Интеллектуальные виды спорта. Интеллектуальные виды спорта (социально-педагогические аспекты) Направления в сноубординге

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Тем, кто регулярно занимается спортом, известно, что каждый вид тренировки по-разному воздействует на все группы мышц. Но мало кто знает, что спортивные упражнения напрямую влияют на наш мозг , активизируя различные его центры и помогая лучше справляться с поставленными задачами.

Мы в сайт решили выяснить, как с помощью различных видов спорта можно эффективно прокачать свои умственные способности и стать не только сильнее, но и значительно успешнее. Уверены, теперь никто не станет пренебрежительно отзываться об умственных способностях спортсменов!

1. Теннис

А вы знали, что теннис называют «шахматами в движении»? Помимо выносливости, теннисисты имеют отличные навыки предугадывания действий соперника, а также умеют за доли секунды понять и оценить траекторию движения мяча.

2. Командные виды спорта

3. Бег на длинные дистанции и гольф

Кажется, что между этими двумя видами спорта нет ничего общего, но это только на первый взгляд. И стайерский бег, и «пенсионерский» гольф способствуют активному развитию стратегического мышления. А иначе как еще выдержать путь в несколько десятков километров или попасть именно в «ту самую» лунку?

Кстати, Билл Гейтс - заядлый гольфист.

4. Йога

Основная польза любимой многими йоги - гармонизация мыслей и эмоций, способность сосредотачиваться на главном и отбрасывать лишнее, что оказывается крайне полезным навыком в нашем неспокойном мире. А спокойствие ума, несомненно, является залогом успеха в любом деле.

5. Скалолазание

Все упражнения, где необходимо одновременно двигаться и соображать, отлично тренируют , которая позволяет быстро использовать полученную информацию.

6. Плавание, велоспорт и другие кардиотренировки

Очевидной пользой велоспорта, плавания и других схожих видов физических упражнений являются тренировка выносливости и развитие мышц практически всего тела.

Кроме того, во время занятий этими видами спорта увеличивается скорость кровотока в организме, в результате чего кровь, насыщенная кислородом, гормонами и питательными веществами быстрее поступает в мозг.

Любая аэробная нагрузка прекрасно стимулирует все зоны мозга и способствует развитию памяти .

7. Силовые тренировки

Силовые тренировки считаются прерогативой мужчин, однако это серьезное заблуждение.

Любая силовая тренировка стимулирует работу префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за комплексное мышление, возможность работать в режиме многозадачности, умение находить правильные аргументы и отстаивать свою позицию.

Именно поэтому становую тягу и другие силовые нагрузки уже сейчас стоит включить в свои тренировки практически всем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Спортивные игры в институтах физической культуры представляют собой специальный учебный предмет, в который включается: история, теория, методика преподавания, практическое освоение отдельных видов игр и воспитание педагогических навыков.

Спортивные игры - важное средство физического воспитания. В нашей стране наибольшую популярность и распространение получили: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, теннис, настольный теннис, регби.

Спортивные игры имеют единые правила, регламентирующие количественный состав команд, продолжительность игры, оборудование и инвентарь для игры. Единые правила игры являются официальным руководством для проведения соревнований. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого напряжения и волевых усилий.

Наряду с подвижными спортивными играми существуют также менее подвижные, интеллектуальные игры. К ним относятся: шахматы, шашки и так далее. Эти настольные игры также широко распространены и являются неотъемлемой частью спортивной жизни страны. По этим видам спорта также проводятся соревнования, победители в которых на высоком уровне получают премиальные вознаграждения.

Главная задача - развитие интеллекта спортсменов.

Они развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Важно отметить так же и то, что они способствуют становлению личности, учат логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. В процессе интеллектуальной игры проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике.

Шахматы

Шахматы (от перс. шах мат -- «властитель умер»), игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для 2 партнёров; воспроизводит действия сражающихся (по определённым правилам) сил, органически сочетает черты искусства, науки и спорта. Игра в Шахматы способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, умению быстро и точно рассчитывать возможные продолжения (серии ходов за себя и противника), воспитанию воли к победе и других моральных качеств. При игре в Шахматы ярко проявляются черты характера, способности человека; поэтому Шахматы используются для различных психологических тестов, в кибернетике -- для изучения возможностей ЭВМ. Теория Шахматы изучает принципы стратегии и тактики игры, расположения и взаимодействия фигур, типичные приёмы, схемы разыгрывания начальной и заключительной стадий шахматных партий. Особая область искусства и спорта, сложившаяся на основе Шахматы, -- шахматная композиция.

В игре участвуют с каждой стороны 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, по два слона и коня) и 8 пешек.

Историческая справка. Родиной Шахматы считается Индия, где не позднее 5 в. сложилась древнейшая форма Шахматы -- чатуранга-- игра на истребление фигур противника. Позднее (предположительно, в регионе Кушанского царства или государства эфталитов) целью игры стал мат. В Иране Шахматы называлась «чатранг» (шатранг), в странах арабского Востока -- шатрандж. В шатрандже слон (араб. альфил) передвигался по диагонали через одно поле, но мог перепрыгивать через фигуры, как и конь. Ферзь (араб. фирзан -- советник) ступал лишь на одно поле по диагонали. В 8--9 вв. шатрандж распространился в странах Арабского халифата; возникли первая форма записи партий, теоретические разработки. В халифате шатранджисты делились на пять классов; высший составляли алии -- гроссмейстеры. Многие алии прославились и как авторы шахматных трактатов (например, таджик Абуль-фатх, 12 в.).

Народы Средней Азии познакомились с Шахматы не позднее 7--8 вв. Первые упоминания о Шахматы в Грузии и Армении относятся к 12 в.

В Западной Европе Шахматы впервые упоминаются в начале 11 в., однако есть данные, что они появились ещё в 9--10 вв. из арабских стран, главным образом через Испанию (возможно, и через Италию). Скандинавию и Британские острова с Шахматы познакомили викинги (норманны). К 13--14 вв. Шахматы -- одно из распространённых развлечений феодальной знати, упомянуты в ряде литературных произведений («Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда» и др.), входили в программу рыцарского воспитания. В Западной Европе доска для игры в Шахматы стала двухцветной (на Востоке одноцветная); появилась особая литература о Шахматы -- назидательные сочинения (т. н. моралите), в которых Шахматы использовались как средство нравственного поучения.

Развитие теории игры в Шахматы. Первым теоретиком современной Шахматы следует считать лучшего шахматиста Испании 16 в. Р. Лопеса де Сегуру («Книга об изобретательности и искусстве игры в шахматы», 1561). В конце 16 -- начале 17 вв. сложилась итальянская школа Шахматы, основные положения которой: атака на короля противника с начала партии, не считаясь с потерями; главная фигура -- ферзь. Итальянская школа разработала оригинальные по замыслам комбинации, развила эстетическую сторону Шахматы. Её наиболее известные представители -- Дж. Леонардо, П. Бои, Дж. Полерио, А. Сальвио, П. Каррера, Дж. Греко (1600--34), труд которого в течение почти ста лет считался лучшим руководством по Шахматы.

С 18 в. центром шахматной жизни стала Франция. В книге Ф. Стаммы (Париж, 1737) появилась алгебрная шахматная нотация, усовершенствованная в конце 19 в. Возникла французская школа Шахматы во главе с Ф.А. Филидором, автором книги «Анализ шахматной игры» (1749). Основа теории Филидора -- ведущая роль пешек и пешечной структуры в захвате пространства, атаке и защите. Филидор поставил проблему общей оценки позиции, проанализировал ряд эндшпильных позиций и разработал принципы их разыгрывания; в начале 19 в. некоторые его идеи были развиты А.Д. Петровым. В 1836 в Париже начал издаваться первый шахматный журнал «Паламед». Большой вклад в теорию игры в открытых позициях Шахматы внёс П. Морфи. В его творчестве органически сочетались стратегические построения и тактические удары; его комбинации и атаки строились на прочном позиционном фундаменте. Общую теорию позиционной игры разработал в 80-х гг. 19 в. В. Стейниц. План игры, по Стейницу, должен вытекать из общей оценки позиции. Сущность позиционной игры -- накопление мелких преимуществ, овладение центром доски, открытыми линиями, пунктами, достижение перевеса в развитии и т.п.; добившийся преимущества обязан атаковать. Против некоторых догматических сторон этой теории выступил М.И. Чигорин, доказавший, что общие принципы не могут заменить конкретного расчёта вариантов.

Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851 (победил Андерсен); в 1879--1914 каждые 2 года международные шахматные турниры проводил Германский шахматный союз; крупные соревнования по Шахматы приурочивались также к промышленным выставкам (Лондон, 1862; Париж, 1867 и 1900; Вена, 1873; Прага, 1908, и др.). В 70--80-х гг. возникшие во многих городах шахматные общества и клубы также организуют международные турниры (Вена, 1882 и 1903; Лондон, 1883 и 1899; Нью-Йорк, 1889; Гастингс, 1895; Петербург, 1896, 1909, 1914). С начала 20 в. ряд соревнований проводится на курортах (Монте-Карло, 1901--04; Кембридж-Спрингс, 1904; Остенде, 1905--07; Карлови-Вари, 1907, 1911, 1923, 1929; Сан-Себастьян, 1911 и 1912; Сан-Ремо, 1911, 1930, и др.). В 1920--39 состоялось около 50 крупнейших международных турниров, в том числе в Москве (1925, 1935, 1936). С 1919 ежегодно -- традиционные турниры в Гастингсе; в 1927--39 -- 8 «турниров наций». В этот период в ряд сильнейших выдвинулись Эйве, Э.Грюнфельд, С.М. Флор, М.М. Ботвинник, С. Решевский, Р. Фаин, П.П. Керес , Г. Штальберг, В. В. Рагозин, Г.Я. Левенфиш, П.А. Романовский, Р. Шпильман, М. Видмар и др. После 2-й мировой войны 1939--45 в социалистических странах Шахматы стали органичной частью культуры. Шахматы распространяются в странах Азии и Африки. Происходит дальнейшее развитие шахматной теории и организации, перестройка национальных шахматных объединений.

Шахматы в СССР .Названия шахматных фигур (ферзь, слон), самой игры, а также археологические находки показывают, что Шахматы появились на Руси с Востока, вероятно, через Хорезм и Хазарию, не позже 9--10 вв. (шахматные фигуры найдены при раскопках в Новгороде, Киеве, Гродно, Минске, Вышгороде и др. городах); в 12--14 вв. Шахматы были уже распространены на Руси, они упоминаются в былинах о русских богатырях. Иностранцы, посещавшие Россию в 16--17 вв., сообщали о популярности Шахматы среди населения. Восточное название фигуры «рух» заменилось более близким по смыслу для русских термином «ладья».

В 18 -- начале 19 вв. Шахматы в основном были игрой дворян и интеллигенции. Источники сообщают об игре в Шахматы на ассамблеях с участием Петра I; известны высказывания о Шахматы А.С. Пушкина, Н.Г. Чернышевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др. выдающихся деятелей русской культуры. Первый шахматный учебник издан в 1821 И. Бутримовым; первый шахматный клуб открыт в Петербурге в 1853. Видные шахматисты сер. 19 в. -- Петров, К.А. Яниш, И.С. Шумов, С.С. и Д.С. Урусовы. С 70-х гг. 19 в. сильнейшим русским шахматистом, пропагандистом Шахматы и организатором шахматного движения был Чигорин -- основоположник русской школы Шахматы. В конце 19 -- начале 20 вв. в России состоялся ряд международных и всероссийских турниров, на которых успешно выступали русские шахматисты Э.С. Шифферс, С.З. Алапин, Г.С. Сальве, Ф.И. Дуз-Хотимирский, Рубинштейн, О.С. Бернштейн, Алехин, Нимцович и др. В СССР Шахматы стали народной игрой (в 1976 свыше 3 млн. квалифицированных шахматистов).

Шашки

Шашки, игра для двух партнёров на многоклеточной, обычно квадратной доске (клетки-поля попеременно окрашены в тёмный и светлый цвета) специальными, обычно круглыми фишками-шашками; подобно шахматам воспроизводит действия сражающихся по определённым правилам сил. Первоначальные сведения о Шашки имеются в памятниках Древнего Египта; народам, населявшим современную территорию СССР, Шашки были известны ещё в 3 в. Существуют различные по количеству клеток, шашек на доске и правилам виды игры. Наиболее известны русские, английские, немецкие, испанские Шашки (12 шашек на 64-клеточной доске), французские, польские (20 на 100-клеточной), канадские (30 на 144-клеточной). В 19 в. стали проводиться чемпионаты по национальным Шашки (в России с 1896, первый и бессменный чемпион С.А. Воронцов, неоднократные призёры А.И. и В.И. Шошины, Н.А. Кукуев и др.), во многих странах получили распространение 100-клеточные французские Шашки, ставшие впоследствии международными. Согласно правилам игры, шашки передвигаются по тёмным полям вперёд в любую сторону на одно поле по диагонали. Бить шашки противника можно вперёд и назад, переходя через них на свободные поля. Шашка, доведённая до последней горизонтали доски, становится «дамкой», которая имеет право ходить на любое расстояние. Цель игры -- уничтожить шашки противника или создать такое положение, при котором они не имеют хода. Три правила в международных 100-клеточных Шашки создают большие возможности для проведения сложных позиционных манёвров и комбинаций:

ь обязательное взятие большинства шашек при наличии нескольких вариантов боя;

ь шашка, попавшая в результате боя на последнюю горизонталь, право «дамки» получает лишь со следующего хода;

ь при обязательном дальнейшем взятии шашек противника она не становится «дамкой».

В СССР с 1924 проводятся чемпионаты по русским и с 1954 по международным Шашки, с 1924 ведёт свою историю Федерация Шашки СССР (самостоятельная всесоюзная федерация с 1960), в 1961 учреждено звание гроссмейстера СССР по Шашки (в 1977--14 гроссмейстеров). Неоднократными чемпионами СССР по русским Шашки были В.А. Соков, З.И. Цирик, В. Медков, В.Р. Габриэлян, А.М. Плакхин; по международным Шашки -- Андрейко, Куперман, Щёголев; среди женщин -- И.В. Спасская, Е.К. Михайловская, Е.В. Соркина (рус. Шашки), Л.Г. Травина (международные Шашки).

В 1977 Федерация Шашки СССР объединяла около 3 млн. чел., в том числе около 900 мастеров спорта и свыше 1,7 млн. спортсменов-разрядников. Ежегодно проводятся всесоюзные первенства по русским и международным Шашки среди юношей, командные соревнования республик, спортивных обществ на Кубок, турниры и игры пионеров и школьников «Чудо-шашки» и «Большие шашки» и др. Самостоятельная область Шашки -- шашечная композиция.

Радиоспорт

Радиоспорт, технический вид спорта, включающий различные комплексные соревнования с использованием приёмной и передающей радиоаппаратуры в сочетании с общефизическими упражнениями. В современной программе Радиоспорта: соревнования по радиосвязи на КВ и УКВ, скоростному приёму и передаче радиограмм, «охота на лис» (поиск при помощи приёмников-пеленгаторов 3--5 маломощных коротковолновых и ультракоротковолновых замаскированных радиопередатчиков -- «лис»), многоборье радистов (приём и передача радиограмм, спортивное ориентирование на трассе, обмен радиограммами в радиосети из 3 радиостанций).

