Упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения Сущность УСН, освобождение от уплаты ряда налогов

Новости

От первого лица
Пониженные тарифы страховых взносов: трудности применения
С. П. Павленко
начальник отдела страховых взносов Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития РФ
«Упрощенцы», имеющие право на пониженные тарифы страховых взносов, встречаются на практике со множеством трудностей. Вправе ли организация применять пониженные тарифы страховых взносов по выплатам, начисленным в пользу физических лиц в I квартале 2011 года, если в данном отчетном периоде у нее не было доходов? А если по итогам I квартала доля доходов от «льготного» вида деятельности составила не менее 70% общего объема доходов, а по итогам полугодия – менее 70%, каким образом производить начисление и уплату страховых взносов? Что делать, если ситуация изменилась после девяти месяцев? Читайте разъяснения специалиста Минздравсоцразвития.

Методология учета
Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса
Е. П. Зобова
главный редактор журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»
Минфин представил новый документ – Информацию № ПЗ3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях? Каковы, по их мнению, предпочтительные формы ведения бухучета? Как можно сократить рабочий план счетов? Как упростить регистры бухгалтерского учета? Обобщив послабления в методике ведения бухучета субъектам малого предпринимательства, мы привели конкретные рекомендации по реальному упрощению этого процесса.

Организация деятельности
Применение ККТ: проблемы и их решения
Н. А. Петрова
Вопросов по применению, регистрации в налоговых органах и эксплуатации контрольнокассовой техники не становится меньше. Как зарегистрировать резервную ККТ? Обязана ли организация применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов по возврату суммы займа и погашению процентов за пользование предоставленным займом? На эти и другие вопросы мы постарались ответить с учетом мнения финансистов и налоговиков.

Налоговое администрирование
Мероприятия налогового контроля: разъяснения финансистов и налоговиков, решения судей
Ю. А. Мельникова
эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»
Представляем вам позиции проверяющих органов и судебных инстанций по различным вопросам и разногласиям, которые могут возникнуть при проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля. Должна ли ФНС информировать налогоплательщика о назначении у него выездной налоговой проверки? Можно ли перенести налоговую проверку? Вправе ли налоговые органы затребовать документы вне рамок налоговой проверки?

Право
Порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде
А. В. Сохан
эксперт журнала «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»
Сегодня исковое заявление в арбитражный суд можно подать в электронном виде через Интернет. Каковы условия представления документов в электронном виде? Какие общие требования к документам предъявляет установленный порядок? Как подать документы через Интернет в арбитражный суд первой инстанции? Как быть на стадии пересмотра судебных актов? Конкретные шаги в этом направлении вы сможете сделать, ознакомившись с нашей статьей.

Введение

Глава 1. Роль и значение упрощенной системы налообложения в бюджетной системе

Глава 2. Анализ применения упрощеннной системы налогообложения (на примере ИФНС №2 по ЦАО г. Омска)

2.1 Характеристика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска

2.2 Результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения

2.3 Анализ сумм начисленного и уплаченного единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения

Заключение

Список литературы

Приложения

упрощенный налогообложение бюджетный плательщик

Введение

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. И с тех пор многие организации предпочли перейти на упрощенную систему налогообложения. Но некоторые фирмы до сих пор не приемлют эту налоговую систему, считая ее сложной в применении. Известно, что невысокие доходы многих малых предприятий с трудом позволяют честно платить все налоги, а упрощенная система налогообложения - это законный способ налоговой оптимизации, о котором знают далеко не все, к тому же для бухгалтера этот специальный режим означает сокращение трудоемкости бухгалтерского и налогового учета.

Сущность упрощенной системы как специального налогового режима и ее привлекательность для многих заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период .

Упрощенная система может применяться хозяйствующими субъектами на территории РФ и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта РФ.

Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Целью преддипломной практики является ознакомление с функциональными обязанностями должностных лиц по профилю специалиста финансов и кредита.

Задачей практики является сбор необходимых исходных данных к выполнению дипломного проекта, формирование способностей самостоятельного выполнения работ и обретение навыков исследований.

Объектом исследования в период прохождения практики является отдел камеральных налоговых проверок №2 ИФНС №2 по ЦАО г. Омска.

За время прохождения практики была изучена законодательная, правовая и нормативная документация, были проанализированы приказы Правительства РФ и Правительства Омской области, первичные финансовые, налоговые документы, инструкции. По данной тематике изучены периодические и литературные источники.

Глава 1. Роль и значение упрощенной системы налообложения в бюджетной системе

С развитием рыночных отношений и приобретением ими цивилизованных форм все больший, интерес со стороны субъектов предпринимательства вызывают модели налогообложения малого и среднего бизнеса. Удовлетворяющими подобный интерес системами являются специальные налоговые режимы и прежде всего упрощенная система налогообложения. Эффективное использование специальных режимов в качестве источников доходов не менее важно и для бюджета. Не стоит забывать и о регулирующей функции указанных налогов, стимулирующей экономику в предпринимательской сфере .

