Уровни эйфелевой башни. Что такое Эйфелева башня для парижан? История создания и интересные факты

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни, и большинство парижан если и не полюбили ее, то, во всяком случае, сумели с ней смириться. Но так было далеко не всегда - после постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан, находивших ее крайне несуразной. Гюго и Мопассан, например, неоднократно настаивали на том, что башню следует убрать с улиц Парижа.

Первоначально сооружение планировали разобрать в 1909 г., через 20 лет после возведения - но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку».

Тем не менее, у большинства туристов Эйфелева башня неизменно вызывает восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, ее общий вес не превышает 10 тыс. тонн, она оказывает давление за землю, равное давлению сидящего на стуле человека, а если весь металл башни переплавить в единый блок, он займет площадь 25 на 5 м и будет всего 6 см в высоту! Впрочем, в наше время на возведение аналогичной конструкции и вовсе потребовалось бы втрое меньше металла - технологии не стоят на месте.

Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!

Гюстав Эйфель

Самая патриотичная парижанка

Во время немецкой оккупации Гитлер посетил Париж и захотел подняться на Эйфелеву башню. Однако желание фюрера не сбылось: лифт очень вовремя сломался, и Гитлер уехал ни с чем. Немцы после такого конфуза 4 года пытались починить злополучный подъемник. Тщетно - немецкие мастера не смогли разобраться в механизме, а французские лишь разводили руками - нет запчастей! Однако в 1944 г., буквально через несколько часов после освобождения Парижа, лифт чудесным образом заработал и трудится без перерывов по сей день.

«Эйфелевый коричневый»

Любопытно, что Эйфелева башня - это, вероятно, единственное в мире сооружение, имеющее свой запатентованный цвет - коричневый эйфелевый, придающий башне бронзовый оттенок. До этого она сменила несколько цветов - была и желтой, и красно-коричневой, и цвета охры. В последнее время башню перекрашивают каждые 7 лет, а всего эта процедура проводилась 19 раз. На каждую покраску необходимо около 60 тонн краски (а также около 1,5 тыс. кистей и 2 гектара защитной сетки), так что с течением времени башня все еще продолжает прибавлять в весе. И не только в весе - за счет новых антенн ее высота постепенно увеличивается: сегодня она равна 324 м, и это далеко не предел.

На самом деле Эйфелева башня вовсе не одноцветная, как может показаться сначала. Она окрашивается в три разных оттенка бронзового - от самого темного на первом уровне до более светлого на третьем. Это делается для того, чтобы башня выглядела гармоничнее на фоне неба.

Каждый может купить себе кусочек Эйфелевой башни, и речь вовсе не о сувенирах с ее изображением, а о самом что ни на есть оригинале - со времен Гюстава Эйфеля «Железная дама» принадлежит частной компании, и ее акции торгуются на бирже.

8 достопримечательностей Парижа, которые можно посетить бесплатно:

Строительство Эйфелевой Башни , впоследствии ставшей символом Парижа, завершилось в 1889 году, первоначально она задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Выставка проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. Парижская городская администрация обратилась к известным французским инженерам с предложением принять участие в архитектурном конкурсе. На таком конкурсе следовало найти сооружение, зримо демонстрирующее инженерные и технологические достижения страны.


Саша Митрахович 19.01.2016 13:02


1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло бы собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была приносить доход и быть легко демонтируемой.

1 мая 1886 г. во Франции открылся конкурс архитектурных и инженерных проектов для будущей Всемирной выставки, в котором приняли участие 107 претендентов. На рассмотрении были различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции 1789 года.

Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший проект, невиданный ещё тогда в мировом строительстве, - 300-метровую металлическую башню, - самое высокое сооружение в мире. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье. Густав Эйфель получает совместный с ними патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право на будущую Эйфелеву башню .

Проект Эйфеля становится одним из 4-х победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. Благодаря изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».

В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые конструкционные методы. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта.

Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25% всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля.

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.

