Сообщество Империал: Известные Инквизиторы - Сообщество Империал. Кто такой инквизитор? Как появилось слово? Сын священника и племянник еврея

Портретами именно этих людей были увешаны стены кабинета рейхсфюрера СС Гиммлера. И доктрина борьбы фашистов с недочеловеками очень сильно напоминала борьбу инквизиторов с чародеями средневековья. Только вместо чародеев нацисты своими мишенями избирали уже евреев, русских, поляков, цыган и прочих, кто «не вышел формой черепа».

Александр VI (Папа)
XV век. В это время инквизиция громила ведьм поголовно. Папа Иннокентий VIII буллой распространял влияние инквизиции на всю территорию Германии, при этом полагаясь на полномочия, которые ему были даны папой Александром VI. Шел период, в который инквизиция не чувствовала никакого сопротивления со стороны антиколдовского фанатизма. Александр VI бесконтрольно правил в период с 1492 по 1503 гг.

Бальтазар Беккер
1634-1698 гг. Голландец. В написанном им в 1691 году труде «Околдованный мир» выступал против учений о колдовстве, демонологии и магии. За этот весомый труд он поносится проклятиями со стороны практически всего писательского общества того времени. Единственным вставшим на его защиту был главный магистр Амстердама, который, несмотря на все препоны светского общества, продолжал выплачивать ему жалование священника и открыто выступал против его высылки из Голландии.
Личность Беккера была также ненавистна и духовенству - за то, что в своем знаменитом труде, кроме развенчания колдовства как такового, он пытался рассказать миру о том, с какой целью инквизиторы выступают против ведьмовства и колдовства. Достаточно одиозная фигура, напоминающая анархистов конца XX века. Но умер Бальтазар Беккер отлученным от церкви примерно в 1698 году.

Питер Бинсфельл
Пожалуй, самый крупный авторитет Германии из числа всех известных инквизиторов. Его учение против колдовства в течение 1540-1603 годов цитировали все католические и протестантские приходы в Германии.
Основной идеей учений Бинсфельда была тема возможности принятия на веру признание ведьм против их сообщников. По его личному убеждению, можно былопонять, что дьявол не проникает в тела невинных грешников, а лишь в тех, кто крайне виноват перед создателем, тех, кто грешил, грешит и грешить будет. Он говорил, что лучше пытаться защищать виновных, чем слушать разговоры невиновных, а лишь подозреваемых. При его неусыпном руководстве начала раскручиваться структура тайных доносов соседа на соседа, друга на друга и родственника на родственника...

Анри Боге
1550-1619 гг. «Судебное руководство по наказанию ведьм», написанное Анри Боге за довольно длительный период времени, выдержало двенадцать переизданий. Это самая авторитетная работа того времени, которую можно назвать неким видом средневекового демониари-ума. Будучи председателем верховного суда и знаменитым адвокатом, Анри Боге самостоятельно провел ряд громких процессов против сект, обнаруженных инквизиторами. Всех обвиненных Анри Боге казнили. В течение процессов он лично допросил более сорока ведьм, и ни одна из них не была помилована.
Основная идея его руководства процессами - сожжение всех ведьм на одном гигантском костре. Именно это поддерживалось священниками, политиками и философами того времени, стоящими на стороне инквизиции. Интересно то, что семья Анри Боге несколько раз - и, к сожалению, безрезультатно - пыталась воспротивиться выходу в свет его трудов.

Лоран Борделон
1653-1730 гг. Родившись в Бурже, он впоследствии стал армейским капелланом и весьма именитым писателем, вставшим на сторону борцов против ведьм и колдунов. К его мнению прислушивались люди из правящих кругов Франции. Бытует мнение, что им было основано тайное движение, в которое, возможно, входил известный литератор Сирано Де Бержерак, включавший в свои произведения элемент пародийности, отражающий его личное отношение к колдовству и демонологии. Например, Люцифера он называл безмозглым ослом с огромными ушами, которые мешают ему рассмотреть истину.

Буве Ле Сьер
1641 г. Этот человек прославился тем, что впервые в истории инквизиции составил общие сведения для ведения протоколов на судах против ведьм и колдунов. Практически все еретики в его трактате приравнивались к богохульникам и всех их следовало казнить без сожаления.

