Стеклодувный промысел. Как и кто делает новогодние игрушки

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Стеклодувный цех

В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

«В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Цех металлизации

После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

«В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Окрашивание и разрисовка

Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Опасное производство

Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

«Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

Мода на ёлочные игрушки в России

В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

Практически у каждого человека Новый год ассоциируется с елкой и различными украшениями. На современном рынке представлен огромный ассортимент елочных игрушек, но, несмотря на это, оригинальные авторские изделия, изготовленные в единственном экземпляре, пользуются большим спросом. Новогодние игрушки и елочные украшения своими руками на продажу – это достаточно прибыльное дело, которым может заняться любой человек. Как организовать такой бизнес мы поговорим в этой статье.

Виды украшений

Если вы хотите делать новогодние игрушки своими руками на продажу, нужно в первую очередь определиться с ассортиментом продукции.

Украшения могут быть самые разные. Самое главное чтобы все предметы были красочными и яркими. Это могут быть сказочные персонажи:

  • Дед Мороз;
  • Золотая Рыбка;
  • Снегурочка;
  • Разные животные (символы года).

Из картона и бумаги разных цветов можно делать:

  • Фрукты;
  • Овощи;
  • Растения;
  • Фигурки людей;
  • Домики;
  • Предметы быта;
  • Транспортные средства;
  • Бусы, шары, подвески.

Под Новый год? Самой большой популярностью пользуются верхушки для елки, шары, всевозможные подвески, бусы и фигурки животных. Также на елках часто встречаются фонарики, корзинки, бонбоньерки и домики из картона. Из фольги можно делать гирлянды, «дождик», цветы или звезды. Не стоит также забывать о новогодних электрических гирляндах и свечах.

Узнать подробнее о том, как сделать елочную игрушку своими руками можно из специализированной литературы или на курсах для начинающих мастеров. Перед праздником продажа новогодних игрушек приносит неплохую прибыль, поскольку люди не жалеют денег на украшение своего дома. Поэтому после того как вы пройдете обучение, можно смело открывать такой бизнес.

Технологический процесс

Технологии изготовления елочных украшений могут быть самые разные. Некоторым из них мы научились еще в школе. В наше время появилось множество современных материалов, которые позволяют изготовить уникальные изделия. Если вас привлекают елочные игрушки как бизнес, используйте в своем творчестве различные стразы, блестки, искусственный снег из баллончиков, разноцветные самоклеящиеся пленки и прочее. Все это можно приобрести в любом гипермаркете. ? Попробуйте делать елочные игрушки своими руками. Необычные новогодние украшения пользуются большим спросом, поэтому их производство будет приносить хорошую прибыль.

Пользователи сети часто интересуются, как сделать елочную игрушку? Ее можно изготовить из любого материала. В оригинальном оформлении будет прекрасно смотреться даже старая катушка с нитками. Все зависит от вашей фантазии и творческих способностей.

Самые распространенные елочные украшения из картона. Их также можно создавать из войлока, ткани и даже из теста. Очень интересная технология – декупаж. Ее можно использовать не только для елочных игрушек, а также для мебели, посуды и сувениров. Применяя этот метод, можно делать не только новогодние украшения, а также елки, новогодние свечи и прочее. Это отличный вариант для тех, кто интересуется, своими руками.

Организация производства

Для изготовления стеклянных елочных украшений даже на самых крупных фабриках используют ручной труд. Специалисты через специальные трубки выдувают шары из стекла. За один день мастер делает примерно 250 штук. После этого изделия покрывают тонким слоем алюминия и наносят фоновую краску. Во время окрашивания шары постоянно вращают, чтобы на поверхности не образовались воздушные пузырьки. После этого их отправляют на роспись.

Часто на елочные шары наносят логотип. Это делают с помощью тампопечати. Такой товар всегда пользуется большим спросом, поэтому, если вы хотите заняться оптовой продажей новогодних игрушек, предлагайте крупным компаниям нанесение логотипа на изделия. Обычно они закупают такую продукцию большими партиями, поэтому вы сможете получить неплохой доход.

Все очень просто. Продавайте или делайте то, без чего не обходится этот праздник. Качество и доступные цены – это гарантия вашего успеха. Самый простой и доступный вариант – . Его можно совместить с торговлей новогодними украшениями.

Ценовая политика и сбыт

На рынке представлен огромный ассортимент елочных игрушек цены на которые колеблются в широком диапазоне. Всем известно, что ручная работа стоит недешево, поэтому определяя стоимость своих изделий, не стоит ориентироваться на некачественную китайскую продукцию. Такие украшения относятся к среднему или даже элитному ценовому сегменту.

