Подростки и интернет: какие опасности подстерегают учащихся в Глобальной Сети? Опасности, подстерегающие детей в интернете, и способы их избежать Какие опасности подстерегают подростков.

Некоторые взрослые порой чрезмерно пекутся о своих чадах. Провожают до школы, названивают каждый час, загоняют с прогулки. А когда ребёнок дома, родительское сердце успокаивается. Теперь можно на кухне или перед телевизором пропасть, пока ребёнок в Интернете...

От ожирения до суицида

Современные дети, едва научившись говорить, лезут в Интернет. А взрослые, чтобы отвязаться от настойчивых просьб и ублажить чадо, покупают ему смарт-фоны и ноутбуки.

Детям от 2 до 6 лет можно находиться перед монитором примерно от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не больше часа в день, - говорит Вера Пробылова, аккредитованный эксперт на право проведения экспертизы информационной продукции, кандидат психологических наук. - А на деле получается, что дети чуть ли не живут в компьютере. От этого они теряют здоровье - и физическое, и психическое. Тут и вегетососудистая дистония, и проблемы со зрением, осанкой, желудочно-кишечным трактом, и ожирение, и нарушение сна. Психофизилоги не зря говорят, что детям до двух лет компьютер и телевизор вообще противопоказаны!

Чем затягивает Интернет? Подросткам не хватает каких-то острых ощущений?

Как-то я прихватила на работу ноутбук дочурки, - рассказывает мать 13-летней нижегородской школьницы. - Дочка не вышла со страницы «ВКонтакте». Меня одолело любопытство. Открыла сообщения. А там обсуждались планы самоубийства. Меня колотило, когда перед глазами всплывали строчки с деталями предстоящей трагедии…

Мать обратилась к школьному психологу и спасла дочь. Этот случай с лёгкостью мог бы пополнить копилку детских суицидов, которые, увы, не редкость для Нижегородской области (см. инфографику). Толчком к суициду, как показали исследования, зачастую становятся специализированные сайты и статьи в Сети, где описывается технология и преимущества самоубийства.

От беседы до изнасилования

Попытки покончить жизнь самоубийством или попробовать наркотики - это «оффлайн»-угрозы, то, что может произойти с вашим ребёнком уже в реальной, а не в виртуальной жизни. Схема ужасная, но простая.

Другая угроза - педофилы заходят на детские страницы, навязываются в друзья, ведут активную переписку, находя общие интересы, затем настаивают на встрече. А потом насилуют или даже убивают простодушного подростка.

История о педофиле из Автозаводского района прогремела на весь Нижний осенью 2011 года. Своих жертв 29-летний нелюдь находил на сайтах знакомств и в соцсетях. Для 15-летней девочки злоумышленник снимал квартиру в одном из домов по ул. Мончегорской. Следствие вменило мужчине 3 эпизода преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 134 УК РФ (половое сношение с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста).

Педофилы, оказывается, - люди достаточно мобильные, и география их «деятельности» простирается на всю Россию. Не теряйте бдительности, когда с вашим сыном или дочкой переписывается дядя с Кавказа или из Сибири.

В мае 2013 года перед судом предстал нижегородский педофил, который совращал 13-летнюю девочку из Барнаула. Свою жертву 32-летний мужчина нашёл через соцсети. Под вымышленным именем «Ростислав» извращенец обхаживал школьницу несколько месяцев. Педофил забросал девчонку своими интимными фото и требовал того же взамен. Дело близилось к реальной встрече. Мать девочки вовремя заглянула на её страницу. Получив сообщение, следователи Алтайского края выехали в Нижегородскую область, где и арестовали охотника на детские тела. Его обвинили в совершении развратных действий без применения насилия в отношении несовершеннолетней (часть 2 статьи 135 УК РФ).

Идёт охота…

Живой родительский контроль, как показывает практика, спасает жизни. Разоблачением педофилов занимаются и общественники. Сейчас в Нижнем воссоздаётся местное отделение известного общественного движения «Оккупай-педофиляй». Молодые нижегородцы объединяются, находят в соцсетях педофилов, чтобы затем рассказать о них всему свету. Пока на счету нижегородского отделения один пойманный педофил - молодой режиссёр одной из местных телекомпаний.

В соцсетях мы предварительно создаём анкету мальчика лет 13. Это наш реально существующий агент, так называемая «наживка», - делится технологией работы Кирилл Банышев, активист движения. - К анкете довольно быстро проявляют интерес взрослые мужчины. Вступая в диалог, мы задаём дядям провокационные вопросы. Интересуемся, в частности, не смущает ли их возраст собеседника.

Когда убедимся, что дяде не совестно, назначаем встречу. У нашего агента - микрофон и диктофон. А мы издалека наблюдаем. После того как убеждаемся в недобрых намерениях, приступаем к интервью с любителем мальчиков...

