Как выучить историю с нуля, чтобы сдать ЕГЭ.

Ох, ну это достаточно легко, если вы сейчас в 10 классе. Если в 11 - проснулись поздновато, конечно, но шанс еще есть и довольно большой.

Сначала надо поставить себе цель по баллам и стойко к ней идти. Моей целью было 100, начала я с самого начала 11 класса. Багаж у меня был совсем небольшой, в основном сложившийся на основе курса русской литературы XIX века и труда Карамзина в пересказе отца-историка. Так и вы должны сесть и внятно оценить, на что вы можете надеяться. Готовилась я вместе с другом-абитуриентом провинциального юрфака, который не особо старался, но ему нужно было просто преодолеть порог в 50 баллов, что он успешно и сделал.

1. Лучший учебник для сдачи ЕГЭ - это МГУшный учебник по истории Орлова и Георгиева. Его можно купить практически везде, он очень удобный. По нему учим "теорию".

2. Потом надо купить пособия. Я брала обычные от ФИПИ, плюс отдельное пособие для сложных заданий. Берете книжку с КИМами и решаете их, часть С пишите полностью в специально заведенную тетрадь. Желательно - найти препода, который сможет их проверять. Или по ключам. Решайте как можно больше тестов и набивайте руку.

3. Выучите кодификатор. Или хотя бы несколько раз вдумчиво прочтите. Вы должны знать, как делается каждое задание. За что баллы дают и отнимают. Очень рекомендую на сайте фипи найти материалы для проверяющих ЕГЭ преподов - там есть образцы заданий, выполненных на средние и высокие баллы (часть С).

4. Покупайте пособия с картинками и картами. Чаще всего на картах спрашивают славянские племена, крупные сражения и восстания. Очень желательно знать, как выглядит каждый правитель России (я не говорю о Рюрике и Святославе, но отличать Хрущева от Андропова и Черненко надо обязательно).

5. Ведите таблицы. От крупнейших сражений Второй Мировой до реформ Александра I. Если удобно, ведите конспекты. Я не вела и просто обводила нужные места в учебнике, потому что мне так проще.

6. Если хотите хороший балл, не забивайте на культуру. На ней срезаются очень многие, особенно те, кто не готовится к ЕГЭ по литературе. Феофан Грек, Андрей Рублев, Фальконе, Тон, Феофан Прокопович и прочие, прочие, прочие. Учите известные церкви, здания, картины, художников. Здесь очень(!!!) много всего. Не забывайте культуру 80-ых и 90-ых. В том числе - телепередачи.

7. Повесьте над столом выдержки из самых нелюбимых и сложных тем. Для меня такими были всякие чиновники СССР (этот вопрос очень любят на ЕГЭ) и восстание Пугачева, не знаю даже, почему.

8. Будьте готовы учить одну тему по 8, 9, 10 раз. История ужасно быстро забывается, потому что информации очень много. Советую начинать с самой древней и заканчивать на Путине, его тоже желательно выучить, мало ли что придумают.

9. Найдите друга и готовьтесь вместе. Это весело, интересно, особенно если друг знает гораздо больше, чем вы.

Сегодня каждый ученик выпускного класса твердо знает: без ЕГЭ с хорошим баллом нет никаких шансов поступить в вуз и получить достойное образование.

Но представители старших поколений нередко имеют довольно туманное представление о том, что такое ЕГЭ и для чего он необходим.

До сих пор не всем известно, как расшифровывается загадочная аббревиатура – ЕГЭ. Между тем, ответ очень прост: только по результата Единого Государственного Экзамена можно поступить в институт либо университет.

Он является оценкой знаний современных школьников, выставляемой по единой методике оценивания, утвержденной в Минобразования.

Согласно требованиям законодательства, каждый выпускник школы должен сдать ЕГЭ по окончании обучения, если он собирается учиться дальше. Экзамены проводятся в один и тот же день по всей стране, с учетом часовых поясов.

Результаты экзамена по основным предметам – математике, биологии, литературе и языку, химии, географии и т.д. – выражаются в количестве набранных баллов и необходимы для участия в конкурсе на поступление в выбранный вуз. Выпускник, не сдавший ЕГЭ или набравший недостаточно баллов, не будет допущен к конкурсу в вузе.

Вопросы и задания Единого госэкзамена охватывают всю школьную программу, практически от начальных и до выпускного класса. Чем лучше учился школьник в годы, предшествующие выпускному классу, тем больше у него шансов успешно сдать ЕГЭ с высоким баллом.

