Василиск история. Василиск в мифологии — какие тайны скрывает древний змей? Как узнать, что пред очами Василиск

Жуткое существо с петушиной головой, крыльями дракона, лягушачьими лапами и змеиным хвостом носило в мифологии название василиск . Его голову венчал красный гребень, похожий на корону, а тело покрывала чешуя. В более ранних легендах выглядел как огромная ядовитая ящерица, способная убить своим взглядом каждого, кто попадался у неё на пути.

Данный мифологический персонаж имеет чрезвычайно длинную историю. О нём писал древнеримский писатель и историк Плиний Старший, живший в самом начале нашей эры. В своей «Естественной истории» он описал случай, когда римский воин пронзил копьём ядовитую ящерицу. Яд этой твари просочился через древко копья в тело человека, и тот упал замертво.

Древние римляне считали василиска царём змей

Об обитаемой в пустыне ядовитой ящерице, именуемой василиском, писали и другие выдающиеся личности древности, жившие задолго до Плиния. Они утверждали, что этот гад живёт в Африке и является царём змей. Перед своим появление он всегда издаёт громкий жуткий вой, и все рептилии, услышав его, расползаются в ужасе в разные стороны.

Он считался исчадием пустыни, её царём, убивал всё живое вокруг себя, обращал камни в пыль, а траву выжигал. Если путешественник встречал в пустыне это чудовище, то мог смело готовиться к смерти. Спастись пилигрим мог лишь в тех случаях, если имел с собой ласку или петуха. Ласка считалась единственным животным, способным противостоять царю змей. Она бесстрашно вступала с ним в бой и убивала. А петушиный крик повергал василиска в состояние ужаса, и он трусливо уползал.

Древние римляне вешали подобие высушенной шкуры этого змеиного царя в храмах, искренне считая, что оно отпугивает скорпионов и змей. Также бытовало мнение, что если кожу этого гада правильно сжечь, превратить в пепел, а затем протереть им серебро, то оно тут же превратится в золото.

В Средние века василиска представляли чудовищем с петушиной головой, крыльями дракона и змеиным хвостом

Когда в Европе восторжествовало христианство, василиск в мифологии обрёл новый образ. Вначале он был упомянут в Библии в качестве ядовитой змеи. А затем рептилию скрестили с петухом, и она превратилась в жуткое чудовище с головой петуха, крыльями дракона и хвостом змеи. Считалось, что чудище появляется на свет из яйца, снесённого 7-летним чёрным петухом. Насиживает яйцо жаба в навозной куче в течение семи дней.

По прошествию этого срока из яйца вылупляется василиск. Он быстро растёт и становится угрозой для всего живого. Своим взглядом он любого может обратить в камень, а убить его невозможно. Есть лишь один способ уничтожить чудовище. Нужно прямо к его морде поднести зеркало. Увидев своё отражение, жуткий монстр тут же умирает.

В Средние века петушино-змеиное существо с крыльями дракона пользовалось определённой популярностью у людей. Оно обладало смердящим дыханием и убивающим всё живое взглядом. В то же время мифологический персонаж олицетворял собой силу и могущество. Поэтому его стали широко использовать в геральдике. В ней форма всегда главенствовала над содержанием, и, как следствие, жуткий монстр стал чрезвычайно популярен на гербах знатных вельмож.

С василиском могла справиться только ласка

В народе считалось, что оружием против чудовища являются зеркала и ласки. Но зверьки приобретали чудодейственную силу, лишь пожевав листья руты. Вкус у них напоминает чеснок или лук, к тому же появляется соответствующий запах, и всё это в комплексе ослабляет страшное чудище, делает его уязвимым и беспомощным. Рекомендовалось также глядеть на василиска через толстое стекло. Это нейтрализовало его жуткий взгляд.

Большое распространение получило изображение ласки с листком руты в пасти. Такие изображения наносили на церковные скамьи, они служили украшением колодцев и ворот. Тем самым люди пытались обезопасить себя от ужасного мифологического монстра, способного превратить всё живое в бездушный камень.

Станислав Кузьмин

«Василиском» в старину называли зооморфное чудовище, сочетающее в себе черты птицы, летучей мыши и пресмыкающегося. Миф о Василиске берет свое начало со сказаний о ядовитой змее, которую в Египте считали священной. Историки полагают, что именно она изображена на головном уборе Тутанхамона.

