Восточный тюркский каганат. Возрождение Восточнотюркского каганата


15
Американский Университет в Кыргызстане

Реферат

Тема: Древнетюркские государства

Бишкек 2009

Введение

К середине VI в. в политической обстановке Средней Азии и соседних районов произошли большие перемены. Тюркские племена Алтая, завоевав и объединив ряд племен, живших к юго-востоку, образовали новое политическое объединение - Тюркский каганат. Оно сыграло большую роль в истории Кыргызстана. Самое раннее упоминание этнонима "тюрк" (китайская форма согдоязычного "тюркют" -- "туцзюе") в китайских летописях относится к 546 г. Персы и византийцы новых "повелителей степей" именовали "турк"; самоназвание народа, если судить по руническим текстам, -- "тюрк". Первоначально термин "тюрк" скорее, имел социальное, чем этническое, значение: тюрками именовали исключительно представителей высшей знати. Позже это название перешло не только на племя, во главе которого стояла знать, но и на многочисленные подчинившиеся им родственные народы.

Ядро племени тюрк сложилось в среде центрально-азиатских гуннов (III -- середина V в.). Оно считало своим предком мифического сына волчицы Ашина. В середине V в. тюрки подчинились Жуань-жуаньскому каганату, господствовавшему в Центральной Азии, и поселились на Алтае. Здесь они освоили богатые рудники и начали выплавку железа в таких масштабах, что им выплачивали даже дань жуань-жуани. Энергичные вожди тюрок Асань-шад, Туу и Бумын, с большим размахом используя возможности рудокопов, плавильщиков и кузнецов, одели свою конницу в латы и менее чем за столетие подчинили все алтайские племена. С алтайцами Бумын в 546 г. присоединил к своим владениям многочисленный народ теле (тегрег), который занимал Джунгарию. С этого времени тюрки из данников превратились в соперников жуань-жуаней в борьбе за первенство в Центральной Азии.

Тюркский каганат

Выискивая предлог для схватки, престарелый Бумын потребовал себе в жены дочь жуань-жуаньского кагана Анахуана (520--552 гг.). Каган, пребывающий в могуществе и славе, отказал ему в оскорбительной форме. Вождь тюрок на это и рассчитывал: есть повод для войны. В 552 г. он нанес сокрушительное поражение жуань-жуаням. Анахуан покончил жизнь самоубийством. Победитель принял титул жуань-жуаньского государя -- "илиг-каган" и перенес ставку на Орхон (Северная Монголия), которая стала административно-политическим центром новой державы -- Тюркского каганата. В начале 553 г. основатель тюркской династии Ашина илиг-каган Бумын умер.

