Кем был сергий радонежский краткое содержание. «История о великом святом. Сергий Радонежский»
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский
Это было давным-давно, в XIV веке.Тогда еще на свете не было ни тебя, ни твоих родителей, ни их родителей, ни даже их бабушек и дедушек - все они родились позже, намного позже. И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.
Да вот беда: не дается мальчику учеба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а наш Варфоломейка
горевал и горько плакал.
Матушка, тятенька, - говорил он, - заберите меня из школы. Лучше я по дому работать буду. Все равно у меня ничего не получается!
Но родители хоть и жалели сына, но из школы не забирали. Что было делать?Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею
И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика,
и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. А потом позвал:
Пойдем к нам, дедушка, отдохнете и пообедаете, тятя с матушкой рады будут.
После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.
Теперь умеешь. Читай!
Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.
Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея
Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Они нашли среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице-Сергиева лавра.
Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г
Трудно было братьям жить в дремучем лесу - страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек. Только изредка летом (зимой-то не пройти!) брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба. Варфоломей сушил этот хлеб, а потом всю зиму питался размоченными сухарями.
Нестеров Михаил - Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897
Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом. Иногда, правда, и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был.
Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы
Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.
Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженник и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой - Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.
Постепенно монах Сергий так привык и полюбил свое одинокое житье в лесу, что, когда к нему потянулись, прознав о нем люди, это даже огорчало его.
Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925
Собралось двенадцать человек. И стали они жить по-братски. Братья построили себе двенадцать таких же? как у Сергия, домиков-келий, поставили большой забор вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. А какой монастырь без игумена? Стали братья Сергия просить стать их игуменом. Не хотел Сергий становиться начальником монастыря, не для того он уходил когда-то в глушь, но что делать? Согласился. Монаху не положено быть упрямым.
Пришел как-то в монастырь один богомольный крестьянин, чтобы посмотреть на знаменитого Сергия, игумена монастыря. Идет он по монастырю, ишет игумена и видит: в огороде какой-то бедно одетый монашек усердно трудится - копает грядку.
М. Нестеров. Труды преподобного Сергия
большой размер
- Скажи, отец, где мне найти игумена монастыря Сергия?
Монашек ничего не ответил, вышел к гостю, поклонился и говорит:
Ты, добрый человек, чай, устал с дороги и проголодался. Пойдем, я тебя накормлю.
Тот пошел за монахом, но сам дорогой все высматривал, не появится ли откуда сам игумен Сергий. Тут послышался конский топот. Это князь с боярами пожаловал в монастырь, как часто это делал. Спрыгнул князь с коня и склонился пред Сергием. Вот тут-то крестьянин и догадался, что этот бедный, смиренный монах и есть сам Сергий. Он бросился к его ногам:
Виноват, батюшка, не признал!
Сергий ласково поднял его, обнял и успокоил.
Вот такой был Сергий: став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. И одежонка на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.
Преподобный Сергий Радонежский
Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань - отдавать им золото, меха и другие наши богатства.
Помните басню Крылова про лебедя, рака и щуку: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? Вот и в князьях русских не было тогда согласия. Они часто воевали друг с другом! А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей.
С. Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским
В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, он мог и твердость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого - к вящей пользе для Руси-матушки.
Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Ведь бой предстоял страшный - татарский предводитель Мамай собрал огромное войско и хвастался:
Я разорю землю Русскую, погублю всех князей российских, и не будет Руси. Все заговорят тут по-татарски!
С. Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси
Со слезами говорил князь Димитрий Сергию:
Старче Божий, силен Мамай, а у нас войска мало. Что делать?
Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал:
Пойди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.
Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского
А еще Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю.
Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. (За эту победную битву у Дона он и будет потом прозван на веки вечные Димитрием Донским). Когда увидел князь, какое огромное войско у татар, он сначала, честно сказать, растерялся. Но тут к нему прибыл гонец от Сергия. Тот снова укрепил его дух словами, которые привез гонец:
Иди смело, князь, Бог тебе поможет!
Тогда дал клич великий князь Димитрий во все княжества русские. Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши - все пошли на пале Куликово.