Соревнования радиосвязи на КВ стали регулярно проводиться после создания в 1925 Международного радиолюбительского союза (в США, Великобритании, Франции, скандинавских странах; в СССР -- с 1927). Первые соревнования по радиосвязи на УКВ в СССР проведены в 1931, по скоростному приёму и передаче радиограмм -- в 1940 (за рубежом -- после 2-й мировой войны 1939--45). Многоборье радистов зародилось в Польше в конце 50-х гг. и в СССР в 1961, «охота на лис» -- в США в 40-е гг. и в СССР в 1957. Крупнейшие международные соревнования по Р.: чемпионаты мира по радиосвязи на КВ (с 1925) и Европы по радиосвязи на УКВ (с 1956, ежегодно), чемпионат Европы по «охоте на лис» (с 1961, 1 раз в 2 года). Соревнования по приёму и передаче радиограмм и многоборью организуются только в социалистических странах. Федерация Р. СССР создана в 1959, в 1962 вступила в Международный радиолюбительский союз. С 1958 Р. входит в программу всесоюзных спартакиад по военно-техническим видам спорта, с 1967 -- в программу спартакиад народов СССР. С 1962 Р. включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию, с этого года регулярно проводятся чемпионаты страны; ежегодно разыгрываются первенства союзных республик, различных ведомств и спортивных обществ.

Развитие Р. в СССР в 20--40-е гг. связано с деятельностью ОСОАВИАХИМа, с 50-х гг. -- ДОСААФ СССР, а также с именами Э.Т. Кренкеля, И.Т. Пересыпкина, радиоспортсменов Ф.В. Рослякова, Ю.Н. Прозоровского, И.В. Заведеева, Н.М. Тартаковского, Г.А. Рассадина, А.Ф. Камалягина, А.И. Гречихина (4-кратный чемпион Европы по «охоте на лис»), Л.В. Зориной, В.И. Семенова (чемпион мира по радиосвязи на коротких волнах), Л.М. Лабутина, И.М. Мартынова и др.

В 1974 в СССР было 173 радиоклуба в радиотехнических школах ДОСААФ (Центральный радиоклуб в Москве, основан в 1946) и около 800 секций по Радиоспорту в спортивно-технических клубах; Радиоспортом занималось свыше 400 тысяч человек, в том числе свыше 1 тысяча мастеров спорта. Команды советских радиоклубов Донецка, Риги, Челябинска были чемпионами мира (1963, 1968, 1970).

За рубежом наибольшее развитие Радиоспорта (особенно соревнования по радиосвязи на КВ и УКВ) получил в США, Великобритании, ФРГ, Аргентине, Бразилии, Чехословакии, Польше, Италии, Швеции.

Среди чемпионов мира и Европы Т. Стюарт (США), Д. Уайт (Новая Зеландия), Д. Фрико (Бразилия), В.Д. Водсворн (Канада), Р. Спенцели (Виргинские острова), П. Кинман, Г. Свенсон (Швеция), Р. Стивенс (Великобритания), Б. Мачнусек, К. Соучек, Я. Хорски (Чехословакия), А. Гедройц, Э. Масаяда (Польша).

Бридж спортивный

Пожалуй, никакие развлечения за всю человеческую историю не вызывали такого интереса, с одной стороны, и такого же количества злобных нападок, запретов и проклятий - с другой, как игра в карты.

Родились карты, по мнению одних специалистов, в Египте или где-то рядом, по мнению других - в Китае. В одном, тем не менее, сходятся все - карты вначале появились как инструмент для гадания и предсказания судьбы, дошедший до нас в виде карт Таро. Точные сведения о появлении игральных карт скрыты от нас временем навсегда, точно так же, как скрыто от нас изобретение нард, шахмат, бильярда, дартса и многих других игр. Остались легенды.

Одна из таких легенд гласит о том, что в Европе игральные карты появились в 1392 году и были нарисованы для развлечения душевнобольного французского короля Карла VI его шутом и придворным живописцем Жакменом Гренгоннером. Поговаривают, что игра так сильно привлекла короля, что практически излечила его от страшного недуга.

В России первое известное упоминание об игре в карты относится к 1649 году. По Уложению царя Алексея Михайловича за карточные игры карают так же строго, как за воровство, грабеж и срывание шапок. В Сенатском Указе 1761 года, находим главу "О запрещении азартных игр и о дозволении играть в дворянских домах для препровождения времени и не на большие суммы в ломбер и прочие тому подобные игры". Зато с конца XVIII века начинается карточный бум в России. Буквально все русское общество того времени злоупотребляет картами. Например, весь "золотой век" русской поэзии, начиная с Гаврилы Романовича Державина, который первые годы своего пребывания в Петербурге жил, в основном, на выигранные в карты деньги, буквально бредил картами. Александр Сергеевич Пушкин значился в жандармском Управлении как известный на Москве банкомет. Этот перечень можно продолжать практически бесконечно.

К концу XIX века карты проникают практически во все слои общества. И если винт, сменивший упоминавшийся в Сенатском Указе 1761 года ломбер (в память об этой, сейчас уже совсем забытой игре мы до сих пор именуем карточный стол - ломберным), остается прерогативой высших слоев общества, то в средних и низших слоях появляются свои количество их растет, как снежный ком. Почти у всех игр появляется масса вариантов правил, ведь то, "как ходят, как сдают" передается из уст в уста и практически никогда не записывается.

Когда Уинстон Черчилль был министром иностранных дел, в его министерстве существовала специальная штатная должность - "партнер по бриджу для сэра Уинстона Черчилля". Будучи великим политиком и обожая бридж, он был невыносим как партнер. Однажды, еще до введения этой должности, он играл в паре с послом Великобритании в Бразилии и после одной из сдач в течение пятнадцати минут истошно орал на своего партнера, невзирая на присутствующих официальных лиц и дам. Зато его "официальный партнер по бриджу" вынужден был безмолвно сносить претензии типа: "На Вашем месте даже осел положил бы восьмерку, а не девятку". После того, как Черчилль заканчивал кричать, его партнер, оплачиваемый на средства английских налогоплательщиков, отвечал сдержанной улыбкой, и британская внешняя политика процветала.

Маргарет Тэтчер, напротив, не нуждалась ни в каких оплачиваемых партнерах. Все считали за честь поиграть с ней в паре в бридж. Так как "железная леди" не только была великодушна к своим партнерам, но и блестяще вела игру. Разыгрывая сложнейшие контракты, она проявляла чудеса изворотливости. Скорость ее игры поражала экспертов. Наверняка многие ее шляпки были оплачены за счет бриджевых побед.

Бридж (англ. "bridge" - буквально -- мост), разновидность карточной игры, в которой конкурирующие пары (команды) параллельно играют одинаковые серии раскладов карт.

Возникла предположительно в Константинополе (в 1870), по другим данным -- в России (в 1880-х гг.). Наиболее распространен спортивный вариант бриджа.

Спортивный бридж - повсеместно распространенный интеллектуальный вид спорта. Всемирная Федерация Бриджа (WBF) объединяет федерации спортивного бриджа 94 стран. Общее число членов федераций около одного миллиона, а всего в мире принимают участие в соревнованиях по спортивному бриджу десятки миллионов человек.

Победа в спортивном бридже достигается исключительно за счет мастерства и в гораздо меньшей степени, чем во многих других видах спорта, определяется случайными факторами.

Автомодельный спорт

Это вид технического спорта, включающий создание моделей автомобилей и ходовые испытания их на специальных трассах. В Европе А. с. появился в 40-х гг. 20 в., в СССР зародился в 1956, когда была создана Центральная лаборатория автомоделизма; в мае 1957 состоялись первые в стране соревнования автомоделистов Москвы, Харькова, Риги и Ленинграда. С осени 1957 ежегодно проводятся Всесоюзные соревнования по Автомодельному спорту, с 1960 - соревнования на установление рекордов по Автомодельному спорту для гоночных моделей, с 1964 - Всесоюзные соревнования среди учащихся. Различают следующие типы моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии - уменьшенные копии серийных машин.

