Шейнис Виктор Леонидович (Sheinis, Viktor Leonidovich). Виктор Шейнис: "Задача оппозиции – остановить сползание страны к катастрофе" Виктор Шейнис о своем политическом опыте

Леонид Велехов : Здравствуйте, в эфире Свобода – радио, которое не только слышно, но и видно. В студии Леонид Велехов, это новый выпуск программы "Культ личности". Она не про тиранов, она про настоящие личности, их судьбы, поступки, их взгляды на жизнь.

Сегодня в гостях у нашей передачи личность поистине историческая. Потому что это ни много ни мало один из авторов российской Конституции Виктор Леонидович Шейнис .

(Видеосюжет о Викторе Шейнисе. Закадровый текст:

Виктор Леонидович Шейнис – человек интеллигентный и скромный. О своих заслугах перед родиной не распространяется, а они ведь действительно поистине исторические. В 1957 году, будучи 26-летним аспирантом, Виктор Шейнис выступил против советского вооруженного вторжения и подавления в крови национально-освободительного восстания в Венгрии. Он написал статью "Правда о Венгрии", которая, конечно, напечатана была лишь в нескольких экземплярах, на пишущей машинке. 57-й год – тогда еще не было ни самиздата, ни правозащитного движения, были только такие вот честные, совестливые одиночки, как Шейнис, которые не могли молчать при виде несправедливости и произвола. Его исключили из аспирантуры, из комсомола, и последующие шесть лет, вплоть до 1964 года, он проработал расточником на Кировском заводе в Ленинграде. И только после этого вернулся к научной и преподавательской деятельности.

Политикой занялся в годы перестройки. При его энергичном участии в 1989 году Андрею Дмитриевичу Сахарову удалось стать народным депутатом СССР и в первый и в последний раз в жизни получить всенародную трибуну для высказывания своих взглядов. Когда Виктор Шейнис сам стал депутатом, он активно участвовал в разработке и написании российской Конституции и избирательного законодательства, позднее, уже, понятное дело, без его участия искореженного. Один из отцов-основателей партии "Яблоко", которой верен по сей день.

Таких, как Виктор Леонидович Шейнис, вытеснили из официальной политики, на трибуне Госдумы его давно не увидишь. Зато увидишь на митингах протеста, на марше памяти Бориса Немцова, где он несколько часов шел в общей колонне, несмотря на свои 84 года).

Леонид Велехов : Виктор Леонидович, ведь, действительно, принять участие в сочинении Конституции – это миссия историческая. Можно сказать, вы наш российский Мэдисон.

Виктор Шейнис : Ну, это преувеличение.

Леонид Велехов : Тем не менее имеющее под собой реальное основание.

Виктор Шейнис : Мэдисон был коллективный. Я частичка этого Мэдисона.

Леонид Велехов : Вы частица нашего российского Мэдисона. Другое дело, что в США к Конституции относятся несколько по-иному. Насколько я помню, за 200 с лишним лет всего 27 поправок сделано…

Виктор Шейнис : Вы знаете, я очень люблю проводить такую параллель, когда заходит речь о нашей Конституции. Первая поправка к американской Конституции начинается словами: "Конгресс не должен издавать законов, умаляющих свободу слова, свободу печати, свободу вероисповедания" и т. д. Именно в этой форме: не просто предоставляется свобода печати, а Конгрессу запрещается издавать законы, ее умаляющие. И первая поправка, содержательная, к российской Конституции: президентский срок увеличен с 4 до 6 лет.

Леонид Велехов : Как говорится, комментарии излишни. Абсолютно все красноречиво сказано этим сопоставлением поправок.

Но помимо этого много чего в вашей жизни было замечательного и интересного. Жизнь действительно очень насыщенная, хотя вы человек интеллигентный, скромный, напоказ себя не выставляете. Но сегодня мы коснемся нескольких совершенно поразительных фактов вашей биографии. А начать бы я хотел с самого начала. Ведь вы родились в Киеве, на Украине. Это все сегодня резонирует, звучит по-особому. С Киевом что-то связано такое, глубокое и важное для вас?

Виктор Шейнис : Друзья, которых я там обрел. Собственно, я уехал из Киева в эвакуацию 9 или 10 июля 1941 года. После этого я в Киеве бывал только наездами.

Леонид Велехов : Но тоже уже большой мальчик были в 1941-м – десять лет вам было почти.

Виктор Шейнис : Да. Родственников там не осталось.

Леонид Велехов : Почему не осталось?

Виктор Шейнис : К сожалению, я уже старый человек. Родственники были старше меня. Они уходили.

Леонид Велехов : То есть страшная участь многих киевлян их миновала? Я имею в виду Бабий Яр и все прочее.

Виктор Шейнис : Во всяком случае, знакомых мне людей, людей, которых я знал, да, по счастью, миновала. Хотя у меня были все шансы оказаться в Бабьем Яру, поскольку отец моей мамы очень тяжело накануне войны был болен, онкология. И он умер 15 июня 1941 года. Если бы он не ушел в мир иной, я не знаю, в теплушках, в которых мы уезжали, можно ли было его увезти…

Леонид Велехов : Все бы, конечно, осложнилось. Мы помним эти страшные истории Бабьего Яра: сколько там было больных, немощных людей, которых везли, несли на носилках. Многие семьи наверняка из-за этого не смогли вовремя уехать.

Виктор Шейнис : Киев, конечно, очень красивый город, но сердцем я прикипел к Ленинграду.

Леонид Велехов : Все-таки к Ленинграду?

Виктор Шейнис : Да.

Леонид Велехов : Даже не к Москве?

Виктор Шейнис : Нет. К Ленинграду. Сейчас уже на несколько лет я больше живу в Москве, чем в Ленинграде. Но все-таки, наверное, лучшие годы моей жизни прошли там.

Леонид Велехов : Лучшие годы нашей жизни, как известно, это молодость. А почему, собственно говоря, из эвакуации семья в Ленинград уехала, а не вернулась в Киев?

