Поговорить с православным священником по телефону. Православная горячая линия "узнай у священника"

С 25 мая начала работать православная горячая линия - мобильная служба "Узнай у священника – 09399". Теперь в любое время, набрав на мобильном телефоне номер 09399 в любой точке России, можно услышать ответ священника на вопросы о Боге, вере, Церкви, личной и семейной жизни.

О задачах и особенностях нового проекта журналистам рассказали его создатели: руководитель проекта, клирик храма св. великомученицы Екатерины на Всполье иерей Вадим Леонов, куратор проекта – диакон храма св. Митрофана Воронежского Михаил Палкин, технический директор – генеральный директор компании "Московский Телеграф" Дмитрий Коноплянский.

Руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский отметил, что проект осуществлен по благословению Патриарха Алексия II.

Владимир Вигилянский считает очень важным использовать разные формы коммуникации для свидетельства о правде Божией, о жизни Церкви, о православной вере. "Люди у нас хотят жить по правде Божией", – сказал священник, и добавил, что новый проект является "ответом Церкви на запрос общества". Далеко не всегда и не все могут обратиться к священнику с вопросом в храме и в прямом эфире православных радио- и телепередач, особенно с интимными вопросами, рассуждал Владимир Вигилянский. "А по телефону это легче сделать", – считает священник.

Как объяснил Вадим Леонов, служба ориентирована в первую очередь на тех людей, "которые считают себя православными христианами, но по различным причинам мало знают о православии по существу", а также на тех, кто находится в поисках веры или только задумывается о принятии крещения. Цель проекта – "помочь этим людям переступить порог храма". Типичные вопросы этих людей были исследованы и классифицированы по 9 разделам. Нажав соответствующую кнопку после набора номера 09399, можно обнаружить свой вопрос уже сформулированным в соответствующем разделе и выслушать записанный ответ священника. Кто такой Бог? Что сделал для нас Христос? Откуда взялся человек и каково его предназначение? Что нас ждет за порогом смерти? Как подготовиться к исповеди? Когда и как поститься? Почему мы страдаем? Как найти и сохранить любовь? Как воспитывать капризного ребенка? Что делать с пьянством в семье? Эти вопросы постоянно задают православным священникам, и теперь можно узнать ответ по мобильному телефону. Пока служба носит характер "голосовой библиотеки", по выражению священника Михаила Палкина, а не интерактивной связи.

Разделы службы "Узнай у священника 09399" таковы: 1 – церковный календарь, вспоминаемые святые, краткое житие, чтение из Священного Писания, является ли день постным; 2 – как подготовиться к крещению, исповеди, причащению и другим церковным таинствам; 3 – вопросы личной жизни; 4 – о семейной жизни; 5 – основы православной веры; 6 – богослужение, праздники и посты в церкви; 7 – святыни Москвы и Подмосковья; 8 – советы священника; 9 – православные молитвы. По словам Вадима Лионова, содержание разделов будет постоянно обновляться, в том числе – и с учетом новых вопросов, которые можно будет задать, набрав 0 после основного номера – вопрос будет записан. Подробное содержание разделов, а также примеры ответов можно просмотреть на официальном сайте службы.

Как рассказал Вадим Леонов, основные принципы, которыми руководствовались создатели мобильной службы, таковы: о православии должны рассказывать по телефону те, кто "реально о нем знает", т.е. священники. Большую часть разделов "начитал" сам отец Вадим; в записи ответов участвовали также священники Алексий Казанчев и Константин Прокопчук. Второй принцип, которого придерживались миссионеры, – "все содержание должно доноситься самым доступным образом".

