Какой метод в психологии является ведущим. Методы психологии труда

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций. Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика». Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя. Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, полу, этнической, профессиональной и религиозной принадлежности.

Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности. На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Праксиметрические методы разработаны главным образом в русле психологии труда в изучении разных психических аспектов, человеческих действий, операций и профессионального поведения. Эти методы – хронометрия, циклография, профессиограммы и психограммы.

Метод анализа продуктов деятельности применяется во многих направлениях науки: от общей психологии до возрастной и являет собой комплексное исследование результатов труда, как материализации психической деятельности. Данный метод применяется одинаково как к рисунку ребенка, так и школьному сочинению или произведению писателя или нарисованной картине.

Биографический метод в психологии заключается в жизненного пути человека, описании его биографии. Когда личность развивается, она меняется, перестраивает жизненные ориентиры, взгляды, переживая во время этого определенные личностные трансформации.

Моделирование в психологии имеет разнообразные варианты. Модели могут быт структурными или функциональными, знаковыми, физическими, математическими или информационными.

Третья группа методов психологии представлена способами обработки полученных результатов. К ним относятся – органичнее единство качественного и количественного содержательного анализа. Процесс обработки результатов всегда творческий, поисковый и предполагает подбор самых адекватных и чувствительных инструментов.

Четвертую группу методов психологии составляют интерпретационные, которые теоретически объясняют изучаемое свойство или явление. Здесь заключены комплексные и системные наборы разных вариантов структурного, генетического и функционального методов, которыми замыкается общий цикл процесса психологического исследования.

Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.

Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на:

собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);

методические приемы;

методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.

Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.

Основная часть

Мы будем рассматривать методы психологии исходя из четырех основных позиций:

a) не экспериментальные психологические методы;

  • б) диагностические методы;
  • в) экспериментальные методы;
  • г) формирующие методы.

I. Не экспериментальные психологические методы

1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение:

несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;

систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее).

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки);

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).

В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, "разоблачение" исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований "методом обмана", когда его цели скрываются от исследуемых людей иили когда испытуемые не знают, что они - объекты наблюдения или экпериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является "трудовой метод", который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.

А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели, такие как Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), Вильгельм Гумбольт (1767-1835), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Конрад Лоренц (1903), и многие другие считали метод наблюдения главным источником научных фактов.

2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

  • 5 - уверено да;
  • 4 - больше да, чем нет;
  • 3 - не уверен, не знаю;
  • 2 - больше нет, чем да;
  • 1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

4. "Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод.

В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся в школе является изучение школьных сочинений. Этот метод (также как и метод индивидуальной беседы) дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся. Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.

Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.

Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

слово (термин, символ);

суждение или законченная мысль;

персонаж;

целостное сообщение

6. Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

Б. Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.

Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря применению экспериментальных исследовательских методов.

Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в "компендиуме объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов, которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:

Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная ригидность и т.д.

Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта и т.п.

Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до обонятельного (предпочтение запахов).

Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.

Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.

Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.

Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно -неправильно).

Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т.д.

Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов.

Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели следует относить к физическим тестам.

Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма, ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.

Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок.

По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна.

В. Экспериментальные методы.

В отличие от не экспериментальных и диагностических методов "психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают: а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

б) изменение этих условий в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий эксперимент;

лабораторный эксперимент.

1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. психологический наблюдение систематический диагностический

2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.

Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).

Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.

Г. Формирующие методы.

Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.

К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность".

Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.

Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент это:

массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.

Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.

Основные методы психологии – эксперимент и наблюдение, а дополнительные – тесты, беседа, анкетирование, анализ продуктов д-ти, обобщение независимых х-к,самооценка, социометрия,интроспекция.

Наблюдение

Различают следующие виды наблюдения: срез, лонгитюдинальное, выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1. определение задачи и цели

2. выбор объекта, предмета и ситуации

3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации

4. выбор способов регистрации наблюдаемого

5. обработка и интерпретация полученной информации

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

1. исследователь не имеет права вмешивается в д-ть испытуемого

2. естественность условий

3. нужно помнить о соц. стереотипах при анализе

4. проводить последовательно и систематично

5. продуманный способ фиксации

Психика естественна в своём проявлении

не ограниченно возрастом

наблюдая 1сторону Л мы можем её оценить в целом

Пассивная позиция исследователя

субъективность оценки

наблюдение личности в целом

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Активный приём эмпирического познания изучение психики проходит в специально созданных и контролируемых. Создавая условия исследователь имеет возможность чётко определить те факты кот действовали в момент возникновения пси явления что даёт возможность раскрыть причины кот его обусловили.