Двигатели внутреннего сгорания имеют рабочий объём цилиндров 1,5; 2,5; 5,0 и 10,0 см3. Модели развивают скорость до 250 км/ч (по данным на 1968). Соревнования по Автомодельному спорту проводят на кордодроме - бетонном кольце диаметром около 20 м, модели движутся по кругу на кордовой нити. Дистанция испытаний - 250, 500, 1000 и 2000 м.

Среди советских спортсменов наиболее известны мастера спорта В. Якубович, О. Маслов, В. Соловьев, Б. Ефимов и др. В 1968 А. с. занималось около 100 тыс. человек. В 1979 основана Всемирная организация автомодельного спорта (ВМСР) в начале 90-х гг. объединяла 11 стран. Чемпионаты Европы с 1949, мира с 1980.

Квалификация автомоделей:

ь автомодели-копии с электродвигателем;

ь автомодели кордовые;

ь радиоуправляемые модели с электродвигателем;

ь радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания

Судомодельный спорт

Технический вид спорта, включающий проектирование и постройку моделей кораблей и судов для спортивных соревнований. Спортивные модели делятся на 36 классов (в основе деления -- принцип классификации кораблей военно-морского и торгового флотов). В самоходных моделях используются микродвигатели резиномеханические, инерционные, паровые, внутреннего сгорания, электрические; парус. Различают соревнования стендовые -- конкурсы настольных и некоторых действующих моделей (оцениваются изящество изготовления и соответствие чертежам и прототипу) и ходовые (на скорость, устойчивость на курсе, манёвренность и др.) -- самоходных моделей надводных судов и кораблей (в том числе и на подводных крыльях) и подводных лодок; скоростных кордовых моделей (произвольной конструкции); управляемых моделей (с помощью беспроволочной связи); классные гонки моделей парусных яхт.

Судомодельный спорт возник в начале 20 в. на базе экспериментального судомоделирования, когда в отдельных городах Европы (в том числе и в России) состоялись первые выставки настольных моделей кораблей. В СССР с конце 20-х гг. выставки, а также соревнования парусных и резиномоторных моделей стали периодически проводиться во многих городах. В 1940 прошли первые всесоюзные заочные соревнования судомоделистов; с 1949 всесоюзные соревнования по С. с. проводятся регулярно. Становление Судомодельного спорта связано с деятельностью мастеров спорта А.С. Целовальникова, П.Ф. Тарасова, А.Н. Павлова, П.А. Лачугина, В.В. Нагурного и др. В 1963 С. с. включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 создана Всесоюзная федерация С. с. (работает под руководством ЦК ДОСААФ СССР), которая с 1966 является членом Европейского объединения судомоделизма и С. с. -- НАВИГА (основано в 1959). Ежегодно в СССР проводилось свыше 4 тысяч различных соревнований по Судомодельному спорту, в которых участвует около 200 тысяч человек, имеющих спортивные разряды. С 1955 советские спортсмены участвуют в международных соревнованиях по Судомодельному спорту Чемпионами Европы были Г.В. Самарин, В.Ф. Дьячихин, Ю.Н. Николенко, К.В. Пачкория, М.А. Папуджян и др. В 1975 имелось свыше 1 тысячи лабораторий Судомодельного спорта в организациях ДОСААФ СССР, во многих учебных заведениях и внешкольных учреждениях. При Центральном морском клубе ДОСААФ СССР работает Центральная лаборатория С. с. (основана в 1964).

шахматы шашки бридж игра

Заключение

Интеллектуальные виды спорта (англ. Mind Sports ) -- сложившаяся система организации соревнований и специфической подготовки к ним в логических играх, которые подверглись институционализации англо-саксонского образца в виде создания глобальной сети международных спортивных федераций с иерархической структурой управления. В результате таких преобразований интеллектуальных игр первыми были учреждены международные спортивные федерации шахмат (FIDE, 1924), шашек (FMJD, 1947), бриджа (WBF, 1958), го (IGF, 1982), сёги (FESA, 1985) рэндзю (RIF, 1989) и сянци (WXF, 1993).

Проследив историю развития перечисленных интеллектуальных видов спорта их место в настоящем времени, можно сделать вывод о том, что многие из них с самого начала приобрели широкое распространение и известность в различных частях мира. К примеру, в настоящее время шахматы занимают одну из лидирующих мест среди интеллектуальных игр во всем мире.

Интеллектуальные виды спорта зачастую называют «интеллектуальный спорт», они имеют развитую инфраструктуру и пользуются широким одобрением в обществе, поскольку их считают не только альтернативой азартным играм, но и хорошим тренажёром для ума. В последнее время наблюдается тенденция к видовому расширению интеллектуального спорта, обусловленная спортизацией других настольных (логических) игр, среди которых:

ь нарды, покер;

ь русские шашки, сёги, рэндзю.

Интеллектуальный спорт оказывает, несомненно, позитивное влияние на организм человека, но при этом не стоит забывать и о физическом развитии человека.

Список литературы

1. Авербах Ю.Л. В поисках истины. М.: 1992г.

2. Линдер И.М. Шахматы на Руси. М.: 1964г.

3. Линдер И.М. У истоков шахматной культуры. М.: 1967г.

4. Мусихин А.К., «Логика или фортуна?» Л.: Соц.-ком. фирма «Человек», 1990.

5. Шахматы. Энциклопедический словарь. М.: 1990г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Волейбол сидя как разновидность волейбола для спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата и паралимпийский вид спорта. История возникновения и основные правила спортивной игры в голбол как игры вслепую, на слух. Характеристика целей игры.

    презентация , добавлен 03.04.2017

    История создания и развития баскетбола как спортивной командной игры с мячом и одного из самых популярных видов спорта. Описание оборудования для игры в баскетбол: игровая площадка, корзина, щит и мяч. Основные элементы и правила игры: фолы и нарушения.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    История возникновения и развитие игры баскетбол, техника, правила соревнования. История игры волейбол. Классификация и методика обучения технике игры. Краткие сведения о бадминтоне, большом теннисе. Подвижные игры в программе общеобразовательной школы.

    лекция , добавлен 06.03.2014

    История возникновения и развития флорбола как командного вида спорта из семейства хоккеев. Инвентарь, экипировка игроков и правила игры в хоккей в зале. Описание техник владения клюшкой и мячом в флорболе. Физическая подготовка команд и философия их игры.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Шахматы – исторически сложившаяся интеллектуальная игра. История ее возникновения, правила игры. Начальная позиция фигур на шахматной доске, разбор правил хождения и ситуаций окончания партии. Музей шахмат, их разноообразие и классификация игры.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Шахматы как вид интеллектуального спорта. Значение Международной Шахматной Федерации для его популяризации. История возникновения и становления игры. Описание существующих правил и характеристика каждой фигуры и поля. Задачи, ставящиеся перед игроками.

    реферат , добавлен 08.12.2015

    Правила игры и шахматных соревнований. История возникновения и становления игры. "Шахматные часы" - это часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Международная Шахматная Федерация.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Спортивные игры как эффективное средство физического воспитания в широком возрастном диапазоне. Сущность и особенности волейбола. Описание техник игры волейбольной команды в защите. Методика обучения вбрасывания мяча руками из-за боковой линии в футболе.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Волейбол - неконтактный, комбинационный вид спорта; история и современное состояние, выдающиеся спортсмены. Специализация игроков команды, правила игры, техника и тактика, современные изменения; устройство площадки. Развитие волейбола в СССР и России.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Зимний спорт как совокупность видов спорта, проводящихся на снегу или на льду. Характеристика основных зимних видов спорта в программе Зимних Олимпийских игр. Особенности игры в бадминтон, родственные ему виды спорта. Соревнования по летним видам спорта.

Сноубординг (англ. snowboarding от англ. snow — снег и англ. board — доска) - олимпийский зимний вид спорта, суть которого заключается в спуске со снежных склонов или гор на специальной доске - сноуборде.

Международная федерация лыжного спорта (ФИС) (фр. Fédération Internationale de Ski, FIS) — международная организация, курирующая все виды лыжного спорта, в том числе и сноуборд.

