Темы и мотивы современной поэзии вознесенского. Каковы особенности современной лирики (на примере одного из современных поэтов)? По произведениям Е

… Большое счастье выпадает на долю тех,
которые еще в ранней молодости находят самих себя
и свои основные целевые устремления.
Г. Кржижановский

Андрей Вознесенский - поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами. Он не похож ни на кого другого. Работает серьезно, много и выпустил более десяти сборников.
Его стихи начинают появляться в шестидесятые годы. Уже в первых сборниках “Парабола” (1960), “Мозаика” (1960), “Треугольная груша” (1962), “Антимиры” (1964) проявилась творческая индивидуальность поэта. Поиски индивидуального пути не привели Андрея Вознесенского к отрыву от классической традиции, но заставили лишь творчески, по-своему ее осмыслить.
В семье поэта знали и ценили искусство. В юности Андрей Вознесенский увлекся архитектурой, серьезно занимался живописью, затем пришли литературные увлечения Маяковским, Пастернаком, Лоркой и Гоголем.
Говоря о творчестве Вознесенского, позже Николай Асеев скажет, что “родственность Вознесенского Маяковскому несомненна. И не только в необычном строе стиха - она в содержании, в глубокой ранимости впечатлениями...”.
Драматизм, столь присущий лирике Андрея Вознесенского, возникает там, где происходит столкновение нового отношения к миру с реальными противоречиями современной действительности. В поэзии начинающего художника есть четкая граница между тем, что любит и что ненавидит он всеми силами своей души. Поэта ранит издевательство над искусством, над художником, нарисовавшем портрет Маяковского на асфальте, а пешеходы, почти не глядя, “бросают мзду” и топчут ногами его произведение. А на асфальте, “как рана”, проступает лицо Маяковского: “Это надо ж - рвануть судьбой, чтобы ликом, как Хиросимой,- отпечататься на мостовой!” Поэт не может примириться ни с трагической гибелью актрисы Мэрилин Монро, распроданной ловкими продюсерами, ни с оскорблением самого имени “женщина”, ее чистоты и нежности:

Невыносимо, когда раздеты
во всех афишах, во всех газетах,
забыв, что сердце есть посередке,
в тебя завертывают селедки.
Глаза измяты, лицо разорвано...

Лиризм Вознесенского - это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на “душу наложено вето”. Отчетливо звучит в его поэзии призыв к защите всего прекрасного, особенно в таких его стихотворениях, как “Охота на зайца”, “Отзовись!”, “Первый лед”, “Бьют женщину”.
Непримиримость ко всяким проявлениям антигуманизма обретает у Андрея Вознесенского точный исторический характер. Так в стихотворении “Гойя” (1959) образ художника является символом высокой человечности, а голос Гойи - это голос гнева против ужасов войны, против зверств реакции.

В стихотворении “Зов озера” (1965) поэт страстно продолжает эту линию. Спокойное тихое озеро - творение рук человеческих, но рук кровавых. Да, здесь были захоронены, а затем залиты водой жертвы нацистов, замученные и убитые ими люди из гетто:

Наши кеды как приморозило.
Тишина.
Гетто в озере. Гетто в озере
Три гектара живого дна.

В его стихах звучит голос и тех, кто выдержал смертную борьбу с нацизмом, кто по праву мог сказать: “Взвил залпом на Запад- я пепел незваного гостя!”, а также и голос нового поколения антифашистов, призывающих не забывать об угрозах новой войны, уже атомной. В поэме “Оза” основной мотив - стремление защитить свою юную любовь от угрозы чудовищной войны, от обездушенной цивилизации, что грозит уничтожением миру. Поэма начинается гимном “Аве, Оза”, полным высокого напряжения чувств

А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?..
Ужели и любовь не модна, как камин?
Аминь?

Его героиня принадлежит реальности, она чудесное сочетание атомов. Но это “сочетание частиц” легко разрушить, стоит атомному взрыву “изменить порядок”! И он предостерегает человечесство:

Поздно ведь будет, поздно!