Коренные земли тюрок на Алтае, согласно степному праву, достались младшему брату Бумына -- Истеми (умер в 575 г.). Еще до смерти брата он присоединил к своему владению объединение племен он ок бодун ("народ десяти стрел"), которое занимало Семиречье, Центральный и Западный Тянь-Шань. После этого Истеми принял титул кагана десяти племен. Каган западной части государства лишь номинально зависел от своих племянников, унаследовавших власть Бумына на востоке, и проводил самостоятельную внешнюю политику. Если илиг-каган Мухан (553-572 гг.) подчинял Южную Сибирь и Северный Китай, то объектом притязаний десятиплеменного кагана Истеми стали Средняя Азия и степи Казахстана. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты, этническая принадлежность которых остается неясной. Они делились на белых и красных хионов. К красным относилась часть тюркоязычных племен он ок бодун, населявших Кыргызстан. Самоназвание народа было "хион" ("хон").
Сасанидский Иран, начиная со второй половины V в., выплачивал эфталитам огромную дань. Естественно, он стал искать контакты с Истеми, чтобы освободиться от непосильного бремени. В 555 г. между ними был заключен союз, скрепленный браком шаха Ирана Хосрова Ануширвана (531-- 579 гг.) с дочерью кагана Истеми. Союзники тщательно готовились к решающей схватке. Западные тюрки, стремясь обезопасить свои тылы, прогнали за Волгу враждебных вархонитов, кочевавших в Приаралье. В промежутке между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера разгромили эфталитов. Границей между победителями стала р. Амударья. Присоединив среднеазиатские земли, десятиплеменный каган Истеми присвоил и титул поверженного царя эфталитов -- ябгу (джабгу).
Однако сразу же после разгрома эфталитов между союзниками начались раздоры. По степным обычаям шах Хосров Ануширван, зять кагана, считался младшим родственником, с чем властитель Ирана, разумеется, не хотел примириться. Кроме того, Истеми потребовал, чтобы дань, которая ранее выплачивалась эфталитам, теперь вносилась в тюркскую казну, чего Иран не выполнил. За политическими амбициями кагана и шаха стояли серьезные причины: противоречия, связанные с доходами от торговли по Великому шелковому пути.
После разгрома жуань-жуаней и эфталитов тюрки унаследовали значительную часть этого пути -- от Китайской стены до Амударьи, где располагались крупные городские торговые центры с богатой и влиятельной купеческой прослойкой. Тюркская знать и ее подданные -- согдийские купцы решили максимально использовать выгоды своего географического положения -- непосредственные контакты с производителем шелка -- Китаем. К тому же в VI в. согдийцы уже научились выделывать свои шелковые ткани. В связи с этим согдийские купцы пытались потеснить персидских торговцев, наживающихся на посреднической торговле с богатой Византией. Иран, отстаивая интересы своих купцов, препятствовал прямым связям тюрок и согдийцев с византийскими владениями и не пропускал торговые караваны через свои владения.
Тюрки направили два посольства в Иран, но Хосров Ануширван был непреклонен. Обстановка накалилась из-за гибели членов второго посольства. Истеми не поверил ссылкам персов на слишком знойный для тюрок климат Ирана и справедливо решил, что его послов просто отравили. Западные тюрки и Иран стали готовиться к войне. Глава согдийцев Маннах предложил Истеми заключить союз с извечным врагом Ирана Византией. Кружным путем, обходя владения Ирана через северный Прикаспий и Кавказ, посольство тюрок во главе с Маниахом прибыло в 568 г. в Константинополь. Император Юстин II благосклонно принял послов. Для заключения антииранского союза к Истеми было отправлено ответное посольство во главе с видным военачальником Земархом.
Византийское посольство повторило путь Маниаха и прибыло в долины Таласа и Чу, которые уже тогда назывались "местностями согдийцев". Отсюда Земарха препроводили в ставку кагана у горы Актаг на Тянь-Шане, где византийцев ждал пышный прием. Союз был заключен, и войска тюрок подступили к границам Ирана. Дальнейшие события излагаются летописцами скупо и противоречиво. Тюрки захватили иранскую провинцию Джурджан, но их натиск не был поддержан Византией с запада.
Хосров, опасаясь войны на два фронта, поспешил заключить мир с Истеми, по условиям которого Иран обязался выплачивать тюркам прежнюю "эфталитскую" дань. Очевидно, была устранена и первопричина разрыва -- вопрос о торговле шелком. Мир с тюрками дал Ирану возможность нанести ряд поражений Византии и Месопотамии. После победы над Ираном западные тюрки утратили интерес к союзу с греками. Неоднократные попытки Константинополя восстановить союз были безрезультатны, а в 576 г. удельный правитель тюрок Турксанф напал на владения Византии и Причерноморье и взял Боспор. В 580 г. тюрки вторглись в Крым и осадили Херсонес.
В своей внешней политике западные тюрки во главе с умным и энергичным каганом Истеми достигли больших успехов, но закрепить их помешала междоусобная борьба в каганате. В 575 г. умер Истеми-каган, авторитет которого среди степняков был непререкаем. А вскоре скончался и верховный владыка Тюркского каганата Таспар (572-581 гг.), который крепко держал в своих руках бразды правления громадной разноплеменной державой. За престол каганата боролись сразу четыре претендента, которые затеяли яростную братоубийственную войну, в результате трое из них погибли, и Тарду Боке-каган, наследник Истеми на западе, в 587 г. занял престол тюркских владык.
Но распри продолжались вплоть до 593 г. Междоусобная война обескровила и ослабила Тюркский каганат и резко ухудшила его внешнеполитическое положение. За это время раздробленный Китай, плативший тюркам тяжелую дань, был объединен династией Суй (581--618 гг.). Другой данник каганата -- Иран -- в 588 г. под Гератом нанес поражение западным тюркам, а к 590 г. Византия отняла у тюрок Боспор. После смерти Тарду Боке-кагана в 603 г. произошел официальный раздел тюркской державы на Восточный и Западный каганаты.
Западно - тюркский каганат
Сами западные тюрки называли свое государство "он ок эли" ("государство десяти стрел"). Официальными титулами западных государей из династии Ашина были "тюркский джабгу-каган" или "каган народа десяти стрел". Названия государства и титулов каганов свидетельствуют: ведущее положение в Западнотюркском государстве занимал "он ок бодун" -- "народ десяти стрел", который состоял из двух крупных объединений: пять племен входили в конфедерацию "нушиби" и занимали территорию от Сырдарьи до р. Чу, другие пять под общим названием "дулу" рассеялись по территории от р. Чу, включая Алтай и Джунгарию. Западнотюркский каганат объединял богатые земледельческие области Восточного Туркестана, Средней Азии, степи Приаралья, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Административно-политическим центром государства стала сначала Таласская долина, где была летняя ставка Мин-Булак, а затем - Чуйская. Начиная с 618 г. столицей западнотюркских каганов становится г. Суяб.
От последствий междоусобия западные тюрки оправились только во время правления Тон джабгу-кагана (618--630 гг.). Тон джабгу-каган вел активную антииранскую политику и отнял у Ирана Тохаристан, занял Афганистан и часть Северной Индии. Заключив союз с византийским императором Ираклием, каган напал на закавказские владения Ирана и взял города Дербент, Тбилиси и Пратав.
Тон джабгу-каган провел важную административно-политическую реформу, уравняв в правах кочевую и оседло-земледельческую знать оазисов Средней Азии и Восточного Туркестана, что существенно ограничило незаконные поборы в пользу степных аристократов. Для надзора за правителями вассальных владений и для сбора налогов назначались наместники -- тутуки.
Внешние политические успехи тюрок достигались колоссальным напряжением внутренних сил. Постоянные войны и далекие походы, обогащая верхушку, мало что давали простому народу. К тому же каган ограничил власть кочевой знати и, "полагаясь на свое могущество, не очень был милостив к подчиненным. Народ роптал и многие отложились". Один мятежный феодал, внезапно напав на ставку, убил Тон джабгу-кагана.
Этот акт уронил авторитет династии Ашина не только среди "народа десяти стрел", но и в зависимых владениях Средней Азии и Восточного Туркестана. Вновь начались междоусобные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов и усилением раскола. Вожди "народа десяти стрел" вынудили Ышбара Эльтериш Шир-кагана (634-639 гг.) провести реформу, предоставившую фактическую независимость от центральной власти племенным объединениям дулу и нушиби, что усилило влияние их знати. Распри и междоусобицы не остановила даже угроза иноземного вторжения.
В первой трети VII в. усилилась династия Тан (618--907 гг.). Феодальная верхушка Китая, руководимая императором Тай-цзуном, одной из важных задач поставила захват Великого шелкового пути. В 630 г. танские войска в союзе с кочевыми племенами тогуз-огузов разгромили Восточно-тюркский каганат. Силами различных тюркских отрядов в 640 г. Тай-цзун захватил государство Гаочан и на его территории создал наместничество Аньси. Оно-то и стало базой для нападения на Западно-тюркский каганат. Тюрки в союзе с народами Восточного Туркестана долго сдерживали натиск врагов, но в битве на р. Или (656 г.) китайский полководец Су Динфан наконец разбил войска Ышбара-кагана (651-657 гг.). Тот с боями отступил в Чуйскую долину, где в 657 г. потерпел окончательное поражение и погиб.
Не имея возможности установить реальную власть над отдаленными территориями Тянь-Шаня, танский император поставил во главе "народа десяти стрел" представителей западной ветви династии Ашина. Эти марионеточные каганы не пользовались авторитетом у народа, который не прекращал борьбу с захватчиками. Упадок каганата продолжался, и двадцать третий каган из династии Ашина стал последним: его убили тюргеши в городе Кулане в 704 г. К власти в Семиречье и на Тянь-Шане пришла династия тюргешских каганов.
Тюргешский каганат
Официальные титулы каганов из династии тюргешей зафиксированы легендами на монетах и в рунических текстах. Их величали "божественный тюргеш-каган" или "тюргеш-каган". Соседи по-прежнему называли их государство "народом десяти стрел" или "народом десяти племен". Тюргеши входили в конфедерацию дулу десятиплеменного народа и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на "желтые" и "черные" роды, верхушка которых соперничала между собой.
Родоначальником новой династии стал вождь "желтых" тюргешей Уч-Элиг-каган (704-706 гг.). Он занял город Суяб и учредил в нем главную ставку. На землях, подвластных тюргешам и простиравшихся от среднего течения Сырдарьи до верховьев Иртыша, существовало двадцать уделов, каждый из которых мог выставить семитыся и т.д.................