История возникновения сноубординга

Сноубординг считается молодым видом спорта, ему ещё не исполнилось и сотни лет. Изобрел его в 60-х годах американец Шерман Поппен, прототип современного сноуборда был изготовлен из двух склеенных лыж. Поппен назвал свое изобретение «снерфер» (от англ. snurfer — слово, составленное из двух других — snow («снег») и surf — «сёрф»). На доске не было креплений, и наездник должен был держаться за специальную веревку, привязанную к носу снаряда.

Получившийся вид спорта начал быстро набирать популярность. Большое влияние на его развитие оказали Димитрий Милович, Джейк Бёртон (основатель компании Burton Snowboards), Том Симс (Sims Snowboards), Майк Олсон (Mervin Manufacturing).

В 1979 году прошел первый Мировой чемпионат по снерфингу. Одним из участников данного соревнования был Джейк Бёртон, который немного усовершенствовал свою доску, добавив к ней крепления. Из-за того, что снаряд Бёртона отличался от остальных, ему пришлось участвовать отдельно от всех остальных райдеров. Будучи единственным участником, он без труда выиграл этот конкурс.

В 1982 году в Суисайд Сикс были проведены первые общенациональные соревнования США по слалому. В 1983 году, на Сода Спрингс, штат Калифорния, состоялся первый Мировой чемпионат по хафпайпу.

В 1988 году прошел первый мировой чемпионат по сноубордингу, а в 1998 году сноуборд был признан олимпийским видом спорта.

На сегодняшний день в Олимпийскую программу входят три дисциплины сноубординга: слалом-гигант, бордеркросс и хаф-пайп.

Дисциплины в сноубординге

Рассмотрим основные дисциплины (виды) сноубординга. Параллельный слалом — являлся олимпийской дисциплиной до 2014 года (исключен в 2015). Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен прошедший дистанцию быстрее.

Слалом-гигант — олимпийская дисциплина с 2002 года. Сноубордист должен преодолеть трассу размеченную воротами за наименьшее время.

Сноуборд-кросс — олимпийская дисциплина с 2006 года. Сноубордист должен спуститься по длинной пологой и широкой трассе, на которой расположены различные препятствия (фигуры рельефа, трамплины).

Хафпайп — олимпийская дисциплина с 1998 года. Сноубордист должен выполнять различные трюки на сноуборде во время вылетов с вертикальной части хаф-пайпа (сооружение похожее на половину трубы).

Слоупстайл — олимпийская дисциплина с 2014 года. Сноубордист должен пройти трассу с множеством снарядов для выполнения акробатических трюков.

Биг-эйр — включен в программу Олимпийских игр 2018 года. Длинный и затяжной прыжок с трамплина, во время которого сноубордист выполняет какой-либо трюк.

Квотерпайп — катание на рампе, которая похожа на одну, но большую, половину хафпайпа.

Джиббинг — катание на сноуборде в специально оборудованных парках.

Направления в сноубординге

  • Фристайл — направление сноуборда, которое включает в себя следующие техники: прыжки на трамплинах, катание с использованием различных построек, трюки на поверхности склонов, преодоление препятствий. Фристайл используется в сноуборд-кроссе, хафпайпе, слоупстайле, биг-эйре, джиббинге.
  • Фрирайд — направление сноуборда, предполагающее свободное катание, не ограниченное подготовленными склонами или парками, без жестко заданных маршрутов, целей или правил.
  • Жесткий сноуборд — направление, основой которого являются техничный спуск с горы.

Экипировка для сноубординга

Доска для сноубординга (борд) - самый важный элемент экипировки для сноубординга. Сноуборд представляет собой многослойную конструкцию с металлическим кантом по периметру нижней части.

Ботинки - второй по важности элемент снаряжения для сноубординга. Ботинки призваны обеспечить устойчивое положение ступни и защиту от травм.

Крепления - элемент базовой экипировки сноубордиста, подбираются под ботинки.

Шлем - не обязательный, но очень важный элемент экипировки сноубордиста. Предохраняет райдера от серьезных травм.

Перчатки - необязательный, но важный элемент экипировки, защищает руки сноубордиста от травм и холода.

Маска для сноубординга - необязательный элемент экипировки, призванный обеспечить защиту глаз от ультрафиолета и ни в коем случае не должна ухудшать видимость гонщику.

Одежда для сноуборда должна быть теплой, непромокаемой и продуваемой снаружи, многофункциональной и красивой.

Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, Международная организация Специальной олимпиады (SOI) разделяет на две категории:

– официальные виды спорта;

– национально-популярные виды спорта.

К официальным видам спорта, утвержденным Советом директоров SOI, относятся:

Летние виды спорта:

Плавание Тяжелая атлетика Волейбол

Легкая атлетика Софтбол Футбол

Баскетбол Настольный теннис Гимнастика

Боулинг (кегли) Гандбол Катание на ролико-

Велосипедные гонки Теннис вых коньках

Конный спорт

Зимние виды спорта:

Горные лыжи Фигурное катание Конькобежный

Лыжные гонки Хоккей спорт

Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных видов спорта, но вклю-чаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной олимпиады.

Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национальнопопулярного вида спорта необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям:

а) официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта должно быть представлено в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям;

б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;

в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп членов семей спортсменов, специализированных агентств и т.д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной олимпиады;

г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан Консультативный комитет по данному виду спорта;

д) признание данного вида спорта должно содействовать круглого-дичному проведению соревнований и тренировок, что является основ-ной деятельностью Специальной олимпиады, и создаст дополнитель-ные значимые возможности для людей с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различ-ными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т.д.

Международная организация Специальной олимпиады (SOI) опре-деляет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспе-чивают соблюдение минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов не-обоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.

После определения уровня минимального поражения и допуска к участию в тренировках и соревнованиях по программе Специальной олимпиады 3 , центральным является вопрос разделения спортсменов на дивизионы.

Система разделения на дивизионы

Соревнования Специальной олимпиады предоставляют спортсме-нам возможность продемонстрировать спортивные навыки, получен-ные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С це-лью получения спортсменами максимального опыта участия в сорев-нованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском дви-жении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.

Международная организация Специальной олимпиады разработа-ла соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное уча-стие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны про-водиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспече-нии грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.

Фундаментальное отличие соревнований Специальной олимпиа-ды от состязаний, организуемых другими спортивными организация-ми, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким обра-зом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого диви-зиона составляла не более 10%. Эта рекомендация не является прави-лом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирова-ния дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.

Порядок разделения на дивизионы

1. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной олимпиады.

Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или по ито

3 В деятельности Специальной олимпиады могут участвовать лица, имеющие и ряд других отклонений в развитии (поражения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.), но только в том случае, если они имеют минимальный уровень поражения интеллектуальных функций. Поражение интеллекта является главным (определяющим) признаком для включения желающих в программу Специальной олимпиады.

гам отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.

2. Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют по меньшей мере три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.

Указанный ниже порядок определяет процесс формирования равных по уровню способностей спортсменов дивизионов и принципы организации соревнований в случаях, когда нет возможности осуществить идеальное деление на дивизионы.

Индивидуальные виды спорта

Действие 1: распределение спортсменов по половому признаку.

Разделите участников соревнований на две группы по половому признаку. Спортсмены женского пола должны соревноваться между собой, а спортсмены мужского пола – между собой. Эстафетная команда, состоящая из спортсменов женского и мужского пола, дол-жна участвовать в соревнованиях в мужском дивизионе, если нет достаточного количества эстафетных команд со смешанным соста-вом.