Личный опыт Буве ле Сьера, приобретенный на посту провост-генерала в Италии, пригодился ему в точном описании действий судей на допросах. Он четко описывал ситуации, в которых даже бывалые судьи могли бы проколоться. Так, например, Ле Сьер пояснял, каким образом нужно себя вести в том случае, если обвиняемый болен лихорадкой или сифилисом, или «в какой момент допроса судья должен отвлекать свою жалость к обвиняемому, дабы не уменьшить его участь...»

Франц Бьюэрман
Этот человек был идолом для Адольфа Гитлера. Дело в том, что судов, которые беспристрастно вел Бьюэрман, боялись все без исключения. А за глаза его звали «Кровавым молотом». Один из писателей-современников судьи-изувера очень точно описывал свое состояние, в котором он пребывал на одном из судов с участием Бьюэрмана: «Мне казалось, что судья сам чем-то походит на демона, в связи с которым на сей раз обвиняли бедную, несчастную Эльзу. Находясь на ее месте я предпочел бы оказаться в лапах самого свирепого хищника на земле, нежели перед трибуналом Франца Бьюэрмана...»

Однажды, находясь в поездке по городам и весям, он приказал сжечь без промедления более ста пятидесяти (!) человек из трехсот (!) подозреваемых в колдовстве.

Будучи разъездным судьей и наделенный особыми полномочиями, Бьюэрман мог легко отменять решения любого местного суда, заседание которого он тайно посещал. Но, как и в других случаях, Бьюэрман, будучи садистом по натуре, кроме всего прочего, неплохо зарабатывал на смертях невинных людей. Большая часть конфискованного у людей, обвиняемых в колдовстве - имущества отходило к нему лично.

В 1636 году, находясь в Зисбурге, Бьюэрман вдруг обнаружил, что его собственный палач - черный колдун... Решение пришло практически мгновенно - этот каратель приказывает другому палачу сжечь прежнего. И несчастный палач-колдун тут же - без суда и следствия! - был брошен на костер. Правда, любвеобильный Бьюэрман прежде увидел этого несчастного человека в объятиях пьяной проститутки...

Генрих VIII
В годы правления короля Генриха VIII вышел в свет первый в истории Англии билль, действующий против чародейства и колдовства.

Пауль Гриландус
Составленный Паулем Гриландусом трактат о ведьмах содержал примеры уничтожения ведьм и колдунов самыми изощренными методами. В нем довольно ярко описывались различные способы обнаружения богохульников. К колдунам и ведьмам Гриландус причислял и гадалок. Фанатизм этого инквизитора доходил до того, что Гриландус, увидев свою благоверную супругу с любовником, приказал немедленно схватить их и бросить в тюрьму как злостных богоненавистников. Впоследствии женщина была признана судом ведьмой и в присутствии бывшего супруга сожжена на костре.

Королева Елизавета
В период с 1547 по 1563 год в Англии практически не было законов, по которым колдовство признавалось как тяжкое преступление... Однако уже в 1563 году на престол взошла королева Елизавета. И всего через месяц подверглись аресту и были посажены в тюрьму некие сэр Энтони Форескью, Артур и Эдмонд Поллами, которые значились в (!) племянниках кардинала. А чуть позже схватили еще пять человек. Кстати, всех арестованных официально обвинили в составлении ложного гороскопа королеве Англии, в котором якобы говорилось о ее скорой кончине. Вполне естественно, что никакой монарх такого бы не вынес, ведь подобные вольности в ту пору приравнивались к действительному свержению монарха.

В 1581 году в Англии вышел закон, в котором говорилось примерно следующее: «Любая попытка колдовства впредь рассматривается как государственная измена!»

Нетрудно нащупать причины, побудившие королеву издать такой странный закон. Дело в том, что арестованные, о которых говорилось ранее, были протестантами - вот истинная опасность для королевы. Примерно в то же время колдовство было признано самым опасным и всех возможных преступлений. Перечислим основные положения этого документа:

Смертная казнь за убийство при помощи колдовства;
- годичное заключение с покаянием у столба за колдовство, не приведшее к смертельному исходу;
- конфискация имущества ведьм и колдунов при повторном осуждении, связанным с гаданием;
- конфискация имущества за покушение на убийство путем применения магии;
- конфискация имущества за супружескую измену.

Бенедикт Карпцов
1595-1666 гг. Этот судья слыл настоящим головорезом. Доподлинно известно, что он в разные годы лично подписал смертные приговоры более двум тысячам обвиненных в колдовстве.