Кто же угрожает героине поэмы? И тут возникает сатирический образ “мира навыворот”. Особую остроту отрицания вызывает мир бездушных роботов, тех, кто готов ради бизнеса ввергнуть человечество в ужас и муки атомной войны. Этот уродливый мир ненавистен герою поэмы, мир, в котором утеряны все подлинные чувства, отвергнуты глубина и сложность человеческой мысли, осмеяны нежность и чистота:

…Некогда думать, некогда.
в офисы как в вагонетки,
есть только брутто, нетто -
быть человеком некогда.

Этому бесчеловечному миру поэт противопоставляет юность земного шара в зареве Октября. Образ естественного мира, мира человечности рисует поэт:

Край мой. Родина красоты,
Край Рублева, Блока,
Где снега до ошеломления
завораживающе чисты...

И тема любви переплетается с историей противоборства двух антимиров. В поэме развертывается острый непримиримый спор лирика и с “зарубежным другом”, и с модернистом- “разочарованным” современником. Поэт отвергает возможность отказа от красоты человеческой личности. Лирик спорит с модернистом нарочито грубо:

Как сказать ему, подонку,
Что живем не чтоб подохнуть -
Чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья.

Любовная лирика поэта неизменно оказывается шире и глубже своего назначения. Обращение поэта к сложному и прекрасному “чуду любви” неразрывно связано с благоговейным чувством удивления перед неповторимостью человеческой личности, ее творческими силами.
Лирический образ героини у Вознесенского часто сливается с природой, воплощает ее наивную и добрую красоту. Героиня видится ему то “как мокрая ветка ольховая”, то как “горный родничок”. Поэт прибегает к фольклорной традиции, когда деревья говорят человеческими голосами.
Его лирический герой протестует против всякой лжи, предостерегает любимую от растраты чувств: “… потерять себя - не пустяк - вся бежишь, как вода в горстях...”
В своих стихах Андрей Вознесенский сумел выразить страстную веру в человека и активное неприятие антагонизма, которые составляют отличительную черту нашего современника - гражданина нового общества.

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «СОШ №5»

Реферат на тему «Особенности лирики Андрея Вознесенского»

Выполнила: ученица 9-в класса

Бондарь Ольга

Учитель русского языка и литературы:

Валиулина Анна Александровна

Когалым 2012

Наверное, каждый человек хоть когда-нибудь в своей жизни смотрел в ночное небо и видел звёзды. Мы не задумываемся о том, что многих из них уже нет. Они умерли, и остался лишь свет, который летит к нам сквозь чёрную пустоту, чтобы рассказать о жизни той звезды. Слова, которые читаем мы на бумаге, - это свет сознания автора, дошедший до нас через много лет. Андрей Вознесенский – это целое созвездие мыслей и идей. Одни из них умирают, другие возрождаются и живут долго, оставляя след в наших сердцах. Автор воплощает свои идеи в образе графа Резанова:

Я удивляюсь, Господи, тебе!

Поистине, кто может, тот не хочет.

Тебе милы, кто добродетель корчит,

А я не умещаюсь в их толпе.

Как небо на дела мои плевало

Так я плюю на милости небес.
Как оказалось, в Бога можно верить и в то же время презирать и ненавидеть его. Созданный поэтом мир, коего он является Господом Богом и сам устанавливает законы бытия, заставляет нас изменять себя и реальность вокруг нас, толкает на безумные поступки. Порой он заставляет нас бросить всё и начать жизнь заново. Стремление к совершенству – неотъемлемая часть любого искусства. А самая главная цель его – это поиск Истины. Но искусство никогда не даёт готовых ответов. Оно может лишь помочь, подтолкнуть, показать дорогу, а идти по ней тебе придётся самому...

Все становится тайное явным.
Неужели под свистопад,

разомкнувши объятья, завянем –

как раковины не гудят?

А пока нажимай, заваруха,

на скорлупы упругие спин!

Это нас погружает друг в друга.

«Замерзли»

В современной критической литературе в последнее время стало модным проводить параллели между Вознесенским и величайшими поэтами первой половины XX века. Очень часто это переходит в обвинение в плагиате. Например, критик Станислав Рассадин в одной из своих статей под названием «Время стихов и время поэтов» пытается доказать то, что многое из творчества Вознесенского является точной копией поэзии Пастернака, Маяковского и Цветаевой.