Мобильная служба "Узнай у священника – 09399" имеет свою предшественницу: как рассказал диакон Михаил, по инициативе прихожан храма св. Митрофана Воронежского подобная служба уже существовала с 2001 по 2006 г. Как только она закончила свое существование (по экономическим причинам), в приходе св. Екатерины и тоже по инициативе мирян возник проект "09399", продолживший миссионерскую работу. Обе службы-некоммерческие, т.е. их создатели и сотрудники работают совершенно бескорыстно, при поддержке энтузиастов – дизайнеров, компьютерщиков, маркетологов, издателей. Однако пользователям приходится платить за техническое обслуживание сервиса. И если минута связи с первой из упомянутых справочных православных служб стоила вопрошающему 1,5 доллара, то дозвонившийся в мобильную службу "Узнай у священника – 09399" заплатит 11 руб. за минуту. Дозвониться будет нетрудно: одновременно служба может принять 360 звонков, в том числе – и со стационарных телефонов, звонить с которых нужно по номеру 8-809-505-8399 (звонки должны производиться в тональном наборе). Существует номер и для бесплатных звонков – 8-800-505-9399, но его пропускная способность ограничена.

Журналистов интересовало, предполагается ли в перспективе, помимо голосового контента, организовать в рамках новой службы "живое" общение со священнослужителями. Такие планы есть, ответил священник Владимир Вигилянский, однако сначала новому проекту надо зарекомендовать себя. Он отметил, как важно для людей, приходящих в Церковь, иметь возможность побеседовать со священником. Сейчас во многих храмах, а также в проходной резиденции Патриарха можно задать вопросы дежурному священнику во внебогослужебное время. Однако очень желательным и перспективным Владимир Вигилянский считает организацию телефонного "дежурства". Такая возможность будет рассматриваться не раньше осени, отметил он.

Московские храмы и церкви являются не только важнейшими историческими достопримечательностями столицы, но и всей России в целом. Москва и Московская область изобилует соборами, что говорит о высоком религиозно-культурном уровне этого города. Большинство имеют богатую историю, они были отстроены множество веков назад, и в настоящее время представляют собой объекты религиозно-культурного наследия России. В настоящее время на территории столицы можно найти как православные, так и католические церкви, синагоги, протестантские, старообрядческие и другие религиозные учреждения. Телефоны церквей в Москве, а также телефоны церквей в Московской области можно найти в городских справочниках.

Одним из самых величественных и самых впечатляющих храмов столицы является Казанский собор. Первое упоминание о нем датируется 1625 годом; изначально он представлял собой деревянный храм, отстроенную на средства Дмитрия Пожарского. Строительство его было приурочено к годовщине избавления от польско-литовского гнета и в честь тех, кто пал на этой войне. Казанский собор располагается на Красной площади; название свое он получил в честь Казанской иконы Божьей Матери, являвшейся святыней ополчения, которое возглавляли Минин и Пожарский. Икона Казанской Божьей Матери считалась покровительницей царского семейства Романовых; поскольку располагалась она в Казанском соборе, велико было и внимание к нему царской фамилии. Во времена пожаров в Москве Казанский собор сгорел; в 1637 году он был восстановлен из «царского кирпича» строителями Семеном Глебовым и Наумом Петровым. 15 октября 1636 года храм был освящен в присутствии князя Пожарского и царя Михаила Федоровича.

Казанский собор считается символом Воинствующей Церкви. Цветовая гамма собора символична – он исполнен в красных, белых и золотых тонах. С данным храмом Москвы, телефоны которого можно найти в справочниках, связаны самые значимые религиозные события – именно отсюда совершался крестный ход при участии царя, и именно здесь было положено начало расколу русской православной церкви. В настоящее время Казанский собор считается одной из самых влиятельных в России.

Телефоны церквей в Московской области также можно найти на различных Интернет-ресурсах. По данным телефонам храмов в Москве и телефонам храмов в Московской области можно узнать о графике проведения богослужений и других религиозных таинств. Также по телефонам церквей в Москве можно узнать о возможности проведения ознакомительных экскурсий или получить любую другую справочную информацию. По телефонам храмов Московской области вам расскажут, как проходят обряды, как нужно к ним готовиться, какие атрибуты нужно приобрести.

Мечети в Москве, телефоны которых найдете в электронных справочниках, имеют популярность среди исповедующих ислам. В мечетях также проходят обряды венчания – никах, читается намаз, происходит молебен. По телефонам мечетей в Москве вам расскажут в какие дни проводятся обряды, как подготовиться к ним и многое другое.