Главная задача, которую преследуют активисты, - не самосуд, а изобличение.

Проект нацелен не на посадку, а на то, чтобы обнажить проблемы общества. Одна из них - несовершенство законодательства по отношению к людям, которые совращают малолетних, - продолжает Кирилл. - Мы ловим педофилов не от любви к детям, а из ненависти к педофилам. Ненависть, увы, мотивирует больше, чем любовь.

Дальше интервью дело не двигается. Собранных доказательств обычно не хватает на то, чтобы подвести любителя детей под статью УК РФ. В иных случаях дело не заводится вовсе, потому что родители «наживки» отказываются обращаться в полицию.

Добро со злом

А как иначе бороться с разного рода извращенцами и мошенниками в Интернете? К слову, система ограничений и запретительных санкций к противозаконному контенту работает далеко не на 100%. Госорганы ежедневно формируют списки запретных сайтов, пода-ют их операторам связи, а те обязаны заблокировать ресурсы. Но информация всё равно гуляет по Сети, признаётся Анатолий Селезнёв, руководитель управления Роскомнадзора по ПФО:

К сожалению, нам не удалось окончательно решить проблему блокировки информации о распространении наркотиков. Владельцы контента делают всё возможное, чтобы его сохранить, в течение нескольких минут меняют IP-адрес. Информация снова остаётся на поле Интернета, - заключил Селезнёв.

Специалисты сходятся во мнении: оптимальный способ защитить детей от негативного влияния Интернета - учить взрослых, чтобы они в свою очередь учили детей как вести себя в Сети. В Нижегородской области сформированы программы по работе с педагогами, а те, в свою очередь, помогут родителям и детям избежать неприятностей.

Важно добиться, чтобы с самого раннего возраста Всемирная паутина воспринималась не только как средство общения и коммуникации, но и как средство получения информации и образования, - считает доцент Елена Калинкина, проректор Нижегородского института развития образования.

Компетентно

Марина Маслова, учитель информатики средней общеобразовательной школы №1, г. Семёнов Нижегородской области:

Для решения вопроса безопасности Интернета мы организовали технический контроль и практическую работу с учениками и их родителями. Выход в Интернет в школе осуществляется с помощью «белого списка», составленного на основе каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования».

По данным проведённых в школе тестирований, более 80% детей выходят в Интернет дома. Поэтому мы тесно работаем с родителями, проводим общешкольные тематические собрания, посвящённые адаптации детей в Интернете. Затем раздаём родителям листовки, буклеты, памятки.

Формы проведения родительских собраний в классах - лекции, диспуты, тестирования, ролевые игры. Недавно в школе прошло родительское собрание в форме ролевой игры на тему, как сделать Интернет безопасным для ребёнка. Все родители при входе в класс получили пригласительный билет с указанием их роли. Аудитория распределилась на 3 разные группы - «детей», «родителей», «экспертов». На обсуждение вынесли достаточно типичную ситуацию. Взрослый в соцсети предложил ребёнку подружиться - пригласил вступить в группу по интересам, обсудить житейские ситуации, оценить фото. Дети не увидели никаких опасностей в таком предложении. Мнения родителей разделились. Одни сочли нормальным общение ребёнка с незнакомцем. Другие проявили осторожность и рекомендовали детям воздержаться от общения. Позицию последних эксперты признали верной.

По итогам собрания участники оформили памятку для родителей. Позже такую же ролевую игру провели сами ребята. Она показала, что дети стали более критично относиться к контактам в соцсетях. Это, безусловно, свидетельствует о том, что взаимодействие родителей и педагогов не проходит даром.

Официально

Сергей Кучин, министр информтехнологий, связи и СМИ Нижегородской области:

Дети сегодня с самого раннего возраста намного активнее родителей используют информационные технологии. В кармане большинства первоклашек - современные смарт-фоны с возможностью выхода в Интернет. Дома у многих - не один компьютер с неограниченным доступом в Сеть, а значит, и ко всему контенту, который там присутствует.

Взрослые понимают: Интернет - кладезь информации, в том числе и той, которую детям не следовало бы получать. И здесь уже возникает ответственность родителей и всей среды, которая занимается образованием. Нам надо учиться учить детей пользоваться современными технологиями. Хорошо, что есть организации и люди, которые уделяют этому отдельное внимание, вкладывают собственные ресурсы в разработку программ...

Много вопросов и в правовом поле. Кроме технических возможностей ограничения доступа к Сети, кроме программных средств, есть ещё и нормативные способы ограничения тех, кто эту информацию формирует, транслирует, и не только в Интернете.

Памятка родителям

Разговаривайте с ребёнком

Важно рассказать ребёнку, какие опасности таит Интернет. Приведите примеры, как много злых, корыстных и просто опасных для общества людей находится на сайтах знакомств и в соцсетях.