Чтобы организовать продажу новогодних игрушек оптом, нужно, прежде всего, найти надежные рынки сбыта. На это придется потратить немало времени. Оптовых покупателей можно найти в интернете или по объявлениям в печатных изданиях. Кроме того, можно предлагать свою продукцию магазинам, которые реализуют различные новогодние украшения. Поиск покупателей – это достаточно хлопотный процесс, но без этого вы не сможете добиться успеха. Принимайте активное участие в выставках и ярмарках. Это позволит вам привлечь к своей продукции потенциальных покупателей.

Упаковка

Эксклюзивные оригинальные изделия должны иметь соответствующую упаковку. Этому моменту следует уделить особое внимание. Упаковка должна носить не только декоративный, а и защитный характер, поскольку многие оптовики, которые закупают товар у производителей крупными партиями, часто жалуются на большое количество испорченных украшений. Чтобы избежать таких потерь, нужно разработать безопасную упаковку, даже если она повысит себестоимость продукции.

Персонал

Для производства новогодних украшений из картона, ткани или пластика можно нанять сотрудников без опыта и квалификации. А вот для изготовления стеклянных елочных игрушек следует найти квалифицированные кадры. Такая работа требует опыта и определенных знаний. Хорошие стеклодувы учатся не менее чем полгода. После этого они еще 2 года получают опыт на производстве. Не менее сложная работа по росписи стеклянных шаров. Этому тоже нужно учиться у профессионалов.

Видео по теме Видео по теме

Расходы

На оборудование для производства стеклянных шаров придется потратить 50–100 тыс. рублей. Столько же понадобиться для закупки сырья и материалов. Кроме того, нужно арендовать помещение с хорошей вентиляцией, поскольку со стеклом работают при высокой температуре и в процессе производства выделяются вредные вещества.

Рентабельность такого предприятия составляет примерно 15–20% при достаточно крупном обороте. Поскольку этот бизнес сезонный, многим предприятиям приходится работать в кредит, то есть занимать средства и возвращать их после окончания сезона. Это связано с высокими рисками, поэтому данная отрасль развивается очень медленно. Чтобы не вкладывать деньги в производство, можно купить новогодние елочные игрушки без рисунка и заняться их росписью. Благодаря этому начинающие предприниматели могут получить приличный доход без крупных капиталовложений.

Выводы

Новый год – это всеми любимый праздник, который вызывает у большинства людей положительные эмоции, чувство счастья и радости. могут быть самые разные, но мы рекомендуем вам обратить внимание на производство новогодних игрушек и елочных украшений своими руками. Лучше всего заниматься производством эксклюзивных украшений, поскольку для организации крупного предприятия понадобиться большой стартовый капитал.

Столетние чемоданы со старинными новогодними украшениями - это сокровище для детей и взрослых. Формовая елочная игрушка, передаваемая из поколения в поколение, создает особое волшебство в канун Нового года.

Фабрики, выпускающие эксклюзивные игрушки около века назад, работают и до сих пор. Стеклодувы и художники воссоздают по эскизам стеклянные елочные украшения вручную. Уникальная ценность каждой формовой елочной игрушки в неповторимом силуэте и индивидуальной росписи.

На сайте в данном разделе предоставлен выбор новогодних игрушек из стекла двух производителей.


Формовые елочные игрушки «Елочка»

Старейшая фабрика по изготовлению стеклянных елочных игрушек «Елочка» начала свое производство более 100 лет назад. Находится она в г. Клин в Подмосковье. Производство осуществляется вручную стеклодувами-ремесленниками. Художники индивидуально расписывают каждое изделие.

Предлагает разнообразные модели. Малышей порадуют игрушки лесной тематики в виде забавных зверушек и даров леса:

  • . яркая рыжая белочка,
  • . лисичка в избушке,
  • . филин,
  • . заснеженная избушка,
  • . грибочки,
  • . желуди
  • . и нарядная елочка.

Особую ностальгию у более взрослого поколения вызовут елочные украшения в виде шишек, фонариков, а также игрушки с креплением-клипсой.

Индивидуально упакованные формовые елочные игрушки станут оригинальным сувениром для человека, который неравнодушен к вещам с налетом старины. Маленькие аккуратные елочные украшения идеально подойдут для декорирования новогодней елки в винтажном стиле.

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.