Разумеется, не последнюю роль играет усиленная подготовка, помощь хорошего репетитора-предметника и ряд других факторов. Но все же сложно рассчитывать на действительно хороший результат тому, кто в течение всего школьного периода не подымался по уровню знаний выше посредственной оценки.


Ведь придется не только вызубрить теоретическую часть курса, но и научиться решать задачи, писать эссе – т.е. проявлять творческие способности, базирующиеся на доскональном понимании предмета. Так что готовиться к написанию ЕГЭ нужно с первых классов начальной школы.

1. Для начала нужно подать заявку на ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз. В их список обязательно входят математика и русский язык, остальные предметы включаются по выбору выпускника, в зависимости от того, каким будет его будущая специальность и какие предметы являются профильными для выбранного им вуза. Прием заявок на ЕГЭ заканчивается 1-го марта.

2. В назначенный для экзамена день нужно прийти в пункт, где проводится экзамен, не позже 9-30 утра. ЕГЭ начинается в 10-00 утра, и за полчаса нужно успеть зарегистрироваться и подготовиться к написанию теста. С собой выпускник должен принести паспорт, ручку с черной пастой, пропуск на экзамен и (по желанию) пластиковую бутылочку с водой.

3. После того, как преподаватели раздадут бланки для ответов, можно приступать к написанию. Для каждого предмета длительность экзамена и количество вопросов каждый год определяется в Минобразования.

4. По окончании экзамена нужно сдать свою работу, независимо от того, на все ли вопросы даны ответы. Если ученик справился с тестом раньше, он может сдать свой заполненный бланк досрочно и покинуть аудиторию.

На Едином госэкзамене можно пользоваться:

— для сдачи теста по математике – линейкой и справочниками, выдаваемыми вместе с заданием;

— для сдачи теста по географии – линейкой, транспортиром, калькулятором без возможности запоминания и программирования;

— для сдачи теста по химии – простейшим калькулятором и приложенными к заданию табличными материалами;

— для сдачи ЕГЭ по физике – простейшим калькулятором и линейкой;

— для сдачи ЕГЭ по языкам иностранных государств – оснащением для аудирования, установленным в пункте проведения экзамена.

Любая неудача – это еще не катастрофа, и если минимум баллов не удалось набрать только по одному предмету, этот экзамен можно попытаться пересдать в надежде получить более высокий балл. Заявление на дополнительный экзамен может подать и тот, кто пропустил ЕГЭ по уважительной причине – болезни, семейным обстоятельствам и т.д.


Если же провалены экзамены по двум предметам, ЕГЭ придется пересдавать в следующем году, подготовившись более тщательно. Впрочем, тот, кто уверен, что написал тест хорошо, но к нему придираются злые преподаватели, может подать апелляцию, и специальная комиссия повторно проверит написанные им ответы в течение нескольких дней.

Самым популярным запросом в поисковой системе Google, начиная с апреля по август, является вопрос: «Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?». Увы и ах! Во все времена школьники и студенты зубрежке и учебе предпочитали более изощренные и веселые методы сдачи экзаменов. Все, например, прекрасно знают, что такое шпаргалки, или «шпоры», как их называют нерадивые ученики. Но времена меняются, на смену обычным выпускным и приходит ЕГЭ, меняются и способы сдачи, становясь все более мудреными и изобретательными. Так как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?

По результатам все того же сервиса Google, один из лидеров среди ЕГЭ - русский язык, подготовка к которому заключается не только в зубрежке правил, но и в умении слышать и воспроизводить услышанное. Этот экзамен частенько становится у выпускников - отчасти благодаря интернету уровень грамотности в стране неуклонно падает. И тут нечего посоветовать ученикам, разве что читать побольше, ведь грамотность зависит не только от выученных правил, но и от количества прочитанных книг, словарного запаса и общей эрудиции человека. Кроме того, в русском языке, втором, кстати, по сложности, среди языков мира, очень много слов-исключений из правил. Вот их-то и следует записать на шпаргалки.

Сами такие штучки тоже стали технологически более развитыми. Пока мамы и папы теперешних кандидатов в студенты вручную переписывали ответы на вопросы из талмудов в библиотеке, отрабатывая не только умение сокращать слова, но и навыки левши по (а иначе попытки впихнуть развернутый ответ на вопрос на листик размером 5х5 сантиметров не назовешь), их потомки вовсю осваивают компьютерные функции MS Word. Так что теперь уже просто стыдно задавать вопрос, как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь, когда учебник по предмету можно ужать до и распечатать за 3 минуты.