Лабораторный эксперимент

1. проводится в спец лабораториях со спец аппаратурой

2. проводится в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметру и искусственно подбирать условия нужную частоту эксперимента

Ограниченность эксперимента

1. не все объекты пси познания могут быть объектом строго экспериментального изучения

2. использование тех. устройств влияет и может искажать картину исследования

3. не выходит за пределы непосредственного отражения психического влияния

Естественный эксперимент

1. осущ в обычных для испытуемого условиях д-ти

2. проводится по программе, но испытуемый не знает и решает поставленные задачи привычным способом

1. констатирующий

2. преобразующий

Метод тестов

– метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. В психологии тесты вспомогательный метод и применяются в сочетании с другими они имеют относительный х-р и указывают на место результата испытуемого относительно нормы. ВИДЫ -На успешность/ На способность/ На качества личности.

Индивидуальные/ Групповые. Вербальные/ Невербальные. Множественного выбора Определение правильности суждений проективные.

как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анализ продуктов деятельности

Продукты д-ти –письма, работы, изделия, рисунки фото и во время их анализа можно исследовать различные кач-ва личности(аккуратность, настойчивость, изобретательность и др) и степень их развития, дают возможность глубже познать волевые и эм св-ва личности.

Метод обобщенных х-к

Объединение и обобщение данных многих наблюдений, проведенных независимо в разное время разных условиях и их систематизация под определенным углом зрения для всестороннего изучения чела.

Метод самооценки

Оценивание себя человеком вцелом или отдельные св-ва и способности дает возможность исс-ть критичность, уровень притязания, уровень развития личности и понимание своего места в коллективе.

2. Методи психології

Методы научных исследований - это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею мето­ды совершенны, насколько они надежны и валидны . Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. , поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук - философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Любая самостоятельная наука имеет только ей при­сущие методы. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные . Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Самыми первыми методами изучения пси­хологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос. Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Достаточно широко применяется метод включенного наблюдения . Данный метод ис­пользуется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участ­ником событий. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу - самонаблюдению.Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Во-вторых, при самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний. Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. Метод самонаблюдения очень часто используется совместно с методом опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный . Устный опрос применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В процессе становления и развития психологии была определена методология подтверждения объективности результатов эксперимента. С другой стороны, данная проблема связана с проблемой сопоставимости результатов. Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься начиная со второй половины XIX в .. Но еще раньше, в 1835 г., вышла в свет книга создателя современной статистики А. Кетле (1796-1874) «Социальная физика». В этой книге Кетле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Уже первые серьезные попытки решить проблему количественных измерений в психологии позволили открыть и сформулировать несколько законов, связываю­щих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущени­ями человека, а также относительный и абсолютный пороги ощущений. Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить однотипные исследо­вания, т. е. потребовало решить проблему стандартизации процедур и методик. Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наи­меньшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психоло­гических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде все­го обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику. К числу таких психологических методов относятся тесты. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологиче­ских тестов - тест для оценки интеллекта . В период Первой мировой войны использование психологических тестов при­обрело массовый характер. Еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обрати­лись к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) и Г. Уипплу (1878-1976) с предложением возглавить решение про­блемы применения психологии в военном деле. Под руководством Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оцен­ки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных. В это же время разработка тестов как психологического метода осуществля­лась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909). Особо заметный вклад в разработку тестовых методов внес Г. И. Россолимо . Для диаг­ностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их коли­чественной оценки, дающую целостное представление о личности. Сегодня тесты - это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик . К числу объективных тестов, прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых.Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а так­же требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента - метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа - вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры.Метод изучения документов, или анализ деятельности человека . Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.

В педагогике и психологии различают две группы методов коллективного обучения: традиционные и активные методы обучения.

Разделение методов обучения на две группы: традиционные, или информационно-рецептивные (от лат. receptio - «восприятие»), и активные методы обучения (от лат.Aktivus - «деятельный»), носит условный характер, так как все методы в плане достижения определенных дидактических целей должны нести в себе активность.

Методы традиционного обучения - методы информационно-рецептивного обучения, носящие репродуктивный характер и направленные на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков и умений практической деятельности. К ним относятся методы устного изложения материала (лекция, рассказ и др.); обсуждения учебного материала (семинар, беседа и т.д.); самостоятельной работы, показа, упражнений и др. В целом традиционные методы предполагают предоставление обучаемым готовых решений в качестве образца. Задача обучаемого при обучении традиционными методами заключается в основном в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Эта активность по своей направленности и содержанию носит репродуктивный характер. Именно это определяет при обучении традиционными методами приоритетную роль памяти и недостаточное внимание к управляемому развитию творческого мышления, которое осуществляется лишь опосредованно.