И приказал тогда Димитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!
Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет
Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Был он так велик ростом, что если бы опустил
ноги с коня своего, то конь проскочил бы у него между ног.
Татары и говорят:
Кто хочет сразиться с нашим великаном?
Все молчат: страшно! И вышел тогда богатырь-монах Пересвет, посланный Сергием. Он был в монашеской одежде, а в руках держал тяжелое копье. С ним и ринулся на врага. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво.
И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. И даже конь под князем Димитрием пал в бою. Но Русь одолела-таки врага.
М. Авилов. Поединок на Куликовом поле
большой размер
Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой, то есть очень большим и важным монастырем.
Н. Пучков. Свято-Троице-Сергиева лавра
В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он и написал
знаменитую на весь мир икону «Троица", которой посвящен монастырь. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. И, правда, когда смотришь на икону, тишина и мир входят в душу.
А. Рублев. Троица
Посмотри: три ангела склонились друг к другу. На иконе - сама мечта людей о безмятежном согласии, о дружеском понимании, о единстве. Перед ангелами - стол, на столе - чаша с жертвой. Центральный ангел благословляет чашу.
Как можно изобразить Самого Бога? Да еще показать, что он един в трех лицах, неразделимых, как неразделимы цвета радуги? Вот и получается, что Бога можно показать только в образе этих трех ангелов, которые равны между собой и едины, как равны между собой Отец, Сын и Дух Святой - три лица Бога-Троицы.
Ну а поскольку Андрей Рублев был еще и очень хорошим монахом, вел святую жизнь, то все иконы у него выходили чудотворными. Это значит, молясь перед этой иконой, можно выпросить у Бога чудо. Только просить надо о чем-то добром, хорошем.
И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев
Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом - преподобном Сергии Радонежском. Вырастешь - узнаешь о нем много другого, важного и интересного. А пока откроем тебе секрет: Святой Сергий - покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает. Догадываешься почему?
Урок посвящен книге Наталии Владимировны Скоробогатько из серии Рассказы по истории «История о великом святом. Сергий Радонежский».
Икона «Преподобный Сергий Радонежский»
Портал «Православие и мир» проводит конкурс на лучший рассказ-личную историю «Преподобный Сергий в моей жизни». Сегодня на наших страницах новый конкурсный материал.
«Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, – “особым нашего Российского царствия хранителем и помощником”, как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать – ангелом-хранителем России».
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
Священник Павел Флоренский
У всех на свете есть сердце. Даже у Кощея. Хотя оно лежало где-то в сундуке под замком за тридевять земель в сундуке. Если сердца нет, то так про человека и говорят – бессердечный. Это почти как мертвый, только хуже. Мертвые лежат и никому особого вреда не делают. А бессердечные ходят по земле и обижают других, бранятся и кляузничают. И при этом еще и себя оправдывают: раз сердца нет, откуда им знать, что делают другим больно?
Им, наоборот, кажется, что только этим они и должны заниматься – себя хвалить, другим выговаривать и делать все, что вздумается. Но к счастью, хороших людей на свете все же больше.
Сердце есть не только у людей. Сердце есть и у городов, и у народов, и даже у целых государств. Сердце города – это его храм. Где бы город ни появлялся, в нем обязательно строили храм. И на все праздники люди туда ходили. И все самые главные события: и рождение ребенка, и создание семьи, и победу, и урожай праздновали в храме. Да мало ли поводов, чтобы сердцу порадоваться?
Где сердце человека, там и его мысли и его дела. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Так говорится об этом в Евангелие. У нашей страны доброе, любящее, верующее сердце. И это сердце – православное. Это значит такое, которое верит в Бога единственно правильной, заповеданной самим Богом верой. Она потому так и зовется – православная вера. Вера, которая правильно славит Бога.
Что положишь в сокровищницу своего сердца, то и получишь: положишь золото – золото и возьмешь, положишь медь – медь и возьмешь, – как-то сказал наш святитель Феофан Затворник. В сокровищнице русского сердца положена истинная вера в Святую Троицу.