Современники, описывающие Бенедикта Карпцова, в один голос утверждали, что он прочел Библию более пятидесяти трех раз, все время - каждую субботу - посещал церковь и причащался не менее одного раза в месяц.

Ульрих Молитор
Доктор права Падуанского и профессор Констанцского университетов, знаменит своим литературным трудом, написанным под впечатлением книг Шпренгера и Инститориса.

В своем нетленном сочинении Ульрих Молитор вставлял не только строки из священного писания, но и цитаты из книги, посвященной королю Артуру.

Невольно призадумываешься: а не подтверждается ли еще одна теория появления инквизиции - конкуренция? Дело в том, что цитаты из подобных книг тогда приравнивались к занятиям колдовством и магией. Ведь известно давно, что в книге о короле Артуре неплохо представлен другой загадочный персонаж этого труда - знаменитый волшебник Мерлин.

Статья первая. ГЛАВНЫЙ ИНКВИЗИТОР. СОВЕТ ИНКВИЗИЦИИ. ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

I. Среди мероприятий, к которым привело новое рассмотрение буллы от 2

форму постоянного трибунала, с главой, которому были подчинены все

инквизиторы вообще и каждый из них в отдельности. Должность главного

инквизитора Кастильского королевства лишь в эту эпоху была предоставлена

Томасу Торквемаде, имя которого, до тех пор было известно не иначе, как в

числе многих других имен, означенных в февральской булле 1482 года.

инквизитором Арагонского королевства, и огромные полномочия его должности

преемниками этого папы. Торквемада вполне оправдал сделанный выбор. Было

почти что невозможно найти человека, более способного выполнить намерения

Фердинанда в отношении умножения конфискаций, римской курии - в смысле

пропаганды ее властолюбивых и фискальных принципов, и, наконец, самой

инквизиции - в поставленной ею задаче казнями установить систему террора, в

котором она нуждалась.

III. Торквемада создал сначала четыре подчиненных трибунала - для

Севильи, Кордовы, Хаэна и Вилья-Реаля, называемого в настоящее время

Сьюдад-Реаль . Четвертый трибунал был вскоре перенесен в Толедо. Затем

Торквемада позволил доминиканцам приступить к исполнению их обязанностей в

различных епархиях кастильской короны.

IV. Эти монахи, получившие мандаты от святого престола, подчинились не

без некоторого сопротивления приказаниям Торквемады под тем предлогом, что

они не являлись его уполномоченными. Торквемада, чтобы не повредить начатому

им делу, не решился уволить их в отставку; но, будучи убежден в

необходимости для своих видов единства действия, приготовился установить

основные положения, без которых, как он хорошо видел, нельзя было обойтись.

В качестве асессоров и советников он избрал юрисконсультов Хуана Гутьерреса

де Чавеса и Тристана де Медину.

V. Тем временем Фердинанд, не терявший из вида, сколь важно было в

интересах фиска организовать трибунал надлежащим образом, создал королевский

совет инквизиции, законным и пожизненным председателем его назначил главного

инквизитора, а советниками дома Альфонсо Карильо, который был в то же время

епископом Мазары в Сицилии, но пребывал тогда в Испании, Санчо Веласкеса де

Куэльяра и Понса из Валенсии. Оба последних были докторами права.

VI. Эта организация предоставляла советникам право решающего голоса во

всех делах, подсудных гражданскому праву, и только совещательного голоса в

делах, принадлежавших церковной власти, которою, в силу апостолических булл,

был облечен один Торквемада.

VII. Это обстоятельство часто приводило к большим пререканиям между

главными инквизиторами и членами верховного совета , так как обе

стороны горячо поддерживали свои обоюдные претензии. Однако вопрос остался

нерешенным, потому что он не был поставлен как следует, причем авторы его не

умели различить двух видов дел, которыми занимался совет, и потому что его

члены принадлежали к духовенству, а это, естественно, заставляло их относить

многие вопросы, подсудные гражданской власти, к канонической юрисдикции.

VIII. Такое управление сильно уменьшило число дел, которые королевская

светская власть имела право разбирать, и она вскоре заметила, как сильно ее

соперница вредила интересам и прибылям фиска. Если бы контрагенты светской

власти хорошо изучили цель и организацию совета и истинные принципы

гражданской и церковной юрисдикции, этот противозаконный захват никогда не

произошел бы, потому что случаи необходимости прибегать к духовной власти

главных инквизиторов были бы сведены к небольшому числу.