Следите за профилем

Добавьтесь в друзья

Включите фильтр

Обратитесь к провайдеру, чтобы подключить услуги блокировки сайтов с сомнительным содержанием. Многие компании давно предлагают так называемый родительский контроль.

Защитите документы и пароли

Персональную информацию, сканы важных документов, пароли к интернет-банкингу не стоит хранить в компьютере, которым пользуется ваш ребёнок.

В виртуальном мире живут реальные люди, потому риск, существующий в реальной жизни, присутствует и в глобальном информационном пространстве.

Каждый год во второй вторник февраля во многих странах мира отмечается Международный день безопасного интернета . В этом году он был посвящен теме «Права и ответственность онлайн » и проводился под девизом «Общаться с уважением ».

Когда специалисты интересуются у детей и подростков, что те знают об угрозах, с которыми можно столкнуться в виртуальном мире, первое, что приходит им в голову, - это опасность подцепить в интернете какой-то компьютерный вирус . А вот родителей, прежде всего, волнует, чтобы их ребенок не стал жертвой или не попал в интернете случайно на «взрослый» сайт.

На самом деле за все время деятельности нашей организации и сотрудничества со специалистами Минского детского психоневрологического диспансера мы не видели еще ни одного ребенка с таким «диагнозом». Зато с детьми, которые сталкивались в мировой паутине с теми или иными рисками, нам приходилось общаться, - рассказала нам председатель правления минского общественного объединения по предупреждению жестокого обращения с детьми «Дети - не для насилия» Маргарита Пряхина . - Проблемой насилия в киберпространстве наша организация, объединяющая психологов, социальных педагогов и учителей, занимается с 2004 года. Недавно у нас закончился уже второй этап международного проекта «Безопасный интернет - в школы ». И, хочу засвидетельствовать, что за 3-4 последних года осведомленность в этом вопросе существенно улучшилась. Дети стали более образованными в вопросах, касающихся соблюдения правил личной безопасности в киберпространстве .

Кибербуллинг - не просто хулиганство

- Маргарита Владимировна, давайте сразу определимся с понятиями: что следует понимать под «киберпространством»?

Киберпространство - это глобальное информационное пространство, совокупность информационных сетей, в которых происходят электронные коммуникации: телефонные разговоры, чаты, онлайн-дискуссии, общение в социальных сетях и т.д.

Для примера, одной из наиболее актуальных проблем для многих стран стал в последнее время так называемый кибербуллинг - психологическое давление, запугивание, преследование, издевательства, насмешки и другие действия со стороны сверстников, которые осуществляются с помощью электронных средств коммуникации. Они могут напугать, унизить или каким-то иным образом негативно воздействовать на ребенка. Подростки создают сайты, посвященные сверстникам, которые по тем или иным причинам становятся изгоями, располагают компромат в виде фотографий, присылают анонимные оскорбительные или угрожающие сообщения, распускают неприличные сплетни, сопровождающиеся уничижительными комментариями, «атакуют» веб-страницы в социальных сетях. Сцены физического надругательства могут сниматься на видеокамеру и затем распространяться через интернет. От имени жертвы могут рассылаться оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, или, например, размещается информация типа «окажет интимные услуги»...

У пострадавших может возникать ощущение, что им некуда спрятаться от обидчиков, они испытывают тревогу из-за того, что за их позором может наблюдать большая аудитория в киберпространстве. Они впадают в депрессию , могут иметь трудности в межличностном общении. Случается, что кибербуллинг доводит детей даже до суицида ...

Дети, ставшие жертвами преследования по мобильному телефону, признавались, что все время находились в постоянном нервном напряжении, жили в ожидании звонка или SMS-сообщения. Буквально не выпускали из рук телефон и при этом подозревали, что обидчик может находиться где-нибудь рядом. В Соединенных Штатах Америки девочка выпила таблетки и умерла, держа в руках свой мобильный телефон. К сожалению, многие юные жертвы не сообщают о подобных фактах , в первую очередь из-за того, что не верят в понимание и помощь взрослых. Более того, они опасаются, что им вообще запретят пользоваться интернетом. И родители, и дети должны знать, что сегодня за издевательство предусмотрена ответственность, и эта ответственность распространяется в том числе и на издевательства в киберпространстве. Поэтому если ребенок или подросток подвергаются постоянным кибератакам, нужно обращаться в органы внутренних дел со всеми доказательствами. Ни в коем случае не нужно удалять такие сообщения со своего мобильного телефона...

Как не стать жертвой «киберохотника»?

- С какими еще видами насилия можно столкнуться в киберпространстве?