  • Эйфелева башня - это эмблема Парижа и высотная антенна.
  • Одновременно на башне может находиться 10 000 человек.
  • Проект составил архитектор Стефан Совестр, но строил башню инженер Гюстав Эйфель (1823-1923), более известный публике. Другие работы Эйфеля: Понте де Дона Мария Пиа, виадук де Гараби, железный каркас для нью-йоркской статуи Свободы.
  • С момента появления башни её посетило около 250 миллионов человек.
  • Масса металлической части конструкции — 7 300 тонн, а всей башни — 10 100 тонн.
  • В 1925 году проходимцу Виктору Люстигу удалось продать железную конструкцию на металлолом, причём он смог провернуть этот трюк два раза!
  • В хорошую погоду с вершины башни Париж и его окрестности можно обозревать в радиусе до 70 километров. Считается, что оптимальное время для посещения Эйфелевой башни, обеспечивающее наилучшую видимость — за час до заката.
  • Башне принадлежит и печальный рекорд — около 400 человек покончили с собой, бросившись вниз с её верхней площадки. В 2009 году террасу оградили защитными барьерами и теперь это место очень популярно у романтичных парочек, целующихся на глазах у всего Парижа.

Саша Митрахович 19.01.2016 13:32


Одним из наиболее талантливых аферистов XX века был граф Виктор Люстиг (1890-1947). Этот человек владел пятью языками, получил отличное воспитание. Он был дерзок и бесстрашен. Известно 45 его псевдонимов, и только в США его арестовывали 50 раз.

«Покуда есть на свете дураки, Обманом жить нам, стало быть, с руки.»

Умных мошенников, которые используют в своих целях не слишком умных сограждан - великое множество. Но чтобы твое имя вошло не только в криминальные хроники, но и в легенды - нужно поистине обладать незаурядными способностями. Один из таких мошенников - Виктор Люстиг.

Среди его подвигов числятся как мелкие прегрешения, так и грандиозные аферы. Юноша из небогатой чешской семьи представлялся разорившимся австрийским графом. И настолько умело придерживался этой роли - что ни у кого не возникло сомнения в его титуле. Свободное владение пятью языками, знание всех тонокстей светского и делового этикета, умение свободно держаться в обществе - вот те качества, благодаря которым он был своим как в высшем свете, так и в гангстерской среде. Впрочем, кроме родной «графской» фамилии аферист использовал для своей деятельости еще несколько десятков псевдонимов. Под ними Виктор ездил в различные круизы и устраивал на борту судов различные розыгрыши и лотереи из тех, которые мы сегодня привычно называем «лохотронами».

Честная игра, или афера с Аль Капоне

Одной из легенд, связанных с именем Люстига, стала история его «сотрудничества» с Аль Капоне. Однажды, в 1926 году, высокий, хорошо одетый молодой человек посетил известного гангстера того времени. Человек представился как граф Виктор Люстиг. Он просил дать ему 50 тысяч долларов, чтобы удвоить эту сумму.

Гангстеру было совсем не жаль вложить в сомнительное предприятие столь незначительную сумму, и он дал их графу. Срок для выполнения задуманного — 2 месяца. Люстиг взял деньги, положил их в банковский сейф в Чикаго, а затем отправился в Нью-Йорк. Люстиг не делал попыток удвоить оставленную в Чикаго сумму.

Через два месяца он вернулся, забрал деньги из банка и отправился к гангстеру. Там он извинился, сказал, что план не сработал и отдал деньги обратно. На это гангстер ответил: «Я ожидал 100 тысяч долларов или ничего. Но… вернуть мои деньги назад… Да, вы честный человек! Если у вас затруднения, возьмите хоть это». И дал графу 5 тысяч долларов. Но эти 5 тысяч и были целью аферы Люстига!

Металлолом, или как продавали Эйфелеву Башню

Но что такое «премия» в пять тысяч? Да и те суммы, которые Виктор выручал в результате лотерей, махинаций с банками и не слишком честной игры в покер, казались ему мизерными. Душа требовала размаха. Чтобы махинация была грандиозной. Ну и вырученная сумма, конечно, тоже не должна отставать.

Люстиг жаждал дейстивя и подходящий случай не заставил себя долго ждать.В мае 1925 года Виктор Люстиг со своим приятелем и компаньоном Дэном Коллинсом прибыл в Париж. В первый же день по приезду их внимание привлекла статья в местной газете. В ней рассказывалось о том, что знаменитая находится в ужасном состоянии и городские власти рассматривают вариант ее демонтажа.

Идея гениальной аферы родилась мгновенно. Для ее реализации был снят шикарный номер номер в дорогом отеле и сделаны документы, утверждающие, что Виктор Люстиг - заместитель начальника Министерства Почты и Телеграфа. Затем были разосланы приглашения пяти самым крупным торговцам металлом. В письмах содержалось приглашение на важную и абсолютно засекреченную встречу с заместителем генерального директора департамента в отель «Криллон», в то время — самую престижную гостиницу Парижа.