Еще одним способом ответов на ЕГЭ стали современные мобильные технологии. Зачем напрягаться, если можно просто включить на телефоне скайп или надеть или надеть bluetooth на ухо, а на другом конце провода посадить друга с учебником, который, как в фильме «Приключения Шурика», будет кричать: «Прием, прием!». Правда, преподаватели тоже стали достаточно подкованными в современных технологиях, а потому изымают у нерадивых учеников все гаджеты перед экзаменом.

Но в целом, если подумать, то ЕГЭ 11 класс сдает не только для того, чтобы обмануть преподов. В первую очередь это способ доказать самим себе: все, ребята, теперь мы взрослые. Поэтому этот экзамен сделан на выбор для будущего студента. Он представляет собой тестовое задание, хотя в целом такой подход заставляет детей полагаться все больше на «авось». Так что прежде чем сдавать ЕГЭ, будущим специалистам стоит подумать - для кого они это делают? И если ответ будет все-таки «Для себя», то стоит выучить предмет. А если ответ другой, то, может, стоит подумать, а нужно ли вам вообще его сдавать прямо сейчас? Может, стоит повзрослеть, прежде чем терзать поисковик наивным и глупым вопросом: «Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?».

Всем привет! Сегодня решил посвятить пост совсем злободневной теме. Давайте раз и навсегда ответим: сложно ли сдать ЕГЭ? Какие шаги надо предпринять, чтобы сдать школьные экзамены и поступить в вуз на бюджет? Все ответы дадим в этой статье.

Примерно года полтора назад узнал совершенно удивительную для себя вещь: классный руководитель первого класса на родительском собрании одной среднестатистической российской школы начал говорить о том, что к ЕГЭ надо начинать готовиться уже сейчас — в первом классе. На что одна мамаша спросила: а будет ли в таком случае у детей вообще детство? Ответ очевиден — конечно же нет.

Школьная жизнь должна быть разнообразной и увлекать ребят заниматься не только изучением наук, но и вовлекать их в творческую и иную общественную жизнь.

Но Единый Государственный экзамен является сегодня рубежным событием. И к нему, как и к любому событию нужно готовиться заблаговременно. Но сложен ли этот экзамен?

Отвечаю на вопрос о сложности

Мне, как специалисту по истории с высшим образованием, кандидату социологических наук — одним словом эксперту в области образования любой тест ЕГЭ по истории или обществу кажется очень простым. Я серьезно. За десять лет преподавания и репетиторства я нарешал этих тестов тысячи штук, и они вообще-то достаточно легкие — для меня.

И это абсолютно нормально для специалиста, который является экспертом в своей области.

Разумеется, любого родителя вообще легко напугать, что задания ЕГЭ — сложные и неподъемные для ребенка. И если такой родитель увидит любое задание ЕГЭ по истории или обществу, то, конечно, оно ему покажется очень сложным. Ведь родитель лет 20 — 30 назад окончил школу и не вспоминал школьную программу примерно столько же лет.

Как нам говорил преподаватель в школе по технологии: «Ребята, математика вам понадобиться в жизни только для того, чтобы считать деньги!» В целом, можно согласиться с этим: если твоя профессиональная деятельность не связана с серьезными вычислениями — математика в жизни нужна для того, чтобы считать заработанные деньги.

Ну а с историей или обществознанием вообще отдельная история: большинство людей считают эти дисциплины вообще для жизни бесполезными, и не моя задача вас или кого угодно в этом переубеждать. Не всем ведь быть историками, политологами или социологами!

Но я выражусь более категорично. Любой тест ЕГЭ по истории и обществознанию под силу написать абсолютно любому ученику школы на максимальный балл, если он отвечает трем условиям:

  1. Он или она владеет школьным материалом и понимает его.
  2. Он или она обладает общей обществоведческой эрудицией и любознательностью
  3. Он или она умеет формулировать и выражать свои мысли устно и письменно в корректной форме без каких-либо проблем.

В сущности, этому всему должна научить школа: формулировать и выражать в корректной форме устно и письменно свои мысли. А чтобы мысли появились, ученик должен уметь рассуждать: индуктивно, или дедуктивно — не суть важно.

Такой ученик школы способен подготовиться к ЕГЭ самостоятельно.

На самом деле ЕГЭ сдать крайне сложно

В реальности, несмотря на то, что тест ЕГЭ довольно легкий, решить его на максимальный балл обычному современному школьнику 11-класснику крайне тяжело. Причина этого проста: он не отвечает всем трем условиям, обозначенным мной выше.