Спортсмены одного пола должны соревноваться между собой, за исключением тех случаев, когда:

– данный вид спорта предполагает наличие совместных видов программы (например, парное фигурное катание, боулинг, настольный теннис, танцы на льду, теннис и т.д.);

– в данном виде программы будут участвовать всего два спортсмена мужского пола или два спортсмена женского пола; в таком случае спорт-смены могут соревноваться против друг друга или могут быть включе-ны в дивизион со спортсменами другого пола, но одного возраста и уровня способностей;

– в данном виде программы будет участвовать только один спорт-смен женского или мужского пола; данный спортсмен должен быть включен в дивизион с участием спортсменов другого пола, но одина-кового возраста и уровня способностей;

– для участия в данном виде программы зарегистрирован только один спортсмен женского или мужского пола; данный спортсмен должен участвовать в соревнованиях по данному виду программы в дивизионе, состоящем из одного человека.

Действие 2: распределение спортсменов по возрастным группам.

Принадлежность спортсмена к данной возрастной группе определяется возрастом спортсмена на дату открытия соревнований.

Разделите спортсменов женского и мужского пола по следующим возрастным группам: спортсмены в возрасте 8–11 лет; 12–15; 16–21; 22–29; 30 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть

сформирована при наличии достаточного количества спортсменов в возрасте 30 лет и старше.

3. Спортсмены должны соревноваться против других спортсменов данной возрастной группы за исключением случаев, когда:

– в возрастной группе насчитывается менее трех участников. Тогда спортсмены данной группы должны участвовать в соревнованиях совме-стно со спортсменами следующей, более старшей возрастной группы. В этом случае старшая группа должна быть переименована, чтобы отра-зить весь возрастной спектр участников соревнований в данной группе;

– после выполнения «Действия 3: распределение спортсменов по уровням способностей» происходит расширение возрастных групп, и/или отдельные спортсмены перераспределяются в другие возрастные группы для сближения результатов спортсменов в рамках каждого из дивизионов.

Действие 3: распределение спортсменов по уровням способностей.

1. Для завершения процесса формирования дивизионов необходимо использовать следующие правила, применяемые в зависимости от вида программы, по которому происходит распределение на дивизионы.

а) Для видов программы, измеряемых временем, расстоянием или количеством набранных очков:

– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результаты каждой из групп отличались друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников в каждой из групп было не больше восьми (8) человек (рис. 1);

– в случаях, когда наибольший и наименьший результат в каждой

из групп значительно отличается друг от друга: могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть перегруппированы согласно результатам предварительных соревнова-

Рис. 1. Пример распределения на дивизионы в беге на 50 м

ний и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наибольшим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов

или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

б) Для видов программы, в которых результаты определяются судейским решением, и при проведении предварительных состязаний в рамках данных соревнований:

– для всех половых и возрастных групп распределите спортсменов в порядке убывания результатов, полученных по итогам предварительных соревнований;

– сгруппируйте как можно больше спортсменов так, чтобы наибольший и наименьший результаты в каждой из групп отличались друг от друга на как можно меньшую величину и чтобы количество участников каждой из групп было не больше восьми (8) человек;

– в случаях, когда наибольший и наименьший результаты в каждой

из групп значительно отличаются друг от друга: могут быть расширены рамки возрастной группы. В этом случае в рамках каждой возрастной группы спортсмены должны быть пере-группированы согласно результатам предварительных соревнова-ний и включены в новые дивизионы. Данная процедура должна выполняться до достижения максимальной близости между наи-большим и наименьшим результатом в каждом из дивизионов

или отдельные спортсмены могут быть включены в другие дивизионы, более подходящие им по уровню способностей, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе;

– менеджеры соревнований обладают полномочиями учитывать отклонения предварительных результатов спортсменов, достигнутых при менее благоприятных погодных условиях, от результатов финальных состязаний, достигнутых спортсменами при более благоприятных погодных условиях.

в) При проведении соревнований по видам программы, в которых не проводятся предварительные соревнования и результаты определяются судейским решением:

– порядок вынесения судейских решений не позволяет использовать при формировании дивизионов результаты предыдущих соревнований. При отсутствии результатов предварительных соревнований уровень навыков, продемонстрированных во время выступлений, является единственным критерием способностей спортсменов;

– во всех половых и возрастных группах необходимо определить спортсменов с равными уровнями способностей;

– если более чем восемь спортсменов данного пола и возраста обладают примерно равным уровнем способностей, их необходимо распределить по дивизионам, в каждом из которых должно быть не менее трех и не более восьми спортсменов.

Командные виды спорта

Действие 1: разделите команды по половому признаку.

Разделите команды на две группы по половому признаку. Женские команды должны участвовать в соревнованиях против женских команд, а мужские команды – против мужских команд. Допускается участие смешанных команд, которые должны состязаться с другими смешанными командами или, при их недостатке, с мужскими командами.

Команды должны соревноваться против идентичных по половому признаку команд, за исключением случаев, когда в соревнованиях участвует только одна женская или мужская команда. Данная команда должна быть включена в дивизион с командами другого пола, однако близкими по возрастному признаку и уровню способностей.

Действие 2: разделите команды по возрастному признаку.

Принадлежность команды к данной возрастной группе определяется возрастом старшего игрока команды на дату открытия соревнований.

Разделите женские и мужские команды по следующим возрастным группам: до 15 лет; от 16 до 21 года; от 22 лет и старше. Дополнительная возрастная группа может быть сформирована при наличии достаточного количества команд в возрастной группе «22 года и старше».

Каждая команда должна соревноваться только с командами, входящими в определенную возрастную группу.

Действие 3: разделите команды по уровню способностей.

1. В рамках всех соревнований по командным видам спорта должны использоваться тесты оценки навыков, разработанные для каждого из видов спорта, и должны проводиться предварительные соревнования, позволяющие определить уровни способностей участвующих команд.

В Спортивных правилах Специальной олимпиады представлено описание тестов оценки навыков для каждого вида спорта и дополнительная информация об оценке команд для разделения на группы.

Сгруппируйте команды по уровням способностей, основываясь на результатах тестов оценки навыков и итогах предварительных соревнований.

Сформируйте дивизионы из не более чем восьми команд посредством разделения команд каждого уровня способностей по возрастному признаку.

В рамках каждого уровня способностей возможно совмещение возрастных групп для формирования дивизионов.

Если в соревнованиях участвуют только две мужские или женские команды, то эти команды должны соревноваться между собой.

Если в соревнованиях участвует только одна команда данного уровня способностей или данной возрастной группы, то она должны быть включена в дивизион с другими командами вне зависимости от возрастной группы и уровня способностей.

Выравнивание результатов соревнований

Виды программы, измеряемые временем или иными объективными показателями

В отношении видов программы, измеряемых временем или иными объективными показателями, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны применяться улучшенные результаты, представленные главным тренером или достигнутые по итогам предварительных соревнований.

Дисквалификации подлежит любой спортсмен, финиширующий в ходе финальных соревнований с результатом на 15% лучше результата предварительных соревнований или заявленного результата.

Виды программы, оцениваемые судейским решением

В отношении видов программы, оцениваемых судейским решением, при распределении спортсменов для финальных соревнований должны использоваться наилучшие результаты выступлений, полученных в ходе предварительных соревнований или представленные тренерами до начала соревнований.

Окончательный результат определяется сложением 25% результата разделения на группы и 75% результата финальных соревнований.

Подробно рассмотренный порядок формирования дивизионов позволяет более глубоко понять философию и основную идею Специальной олимпиады.

В заключение приведем регламентированные Правилами SOI обязанности участника соревнований, тренера и менеджера.

Обязанности участника соревнований

Каждый спортсмен должен подчиняться духу и букве Правил и отвечать за соблюдение правил спортивного поведения. Спортсмены, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, могут быть дисквалифицированы и не допущены до дальнейшего участия в соревнованиях.

Спортсмены, не соблюдающие правил честной борьбы и не прилагающие максимальных усилий во всех предварительных и/или финальных состязаниях, дисквалифицируются и не допускаются до участия в дальнейших соревнованиях по решению соответствующего Комитета по спортивным правилам, действующего в рамках соревнования.

Обязанности тренера

Охрана здоровья и обеспечение безопасности спортсменов должны быть основными приоритетами каждого тренера.