Встретив гостей в роскошных апартаментах, Люстиг начал вести пространную речь о том, что содержание Эйфелевой башни обходится государству в копеечку. Что она была построена как временное сооружение для Всемирной выставки в Париже, и теперь, спустя 30 лет, обветшала настолько, что просто представляет угрозу для Парижа и городские власти рассматривают возможность сноса башни. Поэтому среди присутствующих был объявлен своего рода тендер на покупку башни.

Подобное предложение не могло невызвать интерес у приглашенных, но особенно им заинтересовался Андре Пуассон. Его воодушевляла не только очевидная финансовая выгода от сделки, но и возможность войти в историю. Может именно этот тщеславный интерес был замечен Люстигом и именно он стал причиной того, что спустя некоторое время именно мсье Пуассону была назначена конфиденциальная встреча.

Во время этой встречи Виктор Люстиг держался несколько неспокойно. Он сказал Пуассону, что у того есть все шансы выиграть тендер и для полной победы нужно лишь немного «продвинуть» свою кандидатуру при помощи небольшого вознаграждения лично Виктору. До этой встречи у мсье Пуассона возникали подозрения: почему все встречи, связанные с тендером, происходят в такой секретной обстановке, да еще не в кабинетах министерства, а номере отеля. Но подобное вымогательство со стороны чиновника, как ни странно, развеяло последние сомнения Пуассона относительно подозрительной сделки. Он отсчитал несколько крупных купюр и уговорил Люстига взять их, потом выписал чек на четверть миллиона франков, получил документы на Эйфелеву башню и отбыл довольный. Когда мсье Пуассон начал подозревать неладное, Виктор Люстиг уже скрылся в Вене с чемоданом наличных денег, полученных по выписанному им чеку.

Даже несмотря на то, что Виктор Люстиг попадался в руки полиции более пятидесяти раз - ему всегда удавалось выйти сухим из воды. Полицейским приходилось отпускать талантливого мошенника, потому что у них просто не было досточно улик, чтобы доказать его вину. Виктор Люстиг был не только талантливым аферистом, но и неплохим психологом. Большинство обманутых им жертв не обращались в полицию, не желая выглядеть дураками в глазах общественности. Даже мсье Пуассон, «купивший» Эйфелеву башню за солидную сумму был скорее готов расстаться с деньгами, чем стать посмешишем всего Парижа и утратить свою репутацию проницательного бизнесмена.

История с Эйфелевой башней стала лебединой песней Люстига. Через некоторое время после сделки с Пуассоном, он вернулся в Париж и решил продать башню еще раз одному из участников тендера. Но обманутый делец быстро раскусил мошенника и заявил в полицию. Люстигу удалось сбежать от французской полиции в Соединенные штаты. Но там он был пойман и преден суду. У американского правосудия тоже накопилось немало претензий к талантливому аферисту. В декабре 1935 года графа арестовали. Он получил 15 лет тюрьмы за подделку долларов, а также 5 лет за совершённый всего месяц назад побег из другой тюрьмы. Его перевели в известный остров-тюрьму Алькатраз возле Сан-Франциско, где он и умер от пневмонии в марте 1947 года.


Саша Митрахович 19.01.2016 14:08

Никто даже не предполагал, что Эйфелевый проект сможет органично вписаться в парижский пейзаж и даже, более того, станет главной достопримечательностью города. Спустя много лет уже мало кого волнует, сколько метров Эйфелева башня, главное то, что своим ажуром она навевает романтические мысли и давно уже главный символом города, да и всей Франции.

Немного истории

Трудно представить, но изначально парижская богема отрицательно отнеслась к тому, что в городе будет возведен многометровый металлический колос.

Работы по строительству начались в XIX веке, а точнее 1884 году. Возведение Эйфелевого колоса было приурочено к столетию промышленной революции и проходившему по этому случаю в Париже в 1886 году конкурсу по созданию новых выдающихся технологических достижений современности.

Эйфеля трудно было назвать новичком строительной индустрии, до того как заняться строительством всей своей он находил неординарные решения при возведении железнодорожных мостов. Трудно представить, но на конкурс проектов, этот гениальный человек предоставил примерно 500 листов чертежей различных деталей башни в оригинальном масштабе.

