Плюрализм в истории. Плюрализм - что это и какие его виды существуют? Что такое плюрализм

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии) Василенко В. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Наука, 1996. - С. 352.

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М. Прогресс, 2008. - С.54.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций: учеб. пособие. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. - С. 63.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

Материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

Диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

Иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.) Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. - Симферополь: СОНАТ, 1999. - .С 81-82.

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

Плюрализм (философия)

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом , последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма .

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм , экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса , философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плюрализм (философия)" в других словарях:

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    Плюрализм (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм … Википедия

    - (лат. pluralis множественный) позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах воздухе … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия

    В самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия

    Филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия

    - (англ. philosophy of education) область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается… … Википедия

    ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных… … Философская энциклопедия

    - (лат. pluralis множественный) фи лософско мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии,… … Новейший философский словарь

Книги

  • , Канке В.А.. В учебнике освещены вопросы истории, философии и методологии социальных наук. Изложена теория концептуальной трансдукции. Проанализировано концептуальное устройство социальных наук, методы…
  • История, философия и методология социальных наук. Учебник для магистров , В. А. Канке. В учебнике освещены вопросы истории, философии и методологии социальных наук. Изложена теория концептуальной трансдукции. Проанализировано концептуальное устройство социальных наук, методы…

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), любо­мудрие. Философ, следовательно, – человек, почитающий и любя­щий муд­рость, ориен­тирующийся на нее в своем поведении, в своем отно­шении к миру, к жизни, к людям.

Испокон веков муд­ре­цами называли людей, находящих лучшее решение тех или иных конкретных вопросов, например проблем, порожденных определен­ными жизненными обстоя­тельствами. Примечательно, что среди почитаемых древними греками семи мудрецов философами были лишь двое – Фалес из Милета и Пифагор из Самоса

У фило­софии (общий) предмет – сущность мира и место человека в нем.

Говоря о предмете философии, и её основных функциях, следует учитывать, что в различных исторические периоды, в различных философских школах и направлениях они не однозначны. Поэтому перечисление множества функций в учебниках по философии относятся далеко не ко всем философским школам и направлениям.

Круг проблем

Наряду с изучением природы в сферу философского осмыс­ле­ния вошли и стали постоянными фундаментальные вопросы обществен­ной жизни, наиболее общие принципы развития и функ­ционирования важнейших социальных структур. Фило­софы оста­вили немало сочинений, раскры­вающих гуманистические иде­алы свободы и справедливости, идеи наилучшего государствен­ного и общественного устройства, разумного отношения к труду, собст­венности, правилам общежи­тия, функционирования институ­тов власти.

Через многочисленные философские произве­де­ния красной нитью проходит проблема человека: его происхождение и назначение, природа и сущность, способности и потребности, смысл и образ жизни, позна­вательные возможности, воздействие на окружаю­щую среду.

2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первых философских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития - к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтомучеловек разумный начинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, воз­никло впер­вые у Пифагора. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, как любви к мудростисохранилось до настоя­щего вре­мени.



Первые философские школы возникают почти одновре­менно в древ­ней Индии, древнем Китае и древней Греции (7 - 6 вв. до н. э.). Но пер­вые целостные философские учения (учение о мире, обществе, человеке и человеческом познании) были созданы в древней Греции. Это дало основание Гегелю считать древнеиндийскую и древнекитай­скую философию предфилософией, а подлинная философия возникла только в древней Греции. Подобная оценка первых философских учений разделяется и многими современными философами.

Философию можно определить как постижение действительности с помощью ра­зума (категориальное по­стижение действительности) в поисках ис­тины. Категории философии - это наиболее общие понятия с помощью которых работает философия

Первые философы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время.



Философский плюрализм, его основания. Проблема основного мировоззренческого вопроса.

Философская мысль признает плюралис­тич­ность мнений и движет­ся, как правило, в форме множества линий, проникая в предмет своего исследования всесторонне, с самых разных сторон. Предполагая теоретическое осмысление отношения сознания к бытию, философия абстра­ги­руется от частной проблематики и обра­щается к ней только при выявлении самого общего, самого сущест­венного. Сила и значение подлинной философии не столько в логиче­ской доказа­тель­ности (хотя и это важно), сколько в глубине постанов­ки новых проблем, в способности адекватного постижения важных сто­рон человеческой жизни, в стремлении к такой выстроенности своего знания, которая обязательно предполагало бы мировоз­зрен­ческую привлекательность. Высшей для нее ценностью потому является сам человек. В отличие от науки, философия не распо­лагает эмпири­ческими приемами исследования, хотя и опирается на данные опыт­ного знания. Достоверность и жизненность ее вы­водов подтверж­даются обычно не отдельными эксперимента­ми, частными наблюде­ниями, а всем потоком происходящих в реальной жизни событий.

Почти вся новейшая философия делает акцент на соотно­шении духа и материи – что чему предшествует? Материальное предшест­вует идеальному или наоборот? Многие считают основ­ной мировоз­зренческой проблемой вопрос о том, конечен или бесконе­чен мир. В каком направлении развивается Вселенная и есть ли на других планетах разумная жизнь? Сущест­вуют ли объективно дейст­вующие законы природы и общества или человек только верит в них в силу привычки? Что такое человек и каков смысл его жизни? Как осущест­вляет человек познание мира и себя самого? Что такое сво­бода, счастье, любовь, героизм, в чем состоит их гуманистическое истолкование и осуществление?

Можно говорить и об иных мировоззренческих проблемах, являю­щихся предметом размышлений философов. Но боль­шинство философов едино в конечном счете в том, что вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материаль­ному является доминантным, определяющим. Ибо, какой бы аспект мировоззрения ни рассматривался, он так или иначе сопри­касается с этим фундаментальным соотношением. В значительной мере в соот­ветствии с ним решаются все другие вопросы мировоз­зрения. Другое дело, что жесткой связи здесь может и не быть. Философ в своем творчестве бывает порою непоследо­ва­телен, противоречив. Да и выводы о приверженности мыслителя, ученого к той или иной мировоззренческой позиции зависят от многих обстоятельств, определяют­ся не одним критерием, а их совокупностью, и могут потому носить услов­ный характер.

- (от лат. pluralis - множественный) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П. Большая советская энциклопедия

  • плюрализм - орф. плюрализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • плюрализм - Плюрализм, плюрализмы, плюрализма, плюрализмов, плюрализму, плюрализмам, плюрализм, плюрализмы, плюрализмом, плюрализмами, плюрализме, плюрализмах Грамматический словарь Зализняка
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Большой энциклопедический словарь
  • плюрализм - сущ., кол-во синонимов: 3 многообразие 9 триолизм 2 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный] 1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. монизм, дуализм). Толковый словарь Кузнецова
  • ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. Советская историческая энциклопедия
  • плюрализм - Плюрализма, мн. нет, м. [от лат. pluralis – многочисленный] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму). Большой словарь иностранных слов
  • плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства... Большой юридический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ, а, м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности. | прил. плюралистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • плюрализм - плюрализм м. 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей. || противоп. монизм... Толковый словарь Ефремовой
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ а, м. pluralisme m. <�лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. Словарь галлицизмов русского языка
  • плюрализм - Плюрал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей... Социологический словарь
  • Плюрализм - Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г Краткий религиозный словарь