Сердце нашей страны – это Троице-Сергиева лавра. Отсюда, из радонежских лесов, вышла великая православная страна Россия. Москва – это голова. Там находится наш президент и наше правительство. Они целыми днями сидят и думают, как бы нам жить лучше. В голову приходят разные мысли – и плохие, и добрые. И только сердце может распознать, какие слушать, а какие нет. А то порой подумается что-нибудь с виду хорошее, а на деле оказывается – полная ерунда.
Например, пришла в голову мысль вместо трех килограммов картошки купить три килограмма конфет и угостить всех друзей во дворе. С виду мысль хорошая. И друзьям, безусловно, понравится. Но сердце тебе скажет: нет, брат, конфеты для друзей – это, конечно, хорошо, но картошка папе на ужин все-таки лучше.
Сердце России там, где преподобный Сергий Радонежский. Если бы не он, никакой России вообще, никогда бы не было. А было бы множество маленьких слабых княжеств, с которыми никто никогда не считается. А кому захочется считаться со слабаками, которые и толком-то постоять за себя не могут? С ними что хочешь, делай – хочешь, забирай велосипед, а хочешь мяч.
В те древние неспокойные времена слабые княжества сразу же захватывали враги и устанавливали там свои порядки. Заставляли местных жителей на себя работать и все у них отбирали. А сами жили в отобранных домах, и только на пол поплевывали. А чего такого? Убирать-то все равно не им.
Так и с Русью враги хотели поступить – русские князья жили каждый сам по себе, и их легко было захватить. Но был среди них один князь московский Димитрий, который не хотел, чтобы Русь захватывали. Наоборот, он хотел, чтобы все в нашей стороне жили свободными. Но соседние князья его не слушали, а только ругались и спорили. И не было никого, кто бы мог их вразумить. Они же князья.
Этим воспользовались монголы и захватили русские княжества. В отличие от русских, они жили дружно и если что, сразу объединялись. А когда они собирались вместе, против них не то, что княжества, никакое царство не могло устоять – такие они были организованные и жестокие. Монголы захватили русские княжества и многие царства на Востоке и Западе. Полмира захватили.
Почти триста лет хозяйничали жестокие монголы на русской земле. И так бы эти безобразия и дальше продолжалось, если бы не родился на русской земле святой Сергий Радонежский. Он был послушным и добрым, и решил посвятить свою жизнь Богу. С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу.
Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Людей, которые жили в монастыре называли братия, потому что они были ради друг друга готовы на что угодно и жили, как родные братья в согласии. А преподобный Сергий, которого за его святую жизнь братия выбрали своим наместником, работал и молился больше всех. Это в миру те, которые начальники, только командуют. Христиане наоборот – кто хочет быть первым, служат другим и помогают, как служил и помогал всем наш Господь Иисус Христос.
Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.
В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Донской смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовском поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию просить о помощи.
Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию Донскому свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь.
В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих и многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу.
Соперники столкнулись прямо посередине поля. Удар копьями был такой силы, что щиты треснули, и они поразили друг друга насмерть. Огромный монгольский воин упал в траву, а русский витязь остался в седле. Верный конь принес его к русскому войску. Инок Пересвет погиб за свою Родину, и душу его ангелы взяли на Небо. Нет пред лицом Божиим выше подвига, чем того, где душу свою человек положит за други своя.
Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков.
И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться.
О конкурсе
ПРИЗ за лучший рассказ 1 место - 3000 рублей, 2 место - 2000 рублей.
Дорогие читатели, примите участие в конкурсе и поделитесь с нами своей историей помощи преподобного!!!
Большинству из нас понятно, кто таковой Сергий Радонежский. Биография его увлекательна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в текущее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Российской церкви. Святой жарко обожал свою Отчизну и много сил положил на то, чтоб посодействовать собственному народу пережить все бедствия. Нам стало понятно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрейшего под заглавием «Житие Сергия Радонежского», написанная им сначала XV века, является ценнейшим источником инфы о жизни святого. Все другие рукописи, показавшиеся позже, представляют собой, в основной собственной массе, переработки его материалов.