Большинство населения составляли племена теле (тирек). Судя по китайским источникам этноним «тюрк» впервые произошло от названия «теле». Первое упоминание этнонима «тюрк» встречаются в китайских летописях и относятся к 542 году.

К состав тюрского каганата входили более 30 племен теле, в том числе киргизы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.

Первым лицом в каганате был каган – верховный владыка, правитель, военачальник и собственник всех земель. Высшие титулы в каганате – ябгу, шат и ельтебер – принадлежали к каганскому роду. Судебные функции выполняли буйруки и тарханы. Основное население каганата состояло из свободных общинников-скотоводов. На завоеванных землях в основном сохранялось их социальное, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны контролировали сбор подати и посылку дани в каганскую ставку.

На протяжении всей истории каганата тюрки оставались кочевниками. Обогащающие грабительские набеги и войны, а также подвластное население Средней Азии с высокой земледельческой культурой обеспечивали гармоничное развитие экономики каганатов.

В 581 году после смерти Тобо кагана в Тюрском каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай совершал частые походы. Не сумев объединить силы против внешних врагов, в 603 году он разделился на две части – Западнотюрский и Восточнотюрский каганаты.

Охарактеризуйте последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян во второй половине XIX века.

В середине 60-х гг. XIX в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. деи о переселении не раз высказывали царские администрато­ры, а с активизацией аграрной политики правительства последовали конкретные шаги. Так, по инициативе военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А.Колпаковского и под его руководством в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”. По этим правилам, действовавшим вплоть до 1883 г.

Последствия этой политики: для переселенцев отнимали земли кочевых казахов, последние стали выселяться из насиженных мест, царизм не считался с интересами оседлых казахских аулов. Этот процесс углублялся из года в год и привел к непоправимым потерям в развитии скотоводства казахов. Только в 1855- 1893 гг. у казахов Акмолинской области было отнято более 250 тыс. десятин земли, для 11 тыс. русских семей было создано 24 села. В тот же период в Семипалатинской области у казахских крестьян было отнято свыше 33 тыс. десятин плодородной земли.

Заполните схему «Признаки проявления тоталитарного режима в 30-ые-40-ые годы XXвека в СССР».

1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5) централизованная система контроля и управления экономикой;

6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7) существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

ЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ
(603-704 гг.)

Образование и территория каганата
Территория - на востоке, начиная от гор Алтая до побережье Каспийского моря на северо-западе.
Основной район сосредоточения - Жетысу (Семиречье).
Столицей и зимней ставкой каганата был город Суяб (на берегу реки Чу).
Летняя ставка - Мынбулак (ныне на территории Жамбылской области).

Этнический состав
Этническим ядром Западнотюркского каганата (далее ЗТК) стали «10 племена
- «он ок будун», которые располагались на территории от восточных предгорий Каратау, до Джунгарии.

В состав «десяти племен» входили ашина, уйсуны, кангюи, тюргеши, уйгурья кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Политическая история
Первым правителем каганата был Тардуш (Дато).
- При нем каганат политически был очень силён.
В Восточнотюркский каганат часто вторгались китайцы.
Используя ослабление Восточнотюркского каганата Тардуш намеревался захватить его и образовать единый каганат.
С этой целью он напал на племена на Алтае и подчинил их, затем объявил себя каганом и Восточнотюркского каганата.
Расширение границ и усиление политического господства в первой половине VII в. происходит в ВТК, во времена правления Шегу (610-618 гг.) и Тон (618-630 гг.) каганов.
Шегу расширил границы каганата на востоке до Алтая, на западе до реки Тарим и предгорий Памира.
Во время правления Тон кагана (618-630):

- Совершал военные походы в западном направлении.
- Заново реформировал систему правления в Средней Азии.
- Из числа местных жителей назначал сборщиков налогов, присвоил им должность «селиф».
- Селифы отчитывались перед контролирующими их воинами.
- С целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, он выдал свою дочь замуж за правителя города и объявил его своим заместителем.
- На западе важную роль во внешней политике он отводил отношениям с Ираном и Византией.



Тон в 627 году направил военную помощь в Византию.
Византия стала союзником ЗТК в борьбе с Ираном.
Осуществлять внутреннюю политику было сложнее, чем внешнюю.
В 630 г. началась многолетняя междоусобица между дулу и нушеби:

- Каганат вступил в полосу затяжного кризиса.
- За это время были утрачены все владения к юго-западу от Сырдарьи.