Эйфелевый проект и его воплощение в жизнь

Изначально возведение колоса большинство парижан не приняли. Многие художники, архитекторы, писатели, поэты и скульпторы развернули настоящую войну, против строительства металлической многометровой громадины, которая, как они считали, внесет глубокий диссонанс в изысканный городской стиль.

Замок Во-лё-Виконт во Франции (история, фото, как добраться)

Однако такие нападки не остановили самоуверенного Эйфеля , который, продолжил работы. Первый этап строительства: посреди города был вырыт пятиметровый котлован, в котором под каждую ножку установили по четыре десятиметровых блока. Для того, чтобы строение было расположено максимально горизонтально каждая из шестнадцати опор была оснащена гидравлическими домкратами. Без этой хитрости строительство главной достопримечательности города было бы не возможно. День ото дня Париж содрогался от масштабности проводимых работ.

Сколько метров Эйфелева башня в Париже?

Сколько метров?

Над созданием металлической красавицы 26 месяцев трудилось примерно 250 рабочих. Даже современные строители с их программным обеспечением могут только позавидовать сверхточности расчетов и организаторским способностям Эйфеля . Высота башни составляет 320 метров, а ее общий вес достигает 7500 тонн.

Сооружение состоит из трех ярусов, первый из которых занимает 60 метров, второй – 140 метров и третий – 275 метров. Внутри конструкции в каждой ее ноге имеется по лифту, которые поднимают посетителей на второй ярус. Пятый лифт поднимает гостей на третий уровень.
К слову сказать:

  • первый этаж — уютный ресторан, выдержанный в лучших парижских традициях,
  • второй – редакция газеты,
  • третий — кабинет самого Эйфеля . Рядом с башней имеется станция метро, добраться сюда можно легко с любой точки Парижа.

Наперекор всему

Несмотря на жесткую критику, элегантное строение достаточно органично вписалось в городской пейзаж и очень быстро стало даже главным символом французской столицы.

Известный всему миру символ Франции, самая знаменитая достопримечательность Парижа, снятая в сотнях фильмов, воспетая в стихах, миллионы раз воспроизведённая в сувенирах и на открытках, объект восхищения и насмешек, запечатлённый в живописных полотнах и карикатурах – всё это Эйфелева башня. Вызвавшая поначалу множество споров и массовое недовольство, она стала любимым местом встреч парижан и неотъемлемой частью облика Парижа. Ежегодно башню посещает более 6 млн. человек, по популярности она занимает первое место в мире среди платных достопримечательностей. Всего же за время её существования Эйфелеву башню посетило свыше четверти миллиарда человек.

История Эйфелевой башни

«Нет ничего более постоянного, чем временное» - это расхожее выражение с полным основанием применимо к Эйфелевой башне. В 1889 году в Париже планировалось проведение Всемирной промышленной выставки, на которой предполагалось представить все последние достижения человечества в науке и технике. Год проведения выставки выбрали не случайно – Франция готовилась отметить 100-летие взятия Бастилии.

По замыслу оргкомитета, символом выставки должно было стать сооружение, олицетворяющее научно-технический прогресс и демонстрирующее достижения страны. Был объявлен конкурс, на который представили 107 проектов. Среди них были весьма своеобразные, например, огромная модель гильотины, печального атрибута Великой французской революции. Одним из требований к проекту была лёгкость демонтажа будущего сооружения, поскольку после выставки её намеревались убрать.














Победителем конкурса оказался французский инженер и промышленник Густав Эйфель, представивший проект ажурной конструкции из ковкого чугуна высотой 300 метров. Полноправными партнёрами Эйфеля были его сотрудники Морис Кёшлен и Эмиль Нугье, предложившие саму идею каркасной башни из металла.

В первоначальном варианте будущая конструкция имела слишком «индустриальный» вид, и парижская публика активно воспротивилась появлению подобного сооружения, разрушавшего, по её мнению, эстетический облик Парижа. Художественную обработку проекта поручили архитектору Стефану Совестру, предложившему оформить нижнюю опорную часть башни в виде арок и устроить под ними вход на выставку. Сами опоры предполагалось обложить каменными плитами, соорудить на некоторых этажах остеклённые залы и добавить ряд декоративных элементов.

Проект был запатентован Эйфелем и двумя его соавторами. Позже Эйфель выкупил доли Кёшлена и Нугье и стал единственным владельцем авторских прав.