Предположительно это была гадюка со светлыми пятнами или небольшими выступами - «рожками» - на голове. Такое своеобразное украшение напоминало диадему, за что пресмыкающееся и получило свое название. Василиск в переводе с древнегреческого - «царек».

Аристотель ещё в IV веке до н.э упоминает о небольшом, но очень ядовитом змее. Отличался он тем, что как только он начинал шипеть, все животные, даже змеи, сразу разбегались в разные стороны.

Упоминания об этом существе встречаются во многих древнейших документах, в том числе и в первых переводах Библии. За столетия представление о Василиске сильно изменилось. В Средние века встречается описание уже не простой рогатой гадюки, а существа с телом дракона и головой петуха. Картину завершают выпученные жабьи глаза и крылья, как у летучей мыши.

В Библии Василиск ассоциируется с дьяволом, а его смертельный яд - с завистью. Согласно античным мифам, чудовище рождалось из яйца птицы ибис. На севере Европы и Руси считали, что его сносит петух, а высиживает огромная жаба. Причем, яйцо обязательно должно вызревать на навозе. Несмотря на такое происхождение, василиски терпеть не могут петушиного крика, поэтому ведут ночной образ жизни.

Нестерпимым для них является и близкое соседство с Единорогом, воплощением чистоты и невинности. Образ Василиска вобрал в себя средневековые представления обо всем самом страшном, порочном и мерзком. Это чудовище убивает одним только взглядом. Любой, на кого оно посмотрит, обращается в камень. Тут явно прослеживается связь с мифом о Медузе Горгоне.

Василиск не только обращал людей и зверей в камни, но и питался этими же камнями. Именно поэтому возникла теория, что Василиск появился из крови убитой Медузы Горгоны, которая также превращала все живое в камни взглядом. Умереть он мог от собственного отражения в зеркале. В Средневековье считали, что не боится Василиска только одно живое существо - ласка (или хорек), которое может убить чудище даже собственным запахом. В XVII веке известный чешский график Вацлав Холлар даже изобразил схватку хорька с этим чудовищем на одной из своих гравюр. В Средневековье также считалось, что для того, чтобы избежать смерти от взгляда Василиска нужно было смотреть на него из-под стеклянного прозрачного сосуда.

Несмотря на весь ореол омерзительного гада, этот персонаж прочно вошел в литературу и искусство. В наше время василиски живут в произведениях Джоан Роулинг, Анджея Сапковского, ДжеральдаДаррелла, Умберто Эко и других писателей.

Василиск - мифологическое существо, которое упоминается в различных источниках, в том числе и в славянской мифологии. Первые упоминания василиска относятся к Библии и «Естественной истории» Плиния Старшего.

По мнению историков, в первых своих упоминаниях василиск представляется, как некая очень опасная и ядовитая змея, которая наделена мифическими или сверхъестественными чертами. Вполне возможно, что изначально под названием «василиск» подразумевали обычную змею, например кобру, однако впоследствии она приобрела более мифологические или сказочные черты, которые определили его в список мифологических существ. Например в Книге пророка Исаии говорится, что василиск - это зародыш аспида, который находится в яйце, но при этом очень опасен. Согласно разным переводам и разным упоминаниям, можно прийти к выводу, что в древности так могли называть именно змей или особую разновидность змей - аспида, кобру или гадюку, однако точное толкование существа из древнехристианских упоминаний, затруднительно.

В античной мифологии считалось, что василиски рождаются из яиц птицы ибис, которая пожирает ядовитых змей. В результате на свет появляются диковинные и опасные создания. Такое поверие, по мнению исследователей, появилось от того, что ибисы питаются змеями. В древнем Египте даже существовал обычай разбивать яйца ибисов, чтобы из них не вылупились василиски.

Василиск в славянской мифологии

Сложно сказать, как василиск попал в славянскую . Пришло ли это название в с приходом на Русь христианства? Или таким именем стали называть некое мифологическое существо, которое было в мифологии славян ещё в языческие времена, но имевшее иное название?

