Специализации социального педагога. Профессия социальный педагог Какое образование должен иметь социальный педагог

Социальный педагог

Сегодня во многих школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, социальных службах, интернатах работают социальные педагоги. В их обязанности входит работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму. В школе социальный педагог следит за учебой подопечных, проводит с ними воспитательную работу, помогает освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.

История появления профессии Социальный педагогКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Профессия социального педагога сравнительно молода. Но по своей сути она не является новой. Социальная помощь подразумевает взаимопомощь и сострадание, а это на Руси всегда было неотъемлемой чертой личности. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Работа, которую ведет социальный педагог, очень важна для общества: он старается помочь детям найти свой путь в жизни, стать полноценными гражданами. Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.

Особенности профессии Социальный педагогУникальность и перспективность профессии

Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль посещения детьми учебных занятий, успеваемости, помощь в выборе кружков. Тесно сотрудничая с органами социальной защиты, милицией, опекунским советом, социальный педагог при необходимости ищет помощи в этих организациях. Он всегда защищает интересы детей: в различных комиссиях, государственных учреждениях, административных органах.

"Подводные камни" профессии Социальный педагогВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Социальный педагог отдает много своих душевных сил своей работе. Ему приходится сталкиваться с черствостью, невоспитанностью и равнодушием. Нелегко бывает достучаться и до своих подопечных, ведь они часто бывают озлоблены, не верят никому. Но если социальному педагогу удастся оказать конкретную помощь ребенку, это дает большое чувство удовлетворения.

Где и как получить профессию Социальный педагогГде обучают профессии?

Специальность социального педагога можно получить в любом педагогическом институте, где изучают не только педагогику, но и социологию. Но последующее постоянное самообразование для данного специалиста - обязательно, ведь он должен знать нормативные акты, законодательство, социальное и экономическое положение региона.

10.09.2012 г.

Есть разные люди: есть слишком простые

И есть слишком сложные на Земле,

Есть инвалиды, есть очень больные,

Есть те, у которых не сладко в семье.

И им подарить и тепло, и заботу

Не каждый захочет, не каждый поймет.

А соцпедагог, выполняя работу,

На помощь в любую минуту придет.

Но это не все, это самая малость,

Он совершает огромнейший труд:

Он смотрит за тем, чтоб семья не распалась, –

Семья, где, наверное, счастья не ждут.

Он защищает права молодежи,

Приходит ко всем, кому так нужен друг.

Он выслушает, он обнадежит

И сердце избавит от внутренних мук.

Да, человек этот мудр по природе:

Ведь к каждой проблеме отдельный подход.

На просьбу ответит, на помощь приходит

И каждому нужное слово найдет...

Все о профессии "Социальный педагог"

01.09.2012 г.

Краткое описание : Социальный педагог – это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах. Его обязанность – работа с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму. Социальный педагог контролирует процесс учебы, проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло.

История профессии : Эта профессия появилась совсем недавно, однако, по сути, новой она не является. На Руси социальная помощь была, практически, всегда, ведь сострадание и взаимопомощь – неотъемлемая черта славянского народа. Благотворительные организации и сострадательные люди финансировали и строили приюты для бездомных детей и сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения. Социальный педагог имеет много общего с профессией социальный работник.

Социальная значимость профессии в обществе : Работа социального педагога важна для общества, т.к. он помогает детям найти свое место в жизни, стать полно-ценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные дети не получают от родителей необходимого воспитания. Социальный педагог призван восполнить этот пробел и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребенка. Он выявляет проблемы, потребности подопечных, особенности личности и характера, отклонения в поведении, и на основе этого осуществляет социальную помощь, помогая ребенку в реализации его прав, усвоении его обязанностей.

Массовость и уникальность профессии : Социальный педагог работает с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним неэффективен. Он проводит индивидуальную воспитательную работу, посещает семьи, ведет разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе кружков, увлечений. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, милицией и, в случае необходимости, обращается к ним за помощью. Социальный педагог всегда и везде представляет и защищает интересы ребенка в государственных учреждениях, комиссиях, административных органах.

Риски профессии: Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества.