Тренер должен следовать духу и букве Правил и нести ответственность за постоянное соблюдение правил спортивного поведения. Тренеры, которые не ведут себя соответствующим образом или позволяют себе оскорбительные действия или высказывания в отношении других спортсменов, тренеров, добровольцев, противников, официальных представителей и/или зрителей, не допускаются к исполнению своих обязанностей.

Тренеры должны быть осведомлены обо всех существующих правилах Специальной олимпиады и правилах международных федераций по видам спорта и должны осуществлять подготовку своих спортсменов согласно данным правилам.

Тренеры должны обеспечивать участие спортсменов в тех видах программы, которые соответствуют уровню способностей спортсмена и способствуют развитию его потенциальных возможностей.

Тренеры должны быть честными и рекомендовать спортсменам прилагать максимум усилий в рамках предварительных и/или финаль-ных соревнований; в противном случае тренер будет отстранен от ис-полнения своих обязанностей решением соответствующего Комитета по спортивным правилам, действующего в рамках соревнований.

Тренеры команд должны обеспечивать участие в каждой игре членов команды различных уровней способностей.

Тренеры должны быть уверены, что полученные результаты тестирования и результаты предварительных или квалификационных выступлений с точностью отражают способности спортсменов. Если по какимлибо причинам эти результаты, по мнению тренера, не являются адекватными, то тренер обязан сообщить об этом менеджеру соревнований.

Тренеры команд должны нести ответственность за соблюдение правил разделения на дивизионы для каждых соревнований и за сообщение менеджеру соревнований о неверном разделении на дивизионы.

Обязанности менеджера соревнований

Менеджеры соревнований должны обеспечивать проведение соревнований по полному спектру видов программы с целью обеспечения создания всем спортсменам максимально полных возможностей для участия в соревнованиях.

Менеджеры соревнований должны организовывать и проводить соревнования согласно принципам Специальной олимпиады, в соответствии с духом и буквой Правил.

Менеджеры соревнований должны соблюдать принципы разделения спортсменов на дивизионы.

Менеджеры соревнований должны дисквалифицировать тренеров, спортсменов или команды, не соблюдающих соответствующие требования вида спорта и порядок разделения на дивизионы.

Скаржинская Елена Николаевна

К. пед. н., заведующая отделом магистратуры ФГБОУ ВПО Московская государственная академия физической культуры.

Рабочий адрес: Московская область, Люберецкий район, посёлок Малаховка, ул. Шоссейная, д. 33 Контакты: [email protected]

Skarzhinskaya Elena N.

Ph. D., Head of Master Department of Moscow State Academy of Physical Education.

Work address: Moscow Region, Lyubertsy district, settlement Malakhovka Shosseinaya Street, 33 Contact: [email protected]

Ключевые слова: спорт, интеллектуальное развитие, социальное здоровье.

Keywords: sport, intellectual development, social health.

Аннотация. Статья «Интеллектуальные виды спорта (социально-педагогические аспекты) раскрывает исторические особенности развития интеллектуальных видов спорта и перспективы введения их в систему образования. Представленные материалы являются результатом научных исследований и реализации комплексных образовательных мероприятий в рамках авторской проектной деятельности.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить как приоритетные пути развития интеллектуальных видов спорта, так и обозначить сдерживающие факторы раскрытия ценностного потенциала интеллектуальных видов спорта в аспекте социального здоровья населения.

Проведенные мероприятия (научные дискуссии и педагогические эксперименты) показали социальный запрос на высокотехнологическое сопровождение процесса спортивной подготовки и соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта. Также выявлено противоречие между потребностью населения и диапазоном социальных услуг на основе интеллектуальных видов спорта. Результаты исследования подчеркивают ответственность государства как в плане нормативно-правового обеспечения деятельности общественных организаций, развивающих интеллектуальные виды спорта, так и в плане пропаганды и популяризации социального здоровья населения посредством массовой включенности граждан нашей страны в спортизированную интеллектуальную деятельность на регулярной основе.

Annotation. The article “INTELLECTUAL SPORT (social and pedagogical aspects)”shows the historical peculiarities of intellectual sport development and prospects of their introduction into educational system. The materials presented are the result of scientific research and realization of complex educational arrangements within the bounds of author’s project activity.

The purpose of the research is to reveal priority ways of development as well as emphasize restrictive factors of exposing of intellectual sport value potential in the aspect of people’s social health. The actions held (scientific discussions and pedagogical experiments) have shown a social demand for high technological support of the sport training process and competitive activity in intellectual sport. The contradiction between people’s need and the range of social services on the base of intellectual sport has been also exposed. The research results accentuate the responsibility of the state as to the regulatory and legal provision of non-government organizations that develop intellectual sport and to the regular promotion and popularization of people’s social health by involvement of Russian citizens into sport intellectual activity on a mass scale.

Актуальность. Подписание В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» обозначило выбор политической элиты страны: концепция постиндустриального общества как основной вектор социальных реформ . Анализ основных положений теоретических разработок информационного общества показывает расширение наполнения категории «здоровье» показателями качества социальной активности и выдвигает в приоритетный ряд научного обсуждения понятийный блок «социальное здоровье» наряду с разработанным понятийным блоком «физическое здоровье». Следует отметить, что в информационном обществе большая часть населения занята в информационном секторе экономики, где главным продуктом и товаром выступает информация.

Доминирующее личностное свойство обработки информации при принятии решений - интеллект. Поэтому интеллектуальное развитие является важным компонентом «социального здоровья» и стратегическим ресурсом общественного развития , в том числе посредством спортизированной деятельности.

История становления спортизированных интеллектуальных игр исчисляется тысячелетиями. Однако видами спорта (со всеми компонентами спортивной социализации - общественными организациями, системой регулярных чемпионатов, организованным процессом спортивной подготовки и т.д.) некоторые из них стали в конце XIX - первой половине XX вв. . Нелинейное развитие интеллектуальных игр на протяжении ХХ в. позволило лишь четырём спортизированным интеллектуальным играм получить статус вида спорта в рамках международного спортивного движения.

Теоретические основы для выделения понятийного блока «интеллектуальные виды спорта» в спортивной педагогике заложены в классификации видов спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности Л.П. Матвеевым (1977 г.). В представленной им классификации в пятой группе - виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника. Мы называем интеллектуальными видами спорта те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта и осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным. Следует особо акцентировать внимание на том, что мы в данном случае рассматриваем «интеллектуальные виды спорта» как часть «спорта» вообще и тем самым признаем, что проявление интеллекта как структуры личности присуще в различных видах спортивной деятельности, однако оно не всегда является определяющим для достижения поставленного спортивного результата. Основной критерий для выделения этих видов спорта - возможность проведения соревнований дистанционно . Сегодня процессы спортизации и дигитализации интеллектуальных игр продолжаются и часто носят дискуссионный характер, в том числе на международном уровне. Например, спортизация сеянцы, нард, покера, маджонга и др. В настоящее время, после прошедшего в 2007 г. в России «Форума интеллектуального спорта», помимо внутривидовых официальных соревнований ежегодно проводятся Всемирные интеллектуальные игры.

В нашей стране государственное признание, внесение во Всероссийский реестр видов спорта, имеют те интеллектуальные виды спорта, которые входят в программу Всемирных интеллектуальных игр. Следует отметить разнородное наполнение спортивными дисциплинами интеллектуальных видов спорта в нашей стране:

Следует подчеркнуть значимость каждой дисциплины в случае выбора программ предпрофессиональной подготовки и реальной возможности занимающихся состояться как спортсмен высокого класса непосредственно в избранной дисциплине интеллектуального спорта. Официальные сводные данные о развитии интеллектуальных видов в нашей стране представлены ниже.