Виктор Шейнис : А потому что в эвакуации мы воссоединились с маминой сестрой. А она из Ленинграда приехала на Урал, а мы на Урал приехали из Ташкента. Мы перемещались по стране. И, когда она уезжала, мы уехали вместе с ней, и уже зацепились за Ленинград, что тоже было непросто по разным бюрократическим причинам. Но, в общем, зацепились и остались там. И должен сказать, что я Ленинград полюбил буквально с самого первого дня, когда я там оказался.

Леонид Велехов : Я спросил, почему из эвакуации вернулись не в Киев, а переехали в Ленинград, предположив, что, может быть, страшная тень Бабьего Яра для вас нависла над Киевом, и возвращаться туда не хотелось… И еще немного развивая тему вашего киевского "происхождения": в наших СМИ очень много в последнее время муссировалась тема украинского антисемитизма. В частности, это помогло склонить русскоговорящее население Израиля к поддержке России в конфликте с Украиной. Вам с антисемитизмом в ваши детские украинские годы приходилось сталкиваться?

Виктор Шейнис : Во-первых, до эвакуации я вообще не знал, что я еврей, и не знал национальных различий. Я был мальчишкой, ходил в школу. Наверное, там были разные мальчики и девочки – и русские, и украинцы, евреи, еще кто-нибудь, но никому до этого не было дела.

Леонид Велехов : Во всяком случае вы никогда не были жертвой антисемитских нападок?

Виктор Шейнис : В детском возрасте я этого не чувствовал. Потом, конечно, я много читал об этом. Но мне лично сталкиваться с этим не приходилось. И когда я приезжаю в Киев, когда я общаюсь с моими друзьями, а они разные, русские, украинцы, этой проблемы между нами не существует.

Леонид Велехов : А теперь Ленинград. Истфак Ленинградского университета.

Виктор Шейнис : Если можно, я бы хотел вставить еще вот что. Я эвакуировался сравнительно благополучно, Киев, как вы, наверное, помните, пал 21 сентября 1941 года, а мы уехали в июле. Нам дали запас продовольствия на дорогу, который мы еще доедали, когда приехали на место. Но я до сих пор поражаюсь счастливой судьбе моей жены, которая в это время жила в Белостоке, куда немцы вошли 23 июня. Ее отец был директором фабрики. И он вечером 22 июня отправил жену свою, родственницу и девочку, мою жену, из Белостока. Она видела по дороге горящий Минск. Я очень благодарю судьбу за то, что она не осталась там.

Леонид Велехов : Судьба ее для вас и спасла, как выяснилось впоследствии. Как ценно, что это до сих пор все помнится. А вы хорошо детство помните?

Виктор Шейнис : Да.

Леонид Велехов : С какого возраста вы себя так помните, осознаете?

Виктор Шейнис : Наверное, лет с пяти. Примерно тогда, когда я начал читать.

Леонид Велехов : А вы рано начали читать? Были, наверняка, умный мальчик.

Леонид Велехов : А кто были родители, Виктор Леонидович?

Виктор Шейнис : Отец был военнослужащим. В 1938 году мы с ним расстались не по его воле.

Леонид Велехов : И больше не встретились?

Виктор Шейнис : Нет, конечно.

Леонид Велехов : Ну, разные бывали чудеса. Кто-то и возвращался.

Виктор Шейнис : Нет, он не вернулся. Он получил 15 лет за участие в троцкистской контрреволюционной организации. Потом он на известном пароходе "Джурма" был переправлен из Владивостока в Магадан. Там прожил два года. В 1941 году он погиб. По всей вероятности, его убили. Когда вышел закон о реабилитации, я был в Главной военной прокуратуре. Мне вынесли его дело, и я имел возможность ознакомиться с ним. Потом я ездил в Магадан, проехал по этим местам. Это уже не Магадан, это километров пятьсот по Колымскому тракту. В деле было указано кладбище, на котором он похоронен, но кладбище это не сохранилось.

Леонид Велехов : Теперь ваш любимый Ленинград и Ленинградский университет. Вы поступили на истфак еще вполне убежденным марксистом-ленинцем?

Виктор Шейнис : Да, конечно!

Леонид Велехов : И получилось так, что вы поступили еще при жизни Сталина, а заканчивали истфак уже в год его смерти. Это рубеж в вашем мировоззрении был – 1953 год?

Виктор Шейнис : Это происходило постепенно. В общем, наверное, я не совсем соответствовал облику того выпускника идеологического факультета, которого готовили на истфаке. И поэтому в университете я прошел два персональных дела.

Леонид Велехов : Еще в университете?

Виктор Шейнис : Да, еще в университете. На первом курсе я получил строгий выговор с занесением в учетную карточку за антипатриотическое выступление на диспуте. А вредность этого выступления заключалась в том, что я привел стихотворение Пушкина "Клеветникам России" как пример ложного патриотизма. Поднял руку на нашего классика. Тогда меня выгнали из комсомольского бюро и занесли выговор. А потом, на четвертом курсе, был выговор за другое – за противопоставление себя комсомольской организации.

Леонид Велехов : Ого!

Виктор Шейнис : Причем меня даже тогда исключили из комсомола. И в течение года я подавал разного рода апелляции. И сначала горком комсомола отклонил апелляцию, а в обкоме голоса раскололись поровну. Человек, который вел заседание, секретарь обкома, сказал: "Ну вот, не знаю, что делать". И тогда один из членов обкома сказал: "Ладно, я передаю голос в его пользу – пусть побудет в комсомоле". (Смех в студии ).

Леонид Велехов : Ух, ты! Широкий жест!

Виктор Шейнис : И он как в воду глядел. Потому что я именно "побыл" в комсомоле.

Леонид Велехов : Недолго вы побыли, недолго. И это, конечно, грандиозный факт вашей биографии: 1957 год, вам 26 лет, и вы сочинили статью "Правда о Венгрии", критикующую разгром венгерского антисоветского народного восстания. Это же совершенно поразительный факт: в Советском Союзе нет еще никакого диссидентского движения, нет правозащитного движения, нет самиздата. Все это начнется, как считается, во второй половине 60-х годов. Откуда, как говорится, что взялось? Кто вас надоумил? Как вам в голову пришло такое сочинить?