_________________________________________________________________

Материал подготовлен ассистентом кафедры педагогики Н.Н. Зенько

На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование или квалификационную категорию.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и её микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструменты индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования.

Главная цель работы социального педагога - забота о благосостоянии, раскрытие возможностей и способностей личности ребенка, его семьи и ближайшего окружения в социуме.

Социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает предупредительную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.

Путями достижения цели можно назвать следующие:

осуществление мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка;

знакомство с воспитанником и диагностика ситуации;

выявление возможностей, выделение различных проблем и нужд;

помощь в решении проблем (в том числе через работу с другими службами, учреждениями и организациями), а так же реализация возможностей воспитанника;

организация различных видов социальной деятельности и досуга;

создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности;

осуществление работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и т.п.

Оказывая помощь воспитанникам, социальный педагог реализует следующие функции:

диагностическую;

организаторскую;

прогностическую;

предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую;

организационно-коммуникативную;

охранно-защитную.

Социальный педагог активно участвует в процессе социализации и формирования личности воспитанников. Знание законов Российской Федерации о развитии образования помогают ему исполнять функции.

Для социального педагога законодательством Российской Федерации предусмотрена 36-часовая рабочая неделя. Распределение часов в течение рабочей недели нормируется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом. Его деятельность протекает:

в отдельном кабинете с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред;

по месту жительства детей, с которыми идёт работа;

в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.

Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты. Подчиненных у него нет. Коллеги - коллектив учебного заведения.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации. При этом можно сказать, что любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью.

Характеристика социального педагога включает в себя важнейшие личностные качества, такие как: альтруизм, чувство собственного достоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.

Поскольку деятельность социального педагога связана с коммуникацией, общением с людьми, особенно важным является отсутствие выраженных дефектов слуха и зрения.

Рекомендуется сочетание синтетического и аналитического типов восприятия, т.к. в своей работе социальному педагогу в равной степени необходимо понимать как основное, так и детали, и уметь объяснить суть воспринятого.

При этом социальному педагогу необходимы такие качества, как наблюдательность и объективное восприятие действительности.

Для деятельности социального педагога важна ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.

В данной профессии от специалиста требуется не просто набор определенных навыков и схем работы, а понимание неповторимости каждой ситуации и поиск творческого решения в каждом конкретном случае.

Социальному педагогу просто необходимо иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогики, и области права, связанной с защитой интересов детей; ему необходимо запоминать детали определенной ситуации, особенности обстановки; к тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня.

Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен уметь:

взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

слушать и слышать;

войти в ситуацию общения и установить контакт;

выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

создавать и развивать позитивные отношения;

строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

объективно воспринимать и интерпретировать поведение;

Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.

В настоящее время в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:

при наличии среднего специального образования он может работать классным руководителем, воспитателем и т.п.; при наличии высшего педагогического образования - профессионально расти от учителя-предметника, вплоть до завуча или директора школы.

он может переходить из школы на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же работать инспектором по делам несовершеннолетних в органах социальной защиты.

Являясь работником социальной сферы, на основе ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", где в ст. 26 определены права социальных работников, социальный педагог имеет права на следующие льготы:

бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

повышение квалификации;

бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если он проживает в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

на первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Дополнительные льготы определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, на работников этой профессии распространяется спектр льгот и привилегий, предусмотренных для работников педагогической деятельности:

на основании статьи 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. норма часов педагогической работы социального педагога за которую предусмотрена ставка заработной платы составляет от 18 до 36 часов в неделю.

для социальных педагогов законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска, продолжительность которого составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).

согласно статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (от 17 декабря 2001 г.) лица, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей получают право на досрочное назначение трудовой пенсии.

с целью содействия обеспечению педагогов соответствующей литературой п. 8 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" для социально-педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания.

Помимо этого, в п. 5 статьии 55 вышеуказанного Закона предусмотрена возможность получения льгот по коммунальным услугам для педагогов-жителей и работников сельской местности.

Потребность в специалистах данного профиля сегодня намного опережает возможности системы профессионального образования по их подготовке.