Сметная стоимость работ составляла 6 миллионов франков, но в итоге выросла до 7,8 млн. Государство и муниципалитет могли выделить лишь 1,5 млн. франков, и Эйфель принял на себя обязательство изыскать недостающие средства при условии предоставления ему башни в аренду на 20 лет, до момента демонтажа. После подписания договора Эйфель создал акционерное общество с капиталом в 5 млн. франков, половину из которых внёс сам инженер, половину – три парижских банка.

Опубликование окончательного проекта и условий договора вызвало шквал протестов французской интеллигенции. В муниципалитет была направлена петиция, которую подписало более трёхсот художников, архитекторов, литераторов и музыкантов, в том числе Мопассан, Шарль Гуно, Александр Дюма-сын. Башню именовали «фонарным столбом», «железным монстром», «ненавистной колонной», призывая власти не допустить появления в Париже сооружения, которое 20 лет будет уродовать его архитектурный облик.

Впрочем, настроение довольно быстро изменилось. Тот же Мопассан впоследствии любил обедать в одном из ресторанов башни. Когда ему указывали на непоследовательность его поведения, он спокойно отвечал, что Эйфелева башня – единственное место в Париже, откуда не видно её саму.

Вся конструкция состояла из 18 тысяч элементов, которые изготавливались на машиностроительном заводе самого Эйфеля в городке Леваллуа-Перре недалеко от Парижа. Вес каждой части не превышал трёх тонн, все крепёжные отверстия и детали тщательно подгонялись, чтобы максимально облегчить сборку и избежать переделок. Первые ярусы башни собирались с помощью башенных кранов, затем перешли к применению небольших кранов собственной конструкции Эйфеля, которые перемещались по рельсам, предназначенным для лифтов. Сами лифты предполагалось приводить в движение гидравлическими насосами.

Благодаря невиданной точности чертежей (погрешность составляла не более 0,1 мм.) и филигранной подгонке частей друг к другу уже на заводе, темпы работ были очень высокими. В строительстве принимали участие 300 рабочих. Работа на высоте была весьма рискованной, и Эйфель уделял особое внимание технике безопасности, благодаря чему на стройке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом.

Наконец, через 2 года и 2 месяца после закладки Эйфель пригласил муниципальных чиновников проинспектировать башню. Лифты ещё не работали, и несчастным служащим предстоял подъём по лестнице из 1710 ступеней.

Трёхсотметровая башня, ставшая самым высоким сооружением в мире, имела оглушительный успех. За первые полгода работы выставки на башне, окрещённой «железной дамой» за изящный грациозный силуэт, побывало около 2 миллионов посетителей. Доходы от продажи билетов, выпуска открыток и т. д. уже к концу 1889 года покрыли 75% затрат на строительство.

К моменту запланированного демонтажа башни в 1910 году стало ясно, что её лучше оставить на своём месте. Она активно использовалась для радио- и телеграфной связи, кроме того, башня пришлась по душе широкой публике и стала узнаваемым в мире символом Парижа. Договор аренды был продлён на 70 лет, однако впоследствии Эйфель отказался как от договора, так и от своих авторских прав в пользу государства.

С Эйфелевой башней связан ряд технических прорывов в области связи. В начале ХХ века на ней проводились эксперименты с беспроволочным телеграфом, а в 1906 году была установлена постоянно действующая радиостанция. Именно она позволила в 1914 году во время сражения на Марне произвести радиоперехват немецкой передачи и организовать контрнаступление. В 1925 году с башни был транслирован первый телесигнал, а 10 лет спустя началось постоянное телевещание. Благодаря установке телевизионных антенн высота башни выросла до 324 метров.

Широко известен случай с приездом Гитлера в оккупированный Париж в 1940 году. Фюрер собирался подняться на башню, но прямо перед его приездом рабочие, занимавшиеся обслуживанием лифтов, вывели их из строя. Гитлеру пришлось ограничиться прогулкой у подножия башни. Впоследствии из Германии были присланы специалисты, но им не удалось наладить работу лифтов, и германский флаг так и не взвился на верхушке символа Парижа. Вновь лифты заработали в 1944 году, через несколько часов после освобождения города.

История башни могла закончиться в том же 1944 году, когда Гитлер приказал взорвать её вместе со многими другими достопримечательностями, однако комендант Парижа Дитрих фон Хольтиц приказа не выполнил. Неприятных последствий для него это не имело, так как он сразу же сдался англичанам.