Упадок каганата
В 634 г. при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис:
- Реформировал систему правления, разделив государство на «10 племен»
(«он ок будун») - 5 дулу и 5 нушеби.
- Слово «будун» означает «страна, народ».
- В каждом владении каганата имелось десять туменов (в одном тумене 10 тысяч вооруженных воинов).
Под «он ок будун» в Илийской и Чуйской долинах подразумевалось господствующая система правления племен нушеби и дулу.
Такая система ослабляла государство, борьба за власть между племенами разгоралась еще сильнее (особенно с 640 по 657 гг.)

Ослабление ЗТК началось, с приходом к власти Ешбар Елтериса.

Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу.
Войска неоднократно поднимались на борьбу с китайскими завоевателями, но терпели поражения.
В конце VII и в начале VIII веков под руководством вождя племен тюргешей Ушликом был совершен ряд удачных походов против Таиской Империи (Китая). Борьба тюрков против экспансии, привела к возвышению тюргешей, и открыла путь к образованию Тюргешского каганата.

Социальное положение в Западнотюркском каганате
Система правления каганатом носила патриархально-феодальный характер.
Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому.
Каган - первое лицо в каганате.
Власть находилась в руках представителей знати, назначенных каганом.

Ябгу, шад, елтебер - высшие государственныетитулы, принадлежавшие каганскому роду.
Буруки, тарханы - выполняли судебные функции.
Беки - опора кагана на местах.
Кара будуны - общинники-скотоводы («простонародье», «чернь»).

Они обычно облагались различными повинностями.
Существовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди для прохождения обязательной военной службы.
Таты - рабы.
- Татами назывались вассальное, оседлое население Жетысу завоеванное тюрками.
В тюркском обществе бытовало выражение «без татов не бывает тюрков».
Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов.
В ЗТК существовало рабовладение, в рабство попадали военнопленные.

Хозяйство
Главным видом хозяйства ЗТК было скотоводство, основанное на сезонном выпасе скота.
Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием.
Развитие на юго-западе Казахстана таких городов как Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык и др. свидетельствует о развитии оседлого образа жизни.
В расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье особую роль сыграли согдийцы.
Согдийцы - древняя восточноиранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана.
Развитие земледелия в дальнейшем привело к развитию ремесел.
Росту городов способствовали отношения со странами Малой Азии, такими как Иран и Византия.
О том, насколько была развита торговля шелком на территории каганата, можно проследить по записям китайского путешественника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале VII века в ставке кагана: «Каган был одет в халат из зеленого шелка...»

ВОСТОЧНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ
(682-744 гг.)

В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии.



ВОСТОЧНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

Годы существования: 682-744 гг.

В результае кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии.

В период правления кагана Кутлука Елтериса, затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство.

Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири.

При правлении Бильге-кагана и Культегина государство укрепилось.

Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков.

Бильге-каган и Культегин укрепили и заново образовали Восточнотюркский каганат и их деяния отражены на каменных письменах.

После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата.

Причина ослабления Восточнотюркского каганата междоусобные войны.

ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ

Годы существования: 704-756 гг.

Территория каганата

· Территория - Жетысу (Семиречье).

· От Шаша (Ташкента) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане.

· Административный центр Тюргешского каганата город Суяб.

Население

· Основную роль играли племена тюргешей.

· Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях.

· Тюргеши входили в состав левого крыла (дулу) Западнотюркского каганата еще с VI века и населяли междуречье Чу и Или По сведению арабского историка аль- Идриси, этноним «тюргеш», в переводе означает «истинный тюрк».

Образование каганата

Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.).

Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой:

Малой орды город Кунгит,

Ставкой Большой орды Суяб.

В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит.

Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара).

Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть.

Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов.

Политическая история

Ушлик особое внимание уделял политикоадминистративному укреплению каганата.

После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть.

Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган.

При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается.

В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши.

Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).

При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным.

Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат.

Способы кагана Сулу (Сулыка) в устранении внешнеполитической опасности:

1. Династические браки;

2. Военные перемирия;

3. Союз с народами Средней Азии против арабов.

Сложным положением тюргешей в Жетысу стремился воспользоваться правитель Восточнотюркского каганата Капаган.

Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию.

Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе.

В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения.

В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии.

Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов.

Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы.

Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.

В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане.

Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска.

После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага.

Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы.

К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами.

Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб.

Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб.

Китайцы овладев Шашем, убили его эмира.

Сын эмира запросил помощи у арабов.

В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску.

Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу.

В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок.

Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть.

Хозяйство

Преимущественно кочевое и полукочевое скотоводство.

Часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами.

Охота для знати была развлечением, а для бедняков источником существования.

Пастбищными лугами и водными источниками в основном владели представители знати.

Часть земли принадлежала кагану.

В Тюргешском каганате заметное развитие получило торговля. Основной причиной этого было то, что через земли каганата проходил Великий Шелковый путь.

Центрами торговли были города Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб.

В городе Тараз были найдены монеты с согдийскими письменными знаками.

" Тюргешские монеты были выпущены в 704-766 годах в Таразе.правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от Чу до Гешуана (Кушания) называется Сули/ Согд, половина жителей занимается земледелием, другая - торговлей».

М.Кашгари (XI в.) свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

Переселение Согдийцев способствовало переходу некоторой части тюрков к оседлому образу жизни, появлению и развитию у них городов.

Согдийцы в Жетысу

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы.

Согдийцы - одни из предков современных таджиков и узбеков.

Согдийцы - древняя восточноиранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан.

Они в основном занимались земледелием, торговлей, ремеслами.

В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлому образу жизни.

В Жетысу тюрки и согдийцы перемешались и стали говорить на едином языке.

О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения:

Большинство согдийцев занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу.

Из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу.

Было связано с арабским нашествием.

Известный ученый-востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю.

Массовое переселение произошло в VI- VIII веках.

С древности согдийцы населяли земли Зеравшана и побережья реки Кашкадарья.

В VI-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший в начале VIII века Жетысу, п и са л: «Кзападу от города Суяб находится несколько городов.

КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ

Годы существования 756-940 гг.

Этнический состав

Первые сведения о карлуках, входивших в состав племен теле (тиреков), встречаются в письменных памятниках V века.