С 18 октября любой москвич сможет получить духовную помощь, задав вопросы священнослужителю по телефону справочной службы «Милосердие».

«У многих не церковных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, — говорит участник проекта протоиерей Андрей Близнюк. — Общение со священнослужителями по телефону — шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. Кроме того, на исповеди обычно нет времени поговорить „по душам“, а многие в начале своей духовной жизни нуждаются именно в такой доверительной беседе». С марта 2011 года отец Андрей вместе с группой священников-добровольцев дежурит на телефоне доверия для онкобольных, в среднем, каждый священник получает около двух звонков в неделю. За это время священники поняли две вещи: первое — их помощь востребована, и второе — они могут помогать и большему количеству людей. Так родилась идея организовать специальную православную «горячую линию», позвонить по которой сможет любой москвич.

Новая возможность в рамках справочной службы «Милосердия» появится с 18 октября. Сначала телефон планировалось сделать общероссийским, но потом было решено опробовать проект на городском уровне. «Мы разместим информацию о телефоне в центрах социальной адаптации, больницах, онкодиспансерах — во всех тех местах, где люди страдают и остаются одни, — говорит куратор проекта, руководитель направления Синодального отдела по благотворительности Полина Юферева. — Затем мы изучим входящие звонки и определим, в каком направлении развивать проект, кому мы больше всего нужны». Объявления о новом телефоне будут также размещены в ВУЗах — проект является не только социальным, но и миссионерским. Молодые и хорошо образованные священники (некоторые из них имеют по два-три высших образования) постараются ответить на вопросы о духовной жизни. 18 октября на телефоне начнут дежурить 28 священников и восемь диаконов, многие из них уже имеют опыт общения по телефону доверия с онкологическими больными. Все клирики прошли собеседование либо с председателем Синодального отдела по благотворительности епископом Пантелеимоном, либо с ответственным за окормление больниц в Комиссии по церковной социальной деятельности протоиереем Иоанном Емельяновым. Большинство из них также в рамках курсов МЧС прослушали лекции о психологии экстренных ситуаций. Кроме того, все священнослужители приняли участие в семинаре «Терапия выслушивания в острых ситуациях», который специально для них провели онкопсихологи проекта «CО-действие».

Специалисты Московской службы психологической помощи населению поддержали новую инициативу. «Мы разделяем душевную и духовную помощь, — говорит заместитель начальника отдела „Телефон неотложной психологической помощи 051“ Иннокентий Постников. — Мы не являемся специалистами в духовной помощи, и лично у меня, безусловно, иногда возникает такое чувство, что обсуждаемый предмет выходит за рамки моей компетенции». Тем не менее, психологи службы знают, что вера в Бога является «внутренним ресурсом», на который можно опереться при решении личностных проблем. «Если у верующего человека возникнут мысли о том, чтобы причинить себе вред, его оказывается легче развернуть в другую сторону, чем убежденного атеиста», — объясняет Иннокентий Постников. Поэтому, по его словам, если психологи-консультанты чувствуют, что человека можно направить на беседу к священнику, то они стараются этот ресурс использовать и предлагают человеку зайти в ближайший храм. Таких звонков оказывается около десяти процентов. Но дойдет ли человек до храма, найдется ли именно в этот день у священника время — неизвестно. Поэтому, как считает Иннокентий Постников, телефон, по которому священник ответит «здесь и сейчас», будет более чем востребован.

Телефон справочной службы «Милосердие» не будет выполнять функции «телефона доверия» в полном смысле этого слова. Во-первых, в силу технических особенностей многоканального номера звонок по телефону является платным — оператор городской связи тарифицирует его как звонок на мобильный. (В настоящий момент ведутся переговоры с провайдером о том, чтобы сделать телефон бесплатным). Во-вторых, звонящий попадает к священнику не сразу. Сначала трубку берет оператор справочной службы «Милосердие», который осуществляет предварительную фильтрацию вопросов. Так, на просьбы о материальной помощи и совершении треб, вопросы справочного характера, оператор отвечает самостоятельно, либо переключает звонящего на соответствующее подразделение службы «Милосердие».