«Железная дама» Парижа

Сегодня Эйфелева башня является одним из самых популярных мест французской столицы, как среди туристов, так и среди самих парижан. По статистике наибольшее количество туристов, впервые приезжающих в Париж, идёт именно на Эйфелеву башню. Что касается жителей города, то среди молодых парижан распространена традиция объясняться в любви или делать предложение руки и сердца на Эйфелевой башне, как бы призывая в свидетели весь Париж.

Сам Эйфель, кстати, никогда не называл своё детище Эйфелевой башней – он говорил «трёхсотметровая».

Металлическая конструкция весит 7300 тонн и отличается большой прочностью и устойчивостью. Её отклонение в сильный ветер составляет 12 см., при высоких температурах – 18 см. Интересно, что в работе над конструкциями креплений Эйфель руководствовался не только техническими расчётами, но и работами палеонтолога Германа фон Майера, изучавшего строение суставов человека и животных, их способность переносить большую нагрузку.

Нижний этаж образуют четыре сходящиеся колонны, соединённые арочным сводом на высоте около 57 м. На поддерживаемой ими платформе также стоят четыре колонны, несущие квадратную площадку со стороной 35 м. Находится она на высоте 116 м. Верхняя часть башни представляет собой мощную колонну, на которой находится третья площадка (276 м.). Самая верхняя площадка (1,4 Х 1,4 м.) расположена на высоте 300 м. Подняться на башню можно на лифте или по лестнице в 1792 ступени.

Между третьей и четвёртой площадками установлено теле- и радиооборудование, антенны сотовой связи, маяк и метеостанция.

Первоначально башня освещалась газовыми фонарями, которых насчитывалось 10 тысяч. В 1900 году на башне смонтировали электрическое освещение. В 2003 году осветительная система была модернизирована, а в 2015 году начали применять светодиодные лампы. Лампочки (их 20 тысяч) легко сменяются, что позволяет при необходимости устраивать разноцветные иллюминации.

Цвет самой башни менялся неоднократно. Сейчас она имеет бронзовый оттенок, специально запатентованный именно для Эйфелевой башни. Красят её каждые 7 лет, затрачивая каждый раз по 57 тонн краски. Одновременно проводится осмотр всех частей башни, которые при необходимости заменяются новыми.

К услугам посетителей башни в колоннах первого яруса открыты сувенирные магазины, а в южной опоре – ещё и почта. Здесь же в отдельном помещении можно осмотреть гидравлические механизмы, некогда поднимавшие лифты.

На первой площадке находится ресторан «58 Eiffel», магазин сувениров и киноцентр, в котором демонстрируют фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же начинается старая винтовая лестница, по которой некогда можно было подняться на верхние ярусы и в апартаменты самого Эйфеля, расположенные на третьей площадке. На парапете можно прочитать имена 72-х знаменитых учёных, инженеров и промышленников Франции. Зимой для любителей коньков на первом этаже заливают небольшой каток.

Квартира Эйфеля была его любимым местом времяпровождения, когда он приезжал в столицу. Она достаточно просторна, меблирована в стиле XIX века, здесь есть даже рояль. В ней инженер неоднократно принимал пришедших взглянуть на башню почётных гостей, в том числе Эдисона. Парижские богачи предлагали Эйфелю немалые деньги за апартаменты или хотя бы за право переночевать в них, но он каждый раз отказывал.

На второй платформе находится любимый ресторан Мопассана «Жюль Верн», смотровая площадка и неизменный сувенирный магазин. Здесь также можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей о постройке башни.

Подъём на третий этаж осуществляется с помощью трёх лифтов. Раньше здесь располагались обсерватория и метеорологическая лаборатория, сейчас же третья платформа – великолепная смотровая площадка с фантастическим видом на Париж. В центре площадки находится бар для желающих полюбоваться видом города с бокалом вина в руке.

Сейчас невозможно себе представить, что когда-то Эйфелеву башню собирались снести. Напротив, она является самой копируемой достопримечательностью мира. Всего известно более 30 копий башни разной степени точности, сколько же их, известных лишь местным жителям, на самом деле – не скажет никто.

Кто из нас не хотел бы оказаться в самом романтичном, волшебном и прекрасном городе на земле – Париже?! Здесь можно прогуляться по Елисейским полям, полюбоваться самой узнаваемой достопримечательностью Парижа на Марсовом поле – Эйфелевой башней, воздушной решетчатой красавицей, стоящей на левом берегу Сены.

Из истории создания

Как родилась идея

Власти города объявили конкурс на лучшее архитектурное сооружение, которое могло бы стать гордостью Франции. Одновременно постройка должна была принести доход и легко демонтироваться впоследствии за ненадобностью.