В творчестве Вознесенского, как и у Пастернака, встречается образ снега, но символизирует он нечто иное. Если у Пастернака снег - «утайщик», идущий «из скрытности и для отвода глаз»:

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот…

(Б. Пастернак. После вьюги)

У Вознесенского - разоблачитель, не сглаживает углы, а, наоборот, обозначает, подчеркивая контрасты и выявляя изъяны, то есть не гармонизирует жизнь посредством искусства, но демонстрирует все ее недостатки и пороки:

Негр на бампер налег, как пахари.
Сугроб качается. «Вив ламур!»
А ты в «фольксвагене», как клюква в сахаре,
куда катишься - глаза зажмурь!

(А. Вознесенский. Вслепую.)

Как нам кажется, заимствования, выявленные критиком, - это лишь отражение мотивов и образов других поэтов в творчестве Вознесенского. Поэтому гораздо интереснее и полезнее посмотреть, какие поэты наложили отпечаток на творчество Андрея Андреевича, какие идеи он продолжил, развил и изменил.

Одним из образов-символов, проходящих по всему творчеству Вознесенского, является образ Родины-России. Он восхищается своей Родиной и рассказывает о ней, возлюбленной:
Там храм Матери Чудотворной.

От стены наклонились в пруд

белоснежные контрофорсы,

будто лошади воду пьют.

(Из стихотворения «Авось»).

Андрей Вознесенский - поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами. Он не похож ни на кого другого.

Драматизм, столь присущий лирике Андрея Вознесенского, возникает там, где происходит столкновение нового отношения к миру с реальными противоречиями современной действительности.

В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, в Паганини,
Девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении -
Девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне,
Несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Лиризм Вознесенского - это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на “душу наложено вето”.

В его стихах звучит голос и тех, кто выдержал смертную борьбу с нацизмом, кто по праву мог сказать: “Взвил залпом на Запад- я пепел незваного гостя!”, а также и голос нового поколения антифашистов, призывающих не забывать об угрозах новой войны, уже атомной.

Почему два великих поэта,

проповедники вечной любви,

не мигают, как два пистолета?

Рифмы дружат, а люди - увы...
Почему два великих народа

холодеют на грани войны,

под непрочным шатром кислорода?

Люди дружат, а страны - увы...
Две страны, две ладони тяжелые,

предназначенные любви,

охватившие в ужасе голову

черт-те что натворившей Земли!
О творчестве, о себе, о России, о веке - мысли, озарения человека, который, кажется, уже не принадлежит этому миру. Он говорит, цитирует стихи. Шёпотом, через силу, превозмогая болезнь.

"Творчество - такая вещь, что нельзя плохо написать. Когда пишешь хорошо, это удача ", - говорит в своём последнем интервью Андрей Вознесенский.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз». Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

А. А. Вознесенский появился на свет в 1933 году. В 50е годы XX века в литературу вошло свежее поколение поэтов, детство которых прошло во время войны, а юность случилась в послевоенные годы. Данное пополнение российской поэзии формировалось в обстановке кипучих перемен в жизни, вырастающего самосознания людей. Совместно с поэтами старшего и среднего поколений юные авторы старались остро схватывать требования формирующейся жизни и литературы и в меру сил откликаться на них. В. Соколов и Р. Рождественский, Е. Евтушенко и А. Вознесенский и многие другие в своих собственных темах и жанрах, образах и интонациях, адресуясь к всевозможным художественным обычаям, пытались олицетворить качества духовного облика нынешнего человека, его склонность к усиленному размышлению, созидательному поиску, инициативному действию.

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма "Мастера" (1959), стихи "Из сибирского блокнота", "Репортаж с открытия ГЭС", передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Однако порою в то время ему недоставало гражданской зрелости, поэтической простоты. В стихах сборников "Парабола" и "Мозаика" (1960) энергичные интонации и ритмы, неожиданная образность и звукопись местами оборачивались увлечением формальной стороной стиха.

Поэт Сергей Наровчатов, анализируя книгу Андрея Вознесенского "Витражных дел мастер", проследил связь между ее поэтикой и искусством витража. Как известно, связь между литературой и изобразительным искусством давняя, но в наши дни это "содружество муз" еще более укрепилось.

В стихах А. Вознесенского "Роща", "Бобровый плач", "Песнь вечерняя" до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле.