О них писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя - булак (населяет подножья Алтайских гор). Китайская династийная хроника подтверждает, что карлуки в VI - VII вв. входили в состав населения Тюркского каганата.

В китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что в состав карлуков также входят племена булак, жикил (чигиль), ташлык.

Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских источниках. Аль-Марвази (XII в.) писал, что в состав карлуков входили 9 племен (три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин, тухси). Кроме того, названы также два рода - лазана и фаракия.

Ранняя история карлуков Карлуки входили в состав Восточнотюркского каганата, об этом свидетельствуют письмена Культегина.

В 744 году карлуки совместно с уйгурами выступили против Восточнотюркского каганата. Восточные тюрки были разбиты. В результате возникло новое государство - Уйгурский каганат (744- 840 гг.).

Поражение от Уйгурского каганата в первой половине VIII в., явилось одной из причин переселения карлуков в Жетысу.

Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.

Территория

Территория расселения крупного племенного союза карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи.

Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки в начале были под властью тюргешей.

В борьбе против арабов в Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием кагана Сулу.

Аль-Марвази отмечал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны».

Образование каганата

Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году образовали свое государство.

Административный центр Карлукского каганата город Суяб.

Рассеянные по разным землям, обретя независимость карлуки в конце VIII в. объединились и сформировали свое государство.

Арабский географ Ибн Хаукальутверждал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».

Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию.

В начале IX века они потерпели поражение от своего восточного соседа Уйгурского каганата.

Борьба против них длилась 20 лет.

Карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражения Уйгурскому каганату.

После этого Бильге Куль Кадыр-хан (правитель города Испиджаб) объявил себя каганом.

Верховный правитель карлуков каган, но до 840 года - жабгу.

С целью распространения исламской религии династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб.

Правители платили дань Саманидам.

Саманиды подчинили и город Тараз, где была построена мечеть.

Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой династии.

Правитель города Тараз каган Огулшак был вынужден временно перебраться в Кашгар.

Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун.

Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть фактически находилась в руках карлуков.

Борьбой против арабов руководили сыновья Бильге Кул Кадыр хана - Базар Арслан и Огулшак.

Сопротивление карлуков арабам продолжалось около 2-х веков.

Борьбу можно разделить на два этапа:

1. С 712-713 гг. борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы.

- Длилась до 766 г.

2. Со второй половины VIII века до конца IX века.

Карлуки часто терпели поражения.

Это объясняется тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие (т.е. часть карлуков приняла ислам).

Из-за междоусобиц каганат ослаб.

Тюркские правители Кашгарии в 940 г. захватили Баласагун и каганат был разгромлен.

В 942 году Сатук Богра-хан (сын Арслан хана) захватил город Баласагун и основал государство Караханидов.

В период правления Сатук Богра-хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама.

Существовавший около 200 лет в 40-ые годы X в. Карлукский каганат распался.

Хозяйство

Развивалось по двум направлениям.

- Полукочевое и полуоседлое скотоводство.

- Полуоседлое земледелие.

Осень и весну проводили у подножий гор Алтая, уйсунском Алатау, Большом и Малом Каратау.

Зимовали на берегах озера Балхаш, рек Или, Талас, Чу, Сырдарьи, в ущельях горных хребтов Хантау, Анракая, Малайсары, Бугыты.

Выращивали 4 вида скота.

По некоторым сведениям, верблюжье мясо не употребляли в пищу.

Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарья, Или и др.

В книгах «Диуани лугат ат-тюрк» и «Арабо- кыпчакском словаре» встречаются названия различных видов рыболовных снастей.

Археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского поселения.

В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране Карлуков:

Талгар, Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан и другие.

В долинах рек, Чу и Талас при карлуках появляются новые города: Кулан, Мерке, Койлык.

Столица и многие города карлукского государства находились на Великом Шелковом пути.

Арабский путешественник аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».

Культура

Культура населения представлена двумя направлениями:

1. Материальная культура

К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудия труда.

Все материальные блага жители изготавливали своими руками.

Строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева.

Большое влияние на материальную культуру оказал Великий Шелковый путь, проходивший через территорию каганата.

2. Духовная культура

К ней относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычай и традиции.

Была широко распространена традиция устанавливать каменные изваяния (балбаллы) на могилах предков.

В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями.

Найдены древние тюркские письмена на

берегах рек Орхон и Енисей, Чу и Талас.

Дошли до наших дней письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина и «Письмена Культегина», «Тоньюкок».

Эти памятники свидетельствуют, что в период Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространятся новый вид тюркской письменности - карлукский.

Время появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век д.н.э.

Подтверждением является найденный в древнетюркском захоронении Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись.

Письмена Йолыг-Тегина и Тоньюкока являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Образование

Огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную Азию.

В VII в. огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата.

После падения Тюргешского каганата в середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Жетысу (Семиречье).

Огузы стали переселяться в Присырдарьинский регион.

В этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канглы-печенегов.

Потерпев поражение, печенеги были вынуждены перекочевать на запад.

В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было образовано Огузское государство.

Столица государства город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.

О происхождении этнонима «огуз»

О происхождении этнонима «огуз» имеются различные мнения:

1. Произошло от слова «уыз» («молочная основа»).

2. От слова «ок» («стрела»).

3. От слова «огиз» («вол»).

Исторические сведения об огузах

В «письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского племени».

3 «письменах Культегина» есть слова "народ тогуз-огузов подчиняется мне", "Культегин находится среди огузов".

Это доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях.

В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад.

Одно из ранних известий о существовании у огузов государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.).

Племенной состав

Китайские источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев.

Арабские источники утверждают о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен.

М.Кашгари писал, что огузы состояли из 24 племен.

Аль-Марвази писал, что огузы состояли из 12 племен.

Огузы в пору своего первоначального нормирования состояли 24 племен, а со временем, объединившись друг с другом, когда был создан их союз, количество -племен снизилось до 12.

Общественный строй

Джабгу (ябгу) - титул верховного правителя.