В связи с тем, что все поступления от применения УСН идут в региональные бюджеты, а российским законодательством субъектам федерации разрешено применять дифференцированную ставку по УСН от 6% до 15%, этот налоговый режим становится еще одним действенным инструментом в руках региональных властей для стимулирования предпринимательской среды (в том числе за счет роста числа предпринимателей) и пополнения доходной части региональных бюджетов .

В 2009 году в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило налогов от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на сумму 92,1 млрд. рублей. Снижение к уровню 2008 года составило на 10,3 млрд. рублей или на 10,1%.

субъектов Российской Федерации все-таки смогли добиться увеличения поступлений по УСН. Наибольших темпов роста по данному налогу достигли Дагестан - 116,8%, Калмыкия - 114,0%, Чеченская Республика - 113,8%, Республика Ингушетия - 106,0%.

Наибольшие потери (свыше 20%) понесли 14 субъектов: Новосибирская, Костромская, Свердловская, Псковская, Липецкая, Вологодская, Омская (22%), Орловская, Челябинская, Калининградская области, Забайкальский и Пермский край, Чувашская Республика, Еврейская автономная область .

Следует отметить, что в единственном регионе - Ненецком автономном округе, с 2008 года поступления в консолидированный бюджет субъекта по налогу от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения отсутствуют. В 2007 году поступление данного вида налога по указанному региону составило 56,4 млн. рублей.

По данным на 1 ноября 2010 года в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило налогов от предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на сумму 105,2 млрд. рублей, что выше аналогичного периода прошлого года на 22%. По всем субъектам, за исключением Чеченской Республики, где снижение составило 6%, темпы роста данного налога выше соответствующего периода прошлого года.

Как показывает государственная статистика в 2008 году количество малых предприятий в г. Москве увеличилось лишь на 3100, а в г. Санкт-Петербург их количество осталось на прежнем уровне. Сокращение малых предприятий зафиксировано также в 10 регионах. Наибольшие потери понесли Воронежская область (сокращение на 2600 предприятий) и Хабаровский край (сокращение на 1900 предприятий). Вместе с тем, следует отметить Чеченскую Республику, количество малых предприятий на территории которой в 2008 голу увеличилось в 10 раз (с 0,4 до 4,3 тыс. предприятий). Это увеличение дало хороший результат в 2009 году в увеличении поступлений по УСН на 13,8%, но уже на 01.01.2011 г. указанное снижение составило на 6%.

Лидирующее место в рейтинге субъектов РФ по среднему поступлению налогов на малый и средний бизнес на 1 малое предприятие в течение 2007-2008 гг. занимает Ямало-Ненецкий автономный округ. Среднее поступление налогов на малый бизнес на 1 малое предприятие за 2007 год в Ямало-Ненецком автономном округе составило 499,8 тыс. рублей. В 2008 году - 462,5 тыс. рублей (с падением к 2008 году на 7,5%). В тройку лидеров входят также: Чукотский автономный округ, в котором среднее поступление налогов от малого бизнеса на 1 малое предприятие в 2008 году составило 458,3 тыс. рублей (с ростом к уровню 2007 года на 66,3%), Сахалинская область - 364,0 тыс. рублей (с ростом к уровню 2007 года на 59,2%). Всего 65 субъектов РФ, у которых среднее поступление налогов на малый и средний бизнес на 1 малое предприятие составило свыше 100 тыс. рублей .

В структуре доходов консолидированного бюджета Омской области доля доходов от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения занимает не значительную часть. В 2008 году доля доходов от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения составила 0,04% или 1382,2 млн.руб. В 2009 году доля данного вида дохода в общей структуре доходов Омской области сократилась и составила 0,03% или 1077,3 млн.руб.(на 22,06%). В 2010 году доля дохода составила также 0,03% в общем объеме поступлений, но в абсолютном значении произошло увеличение до 1255,7 млн.руб. (на 16,5%) . По данным 2011г. доход от единого налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения в структуре бюджета Омской области составил 44 215 млн.руб. (0,4%), что на 952 млн.руб. больше чем в 2010 год (Табл.1).

Таблица 1 Доходы бюджета Омской области 2008-2011 гг.

2008г. 2009г. 2010г.2011 г.Сумма (млн.руб)Доля (%)Сумма (млн.руб)Доля (%)Сумма (млн.руб)Доля (%)Сумма (млн.руб)Доля (%)Всего поступило доходов в консолидированный бюджет Омской области, из них:33 015,0010033 444,510042167,310044 215100Единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения1 382,200,041 077,300,031 255,700,031 6060,4

При анализе налоговой базы и структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Омской области за 2008-2010 гг. можно сделать следующие выводы (Приложения 2,3).

В 2008 году налоговая база составила 27130825 тыс.руб. ,в том числе по объекту - доход 24 511 555 тыс.руб. ,по объекту - доходы, уменьшенные на величину расходов на 2 619 270 тыс.руб., что составляет 90% и 10% соответственно от общей налоговой базы.

В 2009 году налоговая база составила 24069760 тыс.руб., то есть наблюдается ее сокращение на 89,71 % по сравнению с 2008 годом.

В 2010 г. наблюдается рост налоговой базы на 17,85% по отношению к 2009 г.и составила 1 947 953 тыс.руб.