В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления, прежде всего, духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца -

Ледок на крыпечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах "Дубовый лист виолончельный" (1975) и "Витражных дел мастер" (1976), "Тоскую о милых устоях". Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда - "Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)..."; "Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу"; "Сосны цветут - свечи огня спрятав в ладони будущих шишек..."; "Виснут черемухи свежие стружки...". Поэт с каким-то удивлением признается сам себе: "Вижу как будто впервые озеро красоты русской периферии".

Впервые стихотворения Андрея Вознесенского были опубликованы в "Литературной газете". В 70е годы вышли сборники стихов: "Тень звука", "Взгляд", "Выпустите птицу", "Соблазн", "Избранная лирика".

Вознесенский работает над произведениями большой поэтической формы, им написаны поэмы "Лонжюмо", "Оза", "Лед69", "Андрей Палисадов" и др. Его поэмы естественно вырастают из его стихотворений и возвышаются среди них, как деревья среди кустов. Эти поэмы стремительны, образы не застревают на быте и скрупулезной описательности, не хотят буксовать. Пространство дается в полете: "ночной папироской летят телецентры за Муром". В центре внимания - Время (с большой буквы), эпическое Время:

Вступаю в поэму,

как в новую пору вступают.

Так начинается поэма "Лонжюмо".

Реакция поэта на современное, жизненно важное - мгновенна, безотлагательна, скорая помощь и пожарная команда его слова - круглосуточны и безотказны. Болевое, человечное, пронзительное решительно и отчетливо характеризует творчество поэта.

Все прогрессы реакционны,

если рушится человек.

Андрей Вознесенский писал также статьи по проблемам литературы и искусства, немало занимался живописью, часть его полотен находится в музеях.

В 1978 году в Нью-Йорке ему присудили премию Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии, в этом же году за книгу "Витражных дел мастер" Андрей Вознесенский награжден Государственной премии СССР.

Стихотворения Вознесенского наполнены звуковой энергией. Звуки струятся свободно, раскованно и - что самое важное - сознательно. Это не слепая игра в слова, а устойчивый юный прорыв к значению, к сущности...

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «СОШ №5»

Реферат на тему «Особенности лирики Андрея Вознесенского»

Выполнила: ученица 9-в класса

Бондарь Ольга

Учитель русского языка и литературы:

Валиулина Анна Александровна

Когалым 2013

Наверное, каждый человек хоть когда-нибудь в своей жизни смотрел в ночное небо и видел звёзды. Мы не задумываемся о том, что многих из них уже нет. Они умерли, и остался лишь свет, который летит к нам сквозь чёрную пустоту, чтобы рассказать о жизни той звезды. Слова, которые читаем мы на бумаге, - это свет сознания автора, дошедший до нас через много лет. Андрей Вознесенский – это целое созвездие мыслей и идей. Одни из них умирают, другие возрождаются и живут долго, оставляя след в наших сердцах. Автор воплощает свои идеи в образе графа Резанова:

Я удивляюсь, Господи, тебе!

Поистине, кто может, тот не хочет.

Тебе милы, кто добродетель корчит,

А я не умещаюсь в их толпе.

Как небо на дела мои плевало

Так я плюю на милости небес.

Как оказалось, в Бога можно верить и в то же время презирать и ненавидеть его. Созданный поэтом мир, коего он является Господом Богом и сам устанавливает законы бытия, заставляет нас изменять себя и реальность вокруг нас, толкает на безумные поступки. Порой он заставляет нас бросить всё и начать жизнь заново. Стремление к совершенству – неотъемлемая часть любого искусства. А самая главная цель его – это поиск Истины. Но искусство никогда не даёт готовых ответов. Оно может лишь помочь, подтолкнуть, показать дорогу, а идти по ней тебе придётся самому...

Все становится тайное явным.
Неужели под свистопад,
разомкнувши объятья, завянем –
как раковины не гудят?
А пока нажимай, заваруха,
на скорлупы упругие спин!
Это нас погружает друг в друга.

«Замерзли»

В современной критической литературе в последнее время стало модным проводить параллели между Вознесенским и величайшими поэтами первой половины XX века. Очень часто это переходит в обвинение в плагиате. Например, критик Станислав Рассадин в одной из своих статей под названием «Время стихов и время поэтов» пытается доказать то, что многое из творчества Вознесенского является точной копией поэзии Пастернака, Маяковского и Цветаевой.