IX. Торквемада поручил своим двум асессорам составить основные законы

для управления нового трибунала, предварительно познакомившись с тем, что

воспользовавшись советами сведущих людей. Он созвал общее собрание,

составленное из инквизиторов четырех учрежденных им трибуналов, из своих

двух асессоров и из королевских советников. Эта хунта произошла в

первые законы испанской инквизиции.

X. У меня имеется их копия, содержащая также инструкции,

последовательно обнародованные вплоть до 1561 года, помимо большого

количества отдельных узаконений, которые еще не устарели. Я не сомневаюсь,

что друзья истории встретят с удовольствием обнародование этого собрания

жестоких законов, порожденных фанатизмом и суеверием, Но в план этого

сочинения не входит передача буквальной копии статей первоначальной

инструкции. Я ограничусь предоставлением моим читателям их общей идеи

совокупности, чтобы познакомить с тем духом, который царил в инквизиции и

управлял ее действиями.

XI. Первая статья устанавливала способ, которым учреждение трибунала

будет оповещено в стране, где он должен быть установлен. - Распоряжения об

этом соответствовали тому, что происходило в Севилье, когда инквизиция была

там установлена. В них можно уже заметить захват прав государя и

злоупотребления, которые являются естественным следствием этого.

Вторая статья предписывала обнародование в местной церкви указа,

сопровождаемого угрозою церковных кар тем, кто, совершив преступление ереси

или вероотступничества, не донесет на себя добровольно до истечения

дарованного им льготного срока, и тем, кто воспротивится исполнению

мероприятий, предписанных святым трибуналом.

Третьей статьею был определен месячный срок еретикам для объявления

самих себя и для предупреждения этим конфискации их имущества, однако без

ущерба для денежных штрафов, к которым они могли быть приговорены.

В четвертой статье было сказано, чтобы добровольные сознания,

заявляемые во время льготного срока, делались письменно, в присутствии

инквизиторов и секретаря так, чтобы виновные давали ответы на все вопросы и

интерпелляции, обращенные к ним инквизитором по вопросу об их исповедании и

насчет их соучастников и тех, вероотступничество коих они знают или

подозревают. - Эта статья оказывала человеку милость лишь для того, чтобы

предать других преследованию.

Пятая статья запрещала давать тайно отпущение тому, кто сделает

добровольное сознание, за исключением единственного случая, когда никто не

знает о его преступлении и следует опасаться его огласки. - Легко видеть,

насколько эта мера была жестока, потому что она предавала позору публичного

аутодафе даже того, кто по свободному и добровольному душевному движению

признавался в своем грехе. Какая разница между этим поведением инквизиторов

и поведением Иисуса Христа относительно блудницы, самарянки и грешницы!

Указанная мера передала в руки римской курии громадные суммы: тысячи

новохристиан обратились к папе и предложили принести искреннее сознание в

прошлом и обещание быть в будущем верными своему долгу христианами, если им

пожелают тайно дать отпущение: римская курия извлекла выгоду из готовности

этих перепуганных людей и даровала им за деньги апостолические бреве,

которые должны были предоставить им безопасность.

Шестая статья устанавливала, что часть епитимьи того, кто примирится с

Церковью, будет состоять в лишении его пользования всякой почетной

должностью, употребления золота, серебра, жемчуга, шелка и тонкого полотна.

Посредством этой отвратительной комбинации все оповещались о бесчестии, к

которому данное лицо присуждалось за преступление ереси. Ужасное

распоряжение это послужило лишь к обогащению римской курии в силу

умножившихся просьб о получении папского бреве о реабилитации. Они

выдавались до тех пор, пока Александр VI, по ходатайству испанских

инквизитору право реабилитировать осужденных, но с несправедливой оговоркой,

которая аннулировала все пожалования, сделанные раньше в Риме.

Седьмая статья налагала денежные штрафы на всех, кто сделал

добровольное признание. - Говорили, что основанием этой меры была

бдительность к охране католической веры; но она указывает еще более ясно на

ту цель, которою задался Фердинанд, учреждая инквизицию.

Восьмая статья гласила, что добровольно кающийся, который явится со

своим признанием по истечении льготного срока, не может быть избавлен от

конфискации своего имущества, которая будет объявлена и которой он

подвергнется по праву со дня своего вероотступничества или своей ереси. -

Это распоряжение еще раз доказывает жадность короля и то, чего он ожидал для

себя от инквизиции.