Место и время рождения
Доподлинно не понятно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного гласит об этом в очень причудливой форме. Историки сталкиваются со сложной неувязкой интерпретации данной инфы. В итоге исследования церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что денек рождения Сергия Радонежского, вероятнее всего, - это 3 мая 1319 года. Правда, некие ученые склоняются к другим датам. Четкое место возникновения на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также непонятно. Епифаний Премудрый показывает, что отца грядущего монаха звали Кирилл, а мама - Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчугану было дано имя Варфоломей. Предки окрестили его в честь апостола Варфоломея.
Детство и 1-ые чудеса
В семье родителей Варфоломея было трое отпрыской. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детками смышлёными. Они стремительно освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его предки, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книжки были недосягаемы для его осознания. А потом вышло волшебство: вдруг узнал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые актуальные трудности. О расчудесном научении отрока грамоте сказал в собственном «Житии» Епифаний Премудрый. Он гласит о том, что Варфоломей длительно и усердно молился, прося Бога посодействовать ему научиться писать и читать, чтоб узнать Священное писание. И в один прекрасный момент, когда отец Кирилл выслал отпрыска находить пасущихся лошадок, Варфоломей увидел под деревом старца в темной ризе. Мальчишка со слезами на очах поведал святому о собственной неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.
Старец произнес ему, что с этого денька отрок будет разуметь грамоту лучше собственных братьев. Варфоломей пригласил святого в дом собственных родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочитал псалом. Потом он поторопился со своим гостем к родителям, чтоб порадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что значит сие необычное явление, они узнали от гостя, что их отпрыск Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе мамы. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве мамы проорал трижды, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрейшего отыскал отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
1-ые подвиги
Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого докладывает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие деньки питался только водой и хлебом. Ночами же отрок нередко не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора меж родителями мальчугана. Марию смущали эти 1-ые подвиги отпрыска.
Переселение в Радонеж
Скоро семья Кирилла и Марии оскудела. Они обязаны были перебраться на жилище в Радонеж. Вышло это приблизительно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой вышло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только лишь татары тогда грабили люд нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая постоянные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из российских князей править в том либо ином княжестве. И это было более тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к популяции. Об этом часто говорил сам Сергий Радонежский. Биография его - броский пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло величавому князю столичному Ивану Даниловичу. Отец грядущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая защитить себя и близких от разбоев и нужды.
Монашеская жизнь
Когда доподлинно вышло рождение Сергия Радонежского, непонятно. Зато до нас дошли четкие исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Понятно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Но они поставили отпрыску условие: монахом он должен стать только после их погибели. Ведь Варфоломей с течением времени стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили раздельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ожидать отроку: скоро Кирилл и Мария скончались. Перед гибелью они, по обычаю тех пор на Руси, приняли поначалу иноческий постриг, а потом схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго тут находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, среди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей построил маленькую древесную церковь, нареченную в честь Святой Троицы. Сейчас на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан скоро перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и очень грозного стиля жизни в лесу. На новеньком месте он потом станет игуменом. А Варфоломей, оставшись совсем один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Сейчас он был известен, как монах Сергий. Тогда жизни ему было 23 года. Скоро к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши деньки именуется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал тут вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример огромного трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и воспретил инокам делать это, призывая жить только плодами труда рук собственных. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до городка Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особенным посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в какой дал подабающее настоятелю за добродетельное житие и порекомендовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим советам, радонежский игумен ввел в собственной обители общинножительный утомившись. Позже он был принят в почти всех монастырях Руси.
Служение Отечеству
Сильно много полезного и хорошего для собственной Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со денька его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и важной для всей Рф даты. Почему придается такое значение житию святого на муниципальном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости хоть какой страны - в единении ее народа. Это прекрасно осознавал в свое время отец Сергий. Это также является естественным для наших политиков сейчас. Отлично понятно о миротворческой деятельности святого. Так, свидетели утверждали, что Сергий смиренными, тихими словами мог отыскать дорогу к сердечку хоть какого человека, повлиять на самые жестокие и грубые сердца, призывая людей к миру и повиновению. Часто святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей российских слиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя столичного. Это потом стало основным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Большой вклад в победу российских в Куликовской битве занес Сергий Радонежский. Коротко поведать об этом нереально. Величавый князь Дмитрий, получивший позже прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтоб помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал неимоверную рать, чтоб раз и навечно поработить люд Руси. Люди нашей Отчизны были ужасом величавым окутаны. Ведь никому еще не удавалось побить неприятельское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на величавую битву. Владея даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над монгольским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Величавый князь увидел несметную неприятельскую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.