Титул передавался по наследству.

Иналы - наследники престола, их воспитатели и наставники -атабеки.

Коль еркины - официальные советники джабгу.

Сюбаши - военачальники, военные советники джабгу.

Хатун - жены правителей.

Они принимали участие в управлении государством.

Общественное устройство Огузского государства военная демократия.

народное собрание у огузов созывалось 1 раз в год.

С усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш.

Эпическая летопись «Огузнаме» свидетельствует, что с расцветом огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю.

В «Огузнаме» говорится: «Огузский каган созвал великий курултай».

На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя «боз ок» (дословно: «белая стрела»), с левой - представителей знати, вождей - «уш ок» («три стрелы»).

Преимущество при избрании было на стороне «белой стрелы».

Делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок.

Они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки.

Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины.

Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.

Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов - родовых семейных кланов.

В основе избрания была привелегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем.

Политическая история

Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии.

Во внешней политике правители преследовали две цели:

1. захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье;

2. захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангыстау и Устюрт.

В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью (князем Святославом) разгромили Хазарский каганат.

В «Огузнаме» имеются следующие слова: «Был заключен договор с Саклапом (Святославом. - авт.) Урысбек оглы». Огузское государство вело длительную войну за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье с Хазарским каганатом.

Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами (торками) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.

О войне с племенами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «Была река Итиль (Волга) ... На ее берегу в Черногорье произошло сражение... Вода Итиля стала красной, словно кровь...»

Это свидетельствует о сокрушительной победе огузов над племенами Поволжья.

В конце X и начале XI вв. в государстве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов.

Особенно восстания участились при правлении хана Али.

Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, и захватили город Дженд, но вскоре были вынуждены оставить Джендскую область.

Во время правления наследника хана Али Шахмалика государство усилилось.

В начале XI в. он покорил Хорезм.

Во время следующего нападения сельджуков огузы потерпели поражение, а сам Шахмалик погиб под Хорезмом.

Причины ослабления:

1. Многолетние стычки

2. Внутренние противоречия

3. Войны с сельджуками

4. Народные восстания

Держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен.

В середине XI в. кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря.

Таким образом, в середине XI в. Огузское государство перестало существовать.

Хозяйство

Полукочевое и полуоседлое скотоводство.

Зимние пастбища находились в среднем и нижнем течении Сырдарьи и на побережье Аральского моря.

Летовки распологались на степных просторах Прикаспия.

Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, а некоторая их часть - у подножий Улытауских гор.

Выращивали 4 вида скота.

Перемещались с одного места в другое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах.

В арабских источниках говорится и выращивании курдючных овец.

Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульски овец.

Некоторые факты свидетельствуют, что огузы выращивали двугорбых верблюдов. Было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях.

Оседлость их доказывается наличием в нижнем течении Сырдарьи таких городов как Жанкент, Дженд, Жуара.

М.Кашкари писал о городах Карнак Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи.

Огузы занимались поливным земледелием.

Использовали каналы, арыки и плотины.

Промыслы и ремесла

Из шкур и кожы скота изготавливал обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса саба (посуду для брожения кумыса) другие предметы обихода.

Из шерсти шили одежду, делали кошм для юрты, текеметы (большие кошм с узорами), ковры (сырмаки), арканы привязи для ягнят и жеребят.

По свидетельству Аль-Жахиза, «тюрки вс предметы кустарных промыслов делаю сами... изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую и т.д.»

Огузы предметы повседневного быта изготавливали сами.

Аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и др. металлов ювелирные украшения.

Основным, относительно высокоразвитым, видом домашнего промысла и ремесла у огузов была переработка животноводческой продукции.

КИМАКСКИЙ КАГАНАТ

Территория

Кимакский каганат образовывается на территории Северо-восточного

Центрального Казахстана в конце IX в.

Столица - Иллакия (на реке Иртыш).

Вторая столица - Карантия (на побережье озера Алаколь).

Город Карантия отмечен на карте ал-Идриси.

Племенной состав

В начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо- западной Монголии, сообщают нам китайские летописи.

К середине VII в. откочевали в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье.

По свидетельству историка Сыма Цяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки.

Персидский историк Гардези (XI в.) писал, что в состав населения страны кимаков входило 7 племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во 2-ой половине VIII - начале IX вв. кимаки начали расселяться на территории Казахстана.

Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 г. после распада Западнотюркского каганата.

В 766-840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составило объединение кимакских племен.

Эти 7 племен составили основное население Кимакского каганата.

Общественный строй

Каган-титул правителя.

В Кимакском государстве титул кагана переходил по наследству.

Каган единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика.

Джабгу - на две ступени ниже кагана.

Титулы правителей нескольких (группа) племен- «имак байгу», «кимак джабгу».

Вождь одного, отдельно взятого племени носил титул «шад тутик».

В Кимакском государстве власть наместников кагана в 11-ти его уделах переходила по наследству их сыновьям.

Уделы всех 11 наместников кимакского кагана передавались по наследству.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины.

Отряды воинов управлялись по удельноплеменной системе.

Наместники за образцовую службу получали от кагана новые земельные уделы.

Говоря об общественном строе Кимакского каганата IX-XI вв., следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историкополитического развития.

Политическая история

В конце IX в. на территории Северо- восточного и Центрального Казахстана образовывается Кимакский каганат.

В IX в. кимаки захватили часть земель «девяти огузов».

В X в. захватили город Жамлекес в Восточном Туркестане.

Совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах Енисея.

С Присырдарьинскими огузами они находились, то в дружественных отношениях, то вторгались в их земли.

Со 2-ой половины X в. на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов.

Из-за многократных военных походов караханидов, Кимакский каганат пришел в упадок.

После падения Кимакского каганата в начале XI в. власть на основной территории Казахстана переходит к Кыпчакам.

Причины падения

1. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен.

2. Главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Хозяйство

В основном занималось скотоводством.