Попросите ребят написать сочинение о себе: некую автобиографию. Мотивировать писать такой текст проще некуда: скажите, что в жизни каждому придется рассказывать о себе хотя бы работодателю. Что он скажет о своем образе жизни, о своих хобби и прочем, как охарактеризует свои личные качества?

Так вот 9 из 10 ребят не смогут написать корректно такую в общем-то простую работу. За 45 минут большинство напишут 3-4 предложения. Хотя ученик, соответствующий условиям выше, испишет 3 тетрадных листа и ему не хватит времени. Кстати, если вы читаете этот текст и не согласны со мной, очень хочу прочесть Ваш комментарий, в чем именно Вы не согласны. Я же основываюсь на своем профессиональном опыте. Даже практически половина студентов вуза — не может связать письменно двух слов на свободную тему.

Причины очевидны, и я тут не буду их касаться. Так вот представьте, что по истечении 10 лет школьной жизни, в течение которых ребята занимались чем угодно, но только не систематическим образованием, в первый раз в жизни перед ними встает реальное жизненное испытание, за которое они получат объективную оценку!

А еще если им покажут экзаменационную работу, которую они увидят, дай Бог, в начале выпускного класса. А многие ведь ее видят только на пробном тестировании в мае — за несколько дней до реального ЕГЭ!

И нет ничего удивительного, что средний балл ЕГЭ каждый год падает. Потому что те, кто сдали ЕГЭ на минимальные баллы ничего не сообщают своим «потомкам». А те, кто вновь будет сдавать ЕГЭ, уверены, что как-нибудь с ним справятся: как-то же справлялись с школьными заданиями на протяжении 10 лет!

ЕГЭ ребятам покажется просто жестким экзаменом, который нереально сдать. Добавим к этому постоянное запугивание их со стороны учителей, которые нагоняют каждый год ЕГЭ истерию, массовые слухи о том, что весь экзамен кардинально поменялся — и вы получите такой «коктейль Молотова», из которого мало кто выйдет живым, в смысле сдаст это сравнительно легкий экзамен с честью и на высокие баллы.

Как же сдать легкий ЕГЭ на 90 и выше баллов?

И вот встает закономерный вопрос: как же трудный экзамен превратить в легкий и сдать на 90 баллов и выше историю или общество?

На самом деле никак. Если Вы не умеете формулировать и выражать свои мысли устно и письменно, если мыслей у вас своих просто нет, то есть по сути вы не умеете логически мыслить, то ЕГЭ на высокие баллы вам не сдать.

Таков уж экзамен, что он проверяет именно такие навыки как владение учебным материалом на отличном уровне, владение терминологией, владение навыками формулирования и изложения своих мыслей, а также общую обществоведческую эрудицию.

Большинство ребят и их родителей просто игнорируют это и делают ставку на зубрежку.

В результате встают закономерные проблемы: а как, блин, выучить 30 определений? А как, блин, выучить столько дат? А как вообще писать сочинение по обществознанию и по истории? И этих вопросов масса. Ведь никто из учеников и их родителей не является специалистом по образованию и пользуются старой дедовской зубрежкой.

Давайте возьмем простой пример. К примеру, ученик изучает тему раздробленности на Руси. Перед ним встает довольно существенный пласт учебного материала. Вот примерно такой:

  • Даты: 1097, 1103, 1111, 1113 — 1125, 1125 — 1132, 1132 — 1157, 1157 — 1174, 1169, 1157, 1185, 1205, 1216
  • Персоналии: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Святополк Изяславович, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл.
  • Термины: натуральное хозяйство, род Ярославичей, половцы, Любечский съезд князей, боярская республика, тысяцкий, посадник, архиепископ, вече и пр.
  • Природно-географическая и политическая характеристика княжеств: Новгородская Земля, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Галицко-Волынское.

Не трудно догадаться, что ученику это все кажется неподъемным материалом, который просто нереально выучить. Ведь тут столько дат, понятий, персоналий, нужно знать, когда они жили, правили и что вообще делали?! А ведь это совсем небольшой пласт материала в контексте истории России и Всемирной истории. В сущности — это вообще одна из легких тем. Есть темы, намного сложнее и обширнее этой в рамках школьной программы по истории.

Нагонять тоску будут и пособия с учебниками. Чтобы доказать это я просто спрошу: давно ли вы устно самому себе отвечали на вопросы в учебнике к параграфу после его прочтения? Нет? Ну тогда не удивляйтесь, что ничего не помните, ведь в Вашем образовательном процессе отсутствует рефлексия. А она обязательна при любом изучении нового материала.