В творчестве Вознесенского, как и у Пастернака, встречается образ снега, но символизирует он нечто иное. Если у Пастернака снег - «утайщик», идущий «из скрытности и для отвода глаз»:

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот…

(Б. Пастернак. После вьюги)

У Вознесенского - разоблачитель, не сглаживает углы, а, наоборот, обозначает, подчеркивая контрасты и выявляя изъяны, то есть не гармонизирует жизнь посредством искусства, но демонстрирует все ее недостатки и пороки:

Негр на бампер налег, как пахари.
Сугроб качается. «Вив ламур!»
А ты в «фольксвагене», как клюква в сахаре,
куда катишься - глаза зажмурь!

(А. Вознесенский. Вслепую.)

Как нам кажется, заимствования, выявленные критиком, - это лишь отражение мотивов и образов других поэтов в творчестве Вознесенского. Поэтому гораздо интереснее и полезнее посмотреть, какие поэты наложили отпечаток на творчество Андрея Андреевича, какие идеи он продолжил, развил и изменил.

Одним из образов-символов, проходящих по всему творчеству Вознесенского, является образ Родины-России. Он восхищается своей Родиной и рассказывает о ней, возлюбленной:

Там храм Матери Чудотворной.

От стены наклонились в пруд

белоснежные контрофорсы,

будто лошади воду пьют.

(Из стихотворения «Авось»).

Андрей Вознесенский - поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами. Он не похож ни на кого другого.

Драматизм, столь присущий лирике Андрея Вознесенского, возникает там, где происходит столкновение нового отношения к миру с реальными противоречиями современной действительности.

В человеческом организме
Девяносто процентов воды,
Как, наверное, в Паганини,
Девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -
Вас растаптывает толпа,
В человеческом
Назначении -
Девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
Даже если она беда,
Так во мне,
Несмотря на мусор,
Девяносто процентов тебя.

Лиризм Вознесенского - это страстный протест против опасности духовной Хиросимы, то есть уничтожения всего подлинно человеческого в мире, где власть захватили вещи, а на “душу наложено вето”.

В его стихах звучит голос и тех, кто выдержал смертную борьбу с нацизмом, кто по праву мог сказать: “Взвил залпом на Запад- я пепел незваного гостя!”, а также и голос нового поколения антифашистов, призывающих не забывать об угрозах новой войны, уже атомной.

Почему два великих поэта,

проповедники вечной любви,

не мигают, как два пистолета?

Рифмы дружат, а люди - увы...

Почему два великих народа

холодеют на грани войны,

под непрочным шатром кислорода?

Люди дружат, а страны - увы...

Две страны, две ладони тяжелые,

предназначенные любви,

охватившие в ужасе голову

черт-те что натворившей Земли!

О творчестве, о себе, о России, о веке - мысли, озарения человека, который, кажется, уже не принадлежит этому миру. Он говорит, цитирует стихи. Шёпотом, через силу, превозмогая болезнь.