М.Кашгари называл жатаками тех, у кого

было мало скота или ничего не имелось, Они не кочевали, а вели оседлый образ жизни.

Гардези (XI в.) писал «На зиму они заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств».

По сведениям М.Кашгари, те, кто не имел скота, становились жатаками, занимались ремеслами, рыболовством и охотой.

Возле мест зимовок богачей жатаки строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша.

Поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости.

Бедняки выращивали просо, пшеницу и ячмень.

Ремесла

Были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел.

Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи.

Шили верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных.

Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Гончарное ремесло было развито относительно слабо.

Кимаки гончарные изделия изготавливали вручную.

Ювелирные женские украшения очень искусно выполнены, подобные не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков.

Культура

Материальная культура любого народа характеризуется видами его хозяйства.

Бытовал культ Тенгри (Неба) и поклонение духам предков.

Поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам и горам.

Верили в существование загробного мира.

Арабский путешественник Абу-Дулаф (X в.) сообщает о наличии у кимаков письменности: «У них растет тростник, которым они пишут».

Об этом говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X вв. (найдены в Прииртышье и Тарбагатае).

В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Каган принял имя Хакан-аль-Кимаки.

В X в. некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам.

552-603 гг. Большинство населения составляли племена теле (тирек).

Судя по китайским источникам этноним «тюрк» произошло от названия «теле», этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати, а затем господствующие племена.Первое упоминание этнонима «тюрк» встречается в китайских летописях. относится к 542 г.Тюркская государственность называлась каганат. Каган - верховный правитель тюркского государства. Д ревние тюрки называли свою столицу «Орда», власть «тер» (глава; почетное место). Шедших в бою впереди военачальников - «берi» (волк), «кырги» (ястреб).Тюркютский род, правителей тюркских каганатов, происходящий по легенде от внука волчицы называли Ашина.- «Ашина» означает «благородный волк». Основателями династий считаются Бумын (cm. ветвь) и Иштеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лестничному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». С 6в земли К под властью Тюркского каганата (династия Ашин). В 552 году Тюркский каганат основал Бумын – каган (разгромив с теле аваров). При Мукан – кагане (553г – 572г) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. После завоевания Средней Азии стали контролировать Шелковый Путь. Вместе с Ираном (Персия – то же самое) в 561-563г воевали с эфталитами. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками под Бухарой в 587г. Тюрки (и согдийцы - их подчиненные) желали прямых торговых связей с Византией (но мешал Иран). Иран выплатил 40 тысяч золотых тюркам за отвод войск (граница – река Амударья). Каган Дизабул в 568г основал посольство в Константинополе (Юстиниан II) в главе с купцом Маниахом для торговых и военных (против Ирана) соглашений, в Таразе – ответное посольство во главе с Земархом (это первое упоминание Тараза). Истеми-каган – походы на Кавказ, торговые посльства в Иран. Тюрксанф захватывает Крым. В 588г Иран нанес поражение тюркам под Гератом. Термины «култегин-лабан», «яланшах» - титулы правителей городов. В 603г завершился процесс разделения тюркского каганата на запад-восток (из-за междоусобиц). Хозяйство – кочевое скотоводство. Аристократия внедряла буддизм (семиреченские храмы).

Охарактеризуйте последствия переселения в казахские земли русских и украинских крестьян во второй половине XIX века.

Были увеличены налоги, у коренного населения стали отбирать лучшие земли, предназначенные не только для скотоводства но и для земледелия. Только с 1885 года по 1893 к Акмолинской области было отобрано у казахов 251779 десятин земли и образовано 24 переселенческих участка с 10940 жителями мужского пола, а смежной Семипалатинской области – 33064 десятины. Основными районами переселения русско-украинского крестьянства самого крупного региона юга Казахстана – Сырдарьинской области явились Чимкентский, Ташкентский, Аулие – Атинский уезды, где с 1884 – 1892 гг. было образовано 37 поселений. Динамика относительно бурного роста переселенческих поселений, например в Алуе-Атинском уезде была следующей: село Михайловское было основано в 1874 году с 331 жителем, в 1876 году Шалдоварское – 1102 человека, в 1877 году Дмитриевское – 340 человек, в 1881 году Покровское – 658 человек, Каменка – 331, в 1884 году Николаевское – 449, в 1885 году Мерке – 555, в 1886 Александровское – 643, Кузьминское – 226 человек и др.

Заполните схему «Признаки проявления тоталитарного режима в 30-ые-40-ые годы XX века в СССР».


Билет № 25

Тюргешский каганат (образование, расцвет, упадок).

Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.).Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой: Малой орды город Кунгит, Ставкой Большой орды Суяб.В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит.Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара).Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть.Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов. Ушлик особое внимание уделял политико-административному укреплению каганата. После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть. Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган. При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается. В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным. Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат. Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию. Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения. В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов. Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане. Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб. Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб. Китайцы овладев Шашем, убили его эмира.Сын эмира запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу. В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть.