В девятой статье сказано, что если лица моложе двадцати лет явятся по

собственному побуждению, чтобы заявить свое сознание, по истечении льготного

срока, и если будет доказано, что они вовлечены в заблуждение своими

родителями, то достаточно наложить на них легкую епитимью. - Но что эти

люди, хладнокровно жестокие, понимают под этого рода епитимьей? Это

публичное ношение в течение года или двух лет санбенито и присутствие под

этой вывеской в праздничные дни на торжественной мессе и в процессиях или

пребывание в другом более или менее унизительном положении.

Десятая статья налагала на инквизиторов обязанность объявлять в их акте

примирения время, когда примиренный впал в ересь, чтобы знать, какая часть

его имущества принадлежит фиску. - Суровость этой статьи заставила многих

зятьев потерять приданое их жен, потому что оно было им выплачено после

преступления их тестей. Это привело в семьях еретиков к громадным убыткам,

последствия которых были неисчислимы.

Одиннадцатая статья гласила, что если содержащийся в секретной тюрьме

святого трибунала еретик, движимый истинным раскаянием, попросит отпущения,

то ему можно его даровать, наложив на него в виде епитимьи кару пожизненного

заключения. - Я предоставляю своим читателям труд судить, находятся ли в

этом случае преступление и наказание в правильном соотношении.

Двенадцатой статьей указывалось, что, если инквизиторы думают, что в

случае, указанном в предыдущей статье, признание кающегося притворно, они

должны отказать ему в отпущении, объявить его лжекающимся и присудить его,

как такового, к релаксации и преданию в руки светского правосудия для

сожжения на костре. - Из этого видно, что жизнь узника зависела от

произвольного усмотрения инквизиторов, даже в том случае, если он настаивал

на искренности своего раскаяния.

Тринадцатой статьей было постановлено, что если человек, получивший

отпущение после своего добровольного сознания, хвастает, что скрыл разные

преступления, или из собранных сведений вытекает, что он совершил их большее

количество, чем то, в котором покаялся, он будет арестован и судим как

лжекающийся. - Вторая часть этой статьи носит очевидный характер жестокости,

потому что вполне возможно, что обвиняемый просто забыл многие из своих

прегрешений.

Четырнадцатая статья гласила, что, если уличенный обвиняемый упорствует

в своих отрицаниях даже после оглашения свидетельских показаний, он должен

быть осужден как нераскаянный. - Это распоряжение привело на костер тысячи

жертв. Во-первых, потому, что считали уличенными тех, которые не были ими, а

публичными и подлинными свидетельствами - урезанные свидетельские показания,

соответствие в показаниях двух или трех свидетелей, то клевета (а еще чаще

ложное толкование) могла скомпрометировать участь подсудимого, несчастного

уже тем, что он не мог ни доказать, ни убедить своих судей, отказывающих в

сообщении ему документов его процесса.

На основании пятнадцатой статьи, когда против отрицающего свое

преступление обвиняемого существовала полуулика, он должен был подвергнуться

пытке. Если во время пытки он признает себя виновным и затем подтвердит свое

сознание, то его наказывали как уличенного; если он отказывался от

подтверждения, его подвергали вторично, по праву, той же пытке или

присуждали к чрезвычайному наказанию. - Привод к пытке во второй раз спустя

некоторое время был запрещен советом инквизиции. Однако были инквизиторы

столь жестокие, что они все-таки применяли его к заключенным святого

трибунала. Они говорили при этом, что подвергают пытке заключенного только

один раз, потому что после первого сеанса на относящихся к процессу бумагах

они писали, что откладывают пытку, чтобы продолжать ее, когда это им

понадобится и захочется сделать.

Шестнадцатой статьей было запрещено сообщать обвиняемым полную копию

свидетельских показаний; можно было только давать им понятие о том, что на

них было донесено, оставляя их в неведении об обстоятельствах, которые могли

бы им помочь узнать свидетелей. - Одна эта статья была бы способна внушить

отвращение к трибуналу инквизиции. В том, что обвиняемому отказывали в

сообщении результатов предварительного следствия, не было ничего

противозаконного. Но отказывать ему в ознакомлении с документами его

процесса во время самого суда - не означает ли это сделать для подсудимого

невозможным пользоваться правом самозащиты?