Методы активного обучения - методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения - не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности.

Методы активного социально-психологического обучения – методы активного обучения, целенаправленно реализующие социально-психологические закономерности активной учебной деятельности обучаемого в учебной или иной целевой группе. Емельянов Ю.Н. под активным групповым обучением понимает любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе (независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач). Активные групповые методы Ю.Н. Емельянов предлагает условно объединить в три основных блока: а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.); б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры; ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.

Применение методов активного социально-психологического обучения конкретизируется в следующих задачах :

1) овладение психолого-педагогическими и специальными знаниями (знаниями изучаемого предмета);

2) формирование личностных и профессиональных умений и навыков, особенно в сфере общения;

3) коррекция и развитие установок, необходимых для успешной деятельности и общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Метод (греч. methodos – «путь к чему-либо») – в самом общем смысле – способ достижения цели, определенным образом, упорядоченная деятельности. Каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Основными методами исследования в психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций.

Наблюдение – древнейший метод познания. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюднальное (длинное), выборочное, сплошное, включенное (наблюдатель становится членом исследуемой группы)

Общая процедура включает в себя:

    определение цели и задачи,

    выбор объекта, предмета и ситуации,

    выбор способа наблюдения,

    выбор способов регистрации наблюдаемого,

    обработка и интерпретация полученной информации.

Самонаблюдение – разновидность наблюдения. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Видыбесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого.

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы (если вопросы и ответы представлены в письменном виде →

анкетирование).

Требования к беседе:

1. непринужденность,

2. установление личного контакта,

3. план, задачи проблемы готовятся заранее,

4. предполагаются и постановка вопросов обследуемыми.

Опросники самоотчета – это такого типа методика, когда испытуемым предлагается отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей его характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Существуют два типа опросников самоотчета: одномерный(определяется один аспект личности), многомерный(измеряют одновременно несколько личностных характеристик).

Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондента о психологических явлениях и процессах.

Главный метод – эксперимент (лат experimentum – проба, опыт) – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. Выделяют естественный и лабораторный эксперимент. В лабораторном эксперименте создается искусственная ситуация, когда испытуемый знает, что его исследуют. Поэтому в его поведении может наблюдаться напряжение или стремление определенным образом подать себя, что снижает достоверность результатов. Естественный эксперимент не имеет подобных недостатков, поскольку протекает в обычных для испытуемого условиях.

Методы психодиагностики .

Метод тестов – это стандартизованная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека, изучаемого психологического качества. Выделяют два варианта тестов: тест-опросник, тест-задача. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов. Тест-задание предполагает оценку психологических качеств человека на основе того, что он делает.

Тесты достижений позволяют выявить степень владения испытуемых конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тест интеллекта – выявляет умственный потенциал индивидов (IQ).

Тесты креатиивности используются для изучения и оценки творческих способностей.

Особую группу составляют проективные методы . В основе таких методов лежит механизм проекции, согласно которому испытуемый при ответах на неопределенный стимул проецирует на тестовый материал свои чувства, потребности и ценности.

    ассоциативные методы , требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством;

    конструктивные методы , требующие создания или придумывания чего-либо;

    методы завершения , где предлагают испытуемым завершить мысли, начало которых содержится в стимулируемом материале;

    экспериментальные методы предлагают выразить свои чувства посредством какой-либо деятельности, например рисование картинок;

    методы выбора или распределения по порядку требуют от испытуемого отбирать или располагать по порядку предпочтения набор стимулов.

Сила проективных тестов в том, что они позволяют скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижают вероятность фальсифицируемых и установочных ответов. Слабость проективных тестов в том, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проверки, оценки и интерпретации.

Контрольные вопросы

    Что такое психология?

    Что такое психика?

    Какие свойства и функции имеет душа?

    Для чего необходимы психологические знания?

    Назовите и охарактеризуйте отрасли современной психологии.

    Что является предметом изучения различных отраслей психологии?

    Дайте определения метода исследования в психологии.

    Назовите и охарактеризуйте методы психологических исследований.

    Охарактеризуйте структуру психики.

Литература

    Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982.

    Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. – Собр.соч, т.1 М., Педагогика, 1982, с 78-99, 132-148, 156-174.

    Гальперин П.Л. Введение в психологию. М., 1976.

    Годфруа Ж.. Что такое психология. В 2 т. М., 1992.

    Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

    Немов Р.С. Психология. М., 1997.

    Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990

    Психология и педагогика /под редакцией Радугина/ М., 1996.

    Психологическая диагностика. Проблемы и исследование. /под ред. К.М. Гуревского.- М., 1985

    Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д., 2001.

    Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., Педагогика, 1966.

    Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.