Виктор Шейнис : Я однажды выступал в "Горбачев-фонде", где обсуждались 1960-е годы. И мой доклад назывался, он потом был опубликован, "60-е начались в 50-х". Поэтому, вообще говоря, это, конечно, несколько смещенное представление, что в 50-х годах еще ничего не было.

Леонид Велехов : Что-то было, как мы видим.

Виктор Шейнис : Что-то уже было.

Леонид Велехов : Но первая ласточка, как известно, весны не делает.

Виктор Шейнис : Была компания, была группа моих друзей, которая занималась изучением истории партии…

Леонид Велехов : Под таким критическим микроскопом, я так понимаю?

Виктор Шейнис : Конечно. Хотя, надо сказать, что мы тогда, наверное, все были ленинцами. И вот это мое произведение, за которое меня выгоняли из комсомола, имело, в частности, такой лейтмотив: Ленин бы так не поступил. Теперь-то я знаю: так бы именно и поступил!

Леонид Велехов : Ну, у нас и перестройка началась под лозунгами возвращения к ленинским нормам. Это все было совершенно естественно.

Виктор Шейнис : Но, в общем, к 1956 году я уже вполне перешел на какие-то критические позиции. И ХХ съезд не был для меня откровением.

Леонид Велехов : Даже так?!

Виктор Шейнис : Я помню, что мы тогда узнали про доклад Хрущева, то использовали фразу из не очень приличного анекдота, чтобы охарактеризовать наше отношение к докладу. Анекдот, я не буду его пересказывать, заканчивается словами: "И это, мальчик, все, на что вы способны?" (Смех в студии ).

Леонид Велехов : Виктор Леонидович, вы за это получили по полной. Вас исключили из комсомола…

Виктор Шейнис : Выгнали из аспирантуры.

Леонид Велехов : Выгнали из аспирантуры. А вы таких последствий ожидали или, может быть, думали, что никакого "преступления" вы не совершали?

Виктор Шейнис : Нет, я, конечно, представлял, что я поступаю не так, как полагается советским гражданам поступать. Но я в то время считал, что поднимается волна отказа от сталинизма. И дальше события будут развиваться в этом ключе... Единственный экземпляр моего опуса сохранился в архивах Госбезопасности.

Леонид Велехов : А сколько всего было экземпляров?

Виктор Шейнис : Пять или семь, не помню.

Леонид Велехов : Одна машинописная "закладка", видимо.

Виктор Шейнис : Я печатал на очень тонкой бумаге. Уже когда я был депутатом, я его увидел. По какому-то положению, я не знаю по какому, в законе этого нет, мне должны были вернуть то, что они у меня забрали. И работник архива Госбезопасности расшил дело, сброшюрованное, вынул эти страницы и спросил: "Вы не будете возражать, если мы сделаем копию?" Я, конечно, не возражал. И я получил этот экземпляр, который я имел возможность вам показать.

Леонид Велехов : Виктор Леонидович, а теперь годы, более близкие к современности. Вы с виду человек абсолютно классического интеллигентского облика, спокойный, рассудительный. Меня поражает контраст между формой и содержанием. Потому что по существу ваших поступков рассудительность далеко не всегда была вам присуща. Я вас расспрашивал об этой совершенно беспрецедентной, на мой взгляд, выходке вашей политической – выступления против советского вторжения в Венгрию. А уже в более близкие к нам времена вы, вовсе, видимо, не остепенившись, стали одним из инициаторов той бучи, которая была затеяна в Академии наук в 1989 году по поводу выборов народных депутатов. Тогда вы опрокинули спущенный сверху план "выборов без выбора" народных депутатов от Академии наук. И благодаря этому перевороту, который вами был осуществлен, депутатом стал и Андрей Дмитриевич Сахаров, в первый и в последний, к сожалению, раз получивший в своей жизни общественную трибуну, и многие другие хорошие люди…

Виктор Шейнис : В расширенном президиуме Академии наук преобладали консервативные люди. И Сахарова они забаллотировали и других выдающихся людей. И это вызвало возмущение в институтах Академии наук. У себя в институте я выступал на собраниях и прочее.

Леонид Велехов : Вы сыграли очень активную роль в результате! Переходя к вашему участию в политике, к тому периоду, когда вы стали народным депутатом и прочее: не считаете ли вы ошибкой, что ставка демократами была сделана не на Горбачева, а на Ельцина?

Виктор Шейнис : Я думаю, что если бы была сделана ставка на Горбачева, то, возможно, развитие событий приобрело иной ход.

Леонид Велехов : Более правильный?

Виктор Шейнис : Более правильный. Но, к сожалению, это было невозможно. Народным героем был Ельцин, и наше избрание в народные депутаты в значительной степени было связано с тем, что мы заявляли себя сторонниками Ельцина.

Леонид Велехов : Ельцин, конечно, шел как ледокол.

Виктор Шейнис : Он шел как ледокол. То есть это, во-первых, было общенародное настроение. Во-вторых, позиция самого Михаила Сергеевича. Михаил Сергеевич менялся. И как раз в это время происходил его такой консервативный сдвиг. Поэтому то, что произошло, к сожалению, наверное, другого варианта развития не имело. Но, я думаю, что если бы сложился блок демократов и Горбачева, весьма вероятно, мы бы потерпели поражение. Но это не была бы катастрофа типа той, которая произошла с нами на рубеже ХХ и XXI веков.

Леонид Велехов : Еще хочу спросить вас об одном вашем шаге. Вы голосовали за ратификацию Беловежских соглашений. Как сегодня вы смотрите на это?