В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация "социальный педагог". Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году. социальный работа педагогика этика

Основной формой повышения квалификации на базе высшего профессионального образования является послевузовское профессиональное обучение, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность.

Система переподготовки и повышения квалификации кадров в области социальной педагогики предоставляет следующие возможности:

)возможность прохождения курсов различного объема часов (72, 216 и более 500 ч.) с выдачей соответствующего освоенному курсу удостоверения;

)возможность получения второго высшего образования по специальности "социальная педагогика".

Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:

Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).

Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).

Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.

Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.

Т.к. профессия является довольно новой, раскрывается достаточно широкий спектр перспектив её развития:

дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;

разработка методологии;

совершенствование обучения специалистов в данной области;

46.7

Официальный партнёр раздела

Для друзей!

Справка

В образовательной среде должность "социальный педагог" была введена совсем недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе. Социальный педагог - это специалист, который аккуратно корректирует детскую психику, налаживает его отношения со сверстниками, с семьей. Интересен тот факт, что, несмотря на свой молодой возраст, профессия эта существовала и в более ранние века. Истории известны благотворительные организации и сострадательные люди, которые финансировали и строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Социального педагога в школе считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Социальные педагоги в школе потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социального педагога в школе нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социального педагога в школе , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Социального педагога в школе обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Социальным педагогом в школе (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Социальным педагогом в школе .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности: 1. Анализирует личностные проблемы учащихся, чтобы своевременно оказать им социальную помощь. 2. Планирует и организует процесс разработки программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, контролирует их проведение и прогнозирует последствия. 3. Консультирует детей, классных руководителей, родителей. 4. Содействует созданию психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Социального педагога в школе относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Социальные педагоги в школе отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов. Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ф.БАСОВ, В.М.БАСОВА, А.Н.КРАВЧЕНКО

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по специальности 031300 (050711 ) «Социальная педагогика »

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук

Басов Н.Ф.

Б257 Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Введение 3

Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая5

§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,

«квалификация» 5

§ 2. Классификация профессий 7

§ 3. Новое время - новая профессия 8

§ 4. Назначение специалиста 9

§ 5. Функции и роли социального педагога 10

§ 6. Система подготовки социального педагога 12

Документы и материалы 14

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога 35

§1. Общие требования к социальному педагогу 35

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности 38

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога 39

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога42

§ 5. Права социального педагога как специалиста

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера

социального педагога 45

Документы и материалы 48

Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога ...85

§ 1. Социум, ближайшее окружение человека 85

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы

образования 87

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы

социальной защиты населения 89

§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической

деятельности в учреждениях образования и здравоохранения 93

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности

в учреждениях пенитенциарной системы 96

Документы и материалы 99

Глава 4. Специализация в работе социального педагога 116

§ 1. Специализация как часть специальности 116

§ 2. Семейный социальный педагог 118

§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог 120

§4. Социальный педагог детских объединений 126

§ 5. Социальный педагог - специалист по работе

с молодежью 127

Документы и материалы 134

Глава 5. Виды социальных институтов 165

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика 165

§ 2. Ведущий социальный институт - семья 170

§ 3. Школа как социальный институт 176

§ 4. Религия как институт социализации 180

§ 5. Другие институты социализации, их характеристика 183

Документы и материалы 188

Глава 6. Развитие современной системы служб социальной

помощи населению 210

§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи» 210

§ 2. Многообразие современных служб социальной

помощи населению 212

§ 3. Особенности деятельности социального педагога

в современной системе социальной помощи населению 218

Документы и материалы

Приложения 229

Приложение 1 229

Приложение 2 238

Приложение 3 242

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности со­циального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Посо­бие состоит из шести глав, а также включает приложения, непос­редственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного кур­са: «профессия», «специальность», «квалификация», «специали­зация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету соци­ального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социально­го педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы со­циально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализиро­ванных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности со­циального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по рабо­те с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.

Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представле­ны документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании до­кладов, рефератов и других письменных работ. Существенную по­мощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ изве­стных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.

Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной ос­нове.