Часто ли вы добиваетесь от себя качественных ответов на вопросы параграфа учебника? А потом еще решаете задания по данной теме? Конечно, подавляющее большинство этого не делает. Зачем заморачиваться? Это ведь просто офигенная трата времени и сил! А до экзамена еще целых полгода!

Между тем, я как специалист, могу предложить вам альтернативный путь работы как с обозначенной выше темой, так и со всеми остальными. При этом ваши затраты времени и усилий будут меньше по меньшей мере в пять раз. То есть если на полное освоение этой темы у Вас самостоятельно уйдет 5 часов, то с помощью моей методики — у вас займет это всего один час! Заинтригованы? Час против пяти — это же сказка!

Ну так вот: представьте себе, что вам не надо читать ни учебники, ни пособия. Представьте себе, что весь материал по этой теме Вам я расскажу в интересной, доступной и понятной форме за 15 — 20 минут.

А за остальные 40 минут мы закрепим этот материал в форме заданий к этой теме в формате ЕГЭ.

Так выглядит учебный материал на наших курсах подготовки

Каким образом я смогу Вам рассказать 5-часовой материал, который изложен в учебнике за 15 минут? Очень просто. Вам не надо тратить времени на чтение текста, его осмысление и конспектирование. Я это уже сделал за вас. Мой рассказ будет очень структурированным: я расскажу про причины раздробленности на Руси, про основных персонажей, которые в нем были задействованы и приведу вам обозначенную выше характеристику всех княжеств.

Более того все причины, события, и последствия увязаны в логическую цепочку, и поскольку материал вам понятен, постольку вы его запомните в пять раз быстрее и легче!

И на наших курсах подготовки абсолютно ВЕСЬ материал по истории и обществу разбит на такие вот занятия. ВЕСЬ материал представлен в форме видеоуроков. Особые нюансы мы разбираем на вебинарах. К каждому занятию прилагаются задания и все мои авторские материалы, которые помогут просто и непринужденно вспомнить изученный материал.

Наши курсы экономят ваше время и ваши силы по меньшей мере в пять раз. Если вы готовитесь самостоятельно с нуля, то в лучшем случае вы изучите всю теорию только к апрелю выпускного класса. А еще ведь надо тесты научиться решать! Это отдельная большая и больная тема. Большинство ребят как раз и не сдают нормально ЕГЭ, потому что теорию вроде как знают, а тесты решать не умеют.

На наших же курсах такая ситуация в принципе невозможна. Потому что к каждому уроку приложены задания, проходя которые ученик учится их выполнять по принципу от простого к сложному.

Фрагмент списка интерактивных тестов, которые доступны участникам наших курсов подготовки

На самом деле, он сам не замечает, как уже разбирается в казалось бы сложных задачках. Как результат — 90 баллов на реальном ЕГЭ и выше!

Такой результат доступен каждому, кто пройдет наши курсы полностью, включая заключительные экзаменационные работы.

Фрагмент списка участников курсов подготовки и информация по их успеваемости

Тут у многих возникает вопрос: а сможет ли он(а) пройти весь курс. Ответ прост: конечно да, если вы занимаетесь. Ну ок. К примеру, захотели вы обучиться игре в баскетбол. Но прошли только половину от всего количества тренировок, а потом взяли и все бросили. Добьетесь ли вы запланированного результата? Конечно же нет! Или решили вы научиться играть в шахматы и получить 2 разряд. Но прошли только половину программы тренировок. Конечно, в шахматы вы будете лучше играть, чем до тренировок, но до второго разряда вам будет далеко.

Также и с курсами подготовки к ЕГЭ. Если хотите максимальный результат — надо пройти курс полностью. Хотя у меня были ребята, которые забрасывали курс, однако сдавали ЕГЭ на приемлемые 80 баллов, хотя сами и не надеялись на столько сдать! Вот, кстати, письмо такого ученика:


Вот сам текст письма:

Здравствуйте Андрей Александрович.

Набрал 79 баллов. Очень рад, о таких баллах не мог и мечтать, учитывая, что готовился всего пол года и даже не закончил курс до конца...эссе вообще написал на ходу за 15 минут, времени не хватало...но тем не менее написал и даже получил 3 балла из 5. Тест не ожидал что так хорошо напишу, потому что мало практиковался, 31 из 35. Во многом это именно ваша заслуга, поэтому спасибо вам огромное, вы мне очень помогли!

С уважением, Андрей Пучков