Семнадцатая статья предписывает инквизиторам самим допрашивать

свидетелей, когда это для них не невозможно. - Это распоряжение справедливо,

но его делает иллюзорным то обстоятельство, что его редко было возможно

осуществить, так как свидетели и судьи почти всегда находились в разных

местах государства. Приходилось комиссару трибунала рассматривать и

принимать показания при помощи нотариуса, исполнявшего обязанности

секретаря. Так как оба они присягают в сохранении тайны, то можно видеть,

какой может произойти беспорядок, граничащий с преступлением, от

распоряжения, заставляющего подначальных людей уголовного трибунала

удостоверять преступность скорее, чем невиновность, чтобы этим быть приятным

для лиц, приказывающих им свидетельствовать. Кроме того, разве не следует

признать, что ничего не может быть опаснее истолкования ответов, данных

свидетелями, которые не получили ни воспитания, ни образования?

Восемнадцатая статья велит одному или двум инквизиторам присутствовать

при пытке, которой должен подвергнуться подсудимый, кроме случая, когда,

будучи заняты в другом месте, они должны обращаться к комиссару для

получения показаний, если пытка все-таки должна быть применена. - Не лучше

ли было бы ее совсем отменить?!

На основании девятнадцатой статьи, если после вызова в суд согласно

предписанным формам обвиняемый не явится, он должен быть осужден как

уличенный еретик. - Мера бесконечно несправедливая, потому что тысяча

обстоятельств может помешать человеку, вызванному в суд, быть осведомленным

о своем вызове; если предположить даже, что он это знает, уклонение его от

явки может быть вызвано боязнью быть посаженным в тюрьму, что далеко до

молчаливого признания своего преступления.

Двадцатая статья гласит, что, если доказано книгами или поведением

умершего человека, что он был еретиком, он должен быть судим и осужден как

таковой; его труп должен быть вырыт из земли, все его имущество конфисковано

в пользу государства, в ущерб его законным наследникам. - Кто мог бы

поверить, что подобная мера против умершего, которого невозможно уже

обратить, продиктована ревностью по вере? Поэтому надо искать другую

правдоподобную причину такого поступка - в жадности, в желании внушить ужас

и стать страшным. Однако примеров столь великой жестокости встречается

немного, кроме, быть может, истории папы Стефана , который заставил

выкопать из земли труп своего предшественника Формоза , чтобы обречь

его память на бесславие.

Двадцать первой статьей инквизиторам было приказано распространить свою

юрисдикцию на сеньориальных вассалов; если сеньоры откажутся ее признать, то

применить к ним церковные кары и другие наказания. - Это дало инквизиторам

случай удовлетворять свое тщеславие, унижая этот надменный класс людей

епитимьями, к которым они их присуждали как сопротивляющихся декретам

трибунала.

В двадцать второй статье было сказано, что если человек, присужденный к

выдаче в руки светского суда, оставляет несовершеннолетних детей, то им

даруется государством, в виде милостыни, небольшая часть конфискованного

имущества их отца, и что инквизиторы обязаны доверить надежным лицам заботу

об их воспитании и христианском просвещении. - Хотя я прочел большое

количество старинных процессов, но нигде не встретил, чтоб инквизиторы

занимались судьбою несчастных детей осужденного. Нищета и позор были их

единственным наследием, и такова была судьба (в течение последнего

десятилетия XV века и в начале следующего века) бесчисленного множества

испанских семейств.

На основании двадцать третьей статьи, если еретик, примиренный в

течение льготного срока, без конфискаций имущества, имел собственность,

происходящую от лица, которое было присуждено к этой каре, то эта

собственность не должна была включаться в закон прощения. - Постыдный

расчет, подтверждающий мысль, что инквизиция получила свое возникновение не

из чего иного, как из жадности своих основателей.

Двадцать четвертая статья обязывала давать свободу христианским рабам

примиренного, когда не было конфискации, ввиду того что король даровал свою

милость только на этом условии.

Двадцать пятой статьей запрещалось инквизиторам и другим лицам,

причастным к трибуналу, получать подарки под страхом верховного отлучения и

лишения должности, присуждения к возврату и к штрафу в размере двойной

стоимости полученных вещей.

Двадцать шестая статья предлагает должностным лицам инквизиции жить

друг с другом в мире, без стремления к превосходству, даже со стороны того,

кто облечен властью епархиального епископа; в случае какого-либо раздора

главному инквизитору поручалось прекращать его без огласки. - Это

распоряжение доказывает, что были епископы, которые предоставляли свои

полномочия одному из инквизиторов, что было явной несправедливостью, потому

что тогда сокращалось число судей, и эта мера удаляла из трибунала, к

несчастию обвиняемых, единственного человека, который обыкновенно был

беспристрастным, другом справедливости, гуманным, просвещенным среди этих

апостолических судей, которым, по-видимому, нравилось во время процесса

подтверждать дурное мнение, которое установило против подсудимого тайное

следствие.