Виктор Шейнис : Я не считаю это ошибкой. Хотя я тогда говорил и писал, что распад СССР и моя личная, и политическая трагедия. Сейчас я так не думаю. Я думаю, что это должно было произойти. И хорошо, что это произошло в относительно спокойных формах, некровавых, не так, как Югославия распадалась. Конечно, не так джентельменски как Словакия и Чехия, но все-таки относительно мирно. И вот когда я смотрю на нынешние наши азиатские республики, когда я представляю… Понимаете, Прибалтика все равно бы ушла. Это ясно.

Леонид Велехов : Это да. Это был отрезанный ломоть.

Виктор Шейнис : Да. Украина – это, конечно, тяжело было. Но когда я смотрю на азиатские республики и представляю, что в сегодняшнем государстве все эти байские режимы присутствовали бы, я думаю, что еще тяжелее было бы. Потому что это обременяло бы российскую демократию. Сейчас мне трудно представить что-то хуже, чем нынешние наши органы исполнительной, законодательной и судебной власти. Но думаю, что если бы в Думе были представители от Каримова, от Алиева, от Назарбаева, к которому я тогда хорошо относился…

Леонид Велехов : К нему тогда многие хорошо относились. Я помню его блестящее выступление…

Виктор Шейнис : Еще на XXVII съезде.

Леонид Велехов : Конечно! Он производил очень хорошее впечатление тогда.

Виктор Шейнис : Так вот, если бы эти люди в Думе сегодня были, то, я думаю, ситуация была бы еще тяжелей.

Леонид Велехов : Если только она может быть тяжелей.

Вот теперь и поговорим о современной ситуации. Как вы относитесь к тому, что происходит в стране сегодня? Куда она, на ваш взгляд, движется?

Виктор Шейнис : Мне кажется, что человек, на котором остановил свой выбор Ельцин, не был абсолютно запрограммирован на то, что он делает сейчас. Я очень внимательно анализировал его выступления в первой предвыборной президентской кампании. Он говорил то, что должно было нравиться и западникам, и славянофилам, и рыночникам, и дирижистам, и националистам, и унитаристам. Мои друзья говорят, что это была маскировка, камуфляж. Я не могу претендовать на то, что я влез в его мозг и все точно знаю. Но чем дальше, тем его линия приобретала все более однозначное направление. И я не по всем вопросам был согласен с Григорием Алексеевичем Явлинским, с другими лидерами "Яблока", но в вопросе отношения к власти я полностью разделял то, что говорило "Яблоко". И сегодняшние документы "Яблока" справедливо характеризуют режим как авторитарный, как движущийся к фашистскому государству. Я думаю, что это так. Я думаю, что примерно полтора-два года тому назад в этом более или менее плавном движении произошел качественный скачок. Связано это было с Украиной. Потому что после Крыма, после Донбасса, после попыток создать Новороссию, расколоть Украину я не вижу возможностей тем людям, которые стоят во главе государства, круто повернуть в другую сторону. Боюсь, что они уже прошли точку невозврата. Это очень опасно.

Леонид Велехов : В нашем разговоре появилось упоминание партии, к которой вы принадлежите, одной из крупных ярких фигур которой вы являетесь, это "Яблоко". "Яблоко" часто упрекают в том, что оно занимается чистоплюйством, не хочет объединяться с другими демократическими силами, ведет свою собственную сепаратистскую линию в демократическом движении. Вы склонны в той или иной степени соглашаться с такого рода упреками?

Виктор Шейнис : Вы очень хорошо поставили вопрос – в той или иной степени. Да, в той или иной степени я склонен соглашаться с этим, хотя я вижу последовательность и логику моих товарищей. Я уважаю их позицию. Я считаю, что в этом разъединении демократических сил повинно не только "Яблоко", но и другая сторона. Но в особенности теперь, когда ситуация резко ухудшилась, я полагаю, что настало время перевернуть страницу и начать с чистого листа. Сегодня самое главное – остановить сползание к катастрофе. И поэтому, я думаю, что разбираться, кто был прав, а кто был не прав в 1993, в 1996 годах, в начале 2000-х – этим можно заняться потом. Это не задача сегодняшнего дня. Задача сегодняшнего дня – остановить сползание к катастрофе.

Леонид Велехов : Но тогда еще один вопрос вам как демократу до мозга костей, человеку, который никогда своим демократическим принципам и идеалам не изменил в угоду никакой конъюнктуре, в угоду никакой карьере. Вы в этом смысле кристально чистый и последовательный человек. Это не комплимент, а простая констатация факта. Так вот, вообще, России-то нужна демократия? Приживется ли когда-нибудь она в России? Не получается ли по той самой знаменитой мысли Монтескье, перефразированной впоследствии, что каждый народ получает ту власть, которой он достоин?

Виктор Шейнис : Я не могу сказать, что такого рода утверждения не имеют под собой никакой почвы. Имеют. Но я воспитан на русской литературе. Для меня Россия – это, прежде всего, русские мыслители. Для меня лицо России – это, если хотите, Пушкин, которого я обличал и считаю, что правильно критиковал. (Смех в студии). Я еще тогда не знал, что некоторые друзья Пушкина его критиковали за эти стихи, тот же Вяземский, например. Для меня Россия – это Белинский, Герцен, Чехов, советские писатели – Булгаков, Пастернак. Я считаю, что страна, которая рождала таких гениев, заслуживает лучшей участи.

Леонид Велехов : Согласен с вами.

Виктор Шейнис : Мне бы хотелось… Не знаю, сумею ли я увидеть, но я всегда старался какой-то камешек положить на эту чашу весов.

Леонид Велехов : Напоследок два-три личных вопроса. Какой час, момент, период вашей жизни вы считаете звездным?

Виктор Шейнис : Два звездных часа. Если хронологически, то сначала это рубеж 60-х – 70-х годов, когда я закончил все-таки аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и получил возможность общения со студентами в Ленинградском университете. Это было для меня очень важно – отношения со студентами и возможность говорить многое. Я думаю, что неслучайно Романов, тогдашний член Политбюро, на идеологическом пленуме сказал, что вот, дескать, пока такие люди будут преподавать в университете, мы не сумеем наладить коммунистическое воспитание студенчества. Для меня это окончилось все-таки сравнительно благополучно. Люди, которые ко мне хорошо относились, перетащили меня в Москву.