Углубленный анализ функционирования различных социальных институтов этих видов спорта показал, что наиболее слабо развиты аспекты профессиональной подготовки тренеров и механизмы государственно-частного партнерства в плане продвижения клубного спорта. Также помимо государственно признанных видов спорта в рамках деятельности многочисленных общественных организаций активно развиваются другие виды интеллектуальной состязательности: русские шахматы (таврели), нарды, сёги, сеянцы, спортивная версия «Что? Где? Когда?» и т.д.

Проведённые научные мероприятия различного уровня указали на необходимость разработки и реализации проектов по распространению интеллектуальных видов спорта, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий .

Этапы реализации проектной деятельности:

  • подготовительный (2003-2012 гг.): теоретико-дискуссионный период (проводились научные мероприятия различного уровня - конференции (в том числе Всероссийские и международные круглые столы, панельные дискуссии и т.д.), посвящённые развитию спорта в информационном обществе, интегральному методу объединения интеллектуальных видов спорта, а также компьютерному спорту);
  • региональный педагогический эксперимент «Московские Интеллектуальные игры» (2013 г. -настоящее время): образовательные фестивали «Интеллиада», Школьная спортивная лига по интеллектуальным видам спорта, международный турнир с дистанционным участием «Играем вместе», конкурс педагогов дополнительного образования «Учим мыслить играя», конкурс «ITволонтер» при поддержке Департамента образования г. Москвы;
  • тиражирование разработанных технологий (2014 г. -настоящее время): проведение курсов повышения квалификации, участие в ММСО, проведение Всероссийской конференции «Интеллектуальные виды спорта в системе образования» для представителей 53 регионов страны, непосредственная работа с регионами при поддержке Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации.

В основе проекта лежит авторская технология проведения образовательных фестивалей «Интеллиада». В рамках этих мероприятий была реализована инновационная педагогическая технология, в которой смещён акцент с соревновательной формы проведения в пользу образовательной . Представительство спортсменов высокого класса (заслуженный мастер спорта России, 12-я чемпионка мира по шахматам Александра Костенюк; заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион мира по трем видам шашек (международным, русским и бразильским) Александр Шварцман; заслуженный мастер спорта России, чемпионка Европы по го Наталья Ковалева; международный мастер спорта, двукратная чемпионка мира по спортивному бриджу Татьяна Пономарева) повысило интерес и мотивацию к занятиям интеллектуальным спортом как у учеников, так и у родительской и педагогической аудитории.

В период 2012-015 гг. было проведено 22 фестиваля «Интеллиада». Всего в рамках окружных образовательных фестивалей «Интеллиада» оказано 22 972 образовательные услуги. Крупные спортивные мероприятия, проведенные в рамках реализации проектной деятельности, позволили реализовать интерактивный формат образовательных фестивалей и создать прецедент проведения инклюзивных мероприятий по интеллектуальным видам спорта и играм и дистанционную Школьную спортивную лигу по интеллектуальным видам спорта.

Комплексные социологические исследования (раздаточное анкетирование, контент-анализ, интервьюирование и экспертная оценка) выявили поверхностное представление об интеллектуальных видах спорта: подавляющее большинство респондентов (91%), зная правила игры в шашки (64-клеточные или русские шашки), не смогли назвать спортсменов (за исключением Петрова -16 упоминаний), виды шашек, место русских шашек в международном спортивном движении. Шахматы освоили 38% участников опроса. Детской и молодежной аудитории известны следующие фамилии шахматистов: 1. Карпов -287 ответов, 2. Каспаров -231 вариант, 3. Крамник -163 упоминания, 4. Илюмжинов (президент ФИДЕ) -85 раз. Однако современные шахматные соревнования выпадают из поля зрительского интереса. Го как вид спорта стремительно развивается. Анализ первичной информации показал, что россияне частично знают о таком виде спорта, однако назвать выдающихся спортсменов, осветить историю вида спорта не смогли. Неоднозначную реакцию проявляли участники опроса относительно спортивного бриджа. Удивление вызывал сам факт, что карточная игра является официальным видом спорта. Широкая общественность практически никогда не слышала об этом виде спорта, поэтому ни правила соревнований, ни статус вида спорта, ни спортсменов участники опроса указать не смогли. Вообще интеллектуальные виды спорта молодые люди оценивают как интересное и полезное времяпровождение и воспринимают как элемент высокого качества жизни.

В настоящее время научная и проектная деятельность по развитию интеллектуальных видов спорта продолжается по следующим основным направлениям:

  • участие в разработке программных документов общественных организаций, развивающих интеллектуальные виды спорта (в том числе федеральных стандартов спортивной подготовки);
  • распространение опыта создания инклюзивных сред по интеллектуальным видам спорта для лиц с ограниченными возможностями физического здоровья;
  • создание программного и методического обеспечения удалённой поддержки занимающихся интеллектуальными видами спорта в сельской местности;
  • тиражирование и внедрение разработанных педагогических технологий в субъектах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка тренеров и педагогов дополнительного образования по интеллектуальным видам спорта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр - 212.
  2. Кондратьев В.М., Скаржинская Е.Н. Роль интеллектуальных игр в современном образовании // Вестник Российского философского общества. № 1 (61). - Москва, РАН. 2012 г. - с. 27-29.
  3. Кыласов А.В.; Гараль Я.А. Спортизация интеллектуальных игр: концепции и технологии. - М.: Советский спорт, 2013.
  4. Скаржинская Е.Н., Организационно-педагогические аспекты развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта// Автореферат дисс. на соискание … канд. пед. наук. 13.00.04. Малаховка, 2005 г., с.24.
  5. Соколов А.Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе//// Автореферат дисс. на соискание … канд. философских. наук. 09.00.11. Краснодар, 2010 г., с.26.
  6. Фомин Ю.А., Скаржинская Е.Н. Спорт в условиях глобальной информатизации// Теория и практика физической культуры. № 2, 2007. С. 18 - 19
  7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества//Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
  8. Холодная М.А., Ушакова Д.В. Развитие интеллекта как стратегического ресурса общества// Доклад. Заседание Бюро Президиума РАО 1 декабря 2010 г.
  9. Статистические данные о развитии видов спорта. 1 - ФК свод (от 14 апреля 2015 г.) http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения 1 мая 2015 года)

BIBLIOGRAPHY

  1. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2008 g. N Pr - 212.
  2. Kondratiev V.M., Skarzhinskaya E.N. Rol’ intellektual’nikh igr v sovremennom obrazovanii // Vestnik Rossiyskogo fi losofskogo obshchestva № 1 (61). - Moskva, RAN, 2012. - s. 27 - 29.
  3. Kilasov A.V., Garal’ Ya. A.Кыласов А.В.; Гараль Я.А. Sportizatsiya intellektual’nikh igr: contseptsii i tekhnologii. - М. : Sovetskiy sport, 2013.
  4. Skarzhinskaya E.N. organizatsionnopedagogicheskiye aspekty razvitiya tvorcheskikh sposobnostei intellektual’nymi vidami sporta // Avtoreferat diss. na soiskaniye … kand. ped. nauk. 13.00.04. Malakhovka, 2005 g., s.24.
  5. Sokolov A.B. Sotsial’noye zdorovie naseleniya v kontekste transformatsionnykh protsessov v sovremennom rossiyskom obshchestve // Avtoreferat diss. na soiskaniye … kand. fi losofskikh. nauk. 09.00.11. Krasnodar, 2010 g., s.26.
  6. Fomin Yu. A., Skarzhinskaya E.N. Sport v usloviyakh global’noi informatizatsii // Teoriya I praktika fi zicheskoi kul’tury. № 2, 2007. S. 18-19 7. Webster Ph. Teorii informatsionnogo obshchestva //Per. s angl. - М.: Aspect Press, 2004. - 400 s.
  7. Kholodnaya M.A., Ushakova D.V. Razvitiye intellekta kak strategicheskogo resursa obshchestva // Doklad. Zasedaniye Buro Prezidiuma RAO 1 dekabrya 2010 g.
  8. Statisticheskiye dannyye o razvitii vidov sporta. 1 - FK svod (ot 14 aprelya 2015 g.)