Рис.1 Структура налоговой базы в зависимости от объекта налогообложения 2008-2010 года (тыс.руб.)

Сумма налога исчисленного за налоговый период в 2008 году составила 1 863 592 тыс.руб. на организации приходится 1 176 239 тыс.руб., на ИП-687 353 тыс.руб. В общей сумме исчисленного налога налог с дохода составляет 78,91%, налог с дохода, уменьшенного на величину расходов 21,09%.

В 2009 году произошло сокращение суммы исчисленного налога за налоговый период по сравнению 2008 годом на 11,31% (на 210735 тыс.руб.) в частности налог с дохода сократился на 11,52%, налога с доходов, уменьшенных на величину расходов-10,51%.

Рис. 2 Сумма исчисленного за налоговый период налога за 2008-2010 (тыс.руб.)

В 2010 году сумма уплаченного налога увеличилась на 15,09% или 244275 тыс. руб., в большей мере за счет исчисленного налога с доходов (16,95%).

Рис. 3 Сумма налога, подлежащая уплате 2008-2010 гг.(тыс.руб.)

Сумма минимального налога, подлежащая уплате в 2008 году составила 96 587 тыс.руб., наибольшая доля по уплате минимального налога принадлежит организациям 79,10%. В 2009 году произошло не значительное снижение суммы минимального налога на 1% и составила 95640 тыс.руб.

Рис. 4 Сумма минимального налога, подлежащая уплате 2008-2010 гг. (тыс.руб.)

В 2010 г. сумма минимального налога увеличилась на 20,06% и составила114824 тыс.руб., что на 19188 тыс.руб. больше чем в 2009 г.

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложении в Омской области в 2008 году составило 35954 ед. из них организаций 12498 ед. и ИП 23456 ед. При этом наибольшее количество налогоплательщиков выбрало в качестве объекта налогообложения доходы 2619 ед., из них наибольшая доля приходится на ИП-75,27%.

В 2009 году наблюдается сокращение числа налогоплательщиков на 6% (на 2162 ед.). В 2010 г. число налогоплательщиков увеличилось на 238 ед. и составило 34 030 ед. .

Количество индивидуальных предпринимателей, получивших патенты на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента в Омской области не зарегистрировано.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена с 1 января 1996 г., то есть применяется уже более 17 лет, и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость

С 1 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса .

Глава 2. Анализ применения упроженнной системы налогообложения (на примере ИФНС №2 по ЦАО г. Омска)

2.1 Характеристика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска

В 02.07.1990 г. создана Государственная налоговая инспекция по Куйбышевскому району города Омска. Приказом Государственной налоговой инспекции по Омской области № 20 от 28.03.1997 г. Государственная налоговая инспекция по Куйбышевскому району города Омска преобразована в Государственную налоговую инспекцию №2 по Центральному административному округу города Омска.

С 15.07.1999 г. инспекция преобразована приказом Управления МНС России по Омской области № 76 от 02.07.1999 г. в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам №2 по Центральному административному округу города Омска.

Сегодняшнее название Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омск присвоено 24.11.2004 г. в результате реорганизации по приказу Управления Федеральной налоговой службы по Омской области № 330 от 24.11.2004 г.

Отдел камеральных проверок № 2 является структурным подразделением Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу города Омск.

Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, положением об инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Центральному административному округу г. Омска, нормативными и иными правовыми актами ФНС России, правовыми актами Управления Федеральной налоговой службы по Омской области.

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Центральному административному округу г. Омска, осуществляющий координацию и контроль деятельности структурного подразделения.

Структурное подразделение возглавляет начальник структурного подразделения, который подчиняется непосредственно заместителю начальника Инспекции, осуществляющему координацию и контроль деятельности структурного подразделения.

Основными задачами структурного подразделения являются:

контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;

проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков юридических лиц;

осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности структурного подразделения;

отбор налогоплательщиков юридических лиц для включения в план выездных налоговых проверок.

проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов (кроме НДС), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиков юридических лиц;

организация работы по получению информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информации от органов энергосбыта о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) ресурсов, от предприятий Водоканала о потреблении водных ресурсов, от других организаций о потреблении иных материальных ресурсов; информации от правоохранительных органов и других контролирующих органов, организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров, информации о пользователях природными ресурсами, других данных). Мониторинг и анализ указанной информации в целях качественного и результативного проведения контрольных мероприятий;

осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков юридических лиц;

проведение предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика юридического лица, находящегося в процессе ликвидации;

анализ схем уклонения от налогообложения налогоплательщиков юридических лиц, выработка предложений по их предотвращению;

проведение камерального анализа, налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;

работа с убыточными организациями с целью пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявление случаев фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, выявление схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах, выявление из их числа организаций, допускающих нарушения налогового законодательства, принятие комплекса мер, направленных на недопущение необоснованного заявления налоговых убытков;

осуществление контроля за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами;

осуществление контроля за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

осуществление лицензионного контроля за соискателями лицензий (лицензиатами), осуществляющими деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

оформление результатов камеральных налоговых проверок;

передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для проведения правовой экспертизы;

обеспечение ввода и обработки в базу "Системы ЭОД" данных решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок, обеспечение вручения (отправки) указанных решений налогоплательщикам;

участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);

выявление юридических лиц, обладающих признаками недействующего юридического лица, при наличии оснований инициирование процедуры исключения из ЕГРЮЛ;

осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности структурного подразделения;

работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля;

участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам находящимся в компетенции структурного подразделения;

формирование установленной отчетности по предмету деятельности структурного подразделения;

подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам находящихся в компетенции структурного подразделения;

участие в организации и осуществлении мероприятии по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам входящих в компетенции структурного подразделения;

ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов структурного подразделения.