Второй. Конечно, это рубеж 80-х и 90-х. Это перестройка и постперестройка. Примерно до 1993 года, когда я еще не понял, что все развивается в другую сторону. Это второй звездный час.

Леонид Велехов : Вы счастливый человек?

Виктор Шейнис : Мне однозначно трудно сказать. Я думаю, что судьба в целом была ко мне благосклонна. Кроме того, у меня была и есть счастливая личная жизнь. Я очень люблю свою жену. Грех мне жаловаться на свою судьбу. Но неудовлетворенность собою у меня почти всегда присутствовала.

Леонид Велехов : Я вас понял.

Виктор Шейнис : Недавно меня пригласили мои армянские друзья на встречу с делегацией из Нагорного Карабаха, куда я имею честь и удовольствие довольно часто ездить в качестве наблюдателя на выборах. Была встреча в агентстве "Регнум". Я почти ничего про него не знал. Там лежали разного рода книги. В одной из них я прочел статью, в которой автор рассказывал о том, как делалась российская Конституция. Мне интересно было прочитать про себя. Этот автор пишет, что Шейнис, вообще, похож внешне на меньшевика из советских фильмов… (Смех в студии ). Он был активным демократическим деятелем. Но потом он ушел в "Яблоко" и сошел со сцены, в частности, потому, что он придумал избирательный закон, благожелательный по отношению к партиям, тогда как партий в России нет и не будет. Вот примерно так написал этот автор. Ну, что ж… Наверное, в чем-то он прав.

Леонид Велехов : Задело вас это?

Виктор Шейнис : Да нет. Задело бы, если бы я был активным политиком. Сейчас я все-таки несколько в стороне. Скорее позабавило.

Леонид Велехов : Замечательно, Виктор Леонидович! Спасибо вам за эту чрезвычайно искреннюю, живую и содержательную беседу!

Виктор Шейнис : Спасибо вам за возможность об этом поговорить и каким-то образом обратиться к моим согражданам, по крайней мере к тем, кто смотрит и слушает Свободу.

Леонид Велехов : Спасибо!

Образование

Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета . С 1966 года - кандидат экономических наук (экономический факультет Ленинградского государственного университета, тема диссертации: «Португальский колониализм в Африке. Экономические проблемы последней колониальной империи»). С - доктор экономических наук ( АН СССР (ИМЭМО), тема диссертации: «Экономический рост, социальные процессы и дифференциация развивающихся стран, проблемы и противоречия»). Профессор .

Работа и политический протест

В - гг. - работал учителем истории в нескольких ленинградских школах. В - - аспирант Института востоковедения АН СССР.

В 1957 году Шейнис написал статью «Правда о Венгрии», критикующую советское вторжение в Венгрию . В году за этот поступок был исключен из комсомола и аспирантуры. В награждён венгерским орденом.

В - - расточник Кировского (бывший Путиловский) завода в Ленинграде.

Научная деятельность

В - - аспирант, затем ассистент, доцент кафедры экономики современного капитализма Ленинградского университета. Преподавал экономику зарубежных стран. Был вынужден оставить преподавательскую работу в университете из-за политической «неблагонадежности».

В - - старший научный сотрудник Института социально- экономических проблем АН СССР (г. Ленинград). С - старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник ИМЭМО АН СССР (до избрания депутатом Государственной думы). С - вновь главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Профессиональные интересы: вначале - экономические и социальные процессы в развивающихся странах, затем - российский переход от тоталитаризма к демократии: политические и правовые аспекты (конституционный процесс, избирательное законодательство и избирательная практика, парламент и парламентаризм, партийно-политическая система, внешнеполитическое обеспечение).

Политическая деятельность

В был избран народным депутатом РСФСР по Севастопольскому избирательному округу № 47 Москвы. В 1991 был активным противником ГКЧП . В - - член Верховного Совета России , заместитель ответственного секретаря Конституционной комиссии Верховного Совета России

В - - заместитель председателя Комиссии законодательных предположений при президенте России.

В декабре г. избран депутатом Государственной думы по федеральному списку избирательного объединения «Блок Явлинский-Болдырев-Лукин», одним из основателей которого был. Вошёл в состав фракции «Яблоко », член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

В декабре г. избран депутатом Государственной думы по федеральному списку избирательного объединения «Яблоко». Вошёл во фракцию «Яблоко», член Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе.

Член Российской демократической партии «Яблоко». Теоретик и практик российского парламентаризма.

Виктор Шейнис о своем политическом опыте

"Годы, проведенные в политике, были самыми интересными и, вероятно, самыми противоречивыми в моей жизни. Я не жалею почти ни о чём, что делал в эти годы. Рад, что мы рассчитались (пусть не окончательно и непоследовательно) с одной из худших страниц российской истории - сталинизмом и его продолжением - временем, которое нарекли смешным эвфемизмом «застой». Сожалею же о многом, чего я сам и мои политические друзья не сумели сделать. Нам не хватило мудрости (а иногда и просто здравого смысла) и сил направить отечественный транзит по иному пути - вроде того, например, по которому пошли Польша или Бразилия. В результате страна имеет то, к чему пришла в начале нового тысячелетия. Многое от нас, вероятно, и не зависело" (Шейнис В. Л. Взлет и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985-1993). Т 1., с. 16).

Научные труды

Книги:

  • Португальский империализм в Африке. М., 1969.
  • Актуальные проблемы политической экономии современного капитализма (в соавторстве с С. И. Тюльпановым). Л., 1973.
  • Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А. Я. Эльяновым). М., 1983.
  • Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие (ответственный редактор; в соавторстве с И. В. Алешиной и И. Д. Ивановым) М., 1983.
  • Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А. Я. Эльяновым). М., 1990.
  • Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт справочно-статистического исследования. 1950-1985 (в соавторстве с Б. М. Болотиным). М., 1988.
  • За честные выборы. «Яблоко». М., 1999.
  • Взлет и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1-2. М., 2005.