Сегодня для многих подростков контакты в интернете стали неотъемлемой частью их жизни. Согласно проведенным в некоторых странах опросам, подростки в интернете чаще всего контактируют с родственниками (44%), с виртуальными «друзьями» (22%) и с незнакомцами (33%). Причем виртуальные «друзья» - это, как правило, также незнакомые люди, которым доверяют, и общение с которыми имеет регулярный характер. Получается, что большая часть времени уходит у детей и подростков на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир может быть таким же опасным, как и реальный. Тем более что киберпространство позволяет устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых , что в реальном мире сделать более проблематично. Преступники, которые «охотятся» на детей в киберпространстве, чаще всего устанавливают с ними контакт в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются расположить подростка к себе вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо ориентируются в музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи, могут обсуждать с подростками их любимую футбольную команду или любимого игрока. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным «друзьям» за помощью в решении своих проблем. Как правило, речь идет о тех детях, которые не находят взаимопонимания у своих близких, им трудно завести друзей в школе, во дворе, о детях с низкой самооценкой, которым не хватает тепла и любви в собственной семье...

Обычно «киберохотник» заходит в те места в мировой паутине, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайн-игры, и может наблюдать там за их участниками или вступать с ними в контакт.

Они обычно хорошие психологи и определяют потенциально уязвимых детей, которые выглядят одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощь и поддержку. Злоумышленник заинтересованно выслушивает проблемы своих виртуальных собеседников, сочувствует им, завоевывая их доверие и... постепенно начинает вносить в беседы оттенок сексуальности, демонстрирует материалы эротического содержания, пытаясь ослабить моральные «тормоза» у несовершеннолетних.

Цель «груминга » - вхождение в доверие ребенка с целью встречи с ним в реальной жизни, вовлечение его в сексуальные действия. После установления контакта онлайн взрослый начинает убеждать ребенка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает контакты, взрослый может приступить к более интенсивному ухаживанию. Он начинает втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы открытого сексуального характера. Так преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок, не сопротивляющийся получению таких материалов, может согласиться и на встречу вне сети.

1. Независимо от того, что интернетом вы умеете пользоваться лучше, чем ваши родители, помните, что у них богатый жизненный опыт и умение распознавать людей. Поэтому не стесняйтесь в случае подозрительного знакомства в интернете посоветоваться с родителями .

2. Не поддавайтесь на уговоры незнакомцев встретиться лично или обменяться фото и телефонами, не сообщив об этом родителям. Помните, что скрывать важную информацию от родителей - признак вашей незрелости.

3. Оберегайте свою частную жизнь и информацию о ней от виртуальных «друзей». Вы уже почти взрослый человек и должны понимать, что уважительное отношение к вашей «частной зоне» - это уважение лично к вам.

4. Не регистрируйтесь на сайтах знакомств для взрослых и не вводите собеседников в заблуждение относительно своего возраста.

5. Если интернет-знакомство зашло дальше, чем позволяют вам родители, и вы чувствуете, что оно становится опасным, скажите об этом матери или отцу. Согласитесь, что потенциальная угроза, исходящая от незнакомца, гораздо опаснее , чем неприятный диалог с родителями.

«Он врал о себе!..»

По данным проведенного в Польше исследования, среди 9 тысяч детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет в разговоры сексуального характера в интернете втягивались в течение года 56%, а 75,3% получали предложение встретиться вне сети. Международная организация ECPAT также проводила свой опрос, который показал, что 92% детей, общающихся в чатах, погружались в разговоры о сексе. Для 58% детей встреча с другом по переписке стала неприятным сюрпризом, потому что, как говорили сами дети, «он врал о себе », 28% мальчиков и девочек были просто шокированы: друг не соответствовал не только возрасту, но иногда и упомянутому полу.

В нашей стране масштабные социологические исследования на эту тему не проводились, но, когда мы задавали детям вопрос: «получали ли вы когда-нибудь сообщения от своих "виртуальных" друзей, которые заставляли вас насторожиться, казались вам странными? » - 40% опрошенных дали положительный ответ.

Понятно, что не всегда взаимодействие в сети доходит до насилия . Стадия уговора ребенка может оборваться в любой момент. Ребенок или подросток может и не согласиться перейти в уединенный чат. Или при взаимодействии со своим виртуальным «другом» ребенка может что-то насторожить, и он просто заблокирует собеседника, перестанет выходить на связь с ним. Поэтому преступники действуют в сети под разными «никами». И если они выбрали для себя жертву, могут представляться ребенку и десятью «именами», пока не добьются своей цели.

Мы всегда предупреждаем подростков: «Вы не можете знать, кем ваш виртуальный "друг" может оказаться в реальной жизни, поэтому доверять незнакомцу, и тем более выкладывать ему личную информацию о себе, о своей семье, присылать ему свои фотографии, нельзя категорически ». Кстати, один мальчик очень метко написал, что «виртуальный мир - это мир, в котором живут реальные люди ». И сейчас мы, с согласия ребенка, используем его слова при проведении всех своих информационно-просветительских кампаний.