В пользу второго варианта говорит то, что на Руси василиском стали называть не просто опасную змею или гигантского змея, а существо с очень необычными чертами. Историки славянской истории находят описание василиска, как диковинного существа, который выглядит ка петух, но у которого есть крылья дракона и хвост змеи (ящерицы).

Однако в пользу первого говорит то, что такое поверье сложилось достаточно поздно, в средние века, с приходом христианства, и очень похоже на искажённое поверье в полузмеев-полуибисов древнего Египта.

У лужичан это существо приняло достаточно диковинный вид - петух с крыльями дракона или крыльями летучей мыши, хвостом змеи, клювом орла, когтями тигра и зелёными глазами. Также в описании василиска фигурирует красная корона на голове и чёрная чешуя по всему телу.

Поверье в петуха-змея появилось в средние века. Так, например, существовало поверье, что василиск рождается из яйца, которое снёс старый петух в навоз и которое высидела жаба. Описания существа разнятся. Одним из вариантов является облик змея с хохолком как у петуха. В другом варианте - это петух, который имеет змеиный хвост. Позднее народная фантазия приписала петуху со змеиным хвостом ещё и драконьи крылья.

Также Василиску приписывалось ядовитое дыхание и смертоносный взгляд. Интересны и поверья в то, как можно уничтожить василиска. Сделать это можно либо поставив перед собой зеркало, чтобы василиск убил самого себя взглядом (заимствование из поверья в ), либо увидев василиска первым.

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Сегодня нет человека, не слышавшего о Василиске. Его образ часто появляется в литературных произведениях, фантастических фильмах, но об ужасном царе змей, по имени Василиск, который способен убить взглядом, мифология рассказывает не совсем так, как сегодня его представляют большинство людей. Есть несколько разных гипотез появления этого существа и предположений, кем он был, какими способностями и внешностью обладал.

Общее описание

Многие люди представляют себе это существо в виде гигантского змея, так его образ рисуют в книгах, изображают на картинах и представляют в кино, но согласно дошедшим до нас мифам он выглядит совершенно не так.

В мифологии Василиск в некоторых деталях не совпадает с общепринятым мнением, отличается и отношение людей к нему, но есть ряд характеристик, которые позволяют сформировать определенный образ этого мифического монстра.

В одних легендах существо отличается большим размером тела, в других - он не больше, чем собака. Некоторые мифы описывают его, как змея, другие - как химеру, есть даже версия, что Василиск был драконом или огромным ящером.

Мифология и образ чудища

С латинского языка название этого существа имеет перевод «малый король». Во всех описаниях Василиска проявляется его царственность. Это гребень или рога на голове в виде своеобразной диадемы, его необычная манера передвижения. Те мифы, которые описывают его как змея, рассказывают, что он не просто полз, а частично приподнимался над поверхностью земли. Василиск в образе химеры имел величественную походку, какой обладают петухи, нижние конечности ему достались от этой птицы.

В сказаниях различных народов во все эпохи представления о Василиске отличались. Так, в мифах Древнего Рима этот змей считался наиболее опасным существом из всех. Ему приписывали наличие особых способностей, которые представляли угрозу для всего живого. Внешний вид этого создания вселял самый настоящий ужас, и люди даже верили, что сразить его можно, показав ему его собственное отражение в зеркале. Считалось, что победить его мог крик петуха.

В эпоху античности монстра представляли немного иначе. Василиск - змей желтого цвета с рогами. В течение периода Средневековья это существо представляли:

  • с крыльями дракона;
  • хвостом ящера;
  • телом и клювом петуха;
  • когтями тигра.

Считалось, что тело монстра было покрыто чешуей чёрного цвета. Была и другая версия: тело Василиска было жабьим, а хвост - змеиным. В некоторых легендах монстру приписывали не голову петуха, а лицо человека. Помимо опасного взгляда, Василиск имел огненное дыхание и сильный яд. От его дыхания сгорала трава и разрушались скалы. Свист этого монстра был настолько страшным, что от него прятались даже все ядовитые змеи.

Василиск в виде змея имел необычную кровь. Она характеризовалась удивительными свойствами, из-за чего, согласно мифам, считалась довольно ценной. Ее смешивали с киноварью, благодаря чему удавалось получить мощное средство от ран, сильных ядов и разных заболеваний.