Структурное подразделение для осуществления своих основных функций имеет право:

запрашивать и получать от структурных подразделений Инспекции согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения;

вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

готовить проекты решений и других документов по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

давать заключения по проектам документов, представленным на заключение другими структурными подразделениями Инспекции;

пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФНС России.

Работа структурного подразделения строится на основе планов работы Инспекции и структурного подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего структурного подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы структурного подразделения утверждается начальником Инспекции.

Структурное подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Инспекции, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и другими территориальными органами ФНС России, с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями.

Руководство структурным подразделением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Инспекции по согласованию с Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник структурного подразделения:

руководит деятельностью структурного подразделения на основе принципа единоначалия;

распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими структурного подразделения;

участвует в подборе, расстановке кадров структурного подразделения;

создает условия для повышения профессиональной подготовки государственных гражданских служащих структурного подразделения и внедрения передовых приемов и методов работы;

вносит начальнику Инспекции предложения о поощрении государственных гражданских служащих структурного подразделения, наложении на них дисциплинарных взысканий;

принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для государственных гражданских служащих структурного подразделения;

представляет интересы Инспекции в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, в соответствии с установленным порядком;

планирует и контролирует деятельность структурного подразделения, в том числе по вопросам взаимодействия с другими структурными подразделениями Инспекции в связи с выполнением возложенных на структурное подразделение задач;

разрабатывает и представляет начальнику Инспекции для утверждения должностные регламенты сотрудников структурного подразделения.

Начальник структурного подразделения несет персональную ответственность за осуществление возложенных на структурное подразделение функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции структурного подразделения, планов и показателей деятельности Инспекции.

2.2 Результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения

Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке. Организации подают заявление по ф. 26.2-1 в налоговый орган по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН.

Согласно положениям пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о применении УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса .

В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (Письмо ФНС России на тему заявления о применении УСН от 12.05.11 № КЕ-4-3/7644@).

Перейти на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик может при соблюдении установленных статьей 346.12 НК РФ ограничений:

·размер дохода по итогам 9 месяцев того года в котором подается заявление о переходе на УСН, не должен превышать 15 млн.руб. (до 2010 года включительно). Данная величина предельного размера доходов для применения УСН с 2011 года составляет 45 млн.руб. (данное ограничение применяется только для организаций);

·размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 20 млн.руб. (с 2010 года и по 2012 год данная величина составляет 60 млн.руб.);

·среднесписочная численность работников не более 100 человек;

·стоимость амортизируемых основных средств и нематериальных активов не более 100 млн.руб.;

·доля участия юридических лиц в предприятии, перешедшем на УСН, в целом не может превышать 25%;

·отсутствие филиалов или представительств;

·осуществление любого вида деятельности, за исключением (п. 3 ст. 346.12 НК РФ):

-банковской;

-страховой;

-негосударственного пенсионного фонда или инвестиционного фонда;

-профессионального участника рынка ценных бумаг;

-ломбарда;

-производства подакцизных товаров, добычи и реализации полезных ископаемых;

-игорного бизнеса;

-нотариусов, адвокатов, и иных форм адвокатских образований.

На примере ИФНС № 2 рассмотрим результаты постановки на учет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таблица 2 Анализ постановки на учет налогоплательщиков применяющих УСН в ИФНС №2

Показатели 2009г.(ед.)2010г.(ед.)2011г.(ед.)2010г. к 2009г.(%)2011г. к 2010г.(%)Количество зарегистрированных плательщиков УСН420344504430105,999,55Подано заявлений на применение УСН, в т.ч.44629436765,92124,83объект доход22616917674,78104,14объект доход уменьшенный на величину расхода22012519156,82152,80Отказано в применении УСН 101110,00100,00Перешли на др. налоговый режим00000Окончило деятельность в этом же году в т.ч.1181172,73137,50объект доход559100,00180,00объект доход уменьшенный на величину расхода63250,0066,67

Количество плательщиков УСН в 2009 г. составило 4203 ед., в 2010 году их количество возросло на 5,9 %, но в 2011 сократилось на 0,4% или на 20 налогоплательщиков.Популярность УСН в 2010 году выросла в связи с последними нововведениями в УСН: размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 млн.руб.

Рис. 5. Количество зарегистрированных налогоплательщиков УСН за 2009-2011 гг. в ИФНС №2

Из таблицы 2 видно, что количество поданных заявлений на применение УСН сократилось в 2010 г. на 35% по сравнению с 2009 годом, в 2011 году подано на 17,7 % заявлений меньше по сравнению с 2009 году, но при сравнении 2010г. и 2011г. возросло на 24 %, это характерно как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей в независимости от объекта обложения (рис.6). Это связано с неблагоприятной экономической обстановкой в 2008-2010 гг.