"Творчество - такая вещь, что нельзя плохо написать. Когда пишешь хорошо, это удача ", - говорит в своём последнем интервью Андрей Вознесенский.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз». Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Формула «людей неинтересных в мире нет» была заявлена Е. Евтушенко уже в 1960 году. Это стихотворение обращено к людям, которых иногда принято называть «простыми». В своем творчестве каждый писатель, поэт так или иначе обращается к этой теме - теме человека, его души, его поступков и намерений. Но тема человека, его духовной красоты всегда связана с темой природы, окружающего мира, той средой, в которой человек проявляет свои мысли и чувства. Стихотворение Алексея Парщикова «Элегия» - вроде бы о природе, о жабах, как низших представителях животного мира, но и здесь проступает его интерес к красоте живого, к людям, их действиям, поступкам.
...В девичестве вяжут, в замужестве - ходят с икрой, Вдруг насмерть сразятся, и снова уляжется шорох. А то, как у Данта, во льду замерзают зимой, А то, как у Чехова, ночь проведут в разговорах.
Человеку выпадает роль посредника между природой и человечеством. А. Вознесенский когда-то говорил об этом:
Мы - двойники. Мы агентура Двойная, будто ствол дубовый, Между природой и культурой, Политикою и любовью.
Проблема человека и его нравственного идеала волновала многих авторов - не только прозаиков, но и поэтов. Нравственный стержень лирического характера у Евтушенко проявляется в стихах о людях, которые уже прошли жесточайшую проверку на прочность и выдержали ее на войне. Это такие стихотворения, как «Свадьбы», «Фронтовик», «Армия», «Настя Карпова». В стихотворении «Фронтовик» герой - раненый солдат, предмет величайшего обожания мальчишек и подростков. При этом мы видим самое решительное осуждение моральной уступчивости фронтовика, который, сильно напившись, приставал со своими ухаживаниями то к одной, то к другой девушке и «слишком звучно, слишком сыто вещал о подвигах своих». Не только дети, герои стихотворения, но и поэт связывает нравственный идеал с людьми, сражавшимися на фронте, поэтому он не позволяет ни малейшего отклонения от него фронтовику, поэтому упорно твердит, что «должен быть он лучше, лучше, за то, что он на фронте был».
Особенно показательна в этом смысле последняя книга Вознесенского - «Прорабы духа», где сквозная публицистическая тема проходит сквозь стихи, прозу, критические заметки. Кто такие прорабы духа для Вознесенского? Это люди редкого призвания - «общественники культуры», «творцы творцов», организаторы, защитники, помощники, подвижники, люди, реализовавшие себя не прямо в творчестве, а в «деятельности ради искусства». Такие, как Третьяков, Цветаев, Дягилев. Но автор не склонен к жесткому разделению людей искусства на собственно художников и как бы предназначенных для их обслуживания духовных прорабов. Черты «про-рабства» обнаруживает он в поэтах, композиторах, режиссерах. И еще дальше, еще шире: прорабы духа - это все, кто участвует в созидании - духовных ли ценностей,
материальных. .
В деревне находит свои нравственные идеалы поэт Н. Рубцов. Размеренная жизнь сельского труженика, привычные повседневные заботы простых людей отвечают состоянию души Рубцова. Она растворяется в необъятности сельской природы, поет ее голосом, плачет ее слезами. Но и слезы у Рубцова не «горькие», они хрустально чистые, иногда чуть подернутые вуалью светлой печали. Такова поэтическая зарисовка «Добрый Филя». Рубцов видит доброту деревенских жителей, их не знающую границ доверчивость. Он помнит, что и в его «Николе» никогда не запирали дверей, заменяя замки батожком, приставленным к косякам. Потому-то как раз деревня никогда не прощала воровства, «лихих людей» навечно изгоняли из общины. Может быть, наиболее отчетливо и ярко тема человека и его духовной красоты проявилась в лирике поэтов-бардов, создателей авторской песни - Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Розенбаума. Их лирика наиболее близка к человеку, к его самым потаенным мыслям и желаниям. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращается не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Суть авторской песни состоит в утверждении авторской - т.е. свободной, неподцензурной, самостоятельной (от греч. аи(05 - сам) - жизненной позиции, авторского мироощущения. Каждой такой песней автор как бы говорит: «Это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Центральным мотивом поэзии Окуджавы и, в частности, его песенного творчества является мотив надежды, понимаемой и трактуемой в нескольких ипостасях. Абстрактное понятие «надежда» «очеловечивается», одушевляется Окуджавой, приобретает зримые черты, воплощаясь в реальной женщине по имени Надежда («Товарищ Надежда по фамилии Чернова», «Надя-Наденька... в спецовочке, такой промасленной»); в то же время имя Надежда поэтически обобщается, приобретая функцию символа.
Герои Высоцкого-лирика находятся в вечном движении-преодолении:
Для остановки нет причин. Иду, скользя.
И в мире нет таких вершин. Что взять нельзя.
Для ранних песен Высоцкого характерна манифестация неограниченных способностей человека, любви и дружбы. Его герои рвутся в облака, покоряют океаны, штурмуют горные вершины. Экстремальная ситуация является непременной составляющей романтической поэтики Высоцкого. Война также романтизирована Высоцким. Основной мотив его «военных» песен - воспевание подвигов летчиков, подводников, разведчиков, морской пехоты. Набат войны, как пепел Клааса, стучит в его сердце:
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, И когда паши концустапут под нами скакать, И когда паши девушки сменят шипели на платьица, -Не забыть бы тогда, не простить бы и пе потерять!
(«Песня о новом времени»)