Несмотря на различия в описаниях, была черта, которая присутствовала во всех мифах: это «петушиный гребень» или белое пятно, которые символизировали диадему, подтверждая главенство монстра над другими змеями.

В славянской мифологии говорилось, что Вещий Олег погиб не от укуса простой змеи, а от взгляда Василиска. Также считалось, что если петух вдруг снесет черное яйцо, то из него обязательно появится это чудовище и принесет много бед людям. В то время верили, что если до рождения змея яйцо найдет девственница и будет носить его с собой до тех пор, пока монстр не появится на свет, то он потом будет ее слушать, а значит его можно будет контролировать.

В мифологии славян есть теория, что этот змей - оружие тех, кто умеет колдовать. Маги старались приручить себе этого опасного монстра и использовать в своих целях. Они проводили специальные обряды, заставляя его подчиниться их воле.

  1. Черное яйцо, снесенное петухом, сразу забирали.
  2. Выбирали курицу, которой отрубали голову.
  3. Ее сажали поверх яйца, чтобы высидеть его.
  4. Как только чудовище появлялось на свет, оно съедало тело курицы.

После этого сознание монстра начинало подчиняться колдуну, который выполнил такой ритуал. В мифах Африки описание Василиска тоже присутствует. Оно мало чем отличается от других описаний, но самое существенное отличие - он считался царем крокодилов, а не змей.

Василиск в мифологии Египта описывается не как гибрид петуха, дракона, ящерицы, а как змея, но она была коронованной и невероятно ядовитой. Это были известные нам сегодня кобры. Изображением этого создания украшали короны фараонов. Их почитали как животных, которые имели власть не только над живыми существами, но и над мертвыми.

Известный ученый Плиний в своих работах тоже упоминал о Василиске. У него он представляет собой змея, размер которого не превышает 12 дюймов. На его голове есть несколько утолщений, которые похожи на небольшие рога или корону, поэтому его и считали царской змеей.

Согласно большинству мифов, Василиск появлялся из яиц раз в столетие. Яйцо это сносил черный петух, возрастом в 7 лет, а высиживала большая жаба. Это осуществлялось в каких-нибудь укромных местах и обязательно на куче навоза. Яйцо отличалось нестандартной сферической формой.

Василиска считали змеиным царем, противостоять которому мог один зверь - ласка. Она не обладала чувствительностью ко взгляду и дыханию монстра, поэтому свободно могла вступить с ним в бой.

В мифологии существует еще одна теория о том, как появился этот змей, связанная с Медузой Горгоной. Есть версия, что он родился из ее крови. Такой связью объясняют его способность превращать все живое в камень одним лишь взглядом, которым владела и Медуза Горгона.

В одном из мифов упоминается вероятное место, где зародился Василиск. Этим местом называют Ливийскую пустыню. В некоторых легендах змея считают воплощением дьявола.

Среда обитания

Согласно мифам, Василиск жил в пустынной, но теплой местности. Считалось, что они помогали образовываться пустыням. Там, где поселялось это чудовище, сразу погибало все живое, даже воды рек становились гнилыми. Основным местом жительства монстра становились пещеры, в которых он находил себе еду: питался он только камнями.

Существуют упоминания о том, что довольно часто жертвами змея становились те, кто работал в шахтах или каменоломнях. Натыкаясь на Василиска в пещерах, они сразу погибали. Наибольшую активность Василиск проявлял ночью. Василиск боялся петушиного крика и, когда слышал его, сразу отступал и прятался в глубине пещер.

Описание яда

Как рассказывают мифы, Василиск имел сильный яд, который оказывал невероятное по скорости воздействие и убивал практически мгновенно. Упоминается и интересный факт: в яйцах этого змея тоже содержался яд, поэтому тем, кто их съедал, грозила неотвратимая смерть.

Василиск - змей, который всегда убивал первым. Все потому, что яд змеи вырабатывался при помощи взгляда. Яд заполнял воздушное пространство и проникал в дыхательные пути живых существ, быстро отравляя организм.

Заключение

Версий о том, кто же такой Василиск, как он появился, как выглядел - довольно много. Несмотря на то что они кардинально отличаются во многих деталях, все они объединены тем, что описывают это страшное существо как опасное и ядовитое чудовище, которое представляло угрозу всему живому и обладало смертоносной силой, убивая лишь своим дыханием и взглядом.