Рис. 6. Динамика темпов роста количества поданных заявлений на применение УСН за 2009-2011 гг.

Если оценивать структуру налогоплательщиков подавших заявления, по указанному объекта налогообложения, то в 2009 году и в 2010 году большим количество плательщиков был выбран объект "доход" 50, 68% и 57,48% соответственно, чем объекта налогообложения "доход уменьшенный на величину расхода". В 2011 году наблюдается обратная ситуация налогоплательщиков выбравших для себя объект налогообложения "доход уменьшенный на величину расхода" оказалось 52,04 %

За период 2009 - 2011 гг. наибольшее количество отказов в применении УСН было в 2009 году 10 ед., в 2010г. и в 2011г. 1 ед. Основная причина отказа: не своевременность подачи заявления для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Количество налогоплательщики перешедшие с УСН на другие режимы налогообложения в течении налогового периода равно 0 в период с 2009-2011 гг. В 2008 году их количество составляло 2 организации.

В 2009 г. прекратили свою деятельность до окончания налогового периода 11 налогоплательщиков, в 2010 г. на 27,27% меньше и составило 8 ед., в 2011 г. -11 организаций.

Организации которые формально удовлетворяют критериям применения УСН, основными причинами "не перехода" на УСН называют:

·опасения бизнеса выйти за рамки установленных критериев. Налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с того отчетного периода, в котором было допущено превышение критериев. При этом необходимо обязательно уведомить налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней. К тому же организации придется восстановить бухгалтерский учет, пересчитать налоги и доплатить их в бюджет. Чтобы восстановить бухгалтерский учет, следует провести инвентаризацию и сформировать остатки по счетам, это процесс достаточно трудоемкий;

·"забота о контрагентах" (часто эта причина называется торговыми предприятиями). Заказчикам "неудобно" работать с предприятиями, находящимися на УСН, поскольку последние не являются плательщиком НДС и заказчики не могут учесть уплаченный НДС и уменьшить сумму, необходимую к уплате этого налога в бюджет (24% ответивших).

2.3 Анализ сумм начисленного и уплаченного единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения

Целью применения упрощенной системы налогообложения с точки зрения экономики является создание благоприятной бизнес-среды, стимулирование роста предпринимательства, увеличения налоговых поступлений является в данном случае производной. Российский опыт применения упрощенной системы налогообложения показал, что снижение налоговой нагрузки на бизнес, перешедший на УСН, за счет сокращения теневого оборота и роста производства привел в конечном итоге к росту налоговых поступлений. Следовательно, чем больше хозяйствующих субъектов смогут воспользоваться УСН, тем лучше будут "чувствовать себя" не только предприниматели, но и, в итоге, бюджеты .

По данным ИФНС №2 по ЦАО г. Омска сумма начисленного налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения в 2008 году составила 350 тыс.руб., в 2009 году сумма налога сократилась на 42 тыс.руб. или на 22% и составила 308 тыс.руб. В 2010 году сумма начисленного налога не только увеличилась по сравнению с 2009 годом на 19,85 % или 61 тыс.руб., но и превысила уровень 2008 года на 19 тыс.руб. составив 369 тыс.руб. (Приложение 3,4).

На долю организаций приходится 71% от суммы исчисленного налога в 2008 году, в 2009 году - 68,5%, в 2010 году -76,39%.

Сумма начисленного и уплаченного налога увеличилась в 2010 году ввиду увеличения размера дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 60 тыс.руб. (хотя организации, перешедших на применение УСН стало меньше по данным предыдущего параграфа), следовательно что и налоговая база для уплаты налога возросла.

Наибольшая сумма налога начислена при применении в качестве объекта налогообложения доход. Ее доля в 2008 году составила 79,14 % от общей суммы исчисленного налога, в 2009 году- 80,52% и в 2010 году -80,76% .

Рис. 7. Суммы исчисленного и уплаченного налога взимаемого в связи с применение УСН за 2008-2010 гг. (тыс.руб.)

Сумма уплаченного за налоговый период налога при применении УСН в 2009 году сократилась по сравнению с 2008 году на 35 тыс.руб. (на 13 %) и составила 237 тыс.руб., в 2010 году сумма уплаченного налога возросла до 281 тыс.руб. что на 18,5% больше по сравнению с 2009 годом.

Сумма недоимки составила в 2008 году -78 тыс.руб., в 2009 году -71 тыс.руб. и в 2010 году - 88 тыс.руб.

Но рост количества организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, и как следствие - рост налоговых поступлений от УСН в 2010 году, объясняется не только обычной популярностью среди реальных организаций малого сектора, но и популярностью среди организаций, которые хотят осуществить минимизацию налогообложения.

Заключение

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения дает множество преимуществ налогоплательщикам, которые используют данный режим. Во-первых, переход на упрощенную систему является добровольным, что само по себе положительно, так как не всем предприятиям выгодно применение УСН.