Инженер Гюстав Эйфель внес на рассмотрение комиссии свой проект 300-метровой железной башни, который был одобрен властями Парижа. Для строительства требовалось 7,8 миллионов франков. Государство выделило Эйфелю лишь 1,5 млн. Недостающую сумму инженер согласился внести из личных средств, при условии аренды сооруженной им башни на 25 лет.

Соглашение было заключено, и в 1887 году началось строительство, которое необходимо было завершить за 2 года, ко времени открытия выставки.

История строительства и уникальность проекта

Башня была построена в максимально сжатые сроки. Через 2 года 2 месяца и 5 дней усилиями трех сотен рабочих ее сооружение было закончено. «Железную леди», как называли ее парижане, собрали, словно детский конструктор. Вначале строили опоры, а потом их соединяли с помощью платформ.

Быстрые темпы строительства объясняются прекрасно выполненными чертежами, в которых указаны абсолютно точные размеры всех металлических деталей. До сих пор чертежи Эйфеля считаются идеальными, по ним и теперь можно соорудить точную копию железной красавицы. На сборку ушло 18038 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. По высоте башня равна 80-этажному дому.

Несмотря на огромные габариты, она получилась легкой и изящной, будто сотканной из кружев, хотя вся конструкция весит 10 тысяч тонн. Вес покрывающей краски 57 тонн.
Строительство велось очень тщательно. Был вырыт огромный котлован, в который установили 4 десятиметровых блока под каждую ножку башни.

Специальный гидравлический домкрат обеспечил идеальный горизонтальный уровень блоков.

Все детали из кованого железа изготовляли на собственном заводе Эйфеля. Несколько деталей на земле собирались в единые блоки, в них заранее сверлились гнезда для заклепок. Каждый из таких блоков весил не более 3тонн, что облегчало установку на высоте.

Возводя башню, Эйфель применял такие необычные строительные хитрости, что бульварная пресса прочила ему заключение в психиатрическую клинику. Он установил небольшой ползучий кран, двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов. Это ускорило подъем конструкций на высоту и исключило возможность несчастных случаев во время такого высотного строительства.

31 марта 1889 года Эйфель пригласил желающих чиновников для первого подъема. Для этого надо было преодолеть 1710 ступенек. Башню назвали в честь построившего ее инженера. В то время он и подумать не мог, что она прославит и увековечит его имя.

Архитектурные особенности

Основание Эйфелевой башни – пирамида с четырьмя опорами, которые, на высоте 60 метров соединяются аркой. На ней – квадратная площадка со сторонами в 65 метров. Это 1-й этаж. От этой платформы поднимаются следующие 4 опоры. На высоте 116 метров они образуют очередной свод. На нем расположилась вторая площадка – квадрат в 2 раза меньше первого. Это 2-й этаж.

Взметнувшиеся вверх опоры со второй платформы, постепенно соединяясь, образуют гигантскую колонну высотой 190 метров. На этом колоссальном стержне, на высоте 276 метров от земли, расположена третья квадратная площадка со сторонами 16,5 метра.

Здесь находится маяк, увенчанный куполом. А над ним, на 300-метровой высоте, – небольшая полутораметровая площадка – 3-й этаж башни.

Высота Эйфелевой башни в наши дни 324 метра, благодаря установленной на ней телевизионной антенне.

Для того чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры камнем, связать их с площадкой первого этажа узорчатыми арками. А также разместить на этажах просторные застекленные залы, придать верхушке округлую форму, а для ее украшения использовать различные декоративные элементы.

На всех четырех сторонах цокольных опор Эйфелевой башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, в том числе и тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве «железной леди».

Почему французам не нравилась башня Эйфеля

Сейчас уже никто не может представить Париж без Эйфелевой башни. Но так было не всегда. После постройки она вызывала сильное недовольство у многих горожан. Парижская богема с негодованием требовала убрать «смехотворную башню, этот неуклюжий скелет». Называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, уличным фонарем и дырявым канделябром.

Многих возмущала тень башни, раздражало и то, что ее видно из любой точки города.
Известный французский писатель Ги де Мопассан, постоянно приходивший обедать в ресторан, открытый на первом этаже, отвечая на вопрос, почему он обедает именно здесь, категорично ответил: «Это единственное место в городе, откуда не видно Эйфелеву башню».