Защита вашего компьютера Яремчук Сергей Акимович

Опасности, подстерегающие ребенка в Интернете

У большинства людей Интернет ассоциируется с анонимностью, простотой доступа к информации, отсутствием границ и цензуры, безопасностью. Однако не все так просто. О некоторых опасностях было рассказано ранее, а об анонимности речь пойдет в следующей главе. Интернет является отражением реального мира, и все пороки и отрицательные явления встречаются и здесь. Легкость, с которой ребенок может получить любую информацию, должна заставлять родителей быть начеку. По данным сайта http://www.wiredsafety.org/ , в Интернете ребенка могут подстерегать следующие опасности.

Доступ к неподходящей информации: порнографии, пропаганде ненависти, нетерпимости, насилия, жестокости и дезинформации.

Доступ к определенной информации может привести к тому, что дети совершат действия или купят товары, потенциально опасные для них. Существуют сайты, предлагающие инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие и ядовитые вещества, наркотики, табачные изделия и предлагающие принять участие в азартных онлайн-играх.

Притеснения со стороны других пользователей Сети (чаще всего злоумышленниками оказываются другие дети), которые грубо ведут себя в Интернете, оскорбляют и угрожают. Ребенок также может загрузить на компьютер вирусы или подвергнуться нападению хакеров.

Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах, могут стать жертвой безответственных торговцев, использующих нечестные, запрещенные маркетинговые методы.

Ребенка могут обмануть при покупке товаров через Интернет, а также выдать важную финансовую информацию другим пользователям (например, номер кредитной карточки, пин-код и пароль).

Киберманьяки могут преследовать ребенка с целью личной встречи.

Можно также добавить азартные игры, которые могут привлечь ребенка яркой рекламой, обещающей легкий и быстрый выигрыш, а также относительно новое явление – киберсуицид, о котором сегодня много говорят в Японии. В этой стране уже обратили внимание на сайты, описывающие, как покончить с собой, а также на массовые самоубийства с использованием данной информации.

Если дети старшего возраста могут сами найти запретные страницы, то маленькие дети могут попасть на подобный сайт случайно. При знакомстве с фармингом рассматривался такой вид атаки, как отравление DNS-кэша. Этот метод перенаправления пользователей используют не только фармеры, но и владельцы других ресурсов, заинтересованных в привлечении новых пользователей, поэтому, выбрав в меню Избранное адрес безобидного ресурса, ребенок может попасть совсем не туда, куда рассчитывал. Необходимо предусмотреть такую ситуацию и объяснить, как вести себя в этом случае. Если вы рядом – просто закройте окно браузера. Используя специальные программы, о которых будет рассказано далее, можно обезопасить ребенка от подобных сюрпризов.

Узнать, какие сайты посещал ребенок в ваше отсутствие, просто. Когда вы перемещаетесь по Интернету, любой веб-браузер ведет журнал последних посещенных сайтов. В Internet Explorer последних версий на панели инструментов есть кнопка Журнал , в Mozilla Firefox это кнопка History (История). Веб-браузеры создают также временные копии страниц, известные как кэш-файлы. Для просмотра таких файлов в Internet Explorer выполните команду Сервис? Свойства обозревателя , затем на вкладке Общие в области Временные файлы Интернета щелкните на кнопке Настройка и в области Папка временных файлов Интернета щелкните Просмотреть файлы . Вы увидите список сайтов, изображения и файлы Cookies.

Подобные возможности есть и в других браузерах, только следует помнить, что дети, неплохо владеющие компьютером, знают, как замести следы, поэтому более эффективный способ – создание четких правил и откровенное общение с ребенком.

Важно объяснить ребенку, что не все написанное и увиденное в Интернете является правдой. Приучите его спрашивать, если он в чем-то не уверен. Возьмите за правило обсуждать увиденное и прочитанное. Ребенку всегда захочется выделиться, поэтому, начитавшись о хакерах или, хуже того, найдя инструкции по изготовлению взрывчатых веществ или чего-то подобного, он, вероятно, захочет попробовать это в действии. Здесь без разъяснительной работы не обойтись, и если вы заподозрили что-то подобное, можно найти в том же Интернете факты, рассказывающие о последствиях таких деяний, – это поможет остудить горячие головы. Хотя в изучении технологий я ничего плохого не вижу: из такого ребенка может вырасти отличный системный администратор или специалист по безопасности.

Следует также помнить о плагиате и пиратстве. В первом случае ребенок, начитавшись приглашений на работу, может послать, например, статью в журнал, просто скопировав ее с какого-то сайта. В этом случае необходимо предупредить его, что редакторы ведут строгий контроль над статьями и, прежде чем напечатать их, сравнивают с аналогичными материалами. В Интернете много ресурсов, предлагающих бесплатно скачать фильмы, музыку, а также коды взлома к программам. Стоит рассказать, что далеко не всегда это делается бескорыстно, так как с программой могут прислать троянца. С другой стороны, известны случаи охоты за пиратами, когда специальные службы создавали подставной сайт и собирали информацию обо всех посетителях, а затем в прессе появлялась информация о том, что накрыта группа пиратов. Верить в это или нет – вопрос, но борьба с пиратством не прекращается, а пойманные могут испытать на себе довольно неприятные последствия.