Во-вторых, объект, выбираемый налогоплательщиками, по их желанию изменяется ежегодно, поэтому организация может не беспокоиться, если вдруг ее доходы вырастут в разы (при объекте "доходы"), или наоборот, снизятся расходы (при объекте "доходы - расходы"), что приведет к увеличению суммы единого налога. Налогоплательщики могут "спланировать" тот объект, который будет для них выгоднее в том или другом налоговом периоде.

В-третьих, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию только по итогам налогового периода. Это значительно снизит документооборот, что является большим плюсом. Ну и в-четвертых, то, что в бюджет необходимо заплатить сумму, гораздо меньшую, чем при общем режиме налогообложения, является основным и неоспоримым преимуществом налогообложения.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения очень важен, так как в условиях мирового финансового кризиса субъектам малого и среднего бизнеса, составляющих основу экономики любого развитого государства, очень сложно удержаться "на плаву" и не обанкротиться. Упрощенная система налогообложения дает возможность данным предприятиям снизить свои расходы и направить часть денежных средств на стабилизацию своей деятельности.

Список литературы

1.Налоговый кодекс РФ: текст с изменениями дополнениями на 1 августа 2010 г.-М.:ООО "Рид Групп",2010.-864с.

2.Приказ ФНС России от 16.12.2010 г. №ШТ-7-1/688 "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2010 года"

Приказ ФНС России от 30.12.2009 г. №ММ-3-1/693 "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2009 года"

Приказ ФНС России от 21.12.2008 г. №ММ-3-10/691 "Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по итогам 2008 года"

Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник/ И.М. Александров. - М.: "Дашков и Ко", 2009. - 296 с.

Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие/ Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - Ростов-на-Дону: Феникс,2009. - 416с.

Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник/ В.Г. Пансков. - М.: Юрайс, 2011. - 680с.

Брыгалин А.В. Новое в налогообложении в 2012 году: изменения во второй главе НК РФ/А.В. Брылагин// Налоги и финансовое право.-2011.-№ 2.-с. 39-82

Золотухин М. Особенности применения специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 НК РФ/ М. Золотухин// контроль, ревизия, проверка.-2011.-№2.- с. 36-52

Красилов Н.В. изменения в налоговом законодательстве в 2011 году/ Н.В. Красилов// Налоги.-2011.-№ 3.-с. 45-92

Крылов Д.В. Переход на УСН/ Д.В. Крылов// Бухгалтерский учет.-2011.-№4.- с. 65-72

Стеблина И.В. УСН как альтернативная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства/ И.В. Стеблина// Российский налоговый курьер.-2010.-№12.- с.22-27

Опыты на живом бизнесе [Электронный ресурс]/ М.Орлов-Электрон. Дан.-М.: Большой бизнес,2010г.- Режим доступа: #"justify">Приложение 1

Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Омской области за 2008-2010 гг.(тыс.руб.).

Приложение 2

Динамика налоговой базы и структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения Омской области за 2008-2010гг.(тыс.руб.).

Приложение 3

Структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в ИФНС №2 2008-2010 гг. (тыс.руб.)[

Приложение 4

Динамика структуры начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в ИФНС №2 2008-2010 гг. (тыс.руб.)

Упрощенная система налогообложения.

УСН является наиболее удобной системой налогообложения для религиозной организации.

Во-первых , вместо трех деклараций (декларация по налогу на прибыль, декларация по налогу на имущество, декларация по НДС) нужно предоставить всего одну – Декларацию по УСН.

Во-вторых , вы освобождаетесь от ведения бухгалтерского учета.

Здесь приводятся выписки из Налогового Кодекса:

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения

Статья 346.11. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса .

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статья 346.15. Порядок определения доходов

1. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 настоящего Кодекса.

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначени ю . При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

Из федерального закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

Пункт 3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

(п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

Наша церковь перешла на УСН 5 лет назад. Мы сдаем нулевую декларацию по УСН за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев и за год.

Нам не нужно сдавать декларации на прибыль, НДС и имущество, а также бухгалтерские формы №1 и №2.

Следует отметить, что если вы применяете Упрощенную систему налогообложения, то вам необходимо вести «Книгу учета доходов и расходов».

Подробное описание смотрите здесь: Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".

Скачать «Книгу учета доходов и расходов» можно :

Как перейти на УСН.

Заявление о переходе на УСН нужно подать в период с 1 октября по 30 ноября. Бланк заявления можно взять в налоговой инспекции или скачать :

1. Вам нужно выбрать один из двух объектов налогообложения: либо «Доходы», либо «Доходы минус расходы».

Какой объект лучше выбрать, вы узнаете, пройдя по этой ссылке: Какой объект налогообложения лучше выбрать.

2. Нужно указать, сколько получено доходов за девять месяцев года подачи заявления – сумма пожертвований также указывается. Пожертвования являются доходами, но, в соответствии со статьей 346.15 Налогового Кодекса, эти доходы не учитываются при налогообложении. Если ваши доходы оказались больше 45 миллионов рублей, то вам откажут в переходе на УСН.

3.Нужно указать среднюю численность работников за девять месяцев года подачи заявления – если у вас более 100 работников, то вам откажут в переходе на УСН.