старательно следить за своими подчиненными, чтобы они были точными в

исполнении своих обязанностей.

Наконец, двадцать восьмая статья предоставляет мудрости инквизиторов

рассмотрение и обсуждение всех пунктов, не предусмотренных в основных

законах, с которыми читатель только что познакомился.

XII. Будем ли мы рассматривать в отдельности двадцать восемь статей

кодекса инквизиции или возьмем их в целом, мы видим, что судебные решения и

приговоры зависят от способа, каким велось следствие, и от личного взгляда

судей, высказывающихся за ересь или правоверие обвиняемого, на основании

индукций, аналогий и результатов, извлеченных из отдельных фактов или

разговоров, переданных часто с большим или меньшим преувеличением и

неверностью. Что можно было ожидать от таких людей, ставших распорядителями

жизни и смерти себе подобных, видя их полное ослепление предубеждением

против беззащитных обвиняемых? Бесхитростный человек должен был погибнуть,

торжествовал только лицемер.

XIII. Изложенный выше устав несколько раз пополнялся, даже в первые

времена. К нему прибавили особо инструкции, которые были установлены в

Авиле в 1498 году и, наконец, в Вальядолиде в 1561 году. Несмотря на все эти

изменения, не видно, чтобы формы судопроизводства когда-либо переменились

или чтобы отказались от произвола, составляющего основу этого ненавистного и

жестокого правосудия. Для подсудимого было невозможно установить надлежащим

образом свою защиту. Поставленные между альтернативой признания его

невинности или подозрения в виновности, судьи постоянно давали увлекать себя

в это последнее решение и не нуждались более в. уликах. Это варварское

учреждение под предлогом ревности по вере укрепляло с тех пор свою власть,

чтобы преследовать невинного и слабого и освобождать только лицемеров.

Томас Торквемада - один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

В рядах римско-католической церкви

Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь - пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.

Сын священника и племянник еврея

Томас Токвемада родился в начале XV века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя кардинал Хуане Торквемада был потомком крещеных евреев.

Томас Торквемада

Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышленом и общительном ребенке. Юноша поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.

Дядя Торквемады был потомком крещеных евреев

В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всем: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.

Духовник Изабеллы Кастильской

Однажды в Санта Крус ла Реал прибыла с визитом Изабелла Португальская. Три года назад она потеряла мужа, и от тоски ударилась в религиозный фанатизм. Познакомившись с Томасом, она попросила монаха стать духовником ее дочери Изабеллы. Торквемада согласился, и принялся с двойным усердием воспитывать инфанту. Он был не просто духовником, но и учителем и ментором девочки.

Торквемада был воспитателем и духовником Изабеллы Кастильской

Неокрепший ум ребенка легко воспринимал фанатические воззрения Торквемады. Однако некоторые историки считают, что его влияние нельзя назвать отрицательным: к моменту замужества Изабелла обладала неплохим багажом знаний и была образованней своего жениха Фердинанда. Брак устроил сам Торквемада. Выдав замуж свою подопечную, он тем самым объединил Испанию.


Изабелла Кастильская

Он был суров, как повелитель ада, великий инквизитор Торквемада

К концу XV века власть Торквемады была почти безграничной. По просьбе Изабеллы и Фердинанда папа Сикст IV основал Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 назначил Томаса Торквемада великим инквизитором.

Торквемада — прототип великого инквизитора из «Братьев Карамазовых»

Своей главной задачей Торквемада считал укрепление положения католической церкви, а других средств, кроме инквизиции, он не видел. В Испании инквизицию учредил еще папа Григорий IX, но широкого распространения она не получила, а во второй половине XV века на территории Кастилии и вовсе не было ни одного инквизитора.


Аутодафе на площади Майор в Мадриде, 1650

При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создает инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчетам, при Торквемаде были сожжены заживо от двух до восьми тысяч человек, при этом иногда на костер кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тысяч человек были подвергнуты пыткам.

В 1483 Сикст IV назначил Торквемада великим инквизитором

Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осужденных присваивало государство. Все эти зверства приправлялись гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 серебряников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!» И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора.