Одну из наибольших опасностей Интернета связывают со службами мгновенных сообщений. В чатах можно в реальном времени общаться как со знакомыми, так и незнакомыми людьми. Последнее таит наибольшую опасность. Согласно статистике именно в чатах возникает большинство интернет-инцидентов, направленных против детей. Многие вообще не рекомендуют детям младшего возраста пользоваться чатами или общаться только в модерируемых чатах, то есть таких, за которыми ведется мониторинг. Анонимность общения может способствовать быстрому возникновению доверительных дружеских отношений. Преступники используют преимущества этой анонимности для завязывания отношений с неопытными молодыми людьми. Важно, чтобы ребенок знал, что человек, представившийся 14-летней девушкой, не обязательно является ею.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как справиться с компьютерной зависимостью автора Краснова С В

Личное пространство ребенка Для подростка всегда являлось важным иметь свое личное пространство. Это желание он подчеркивает увлечением музыкой, лишним украшением своего тела (пирсингом), татуировками, компьютерами и многим другим. Он создает свой мир, а стиль жизни

Из книги Журнал "Компьютерра" №710 автора Журнал «Компьютерра»

Из книги Защита вашего компьютера автора Яремчук Сергей Акимович

Глава 7 Опасности, подстерегающие пользователя в Интернете Мошенничество в ИнтернетеФишинг и фармингНекоторые правила поведения пользователя в ИнтернетеВ последнее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем необходимую информацию,

Из книги Компьютер и здоровье автора Баловсяк Надежда Васильевна

9.1. Компьютер и здоровье ребенка Большинство взрослых, работающих за компьютером, в конце рабочего дня жалуются на неприятные ощущения – усталость, жжение в глазах и т. д. Взрослый, в отличие от ребенка, умеет контролировать время, кроме того, ребенок еще не сложился

автора Реймонд Эрик Стивен

Общие правила нахождения ребенка за компьютером Базируясь на приведенных ограничениях, можно сформулировать следующие правила работы ребенка с компьютером.? Правильно организуйте рабочее место. Ребенок должен сидеть на расстоянии 50–60 см от монитора, источник света

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 11 автора Журнал «Компьютерра»

20 Будущее: опасности и перспективы Наилучший путь предсказать будущее - создать его. Фраза на собрании в XEROX PARC в 1971 году -Алан Кей (Alan Key) История не окончена. Unix продолжает расти и развиваться. Сообщество и традиции вокруг операционной системы Unix продолжают развиваться.

Из книги Искусство программирования для Unix автора Реймонд Эрик Стивен

Японцы создали робота-ребёнка Дмитрий Целиков «Робот Жискар Ривентлов ожидал в гостиной. Глэдис поздоровалась с ним с легким ощущением неловкости, какое всегда испытывала при виде его. Он был примитивным по сравнению с Дэниелом. Он был явным роботом - металлическим, без

Из книги Основы объектно-ориентированного программирования автора Мейер Бертран

20 Будущее: опасности и перспективы Наилучший путь предсказать будущее - создать его. Фраза на собрании в XEROX PARC в 1971 году -Алан Кей (Alan Key) История не окончена. Unix продолжает расти и развиваться. Сообщество и традиции вокруг операционной системы Unix продолжают развиваться.

Из книги Работа в Интернете. Энциклопедия автора Ташков Петр Андреевич

Работа со ссылками: преимущества и опасности В предыдущих разделах отмечалось, что два свойства модели времени выполнения заслуживают дополнительного внимания. Во-первых, важная роль ссылок. Во-вторых, двойственность семантики базовых операций (присваивания, передачи

Из книги Интернет для женщин автора Пастернак Евгения

Другие виды опасности в Сети Все мы знаем об основных опасностях в Сети и, наверное, уже привыкли к ним. Про вирусы и хакеров написано много, и эта тема раскрыта, пожалуй, полностью. Но со временем совершенствуются не только вирусы и антивирусные программы, но и методы

Из книги Анонимность и безопасность в Интернете. От «чайника» к пользователю автора Колисниченко Денис Николаевич

Урок 5 Опасности Интернета Как мы с вами уже выяснили, Интернет – это место, куда может попасть каждый. Мало того, этот каждый еще и может выложить в Сеть все, что он захочет. Контролировать невозможно, просмотреть все невозможно, поймать за руку практически невозможно. И, к