Монастыри святого
Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. В особенности огромных торжеств по этому случаю стоит ждать в основанных им храмах и обителях. Не считая Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг последующие монастыри:
Благовещенский в городке Киржач во Владимирской области;
Высоцкий монастырь в городке Серпухове;
Старо-Голутвин близ городка Коломны в Столичной области;
Георгиевский монастырь на реке Клязьме.
Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.
Чудотворения
Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры сделал много чудес. Необыкновенные явления аккомпанировали святого в протяжении всего его бытия. 1-ое из их было связано с его расчудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, мамы святого, во время литургии в храме проорал трижды. И это слышали все люди, находящиеся в нем. 2-ое волшебство – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем тщательно было поведано выше. Еще понятно о таком чуде, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Поблизости монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный отпрыск его, молодой мальчишка, был смертельно болен. Отец на руках принес малыша в святую обитель к Сергию, чтоб тот помолился за его излечение. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Неутешный отец пошел готовить гроб, чтоб положить в него тело отпрыска собственного. А святой Сергий начал усердно молиться. И вышло волшебство: мальчишка вдруг оживился. Когда убитый горем отец отыскал собственного малыша живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.
А настоятель повелел подняться ему с колен, объяснив, что чуда тут нет: просто отрок задрог и ослаб, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил чудо. В наши деньки находится много скептиков, неуверенных в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация находится в зависимости от мировоззренческой позиции истолкователя. Возможно, что человек, дальний от веры в Бога, предпочтет не обращать внимания на схожей инфы о чудесах святого, обнаружив им другое, более логичное разъяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особенное, духовное значение. Так, к примеру, многие прихожане молятся о том, чтоб их детки поняли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, сначала также никак не мог победить даже азы учебы. И только усердное моление Богу привело к тому, что свершилось волшебство, когда мальчишка чудным образом научился грамоте.
Старость и смерь преподобного
Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспрецедентный подвиг служения Богу и Отечеству. Понятно, что дожил он до глубочайшей старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на трибунал Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Собственных учеников он призвал сначала «иметь ужас Божий» и нести людям «чистоту духовную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.
Почитание преподобного
Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали принимать Сергия как праведника. Некие ученые склоняются к воззрению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Российской церкви именует Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. Денек Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В их он повествует о том, что в сей день были обретены мощи величавого святого.
За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стенки исключительно в случае суровой опасности снаружи. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили предпосылкой выноса мощей святого из обители. Когда российские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В текущее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) - денек Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.
Храмы в честь преподобного
Одним из самых почитаемых святых на Руси с незапамятных времен считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено огромное количество храмов. Исключительно в Москве их насчитывается 67. Посреди их такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из их построены еще в XVII-XVIII веках. Существует огромное количество церквей и соборов в разных областях россии: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и т.д.. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Посреди их храм преподобного Сергия Радонежского в городке Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городке Румия, в Черногории.
Изображения преподобного
Стоит вспомнить также огромное количество икон, сделанных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. На данный момент он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Одна из самых узнаваемых работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также находятся 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только лишь иконы, да и картины. Посреди русских живописцев тут можно выделить М. В. Нестерова. Известны последующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Молодость Сергия», «Видение отроку Варфоломею».
Сергий Радонежский. Короткая биография его навряд ли сумеет поведать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для собственной Отчизны. Потому мы тщательно тормознули на жизнеописании святого, сведения о котором взяты в большей степени из работ его ученика Епифания Премудрого.
В 2014 году в России будет широко отмечаться юбилей Преподобного Сергия Радонежского - событие общегосударственного значения.
