая соответствует таможенной декларации.

Товары, выпущенные в обращение, могут быть отправлены на реэкспорт в течение 1 года.

Подакцизные товары и продукция двойного назначения

На некоторые виды товаров, попадающих под реэкспорт, накладываются дополнительные ограничения. В большинстве случаев они касаются продукции двойного назначения. Для использования особого таможенного режима необходимо согласовать вопрос с отделом экспортного контроля Министерства экономического развития. Нельзя вывезти товар двойного назначения в третью страну, если страна-экспортер с этим не согласна.

Реэкспорт подакцизных товаров также имеет свои особенности:

  • если продукция предназначается только для реэкспорта, маркировку применять не нужно;
  • если товар был ввезен с акцизными марками, перед вывозом их нужно повредить, дабы исключить вероятность повторного использования;
  • отправленные на территорию таможенных складов товары также могут попасть под реэкспорт.

Реэкспорт товара, который был выпущен во внутреннее потребление

Чтобы товар был допущен к реэкспорту, необходимо получить разрешение таможенного органа, который принимал декларацию при импорте.

Чтобы получить разрешение, необходимо собрать и предоставить следующие документы:

  • подтверждение ввоза на территорию РФ и выпуск во внешнее потребление;
  • бумаги, обосновывающие обстоятельства ввоза груза в Россию;
  • подтверждение того, что условия торгового договора между двумя компаниями были нарушены;
  • бумаги о применении товаров после того как они были выпущены во внешнее потребление;
  • соответствующее заявление с указанием всех контактов.

Таможенный орган рассматривает поданный пакет документов и принимает решение о том, можно ли применять режим реэкспорта, или нет.

Вывоз товаров, предназначенных исключительно для реэкспорта

Товары, которые ввозятся на территорию РФ, могут предназначаться исключительно для реэкспорта. Решением таможенного органа партия товара, которая готовится на вывоз, может передаваться получателю на временное хранение. Закон гласит, что отправить за рубеж такой товар нужно не позже чем через полгода после ввоза в РФ.

Для товаров, предназначающихся исключительно для реэкспорта, должен быть оформлен пакет сопроводительных документов.

В пакет документов входят:

  • разрешение таможенного органа с указанием сроков вывоза из России;
  • основание для вывоза из страны: трехсторонний, экспортный или импортный договор;
  • сопроводительная документация с характеристиками товара;
  • обязательство получателя вывезти товар в течение полугода.

Аналогичные правила, только без последнего пункта, действуют и по отношению к продукции, которая перемещается на реэкспорт из любого другого таможенного режима.

Правила возврата таможенных платежей

Как мы уже упоминали выше, при реэкспорте пошлины и налоги для получателя товара в РФ отменяются. Но при непосредственном осуществлении реэкспорта все платежи взымаются согласно общему порядку: за импорт, за экспорт, за перемещение продукции на таможенный склад.

После того как товар вывезен из РФ, уплаченные ранее суммы могут быть возвращены плательщику. Для этого нужно получить разрешение таможенного органа (в письменном виде).

Возврат ранее уплаченных средств возможен и при перемещении товара из других таможенных режимов – временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Однако для этого нужно соблюсти условия:

  • произвести реэкспорт не позже 2 лет после ввоза продукции на территорию РФ;
  • товары, готовящиеся под вывоз, не использовать для получения прибыли.

При реэкспорте в РФ возвращаемые суммы денег не индексируются и не облагаются никакими процентами. Доля реэкспортных операций в международной торговле все время увеличивается. На данный момент она достигла отметки в 25% от общемирового экспорта. К политике транзитной торговли присоединяются новые государства. Лидерами этой отрасли, как и раньше, являются США, РФ, Гонконг и Голландия.