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

6.1. Угрозы, подстерегающие пользователя Спрашивается, кому нужен самый обычный домашний пользователь и его сеть? Некоторые пользователи, наивно полагая "да кому я нужен?", попросту пренебрегают самыми основными правилами информационной безопасности.Итак, что же угрожает

Из книги Компьютерные террористы [Новейшие технологии на службе преступного мира] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Выжить в цифровом мире. Иллюстрированные советы от «Лаборатории Касперского» автора Дьяков Михаил

Из книги автора

Совет 12: Защита ребенка Когда ваша дочь-третьеклассница начнет выражаться как сапожник, да еще и проявит поразительную осведомленность в вопросах взаимоотношений полов, не спешите ругать ее одноклассников или невоздержанных на язык соседей. Источник зла, скорее всего,

Из книги автора

Совет 35: Опасности торрентов Есть у торрент-трекера и темная сторона. Каждый такой сайт содержит ссылки на многие терабайты всяких разных файлов, причем выложить что-то новое может кто угодно. Потому перед тем, как скачивать что-либо оттуда, спросите себя, готовы ли вы

Не так давно в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что в этом году в школах должны начать преподавать основы кибербезопасности. Мы обсудили с экспертом по детской безопасности «Лаборатории Касперского» Марией Наместниковой, какие опасности подстерегают детей в Интернете.

То, что в школах решили ввести такую дисциплину как кибербезопасность, абсолютно обосновано, потому что дети на сегодняшний день «живут» в интернете и для них безопасность в сети — это часть безопасности в реальном мире.

Существует множество рисков, которые делают наше пребывание в Интернете не таким уж безопасным: часть из них в большей степени актуальна для взрослых (мошенничество, вредоносный код, попытки украсть логин-пароли и т. д.), другая — для детей, остановимся на них подробнее.

Опасности, которые подстерегают детей в интернете

Нежелательный контент

То есть информация, непригодная для возраста ребенка. Это не только порнография, но и насилие, наркотики, жестокость, применение и создание оружия, религиозные конфликты, секты. В реальности доступ детей к таким материалам ограничен, а в интернете открыт.

Мы опрашивали детей в школе, бывали ли они когда-нибудь на страницах со взрослым контентом, половина ответила утвердительно, но в большинстве случаев это были случайные переходы (клики на ссылки спамеров и т. д.), ребенок туда не хотел попадать. Вот от таких нежелательных переходов детей и нужно защищать.

Опасности, связанные с общением

Травля в сети (кибербуллинг) сегодня весьма распространенное явление. Это когда ребенку в социальных сетях отправляют какие-то неприятные изображения, шантажируют, оскорбляют, создают целые группы, чтобы гнобить его. Зачинщики таким способом просто развлекаются. Эта проблема связана с недостатком культуры общения, с ощущением безнаказанности в сети. В школе травля существует давно, но там это могут увидеть взрослые и помочь; придя домой, ребенок уже будет защищен. Если такая ситуация происходит в сети, то ему некуда спрятаться (потому что дети всегда он-лайн), и это очень большое давление на психику.

Так как цель кибербуллинга — сам кибербуллинг, главное правило — не кормить «троллей» своими эмоциями, не отвечать на их сообщения, не реагировать. Кстати говоря, чаще всего травлей занимаются знакомые люди (дворовые товарищи, знакомые по школе).

Лица, которые хотя эксплуатировать детей

Для этого они обычно втираются в доверие, чтобы уже потом договориться с ребенком. Эти маньяки чаще всего представляются сотрудниками модельного агентства, рассказывают про кастинги, но не ищут встречи, а пытаются выманить у детей фото или видео в белье или обнаженном виде. И, например, когда девочка, отправляет такие материалы, начинается шантаж. Ребенку ничего не остается, как продолжать отправлять такие снимки. Дети обычно боятся рассказать об этом взрослым, так как опасаются осуждения с их стороны. Но, если вовремя не пресечь это «общение», шантаж может длиться очень долго и привести к самым ужасным последствиям.

Проблема в том, что дети в принципе готовы отправлять такие материалы знакомым и незнакомым людям: они не понимают, чем это чревато. Был случай, когда в младшей школе девочка прислала однокласснику свое видео в белье, чтобы ему понравиться. А все почему? Это табуированная тема, родители не говорят о ней с детьми, а зря.

Опасные агрегаторы фото и видео

Сейчас много сервисов, где люди выкладывают различные видео о своей жизни. Дети и подростки часто размещают там материалы эротического характера. Этот поступок имеет отложенный эффект: если ребенок выложит такое видео в 13−15 лет, то это может повлиять на не только на его карьеру, но и на будущую жизнь.

Важно понимать: все, что попадает в интернет, остается в интернете. Даже если вы удалили свою публикацию, фото.

Площадки-шпионы

Также существуют сообщества, которые собирают компрометирующие фото, видео, надписи в виде скриншотов. Мы не знаем, куда утечет выложенная нами информация, поэтому каждый раз нужно тщательно думать, нажимая кнопку «опубликовать».