В литературе встречается несколько разных дат его появления на свет. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия называлось либо 9 мая, либо 25 августа 1322 года. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
«Год рождения отрока Варфоломея потерян (от 1314 до 1322). Время отшествия Преподобного Сергия известно точно - через двенадцать лет после Куликовской» (В. Г. Распутин).
В семье было три сына: Стефан - старший, Сергий - средний и младший - Пётр. В том месте, где стоял их дом, сейчас - Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 году после причисления Сергия к лику святых. Есть, впрочем, версия, что монастырь стоит на месте явления Варфоломею ангела в виде монаха. Не смотря на то, что родители Варфоломея были «бояре знатные», образ жизни они вели по-крестьянски простой.
«Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым»,- в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы» (Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца).
Варфоломей был старательным ребенком, но, когда его отдали обучаться грамоте, выяснилось, что учеба дается ему крайне тяжело.
Так было до тех пор, пока однажды Варфоломей не встретил в лесу монаха «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Мальчик дождался, когда тот закончит молитву и старец обратился к нему «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?»
Варфоломей рассказал монаху о своих неудачах в учебе. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания...о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
Варфоломей пригласил старца к родителям, те рассказали о знамениях, предшествующих рождению сына, и монах предсказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».
Некоторое время спустя, вся семья была вынуждена перебраться в местечко Радонеж. Надо отметить, что название Радонеж происходит от того же корня, что и праздник почитания родителей - Радоница. И в субботу, предшествующую Дню Святой Троицы, поминаются усопшие. Таким образом, хорошо видно, что имя Сергия Радонежского тесно связано с семейными ценностями.
После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы (произошло это в 1337 году), на месте которой стоит теперь Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Через год Стефан не выдержав сурового быта, ушел в Москву, где поступил в Богоявленский монастырь и сблизился с монахом по имени Алексий. Ему Стефан и поведал о своем брате.Алексий удивился, как же будущий подвижник и не монах. Вскоре к Варфоломею пришел некий игумен Митрофан и постриг его под именем Сергий, так как тогда был день памяти мучеников Сергия и Вакха.
Сергий остался один. Существует предание, что именно тогда будущий святой приручил медведя, разделив с ним кусок хлеба. Позже к Сергию стали приходить люди и проситься остаться с ним. Так образовывался монастырь. Сергий жил от своего труда и так же учил других, прошение милостыни запрещалось.
Была построена новая церковь, выросло число монахов, но монастырь по-прежнему оставался строгим и бедным. С благословения митрополита Алексия будущий святой установил общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Троице-Сергиевская обитель ширилась и богатела. Сергий находился в согласии и дружбе с митрополитом Алексием.
По своему душевному устремлению Радонежский был пустынник, любил тишину и уединение. В скором времени Сергий покинул Троицкую обитель для того, чтобы основать новую - близ Киржача. Так появился Киржачский монастырь. Потом был основан общежитийный Спасский монастырь в Москве, где игуменом стал ученик Сергия - Андроник.
Воспитанники Сергия Радонежского постепенно расходились по Русской земле и строили все новые монастыри, которым покровительствовала на ту пору уже Троицко-Сергиевская Лавра. По сути происходило становление святой Руси.
В то же время Орда собирала силы. Близилась решающая битва. Святой Сергий не был приверженцем кровопролитий. Прежде чем благословить Дмитрия, он спросил, все ли возможные мирные пути исчерпаны и, только услышав положительный ответ, дал благословление, в одном из источников - прислав ему грамотку и просфору, в другом – речь шла вовсе не о Куликовской битве, а о небольшом сражении, и лишь позже это благословление было привязано к более масштабной - Куликовской. Сергий желал русским победы.
Своими деяниями Сергий Радонежский способствовал главному - объединению Руси, становлению единой нации. В одной из книг о Святом хорошо сказано: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли - русские».
Сергий Радонежский не оставил после себя никаких писаний или учений. Сама жизнь Святого является примером для нас. Он не стремился к признанию, к власти, отказывался от церковных степеней и лишь при сильнейшем напоре своих учеников принимал почести как Божью волю. Сергий стремился к самосовершенствованию и делал лучше тех, кто окружал его.