А вот посетителям выставки и гостям столицы необычное строение очень понравилось. Успех был оглушительным: только за 6 месяцев ее посетили 2 миллиона человек. За это же время она почти полностью окупила расходы на строительство.

Сооружение планировали разобрать в 1909 году, через 20 лет после возведения, но после ошеломительного коммерческого успеха башня получила «вечную прописку». Эксплуатация своего детища принесла Эйфелю немало денег.

Время шло и доказало, что все протесты были напрасны. А Эйфель сумел превратить своих врагов в почитателей. Неслыханную рекламу башне принес концерт оперного композитора Шарля Гуно, который согласился сыграть здесь «Концерт в облаках», приняв необычное приглашение Эйфеля.

Бригада рабочих доставила на высоту 376 метров рояль композитора, и концерт прозвучал, изумляя озадаченную публику. Сам Эйфель, чтобы окончательно сразить скептиков, устроил на верхнем ярусе свой личный кабинет.

От демонтажа окончательно отказались, когда Эйфелева башня перешла в собственность столицы. Ее активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. С 1935 года регулярно начали передавать и телевизионные программы.

Чем интересна башня сегодня

Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.

Информация для туристов

У подножия – кассы по продаже билетов, информационная стойка с брошюрами и буклетами. На каждом этаже конструкции располагается сувенирный магазин. К услугам туристов закусочная и почтовое отделение.

На первом этаже посетителей встречает ресторан и центр, где показывают фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на верхние этажи и в кабинет самого Эйфеля.

Посетители, подошедшие с северной стороны, увидят позолоченный бюст ее создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель 1832–1923».

На второй смотровой площадке – ресторан «Жюль Верн» и небольшой залитый каток.

Главная цель подавляющего числа посетителей – третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. Желающие смогут подняться по лестнице с 1792 ступеньками. На самом верхнем этаже в изысканном баре можно отметить свой подъем дорогим шампанским, бокал которого обойдется в переводе на наши деньги в 900 рублей.

На башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн для трансляции радио и телепрограмм. Свет маяка виден на 10 км. На сооружении размещены вышки сотовой связи, уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.

Оригинальное освещение

Сразу же после строительства башня засияла разноцветными огнями: на вершине установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году конструкцию оборудовали электрическими лампочками. А в 1925 году владелец компании Ситроен разместил на ней грандиозную рекламу. С помощью 125 тысяч лампочек появлялись поочередно изображения самой башни, зодиакальных созвездий, а также продукции знаменитого автомобильного французского концерна.

С течением времени освещение Эйфелевой башни модернизировалось несколько раз. В целях экономии в 2015 году электрические лампы заменили на светодиодные. Когда на город опускается ночь, символ Парижа загорается тысячами маленьких огоньков. Это зрелище неописуемой красоты, от которого невозможно отвести взгляд.

Обычно башня светится золотыми огнями. Но во время торжественных мероприятий или траурных событий окрашивается в цвета флагов различных стран. Проецируются надписи, символизирующие наступившее событие. В вечернее время 10 минут каждого часа продолжается световое шоу – иллюминация.

Запатентованный цвет башни

За время своего существования башня была и желтой, и красно-коричневой.
Сегодня ее бронзовый цвет официально запатентован и называется коричнево-эйфелевым. Косметический ремонт проводится каждые 7 лет и продолжается полтора года.

Каждый раз старый слой краски полностью удаляется с помощью пара под высоким давлением. Во время тщательного осмотра негодные детали заменяют на новые.
После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется 57 тонн.

Цвет не везде однороден, ее красят в разные тона бронзового цвета – от темного у основания до более светлого на самом верху. Это делается для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Интересно, что даже в наши дни краска наносится кистями.

  • Во время немецкой оккупации агрессоры не могли водрузить на башню свой флаг. Все подъемные механизмы были удалены французами, а вызванные из Германии специалисты ничем не смогли помочь.
  • Башня сконструирована так, что ей не страшны бури – во время самого сильного ветра она отклоняется от своей оси только на 12 сантиметров. Более восприимчива железная конструкция к солнцу. Железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.
  • В 2010 году со 2 этажа, с высоты 115 метров, был установлен рекорд по прыжкам на роликах.
  • В 2012 году Ален Роббер влез на вершину монумента без страховки.
  • Ежегодно достопримечательность посещают 6 миллионов туристов, за один день – 30 тысяч человек.
  • Около 2 тысяч килограммов бумаги в год требуется для печати билетов посетителям «железной леди».