Почему дети так поступают? Не хватает знаний о том, что можно, что нельзя. Родители часто не поспевают за новинками, а когда мы не знаем о них, то и об их опасностях не подозреваем. В такой ситуации дети идут методом проб и ошибок. Причем они часто понимают, что что-то нельзя, но не понимают, почему, к каким последствиям это может привести.

Что же делать?

В первую очередь — рассказывать детям об опасностях Интернета, объяснять, что можно, а что нельзя, к каким последствиям могут привести необдуманные действия. Следует поднимать даже самые неприятные темы. Лучше, если вы поговорите с ребенком раньше, чем он найдет ответы на свои вопросы сам, методом проб и ошибок, иногда очень травматичных для его психики.

На следующей неделе мы поговорим об основных правилах безопасности в Сети и рассмотрим конкретные меры, которые помогут родителям защитить детей в Интернете.

Авторы: Жердецкая Оксана Викторовна, Отставнова Виктория Викторовна
Должность: учитель английского языка, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Лицей № 2
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Опасности Интернета для современного подростка"
Дата публикации: 30.03.2018
Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие

Тема «Опасности Интернета для современного подростка»

5 – 8 класс

Внеклассное

мероприятие

посвящено

проблеме

Интернета

российских

подростков,

коммуникативному

взаимодействию

юношества

современном

информационном

пространстве. Так, аналогом межличностного общения становятся социальные сети. Описываются

формы взаимодействия подростков и взрослых с Интернетом.

Цель : познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать

Оборудование: компьютер, проектор, презентации.

Подготовительная работа : классный руководитель проводит опрос учащихся по вопросам:

У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?

Что вам больше всего нравится в Интернете?

Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?

Ход занятия

Учитель:

Как известно, подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его.

Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян.

Раньше подготовка к школе заключалась в укладывании в портфель карандашей, тетрадей и учебников.

находится

компьютер.

классный

обработанных данных проводимого опроса. Давайте обратим внимание, что наибольший процент ответов на

последний вопрос связан с безопасностью в Интернете. И ваши родители во многом правы! Очень большое

внимание при работе с Интернетом необходимо

вопросам

безопасности. И ответить на

опасности

подстерегают

Интернете?»

и «Как их избежать?» нам поможет этот

классный час.

Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в Интернете?»

Преступники в Интернете.

ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ .

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными

сообщениями,

электронной

подростки

обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка

своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное

осведомлены

музыкальных

новинках

современных

увлечениях

выслушивают

проблемы

подростков

сочувствуют

постепенно

злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно

эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые

преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут

также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные

программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они

также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для

распространения

компьютеры

родственников,

остальной глобальной Cети.

МОШЕННИЧЕСТВО?

Интернет-мошенничеств

распространение

получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо

мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он

находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и

другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.

Азартные игры.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах

не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут

допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно

Онлайновое пиратство.

Онлайновое

пиратство

незаконное

копирование

распространение

дляличных

например,

программ – без разрешения правообладателя.

Интернет-дневники.

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно

среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования

показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из

раскрывают

публикуют

сведения

проживания

контактную

информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных

потенциально опасно.

Интернет-хулиганство.

Так же, как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим

пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и

грубя окружающим.

Недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля

информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны

критически,

точность

материалов;

Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического

лексикой.

Учитель: А сейчас мы немного отдохнём. Музыкальная физминутка.

Учитель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могут встретиться в Интернете. А теперь

давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.

Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»

Преступники в Интернете.

Прекращайте

контакты

электронной

мгновенными

сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или

вы познакомились в Интернете.

Вредоносные программы.

А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех

случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Скачивайте

надежных

источников

обязательно

предупреждения

опасности,

лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.

А)Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться

электронном письме.

Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать,

например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в

Азартные игры.

что нельзя

основном,

подобные

развлечения

используются

создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее

увлекательные

предполагают

использование

наличных

безналичных

проигрышей/выигрышей.

Онлайновое пиратство.

Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором.

подлинные

(лицензионные)

продукты

выгоднее

надежнее

пиратской

продукции.

Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией,

чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну

цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного

обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя,

о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный

продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных

версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.

Интернет-дневники.

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную

информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии

друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату

рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда

проверяйте,

раскрывают

изображения

фотографий

какую-либо

информацию.

Интернет-хулиганство.

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов

это, в конце концов, надоест и они уйдут.

Недостоверная информация.

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов

обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.

Материалы нежелательного содержания.

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls

встроенные

Научитесь

критически

относиться

онлайновых

материалов и не доверять им.

Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и

положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.

Рефлексия

Классный час понравился. Узнал что-то новое.

Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

Классный час не понравился. Зря время потерял.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или

общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!