Некоторые статьи:

  • Избирательный закон: испытание выборами //Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  • Выборы и политическое развитие. Выборы президента: итоги и перспективы // Россия в избирательном цикле 1999-2000 гг. М., 2000.
  • Российская Конституция 1993 г. в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. № 3.
  • Избирательное законодательство и избирательная практика // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики. М., 2002.
  • Преодоленное и непреодоленное прошлое // Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления. Опыт Германии и России на рубеже веков. М.,2002.
  • Российская внешняя политика перед вызовом глобализации // Общественно-политические силы России и Западной Европы и проблемы глобализации. М., 2002.
  • Национальные интересы и внешняя политика России //Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.
  • Российский исторический транзит: предварительные итоги // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации. М.,2003.
Для улучшения этой статьи желательно? :
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Добавить иллюстрации.

Шейнис Виктор Леонидович , депутат Государственной Думы первого и второго созыва (1993-1995, 1995-1999), член Центрального Совета Объединения "Яблоко".

Образование

В 1953 году окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
В 1957 году обучался в аспирантуре Института Востоковедения АН СССР (в 1958 году исключен за осуждение ввода советских войск в Венгрию в 1956 году).
В 1964 году обучался в аспирантуру кафедры экономики современного капитализма экономического факультета ЛГУ.
В 1966 года защитил на экономическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию по теме "Португальский колониализм в Африке. Экономические проблемы последней колониальной империи".
В 1982 году в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР защитил докторскую диссертацию по теме "Экономический рост, социальные процессы и дифференциация развивающихся стран, проблемы и противоречия".
Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета.
Читает по-итальянски и по-португальски, немного знает английский, может объясниться.

Профессиональная деятельность

С 1953 по 1956 году работал учителем истории в средних школах Ленинграда.
В 1958 году был исключен из комсомола за осуждение ввода советских войск в Венгрию в 1956 году (в 1993 году был за это же награжден венгерским орденом).
С 1958 по 1964 год работал токарем-расточником на Кировском заводе в Ленинграде.
С 1964 по 1975 год - ассистент, доцент кафедры экономики современного капитализма экономического факультета ЛГУ.
В 1975 году был вынужден оставить преподавательскую работу в университете, так как был объявлен "политически неблагонадежным".
С 1975 по 1992 год - старший, ведущий исследователь, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.
С 1963 по 1990 год - Член КПСС.
В 1988 году - член клуба московской интеллигенции "Московская трибуна". Участвовал в кампании за освобождение арестованных членов комитета "Карабах" (1988-1989 годы).
В 1989 году был одним из организаторов кампании в поддержку Андрея Сахарова и других кандидатов в народные депутаты СССР от АН СССР, которые не были допущены к баллотировке президиумом АН.
С 1990 по 1991 год выступал за соглашение демократов с реформаторским крылом в КПСС, возглавлявшимся Горбачевым .
В 1990 году один из организаторов предвыборного блока "Демократическая Россия", являлся основным автором программы блока, опубликованной в журнале "Огонек".
С 1990 по 1993 год - народный депутат России по 47 Севастопольскому территориальному округу (Москва).
С 1990 по 1992 год входил в Комитет Верховного совета (ВС) России по вопросам экономической реформы и собственности.
В 1991 году на V съезде народных депутатов избран членом Совета Республики Верховного совета (ВС) России по вопросам экономической реформы и собственности.
В 1992 году - член Комитета ВС по международным делам и внешнеэкономическим связям.
С 1990 по 1991 год - координатор Объединенной депутатской группы(фракции) Республиканской и Социал-Демократической партий России.
В 1992 году вошел в парламентскую "Коалицию реформ".
В 1992 году - один из создателей нефракционной группы "Реформа", считал, что она должна положить начало сотрудничеству ДР с центристскими силами в парламенте и вне его. Группа вскоре прекратила свою деятельность, но на ее основе в ноябре 1992 года была создана новая депутатская фракция "Согласие ради прогресса", одним из организаторов которой и членом совета фракции стал Шейнис. Фракция выступала за строгое соблюдение всех конституционных норм как исполнительной, так и представительной властями, за создание широкого парламентского объединения в поддержку глубоких экономических реформ. Было заявлено, что основными принципами деятельности фракции являются "реформизм, толерантность, конституционность и конструктивность".
В 1990 году - член Координационного совета Движения "Демократическая Россия" (ДР).
В 1992 году - член Совета представителей (СП) "Демократическая Россия" (ДР).
В 1992 году вошел в новый блок поддерживающих правительство организаций "Демократический выбор", с августа стал членом его Политического консультативного совета.
В 1991 году - заместитель ответственного секретаря Конституционной комиссии, возглавлял в ней подкомиссию по вопросам политической и избирательной системы. Наряду с являлся одним из авторов проекта новой Конституции РФ, основные положения которой в апреле 1992 года были одобрены VI съездом народных депутатов.
В 1993 году был введен распоряжением Ельцина в состав рабочей комиссии по доработке президентского проекта Конституции России. В июне на Конституционном совещании координировал работу секции политических партий и общественных организаций.
В 1993 году - член рабочей группы по рассмотрению "президентского" проекта Конституции РФ, одобренного Конституционным совещанием, и подготовке предложений по выработке единого согласованного проекта Конституции РФ.
С 1993 по 1995 год - депутат Государственной Думы первого созыва по списку блока "Явлинский-Болдырев-Лукин ЯБЛОКО".
С 1994 по 1995 год - член Комитета ГД по законодательству и судебно-правовой реформе.
В 1995 году избран в состав Центрального Совета Объединения "Яблоко".
С 1995 по 1999 год - депутат Государственной Думы второго созыва по списку Объединения "Яблоко", член Комитета ГД по законодательству и судебно-правовой реформе. Член фракции "Яблоко".
В 1999 году включен в общефедеральный список избирательного объединения "Яблоко" (№4 по Москве в Региональной части списка) для участия в выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва. Избран не был.
В 2000 года - главный научный сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН.
В 2003 году включен в общефедеральный список избирательного объединения "Яблоко" под № 2 в региональной части списка "Москва" для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва. Список не преодолел пятипроцентный барьер.