Что такое телефон доверия, знают все. А для чего нужен православный телефон доверия? В некоторых епархиях есть и такие. Например, в Новосибирске. Служба духовной помощи открылась здесь год назад, но уже стала крайне востребованной – звонки на ее номер не прекращаются ни днем ни ночью. В чем смысл такой службы и почему она так популярна, разбирался корреспондент «НС».

Десять батюшек и один телефон

Полное название этой службы – епархиальная телефонная служба социальной помощи «Содействие». Идея ее создания в Новосибирске принадлежит архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону.
– Сначала мы думали привлечь семинаристов. Но владыка сказал, что к такой работе можно допускать только опытных, грамотных священников, – рассказывает Наталья Пендюрина, координатор службы и сопредседатель местного «Общества книголюбов». В стенах этого общества и размещается «офис» телефона доверия.

В службе по очереди работают десять священников. На каждого приходится примерно по два дежурства в месяц. Ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 18.00 до 21.00 дежурный батюшка приходит в помещение «Общества книголюбов», садится за стол в отдельной комнате и отвечает на звонки.

– Чаще звонят, конечно, люди малоцерковные, – рассказывает духовник службы протоиерей Виталий Бочкарев. – Категории очень разные – и по возрасту, и по социальному положению. Звонят и люди, прикованные к постели. Для них большое утешение с батюшкой просто поговорить, не задавая никаких вопросов, и получить поддержку и слова утешения. Есть среди звонящих жители отдаленных деревень, где нет церквей. Ну и психически нездоровые люди тоже попадаются. И с ними тоже нужно разговаривать.
Бывают звонки издалека, из Москвы и Владивостока например. И даже из-за границы. Как правило, это те, кто родился и потом уехал из Новосибирска.

– Однажды нам позвонили из Испании, – говорит отец Виталий. – Это были родители одного парня, который здесь, в Новосибирске, попал в милицию. Они попросили нас помочь найти ему православного адвоката. У одного нашего диакона был такой среди его знакомых, и мы решили этот вопрос.

Откуда люди за много тысяч километров узнают про телефон? В основном через интернет. Местные же могут прочитать о нем в новосибирских СМИ. Газеты, радио и телевидение поддерживают службу и периодически размещают у себя бесплатные объявления о ее работе. Но главный способ распространения информации – «сарафанное радио»: человек позвонил, ему помогли, он рассказал об этом другим.

Для многих в силу разных причин удобнее анонимно обратиться к священнику, чем открыто общаться с ним в церкви. Поэтому главный принцип новосибирской службы, как и любого телефона доверия, – анонимность звонков. Люди на другом конце провода должны быть уверены, что могут задать любой вопрос не стесняясь и не боясь возможного осуждения.

– Мы не просим человека называть имя, – продолжает отец Виталий. – Представляемся мы. И далее начинается разговор. Иногда звонящий просит о нем помолиться. Тогда, конечно, мы записываем имя. Но инициатива в этом случае исходит от него.
Несерьезных вопросов не существует

Менее чем за год работы православного телефона доверия на него поступило более двух тысяч звонков. В основном это вопросы, касающиеся церковной жизни, на которые люди сами не могут найти ответ. Спрашивают часто о предстоящих церковных праздниках – как к ним готовиться. О порядке богослужения и формах венчания. Как крестить детей и кого можно брать крестными. Как убедить родственников, чтобы они приняли таинство крещения. Как похоронить человека по-христиански. Можно ли молиться за самоубийц. Как поехать группой на экскурсию в монастырь. Или церковная утварь и иконы родственников, которые уже умерли, куда это деть.

– Иногда и довольно сложные вопросы бывают, – говорит о. Виталий. – Спрашивают о толковании тех или иных мест Священного Писания. Или, например, был звонок, когда человек просил, чтобы я научил его ни много ни мало непрестанной Иисусовой молитве. Я сразу сказал, что, во-первых, это не по телефону. И во-вторых, что такое допустимо только под непрестанным руководством священника. Так что иногда приходится и вразумлять слишком ревностных православных.