Восточно-тюркский каганат

После крушения Великого Тюркского каганата его восточная часть оказалась под влиянием империи Суй, которая возвела на престол кагана своего протеже Жангара. Суйский ставленник вел лояльную по отношению к соседнему государству политику. Однако после смерти Жангара в 608 г. его сын Шибир-хан вошел в противостояние с суйским императором. Натиск восточных тюрков подкосил династию Суй и в 618 г., ее место заняла династия Тан. Но в конце 20-х гг. VII в. Восточный Тюркский каганат стал жертвой жесточайшей эпидемии, уничтожавшей людей и скот. Нападение Танской империи привело к полному крушению Восточного Тюркского каганата в 630 г. После этого большая часть тюрков вынуждена была мигрировать в Китай. Танские правители использовали военные навыки тюрков в различных кампаниях. II Восточный Тюркский каганат Однако восточные тюрки не смирились с судьбой подданных Танской империи. Мало по малу в недрах народа возрождалась идея тюркской государственности. В годы отчаяния и поражения тюрки предавались размышлениям, дошедшим до нас высеченными на каменных стелах Кюль-тегина: «Я был народом, имевшим свою державу (Ель), где теперь моя держава? Я был народом, имевшим кагана, где же мой каган? Какому кагану отдаю я труды и силы?». В 679 г. тюрки подняли восстание против танского владычества, в результате которого в 682 г. на престол кагана взошел Кутлуг-чор, принадлежавший роду Ашина. Мятежные тюркские племена нашли укрытие в горах Цзун-цай (в системе гор Иньшань). Здесь восстанавливалась тюркская государственность. Китайский наместник Ван Бэньли, не на шутку озабоченный проявленными тюркскими мятежниками сплоченностью и стратегическим талантом, попытался перехватить инициативу и отправил для переговоров к повстанцам влиятельного тюркского бека Тоньюкука, находившегося до этого времени в заточении в танской тюрьме. Однако Тоньюкук не стал уговаривать сородичей склонить голову перед танскими завоевателями, а напротив примкнул к восставшим. Тоньюкук осознавал, в каком бедственном положении пребывают тюркские племена под танским владычеством. Понимание необходимости сохранения мировоззренческих основ кочевой цивилизации и тюркской государственности стало ведущим мотивом в его решении стать сподвижником Кутлуг-чора. Объединение Кутлуг-чора и Тоньюкука вывело тюрков на качественно новый уровень, создав прочную основу для восстановления восточной тюркской государственности. Спустя некоторое время восточные тюрки нанесли поражение огузам, сеяньто, киданям и китайцам. Кутлуг-чор получил тронное имя Эльтериш-каган, а его супруга – Эльбильге. На стеле Бильге-кагана об этом событии повествуется следующее: «Тенгри и ыдук Йер-Суб так сказали: «Да не погибнет народ тюркский, (настоящим) народом пусть будет!» Тенгри, подняв моего отца Эльтериша, возвысило в каганы и, подняв мою мать Эльбильге, возвысило в катун». Преемником Эльтериш-кагана стал его младший брат Капаган-каган (691-716). Его правление подробно описано и в тюркских рунических надписях, и в танских летописях, где он зовется Мочжо, и в тибетских хрониках. С его деятельностью связан рост военно-политического влияния IIВосточного Тюркского каганата. Китайские летописи отзываются о нем с вполне понятной неприязнью: «Мочжо, упоенный славою побед, низко думал о Срединном государстве (т.е. династии Тан) и даже гордился пред ним... Земли его содержали вдоль и поперек до 10000 ли пространства. Все иностранные владения повиновались его повелениям». Сразу после восшествия на престол Капаган-каган проявил себя как последовательный противник Китая. Благодаря успешным военным операциям в 693-706 гг. он заставил Танских правителей пойти на уступки. В 696-697 гг. восточные тюрки нанесли сокрушительное поражение киданям. Не менее важным для Капаган-кагана было возвращение влияния над территориями западной части некогда Великого Тюркского каганата, где в 699-766 гг. укрепилось Тюргешское государство, претендовавшее на роль правопреемника Западного Тюркского каганата. По мнению Капаган-кагана, после возрождения Восточного Тюркского каганата должно было последовать объединение империи тюрков в прежних границах. Преследуя эти цели, в 699 г. Капаган-каган назначил своего сына малым каганом, тем самым направив его усилия на захват власти в западных землях. Таким образом, борьба с тюргешскими каганами стала главным направлением внешней политики Капаган-кагана. Противостояние тюргешей и восточных тюрков началось в 708 г. Решающую победу восточные тюрки одержали в битве при р. Болчу. Затем они подчинили себе согдийских земли в бассейне Сырдарьи, ранее платившие дань тюргешам. Добившись таким образом восстановления своего влияния в границах бывшей Тюркской империи, восточные тюрки возвели на тюргешский престол лояльного правителя – Сулу-каган. В 709-710 гг. Капаган-каган подчинил себе также енисейских кыргызов. Однако, несмотря на одержанные победы и военную мощь, Восточному Тюркскому каганату было непросто сохранять контроль над покоренными племенами. Огузы, уйгуры, эдизы поднимали бунты против империи, недовольные тяжким бременем податей. Во время подавления одного из таких мятежей в 716 г. погиб Капаган-каган. Его преемником стал Бильге-кагана (716-734 гг.), которому по наследству от предыдущего правителя достались междоусобицы и смуты. Только возвращение в ставку кагана опального Тоньюкука позволило установить относительную стабильность. Тоньюкук имел большое влияние на Бильге-кагана и был последовательным противником всего китайского. «Не должно обносить стеною кочевую орду и строить храмы Будде и Лао-цзы... учение Будды и Лао-цзы делает людей человеколюбивыми и слабыми, а не воинственными и сильными», - такие слова приписывают Тоньюкуку авторы «Истории династии Тан». Во внешней политике Бильге-каган также добился значительных успехов. В 721-723 гг. восточные тюрки одержали победу над Танской династией. С тюргешами Бильге-каган установил дипломатические отношения, скрепив его династийными браками. О правлении Бильге-кагана повествуют каменные стелы с руническими надписями, установленные в урочище Кокшин-Орхон. Они являются частью поминально-ритуального комплекса, посвященного младшему брату Бильге-кагана и прославленному воину Кюль-тегину, который трагически погиб в 731 г. Бильге-каган обращается к тюркскому народу, воздает честь победам тюркских правителей, прославляет тюркскую гоударственность. Бильге-каган ненамного пережил Кюль-тегина: через три года после его гибели он был вероломно убит – отравлен своим приближенным. Вскоре после смерти Бильге-кагана Восточный Тюркский каганат пал. Междоусобные распри между претендовавшими на власть представителями тюркской знати ослабили империю и этим не преминули воспользоваться извечные противники тюрков. В 742 г. на Восточный Тюркский каганат совершили набег объединенные силы басмылов, уйгуров и карлуков. И уже в 744 г. на берегах Орхона обосновались уйгуры, которые провозгласили себя и преемниками Тюркского каганата. Так канула в Лету некогда великая империя.