Опубликовал свыше 200 работ (в том числе ряд монографий) по социально-экономическим проблемам зарубежных стран. В последнее время публиковался по вопросам истории советского периода и проблемам развития России и бывших республик СССР.
Преподаёт в РГГУ курсы: «Политическая история СССР и РФ» (ФАД, специалитет), «История российского парламентаризма» (ФАД, магистратура).

Входил в парламентский блок "Демократическая Россия" (ДР). Принимал активное участие в разработке программы действий ДР на I съезде народных депутатов. Был автором ряда документов ДР.
Один из основных авторов разработанного весной 1993 года проекта нового закона о выборах в парламент, сочетающего избрание депутатов от территориальных округов и по партийным спискам. Этот проект стал основой положений о выборах в Государственную Думу и Совет Федерации, введенных в действие указом президента в сентябре-октябре 1993 года.

Женат с 1953 года. Жена - Алла Константинова Назимова, ученый-социолог.

Штрихи к портрету

Область профессиональных и научных интересов: российский переход от тоталитаризма к демократии - политические и правовые аспекты (конституционный процесс, избирательное законодательство и избирательная практика, парламент и парламентаризм, партийно-политическая система, внешнеполитическое обеспечение).

Виктор Леонидович Шейнис
Виктор Шейнис 15 марта 2011 года
Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Учёная степень:

доктор экономических наук

Учёное звание:

профессор

Партия:

В годы советской власти был членом КПСС. В настоящее время член партии «Яблоко»

Род деятельности:

политик, экономист, политолог

Награды:

Ви́ктор Леони́дович Ше́йнис (род. 16 февраля 1931 в Киеве) - российский политический деятель, экономист, политолог, член Политического комитета партии «Яблоко».

Образование

Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. С 1966 года - кандидат экономических наук (экономический факультет Ленинградского государственного университета, тема диссертации: «Португальский колониализм в Африке. Экономические проблемы последней колониальной империи»). С 1982 г. - доктор экономических наук (Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР (ИМЭМО), тема диссертации: «Экономический рост, социальные процессы и дифференциация развивающихся стран, проблемы и противоречия»). Профессор.

Работа и политический протест

В 1953-1956 годах - работал учителем истории в нескольких ленинградских школах. В 1957-1958 годах - аспирант Института востоковедения АН СССР.

В 1957 году Шейнис написал статью «Правда о Венгрии», критикующую советское вторжение в Венгрию. В 1958 году за этот поступок был исключен из комсомола и аспирантуры. В 1993 году награждён венгерским орденом.

В 1958-1964 годах - расточник Кировского (бывший Путиловский) завода в Ленинграде.

Научная деятельность

В 1964-1975 годах - аспирант, затем ассистент, доцент кафедры экономики современного капитализма Ленинградского университета. Преподавал экономику зарубежных стран. Был вынужден оставить преподавательскую работу в университете из-за политической «неблагонадёжности».

В 1975-1977 годах - старший научный сотрудник Института социально- экономических проблем АН СССР (г. Ленинград). С 1977 года - старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник ИМЭМО АН СССР (до избрания депутатом Государственной думы). С 2000 года - вновь главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Профессиональные интересы: вначале - экономические и социальные процессы в развивающихся странах, затем - российский переход от тоталитаризма к демократии: политические и правовые аспекты (конституционный процесс, избирательное законодательство и избирательная практика, парламент и парламентаризм, партийно-политическая система, внешнеполитическое обеспечение).

Политическая деятельность

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР по Севастопольскому избирательному округу № 47 Москвы после того, как его соперник Игорь Суриков (Суриков Игорь Михайлович-страница отсутствует) снял свою кандидатуру по давлением избирательной комиссии. В 1991 году был активным противником ГКЧП. В 1991-1993 годах - член Совета Республики Верховного Совета России, заместитель ответственного секретаря Конституционной комиссии Верховного Совета России

12 декабря 1991 года, являясь членом Верховного Совета РСФСР, проголосовал за ратификацию беловежского соглашения о прекращении существования СССР.

В 1993-1994 годах - заместитель председателя Комиссии законодательных предположений при Президенте Российской Федерации.

В декабре 1993 года избран депутатом Государственной думы по федеральному списку избирательного объединения «Блок Явлинский-Болдырев-Лукин», одним из основателей которого был. Вошёл в состав фракции «Яблоко», член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

В декабре 1995 года избран депутатом Государственной думы по федеральному списку избирательного объединения «Яблоко». Вошёл во фракцию «Яблоко», член Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе.

В годы советской власти был членом КПСС. В настоящее время член Российской демократической партии «Яблоко». Теоретик и практик российского парламентаризма.

23 мая 2010 года участвовал в качестве наблюдателя на парламентских выборах непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, за что был включён Министерством иностранных дел Азербайджанской Республики в список персон нон грата за нарушение «Закона о государственной границе» Азербайджанской Республики, считающем контролируемые НКР территории «оккупированными территориями Азербайджана».

Виктор Шейнис о своем политическом опыте

«Годы, проведенные в политике, были самыми интересными и, вероятно, самыми противоречивыми в моей жизни. Я не жалею почти ни о чём, что делал в эти годы. Рад, что мы рассчитались (пусть не окончательно и непоследовательно) с одной из худших страниц российской истории - сталинизмом и его продолжением - временем, которое нарекли смешным эвфемизмом „застой“. Сожалею же о многом, чего я сам и мои политические друзья не сумели сделать. Нам не хватило мудрости (а иногда и просто здравого смысла) и сил направить отечественный транзит по иному пути - вроде того, например, по которому пошли Польша или Бразилия. В результате страна имеет то, к чему пришла в начале нового тысячелетия. Многое от нас, вероятно, и не зависело» (Шейнис В. Л. Взлет и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985-1993). Т 1., с. 16).