Наиболее подробно с жизнью и деяниями Сергия Радонежского, уважаемые читатели, вы можете узнать из книг, находящихся в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина. Часть из них представлена на книжной выставке, функционирующей на юношеском абонементе.
Прохорова Светлана
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сергий Радонежский. Жизнь – подвиг.
Точная дата рождения Сергия неизвестна. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда народ русский постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом, начинал различать забрезживший свет освобождения и набирался сил для решительной битвы, а затем и одержал победу на Куликовом поле.
Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи.
Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. Явившись на свет, младенец не хотел брать грудь, если мать ела мясо, и принудил её поститься.
Учение давалось отроку трудно – до того дня, когда он встретил святого старца под дубом, пожаловался ему, что грамота не идёт. Старец дал ему кусочек просфоры: отведав её, мальчик сразу же обрёл знание и стал читать книги и петь псалмы.
В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Ко всему прочему, он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил «как будто в печали», часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.
Вместе со старшим братом Стефаном Варфоломей уходит из дома. Они несколько лет проводят в уединенном месте, построив деревянную келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Позднее Стефан уехал и постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.
Однако затем Сергий стал пустынножителем, то есть одиноким монахом. Это было недалеко от Москвы, в глухом необитаемом и непроходимом лесу. Подобно другим пустынножителям, Сергий искал полного уединения и тишины, отречения от мира. Его не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога и углубление в самого себя, коленопреклоненные ночные молитвы, труд на маленьком огородике занимали все время его жизни на Маковце (так называлось возвышенное место, им выбранное). И длилось это несколько лет.
А потом стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности.
Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь.
После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.
Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…
Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную.
Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона обрядов. Главное было в напряженной работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся. Монахи исполняли пять церковных служб в сутки, а в дополнение к ним молились еще по кельям.
Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет. Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера великого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах.
С увеличение числа монахов стало не хватать воды. Сергий нашел в лесу канаву с водой, стал молиться над ней – и внезапно забил источник.
Много раз приходилось ему вести борьбу с бесами, искушавшими его самого и других. С помощью молитв он одерживал над ними победу. Кроме того, приходили Сергию чудесные видения. Однажды явилась ему Богородица в сопровождении Петра и Иоанна – в сиянии света, сильнее солнечного и промолвила: «Избранник мой, не пугайся, это я пришла к тебе, услышав молитву твою об учениках твоих».
Был в жизни Сергия момент, когда он оставил свою обитель, почувствовав опасность разлада в ней. Он снова уединился в глухом месте, поставил келью, а вскоре выросла здесь церковь и возник монастырь. Сергия охватило желание создавать новые монастыри, возглавлять которые стали его ученики Андроник, Симон и другие.
Для народа вовсе не было тайной, что именно Сергий стоял в центре этой громадной плодотворной работы. Легенды окружали имя Сергия на Руси, хотя он не был громким проповедником. Знавших его он поражал своей «тихостью». Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, предпочитал приводить живые примеры, рассказывать притчи.
Будет уместным сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы. Он поддерживал князя Московского Дмитрия Ивановича в его деятельности по укреплению Москву и превращению ее в будущий центр Руси. Несколькими годами позже смирил Бориса, захватившего нижегородский престол. Особенно успешной была его миссия в Рязань, целью которой было установление между князем Рязанским Олегом и князем Московским Дмитрием вечного мира.
И, конечно, главный след его деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, оставив Москву в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в Троицев монастырь получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству.
Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление и сам как бы заявил об участии в нем: с князем отправились два инока – Пересвет и Ослябя.
Весь день, пока шла битва и лилась кровь, Сергий не только молился о победе, но и произносил поименно молитвы за тех, кто в эти часы бился, а в соответствующий час возвестил о полном поражении Мамая: так ещё раз проявилась провидческая сила Сергия.
Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича.
Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.
Уже ближайшие поколения русских людей оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела России.
Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому созданы его биография-жизнеописание и образ его появился на иконах.
Ежегодно 25 сентября (по старому стилю) Православная Церковь почитает память святого.
Хочу закончить свой рассказ цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».