4. Нужно указать стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации по состоянию на 1 октября года подачи заявления – если она более 100 миллионов рублей, то вам откажут в переходе на УСН.

"О бухгалтерском учете", согласно которому с 2012 г. планируется отменить льготу по ведению бухгалтерского учета. Книга "Годовой учет. Упрощенная система налогообложения - 2011" отличается от своих предшественниц тем, что в ней большое внимание уделено именно вопросам бухгалтерского учета. При этом проблемы налогообложения, актуальные в прошедшем году, рассмотрены в полном объеме.

В 2011 г. также остро стоял вопрос об исчислении и уплате страховых взносов, в том числе для "упрощенцев". И хотя для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в итоге были приняты пониженные тарифы, воспользоваться этим правом было непросто. В книге рассмотрены условия применения и ставки страховых взносов, уплачиваемых по пониженным тарифам, а также порядок подтверждения прав на применение данных льгот и особенности заполнения отчетности.

Кроме этого, с 2011 г. кардинально изменился порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. В книге подробно рассмотрены новый порядок и документальное оформление выплаты пособий, особое внимание уделено вопросам налогового учета пособий при УСНО.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 НК РФ;

К специальным налоговым режимам относятся ЕСХН, УСНО, ЕНВД и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Порядок применения специального налогового режима УСНО регулируется положениями гл. 26.2 НК РФ.

Главными принципиальными моментами, которые надо учитывать при применении УСНО, являются следующие:

УСНО могут применять как организации, так и индивидуальные предприниматели;

Переход к УСНО или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.11 НК РФ);

Существует целый ряд ограничений по применению данного налогового режима.

Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель удовлетворяют требованиям гл. 26.2 НК РФ, но не хотят применять УСНО, они могут выбрать общий режим налогообложения уплачивая соответственно, налог на прибыль организаций или НДФЛ.

Поскольку УСНО является специальным налоговым режимом, гл. 26.2 НК РФ устанавливает ряд ограничений по его применению. Требования к налогоплательщикам-"упрощенцам" прописаны в ст. 346.12 НК РФ. При соответствии данным требованиям налогоплательщики могут применять УСНО, если какое-либо требование не выполняется, организация или индивидуальный предприниматель утрачивают право на применение этого спецрежима.

Аналогичное мнение высказано и в Письмах Минфина России от 16.05.2011 N 03-11-06/2/76 , от 22.07.2011 N 03-11-06/2/108 .

Вопрос: ООО создано высшим учебным заведением (вузом) в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) хозяйственных обществ - бюджетным научным или образовательным учреждениям. В состав учредителей ООО входят: вуз (доля в уставном капитале ООО - 34%) и ЗАО (доля в уставном капитале ООО - 66%). Вправе ли ООО применять УСНО?

Финансисты не раз высказывали такое мнение и подтвердили его в Письме от 01.04.2011 N 03-11-06/2/43.

Вопрос: Некоммерческая организация является частным учреждением, единственный учредитель которого - торгово-промышленная палата области. Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО бюджетные учреждения. Имеет ли право частное учреждение применять данный спецрежим?

Один из Всероссийских онлайн-семинаров, регулярно проводимых компанией "Гарант", был посвящен вопросам, возникающим у применяющих УСН организаций. На мероприятии выступала Ольга Анатольевна Шаркаева, к. э. н., аттестованный консультант по налогам и сборам, аттестованный профессиональный бухгалтер, аттестованный преподаватель ИПБ России, ведущий специалист консалтинговой компании.

В настоящее время все большее количество компаний применяет УСН. Это связано с простотой расчета этого налога, с увеличением с этого года предела выручки для получения права на использование этого спецрежима и возможностью не вести , за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако при применении его на практике возникает масса вопросов. Некоторые из них лектор осветила в ходе мероприятия.

Условия применения УСН

Статья 346.12 Налогового кодекса содержит требования и условия, при соблюдении которых организации вправе использовать УСН.

Ольга Шаркаева:

Напомню, что спецрежим был введен специально для малого предпринимательства. Следовательно, организации, применяющие УСН, должны удовлетворять критериям, по которым компании относят к малому бизнесу. Одно из них касается среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать 100 человек включительно . Данное требование продублировано в Налоговом кодексе и распространяется на "упрощенцев".
Кроме того, для перехода на этот спецрежим организациями должны быть соблюдены следующие условия:

  • доходы за 9 месяцев года, в котором подается заявление на применение УСН, не превышают 45 миллионов рублей (без НДС);
  • основных средств не может быть более 100 миллионов рублей;
  • доля участия в организации других обществ составляет не более 25 процентов уставного капитала;
  • нет филиала и представительства.

При несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий организация теряет право на применение УСН и должна вернуться на общую систему налогообложения с начала того квартала, в котором перестала соответствовать указанным требованиям. При этом у компании возникает большая налоговая нагрузка, особенно она велика в части НДС.

Бухучет у "упрощенцев"

По общему правилу организации, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов .

Ольга Шаркаева:

Действительно, Закон о бухучете дает "упрощенцам" такое право. Однако оно имеет, скорее, формальный характер. Данное положение законодательства является общим. В то же время существуют специальные нормы , которые регулируют деятельность компаний на "упрощенке" с организационно-правовой формой ЗАО или ОАО. Исходя из норм гражданского законодательства следует, что акционерные общества обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Это связано с тем, что в их обязанности, в частности, входит ежегодное опубликование годовой бухгалтерской отчетности и ее представление акционерам. Они должны также определять чистую прибыль и стоимость чистых активов при выплате дивидендов акционерам и ежеквартально подавать в налоговые инспекции сведения о стоимости чистых активов. Кроме того, имеются и другие случаи, требующие ведения бухгалтерского учета "упрощенцами", а именно: при определении стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, при расчете доли участника общества при выходе из него; при формировании разделительного или ликвидационного баланса при реорганизации и ликвидации фирмы.

Если "упрощенец" вынужден перейти на общий режим в середине года, у него возникает обязанность ведения бухучета в полном объеме с начала того квартала, в котором произошло нарушение правил применения УСН. Однако начать вести бухгалтерский учет с середины года нельзя. Ведь бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом за отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). В связи с этим организация, потерявшая право на применение УСН, должна восстановить бухгалтерский учет с 1 января того года, в котором произошло соответствующее событие.

Напомню, что для целей бухучета "упрощенцу" необходимо утвердить учетную политику. Организация должна принять ее один раз и применять последовательно из года в год, не утверждая ежегодно. Изменения же в нее могут вноситься в качестве приложений или дополнений.

Списание остаточной стоимости в расходы

Порядок признания остаточной стоимости основных средств в составе расходов зависит от срока полезного использования объекта и даты его оплаты: до начала или в период применения УСН.

Ольга Шаркаева:

Остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных до перехода на УСН, включается в состав расходов не сразу. Период списания зависит от срока полезного использования объекта основных средств, который определяется в соответствии с Классификацией основных средств (далее - Классификация) и отражается в приказе о приеме объектов к учету. Если какой-либо объект в Классификации не указан, то срок его полезного использования будет устанавливаться по техническим условиям или рекомендациям предприятий-изготовителей .

В статье 346.16 Налогового кодекса указан порядок списания остаточной стоимости основных средств в расходы. Если объекта не превышает 3 лет включительно, то его остаточная стоимость списывается в расходы в течение 1-го календарного года применения УСН. Если срок от 3 до 15 лет включительно, то организация вправе списать в расходы 50 процентов остаточной стоимости основных средств в течение 1 го календарного года нахождения на УСН, 30 процентов - в течение 2 го и 20 процентов - в течение 3 го. Остаточная стоимость основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет в расходы включается в течение первых 10 лет применения "упрощенки" равными долями стоимости этих объектов. При этом в течение налогового периода (календарного года) расходы должны приниматься по отчетным периодам равными долями.

Общество имеет право включить остаточную стоимость основного средства в расходы только после оплаты такого объекта. Так, если он был оплачен до перехода на УСН, то его остаточная стоимость будет списываться в состав расходов начиная с первого квартала после перехода на этот спецрежим. Если организация приобрела объект, находясь еще на общем режиме, а оплатила в тот момент, когда применяла УСН, то остаточную стоимость такого объекта можно учитывать в расходах начиная с того квартала, в котором он был оплачен. Необходимо учитывать и то, подлежит ли право собственности на основное средство государственной регистрации. Если она необходима, остаточную стоимость в расходы можно включать только с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию.

Книга учета доходов и расходов

Все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период организации, применяющие "упрощенку", должны отражать в книге учета доходов и расходов. Форма и порядок ее ведения утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 года N 154н.

Ольга Шаркаева:

Организация должна вести налоговый учет с применением книги учета доходов и расходов. Компания имеет право вести эту книгу в электронном виде, но по окончании налогового периода следует ее распечатать. Она должна быть прошнурована и пронумерована, а на последней странице следует указать количество ее листов, руководителю компании нужно поставить свою подпись и печать. В случае обнаружения ошибок в книгу вносятся исправления, которые должны быть обоснованы и подтверждены подписью руководителя организации и печатью фирмы с указанием даты внесения изменения.

Обратите внимание также на то, что налоговые органы не вправе требовать от обществ обязательного представления книг учета доходов и расходов для заверения, поскольку это делается только по просьбе самой организации. Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ни сроки, ни порядок их представления. Такую же позицию недавно высказала и ФНС России .

Напомню также, что Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за непредставление книги в налоговый орган для ее заверения.

Передача задатка

Согласно статье 380 Гражданского кодекса задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

Ольга Шаркаева:

Полученный организацией на УСН задаток в счет обеспечения исполнения условий договора не включается в базу при расчете налога. Однако данное правило действует только в том случае, если соглашение о задатке составлено в письменной форме и контрагент выполнил свои обязательства. В противном случае задаток становится собственностью организации-получателя, и у нее возникает налогооблагаемый доход. Ведь в такой ситуации задаток признается безвозмездно полученным имуществом, которое включается в состав доходов .

Подготовила
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала

1 подп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
3 Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ
4 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009)
5 п. 3 ст. 346.16 НК РФ
6 письмо ФНС России от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@
7 п. 8 ст. 250 НК РФ