Научные труды

Книги:

  • Португальский империализм в Африке. М., 1969.
  • Актуальные проблемы политической экономии современного капитализма (в соавторстве с С. И. Тюльпановым). Л., 1973.
  • Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А. Я. Эльяновым). М., 1983.
  • Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие (ответственный редактор; в соавторстве с И. В. Алешиной и И. Д. Ивановым) М., 1983.
  • Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А. Я. Эльяновым). М., 1990.
  • Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт справочно-статистического исследования. 1950-1985 (в соавторстве с Б. М. Болотиным). М., 1988.
  • За честные выборы. «Яблоко». М., 1999.
  • Взлет и падение парламента: переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1-2. М., 2005.
  • Власть и закон: Политика и конституции в России в XX-XXI веках. М.:Мысль, 2014.

Некоторые статьи:

  • Избирательный закон: испытание выборами // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  • Выборы и политическое развитие. Выборы президента: итоги и перспективы // Россия в избирательном цикле 1999-2000 гг. М., 2000.
  • Российская Конституция 1993 г. в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. № 3.
  • Избирательное законодательство и избирательная практика // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики. М., 2002.
  • Преодоленное и непреодоленное прошлое // Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления. Опыт Германии и России на рубеже веков. М.,2002.
  • Российская внешняя политика перед вызовом глобализации // Общественно-политические силы России и Западной Европы и проблемы глобализации. М., 2002.
  • Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.
  • Российский исторический транзит: предварительные итоги // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации. М.,2003.
  • Национальные интересы, внешняя политика России и мифологемы общественного сознания; Политическая модернизация России и «управляемая демократия» // Глобализация и Россия. Проблемы демократического развития. М., 2004.
  • Четвёртый избирательный цикл. Политическое представление в двух действиях с открытым эпилогом // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты. М., 2004.
Примечания
  1. Бабурин С. Н. На гибель Советского Союза
  2. V.Pribylovsky, Gr.Tochkin. Kto i kak uprazdnil SSSR
  3. МИД Азербайджана. Arzuolunmaz Şəxslərin Siyahisi (азерб.) (недоступная ссылка - история ) . Официальный сайт Министерства иностранных дел Азербайджанской Республики (2013). Проверено 9 августа 2013. Архивировано из первоисточника 6 августа 2013.
  4. Намиг Гусейнов. МИД Азербайджана: большинство лиц армяне заманили на оккупированные территории обманом // aze.az . - 6 августа 2013.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/


Профессиональные интересы :
Российский переход от тоталитаризма к демократии: политические и правовые аспекты (конституционный процесс, избирательное законодательство и избирательная практика, парламент и парламентаризм, партийно-политическая система, внешнеполитическое обеспечение).

Публикации :
Монографии

  • Португальский империализм в Африке. М., 1969.
  • Актуальные проблемы политической экономии современного капитализма (в соавторстве с С.И.Тюльпановым). Л., 1973.
  • Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А.Я.Эльяновым). М., 1983.
  • Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие (ответственный редактор; в соавторстве с И.В.Алешиной и И.Д.Ивановым) М., 1983.
  • Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира (ответственный редактор и руководитель авторского коллектива совместно с А.Я.Эльяновым). М., 1990.
  • Экономика развивающихся стран в цифрах. Опыт справочно-статистического исследования. 1950-1985 (в соавторстве с Б.М.Болотиным). М., 1988.
  • За честные выборы. «Яблоко». М., 1999.
Статьи и главы монографий 2000 – 2004 гг.
  • Третий раунд. К итогам парламентских и президентских выборов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.
  • О целесообразности реформирования Конституции Российской Федерации // Власть и право. 2000. №4
  • Избирательный закон: испытание выборами //Выборы. Законодательство и технологии. 2000. № 6.
  • Выборы и политическое развитие. Выборы президента: итоги и перспективы // Россия в избирательном цикле 1999-2000 гг. М., 2000.
  • Современный парламентаризм: этапы эволюции //Полития. 2000/2001, № 4.
  • Национальные интересы и внешняя политика России // «Новая Россия»: национальные интересы в глобальном аспекте. М., 2001.
  • Современный парламентаризм: этапы эволюции //Полития2002. №4.
  • Российская Конституция 1993 г. в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. 2002. № 3.
  • Избирательное законодательство и избирательная практика // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики. М., 2002.
  • Преодоленное и непреодоленное прошлое // Преодоление прошлого и новые ориентиры его переосмысления. Опыт Германии и России на рубеже веков. М.,2002.
  • Российская внешняя политика перед вызовом глобализации // Общественно-политические силы России и Западной Европы и проблемы глобализации. М., 2002.
  • Седьмой съезд российских депутатов: политическая драма в пяти действиях // Полития. 2003. № 1.
  • У истоков нового парламентаризма в России //Общественные науки и современность.2003. № 3.
  • Национальные интересы и внешняя политика России //Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.
  • Состязание проектов (К истории создания российской Конституции) //Общественные науки и современность. 2003. № 6.
  • Российский исторический транзит: предварительные итоги // Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации. М.,2003.
  • Политика и мораль – «вещи несовместные»? // Социологический калейдоскоп (памяти Л.А.Гордона). М.2003.
  • Национальные интересы, внешняя политика России и мифологемы общественного сознания; Политическая модернизация России и «управляемая демократия» // Глобализация и Россия. Проблемы демократического развития. М., 2004.
  • Движение по спирали. Исторические превращения российского парламента // Общественные науки и современность. 2004. № 5.
  • Четвертый избирательный цикл. Политическое представление в двух действиях с открытым эпилогом // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты. М., 2004.
  • The Constitution //Between Dictatorship and Democracy. Russian Post-Communist Political Reform. Wash.,2004.

Публикации на портале:
Дополнительная информация :
1990-1993 – народный депутат РСФСР/РФ (с 1991 г. – член Верховного Совета РСФСР).
1994-1999 – депутат Государственной думы РФ