Марлон Брандо в роли Торквемада в фильме «Христофор Колумб: завоевание Америки», 1992

Ничего удивительного, что за 78 лет Торквемада нажил себе немало врагов. Он и в молодости был одинок, а в преклонные годы и вовсе отгородился от людей и окружил себя охраной. 250 человек день и ночь следовали за великим инквизитором, который страшно боялся ножа в спину или подсыпанного в напиток яда. Великий инквизитор умер на исходе XV века, ненавидимый целой страной.

От древнего до современного значения каждое слово проходит свой извилистый путь. В одних случаях оно теряет свой смысл, в других - приобретает совсем другое значение. Рассмотрим в статье понятие «инквизитор». Значение слова не изменилось с веками, а лишь расширило первоначальное значение.

Происхождение слова

Многие понятия нашего времени уходят своими корнями в Такая же история произошла и со словом «инквизитор». Это кто, чем данный человек занимается, можно узнать из дословного перевода данного термина на русский язык. Латинское слово inquisitio означает "расследование", "дознание". Поэтому ответ на вопрос, кто такой инквизитор, будет звучать, что расследователь, а иногда и судья. Простое латинское слово стало означать грозную силу, наводившую ужас на жителей средневековой Европы.

Кто такой инквизитор

Появление инквизиции датируется началом XII века. До этого времени никто еще не знал, кто такой инквизитор и не имел понятия о том, что веру нужно отстаивать довольно страшными способами. В конце XII века начинается рост различных оппозиционных христианских течений, которые ставили под сомнение некоторые догматы церкви, а вместе с тем снижали влияние папства на ум католиков. Эта тенденция не могла не тревожить католиков, ведь вызов им бросали не бедные язычники прошлого, а представители достаточно знатных и богатых семейств.

Одно из течений христианства называлось альбигойством. Катары представляли серьезную угрозу могуществу Рима. Именно для борьбы с ними были учреждены первые суды веры.

Первоначально роль инквизитора сводилась к дознанию. Представители инквизиционных отрядов направлялись в различные местности, где задавали множество вопросов в настроениях, царивших на данной территории. Понятно, что такой сбор сведений открывал широкие возможности для неправедного доноса.

Всех подозреваемых в инакомыслии приводили к епископу, чтобы тот вершил суд и выносил приговор. А вот приводить приговоры в исполнение поручалось уже светским властям. Нередко приговоренные так и не были казнены из-за своевременного побега в другую провинцию.

Такое легкомысленное отношение к ересям вынудило церковь пойти на крайние меры. Начиная с XIII века преступления против веры стали считаться одним из тягчайших, и тех, кто был признан виновным, ждала ужасная смерть - сожжение на костре. О том, кто такой инквизитор, узнали все, ведь указы папства разрешали казнить даже детей уже с семилетнего возраста. Даже могила не спасала от приговора. Тела умерших нередко быть выкопаны, а затем сожжены на костре.

Инквизиторы и ведьмы

Последний очаг инакомыслия был подавлен в Лангедоке. В этой провинции на юге Франции было обвинено в ереси и казнено одновременно более двухсот человек. Официально церковь победила, целые институты инквизиторов искали новые жертвы. Ими стали женщины и девушки, уличенные в колдовстве.

Для выявления ведьм и принуждения их к признаниям существовала особая книга, которая называлась «Молот ведьм». Особая роль отводилась дознавателям. Понятие, кто такой инквизитор было немного изменено - теперь так называли охотников на ведьм и колдунов. Именно из-за усердия инквизиторов многие женщины были подвергнуты страшным мукам и закончили свои дни на костре.

Современное значение слова

О том, кто такой инквизитор, наши современники узнают из книг или фильмов. Большое распространение получила тема инквизиции в фэнтези и научной фантастике. Древние обязанности ревнителей веры, разумеется, могли частично измениться, но иногда инквизиторы в фантазиях автора выполняют абсолютно несвойственные им функции, например, принимают участие в сражениях.

Следует понимать, что инквизиция - это часть тайной церковной полиции, и по смыслу своему она была далека от власти светской. Поэтому инквизиторы не могли активно принимать участие в боевых действиях. За веру Христову сражались совсем другие представители церкви, например, рыцари ордеров.

Благодаря влиянию средств массовой информации, появились новые значения слова «инквизитор». Синонимы его в современном русском языке - палач, аспид, живодер, иногда въедливый дознаватель. Реже инквизитор - это судья, выносящий суровые и несправедливые приговоры.