– Для людей нет серьезных и несерьезных, простых и сложных вопросов, – считает Наталья Пендюрина. – Бывает, человек спрашивает: может ли теща быть крестной своему зятю? Или: я правую руку сломал, можно ли креститься левой? Или: мне курочку нужно зарубить, грех ли это? Или вот: можно ли выбрасывать фантики из-под конфет, на которых изображена часовня? Смеетесь? А мы отвечаем – серьезно и обстоятельно. Раз человек спрашивает, значит, для него это важно.

Основная проблема служащих на телефоне – время, его часто не хватает. Необходимо за короткое время успеть сказать самое главное, а нужные слова не всегда легко найти. Некоторые звонящие готовы говорить часами обо всем на свете, а остальным в это время приходится ждать на линии. Столкнувшись с этой проблемой, ввели норматив: в среднем на одного человека должно выделяться 15-20 минут. Таким образом, за вечер можно ответить примерно на десять звонков. Но в нормативы уложиться никак не удается. Священники все равно разговаривают столько, сколько нужно каждому, даже если ради этого приходится задерживаться до глубокого вечера.

В действительности новосибирский телефон доверия не ограничивает свою работу тремя часами. С 9.00 до 18.00 на звонки отвечает координатор службы, который может что-то подсказать, дать номера телефонов социальных служб, приходов или предложить перезвонить вечером, когда придет батюшка.

Алло, это исповедь?

Часто звонят люди, которые хотят исповедаться по телефону. И тогда священнику приходится объяснять, что исповедь – это не просто рассказ о своих поступках, а таинство, которое возможно только в церкви. Самая большая радость для священников – если после такого разговора кто-то и правда приходит в храм.

– Недавно я встретил на исповеди женщину, которая часто мне звонила, — вспоминает отец Виталий. – Я ее сразу узнал. Не по голосу, конечно, а по двум-трем обстоятельствам, которые она назвала. Я говорю: «Вы мне звонили?» Она: «Да, это я. После ваших слов я решила прийти в церковь». Она не искала меня специально, просто так получилось, что в тот день исповедовал именно я. И это было по-настоящему удивительно и приятно.

С теми, кто не может выйти из дома, священники договариваются и приезжают к ним исповедовать и причащать.
Звонят и те, кто нуждается в социальной помощи, в основном это малоимущие. В епархии есть комиссия по материальной помощи, и запрос человека отправляется туда. Плюс координатор может подсказать, где можно, например, бесплатно получить детское питание.
Чтобы ни один вопрос или запрос не забылся и не потерялся, каждый священник ведет журнал учета звонков.

– Это очень помогает в работе, – объясняет Наталья Пендюрина. – Каждый месяц владыка Тихон просматривает журнал, дает рекомендации. Основываясь на нашей статистике, легче увидеть, как Церковь может расширять свою деятельность за рамками телефонной службы.

В последнее время часто звонят преподаватели школ и вузов с просьбой провести встречу учащихся со священником. Такие запросы в основном поступают из областных сел и деревень, где в радиусе многих километров вокруг нет ни одной церкви. Служба принимает заявку и организует поездку батюшки. Таких выездов становится все больше.

– Телефон доверия все больше начинает напоминать серьезный миссионерский центр. И нас это очень воодушевляет, – улыбается отец Виталий. – У всех сотрудников есть масса идей, как усовершенствовать работу службы. Нам есть куда развиваться. Мы ведь только в начале пути.

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте".

Сам же священник, представляясь, должен сказать: "Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров", "Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать: "Я - отец Михаил Сидоров".

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - или протоиерей, или иерей, серебряный - иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче") .

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее".

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: "Братья и сестры". Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: "Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи Божией", "Ангела хранителя" и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: "Здравствуйте", но строят начало разговора так: "Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка" - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: "Благословите". Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь