Индоарийские народы. Языкознание Индоарийская группа

Современные индийские (новоиндийские) языки распространены в Центральной и Северной Индии, а кроме того, в Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри-Ланке и на Мальдивских островах. Языковая ситуация в индоязычных странах исключительно сложна. На юге Индии множество индоарийских языков соседствует с языками дравидийской семьи. К новоиндийским относятся хинди, язык индуистского населения, и его вариант урду, на котором говорят мусульмане городов Пакистана и некоторых индийских штатов (хинди использует особое индийское письмо деванагари, урду - арабскую письменность). Различия между этими двумя разновидностями литературного языка невелики и выявляются главным образом в письменной форме, разговорный же язык, называемый хиндустани, почти одинаков у индуистов и мусульман. Далее индоарийская группа включает языки гуджарати, бхили, маратхи, панджаби, ассамский (в Индии), бенгали (в Бангладеш), сингальский (в Шри-Ланке), непали (конечно же, в Непале) и др. К новоиндийским языкам относится и цыганский язык, распространённый далеко за пределами основной области индоарийской речи, в том числе и в России.

Индийские литературные языки имеют славную историю. Древнейшим письменно зафиксированным индийским языком является ведийский, т. е. язык вед - собраний религиозных гимнов, заклинаний, песнопений. Особенно известен сборник Ригведа (веда гимнов), сложившийся ещё в конце II тысячелетия до н. э. Ведийский язык сменил санскрит, который известен в двух сменивших одна другую формах - эпической, на которой сложены две знаменитые и огромные по размерам поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», и классической. Литература, созданная на классическом санскрите, велика по объёму, разнообразна по жанрам и блистательна по исполнению. Ведийский и санскрит в совокупности называют древнеиндийским. Грамматика санскрита («Восьмикнижие»), созданная Панини в IV в. до н. э., до сих пор служит образцом лингвистического описания. Между древнеиндийским и новоиндийскими языками во времени лежат многочисленные среднеиндииские языки - пракрйты {санскр. «естественный», «обычный»).

В конце XVIII в. именно удивление европейских учёных красотой и строгостью санскрита, обнаружившего много общего с языками Европы, стало импульсом к созданию сравнительно-исторического направления в языкознании.

Иранская группа - самая большая в индоевропейской семье по числу входящих в неё языков. Иранская речь звучит в современных Иране, Афганистане, Ираке, Турции, Пакистане, Индии, Средней Азии и на Кавказе. Помимо живых языков в иранскую группу входит большое количество мертвых языков - как письменных, так и не знавших письма, но реконструируемых на основе косвенных свидетельств. Среди первых прежде всего достоин упоминания литературный язык, на котором записана «Авеста» - свод священных текстов древней религии огнепоклонников - зороастриицев. Он так и называется: авестийский. Среди бесписьменных интересен скифский язык, распространённый в Северном Причерноморье, на территории современной Южной Украины и Северного Кавказа и прекративший своё существование полтора тысячелетия назад. Лингвисты полагают, что языковыми наследниками скифов являются современные осетины.

Древние иранцы (скифы, сарматы и др.) были непосредственными соседями славян. Контакты с иранцами привели к появлению в русском языке множества заимствований. Удивительно, но такими заимствованиями являются столь привычные слова, как хата, штаны, сапог, топор; к следам пребывания иранцев в Причерноморье относятся многочисленные иранские по происхождению названия рек, в том числе Дон, Днепр, Днестр, Дунай.



Представлена в России всего одним народом - цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык имеет несколько диалектов. Самая крупная группа- рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру- выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы - длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев- православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

ИНДОАРИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа народов, говорящих на индоарийских языках. Составляют основное население Южной Азии: в Северной и Центральной Индии - 74%, Пакистане - свыше 80%, Бангладеш - свыше 99% (в основном бенгальцы), Непале - 80%, Шри-Ланке - 82% (сингалы). Индоарийские народы численно преобладают в составе выходцев из Южной Азии в Великобритании (2,2 миллиона человек - оценка по переписи 2001), Канаде (до 2 миллионов человек - оценка по переписи 2005), США (до 2 миллионов человек - оценка по переписи 2001), Южной Африке (до 2 миллионов человек - 2007, оценка), на острове Маврикий (до 1,5 миллионов человек), островах Фиджи (до 1 миллиона человек) и др.

В Индии индоарийские народы насчитывают около 830 миллионов человек, расселены в основном на севере и в центре страны, составляя основное население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, Бихар, Раджастхан, Пенджаб, Гуджарат, Махараштра, Ассам, Западная Бенгалия, Орисса, Джамму и Кашмир и Национальной столичной территории Дели. В числе индоарийских народов есть крупные консолидированные народы: хиндустанцы, маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы (майтхили, бходжпури, магадхи), раджастханцы, ассамцы, конкани, а также «зарегистрированные племена» (адиваси) и касты Северной и Западной Индии (бхилы, пахари, гуджары и др.). В Пакистане индоарийские народы насчитывают свыше 130 миллионов человек. Основное население составляют синдхи и пенджабцы (включая этнокастовые общности джатов, раджпутов, гуджаров), а также пахари, урдуязычные общности и др. Индоарийские народы Бангладеш (в основном восточные бенгальцы, а также бихарцы, ория, хиндустанцы, переселившиеся из Индии по религиозным мотивам, и их потомки) насчитывают свыше 140 миллионов человек. Восточные бенгальцы исповедуют ислам и этим отличаются от западных бенгальцев Индии. Численность индоарийских народов в Непале составляет свыше 25 миллионов человек (основное население - непали, носители индуистской культуры в противоположность тибетоязычным монголоидам-буддистам, а также тхару и выходцы из Индии - бихарцы, хиндустанцы, бенгальцы и др.). В Шри-Ланке индоарийские народы насчитывают 14,7 миллионов человек (в основном сингалы, индоарийские предки которых прибыли из Северо-Западной и Северо-Восточной Индии несколькими волнами, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры, и вступили в контакты с автохтонами острова веддами и переселившимися сюда дравидами).

Индоарийские народы сложились в результате контактов и взаимной ассимиляции между племенами ариев, переселившимися в Индостан в последней трети 2-го тысячелетия до нашей эры, и автохтонными народами Южной Азии - племенами мунда, дравидами и тибетo-бирманскими народами, переходившими на индоарийский язык, как язык основанной на индуизме культуры и государственности. Расселение индоарийских народов в Южной Азии прямо связано с границами индийской цивилизации (смотри в статье Индийцы). Расселение индоариев в Индостане было длительным и многоэтапным процессом. Их миграции трудно проследить археологически, поскольку они, будучи подвижными скотоводами, не производили собственной бытовой посуды, пользуясь керамикой местного населения. С «ведийскими индоариями» многие археологи связывают серой расписной керамики культуру в северной части долины Ганга. Другую волну арийской миграции на западе и юге Индостана представляют, возможно, памятники мегалитической культуры (наиболее ранние - 12 век до нашей эры), близкие к некоторым культурам Северного Ирана. Носители мегалитической культуры со временем, по-видимому, утратили язык, растворившись среди дравидского населения. «Неведийские» индоарии обитали также в Пенджабе и на юге долины Ганга; именно в среде этих восточных ариев сформировались основные неведийские религиозные учения Древней Индии - буддизм и джайнизм. В раннеисторический период формой правления у многих племён «неведийских» индоариев были «кшатрийские республики» или «олигархии», где власть принадлежала воинской знати (кшатриям), избиравшей царя-вождя (раджан) или осуществлявшей ротацию власти между избранными кланами, тогда как у «ведийских» индоариев нормой было наследственное правление царя, руководимого наследственным же родовым жрецом (пурохита). Со временем все «неведийские» племена (за исключением переселившихся на остров Шри-Ланка сингалов) оказались вовлечены в сферу влияния ведийско-индуистской культуры.

С 1980-х годов среди части индийских учёных распространилась тенденция к отрицанию историчности арийской миграции и утверждению автохтонности индоариев в Индии, выражающаяся либо в неприятии всего сравнительного языкознания с его учением о языковых семьях как «колониалистской лженауки», либо в гипотезах о происхождении всех индоевропейских языков из Индии (вплоть до попыток реконструировать общий праязык для санскрита и дравидийских языков).

Лит.: The Indo-Aryans of ancient South Asia: language, material culture and ethnicity / Ed. by G. Erdosi. В., 1995; Bryant Е. The quest for the origins of Vedic culture: the Indo-Aryan migration debate. Oxf.; N. Y., 2001.

Я. В. Васильков, Е. Н. Успенская.

Распространение современных индоарийских и дардских языков Центральная и восточно-центральная зоны Северная зона Северо-западная зона Восточная зона Южная зона Островные

Индоари́йские языки (индийские) - группа родственных языков, входящих (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки , одну из ветвей индоевропейских языков . Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия , Пакистан , Бангладеш , Шри-Ланка , Мальдивская Республика , Непал ; за пределами этого региона - цыганские языки , домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около - 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).

Индоиранские (арийские) языки
Нуристанские
Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды · Авеста

Классификация

До сих пор не существует общепринятой классификации новоиндийских языков. Первые попытки были предприняты в 1880-х гг. немецким лингвистом А. Ф. Р. Хёрнле. Наиболее известными были классификация англо-ирландского лингвиста Дж. А. Грирсона и индийского лингвиста С. К. Чаттерджи (1926).

В основе первой классификации Грирсона (1920-е годы), впоследствии отвергнутой большинством учёных, лежит различение «внешних» (периферийных) языков и «внутренних» (которые должны были соответствать ранней и поздней волнам миграции ариев в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делились на северо-западные (лахнда, синдхи), южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгальский, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членились на 2 подгруппы: центральную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (непальский , центральный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы (Mediate) входит восточный хинди . В издании 1931 года был представлен значительно переработанный вариант этой классификации, в основном за счёт переноса всех языков, кроме западного хинди, из центральной в промежуточную группу. При этом в Ethnologue 2005 по-прежнему принята самая старая классификация Грирсона 1920-х гг.

Позднее свои варианты классификации были предложены Тёрнером (1960), Катре (1965), Нигамом (1972), Кардоной (1974).

Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь Материковая подветвь Центральная группа минимальный состав В разных классификациях может также включать восточный панджаби , восточный хинди , фиджийский хинди , бихари , всю западную и северную группы . Восточная группа

  • Ассамо-бенгальская подгруппа
    • раджбанси
    • бишнуприя (бишнуприя-манипури)
  • Бихарский язык (бихари): майтхили , магахи , бходжпури , садри, ангика
  • Халби (халеби)
  • Восточный хинди - промежуточный между восточной и центральной группами
Северо-западная группа
  • «Панджабская зона»
    • восточный панджаби (пенджаби) - близок хинди
    • лахнда (западный панджаби, ленди): сараики , хиндко , кхетрани
    • гуджури (годжри)
    • западный пахари
Западная группа
  • кхандеши
  • ахирани
  • паври
  • раджастхани - близок хинди
Юго-западная группа Северная группа (пахари) Западный пахари относится к северо-западной группе
  • центральный пахари: кумауни и гархвали
  • непальский язык (восточный пахари)
Цыганская группа
  • ломаврен (язык цыган Армении боша)
парья - в Гиссарской долине Таджикистана

В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди ».

Периодизация

Древнеиндийские языки

Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях (эпическим (3-2 вв. до н. э.), эпиграфическим (первые века н. э.), классическим санскритом (расцвет в 4-5 вв. н. э.)).

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни). Ряд исследователей относят к вымершим индоарийским языкам также касситский (с точки зрения Л. С. Клейна, он мог быть тождественен митаннийскому арийскому). Кроме того, существует ряд гипотез, согласно которым к индоарийским языкам относились говоры некоторых народов северного Причерноморья эпохи античности, в частности, диалекты тавров и меотов.

Среднеиндийские языки

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

Ареальные связи

Литература

  • Елизаренкова Т. Я. Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков. М., 1974.
  • Зограф Г. А. Морфологический строй новых индоарийских языков. М., 1976.
  • Зограф Г. А. Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала, М.. 1960.
  • Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.
  • Чаттерджи С. К. Введение в индоарийское языкознание. М., 1977.
  • Языки Азии и Африки. Т. 1: Индоарийские языки. М., 1976.
  • Языки мира : Индоарийские языки древнего и среднего периодов. М., 2004.
  • Bailey T. G. Studies in North Indian languages. L., 1938.
  • Beames, John. A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya, and Bangali. V. 1-3. London: Trübner, 1872-1879.
  • Bloch J. Indo-Aryan from the Vedas to modern times. P., 1965.
  • Cardona, George. The Indo-Aryan Languages // Encyclopedia Britannica, 15. 1974.
  • Chatterji, Suniti Kumar: The Origin and Development of Bengali Language. Calcutta, 1926.
  • Deshpande, Madhav. Sociolinguistic attitudes in India: An historical reconstruction. Ann Arbor: Karoma Publishers, 1979. ISBN 0-89720-007-1 , ISBN 0-89720-008-X (pbk).
  • Erdosy, George. The Indo-Aryans of ancient South Asia: Language, material culture and ethnicity. Berlin: Walter de Gruyter, 1995. ISBN 3-11-014447-6 .
  • Grierson, George A. Linguistic survey of India (LSI). Vol. I-XI. Calcutta, 1903-28. Reprint Delhi 1968.
  • Grierson, George A. On the Modern Indo-Aryan Vernaculars. Delhi, 1931-33.
  • Hoernle R. A comparative grammar of the Gaudian languages. L., 1880.
  • Jain, Dhanesh; Cardona, George. The Indo-Aryan languages. London: Routledge, 2003. ISBN 0-7007-1130-9 .
  • Katre, S. M.: Some Problems of Historical Linguistics in Indo-Aryan. Poona 1965.
  • Kobayashi, Masato; Cardona, George. Historical phonology of old Indo-Aryan consonants. Tokyo: Research Institute for Languages and Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 2004. ISBN 4-87297-894-3 .
  • Masica, Colin P. The Indo-Aryan languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. ISBN 0-521-23420-4 .
  • Misra, Satya Swarup. The Old-Indo-Aryan, a historical & comparative grammar (Vols. 1-2). Varanasi: Ashutosh Prakashan Sansthan, 1991-1993.
  • Nigam, R.C.: Language Handbook on Mother Tongue in Census. New Delhi 1972.
  • Sen, Sukumar. Syntactic studies of Indo-Aryan languages. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Foreign Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 1995.
  • Turner, R.L.: Some Problems of Sound Change of Indo-Aryan. Poona 1960.
  • Vacek, Jaroslav. The sibilants in Old Indo-Aryan: A contribution to the history of a linguistic area. Prague: Charles University, 1976.
  • Roland Bielmeier: Sprachkontakte nördlich und südlich des Kaukasus in: Roland Bielmeier, Reinhard Stempel (Hrsg.) Indogermanica et Caucasica: Festschrift für Karl Horst Schmidt zum 65. Geburtstag Berlin/New York 1994, S. 427-446.
  • Трубачёв О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье: Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М., 1999.

Словари

  • Turner R. L. A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962-69.

Общее число говорящих - 850 млн. чел. Индоиранские языки - это генетическое понятие, мотивируемое наличием индо­иран­ской языковой общности, пред­ше­ство­ва­в­шей распадению на отдельные группы и сохранившей ряд общих архаизмов, относящихся к индо­евро­пей­ской эпохе. Весьма вероятно, что ядро этой общности сложилось ещё в южнорусских степях (о чём свидетельствуют археологические находки на Украине, следы языковых контактов с финно-уграми, имевшие место, скорее всего, к северу от Каспия, арийские следы в топонимике и гидронимике Таврии, Северного Причерноморья и др.) и продолжало развиваться в период совместного существования в Средней Азии или на прилегающих территориях.

Сравнительно-историческая грамматика реконструирует для этих языков общую исходную систему фонем , общий словарный состав, общую систему морфологии и словообразования и даже общие синтаксические черты. Так, в фонетике для индо­иран­ских языков характерно совпадение индо­евро­пей­ских *ē̆, *ō̆, *ā̆ в индо­иран­ском ā̆, отражение индо­евро­пей­ско­го *ə в индо­иран­ском i, переход индо­евро­пей­ско­го *s после i, u, r, k в š-образный звук; в морфологии вырабатывается в принципе одинаковая система склонения имени и формируется ряд специфических глагольных образований и т. д. Общий лексический состав включает в себя наименования ключевых понятий индо­иран­ской культуры (прежде всего в области мифологии), религии, социальных установлений, предметов материальной культуры, имён, что подтверждает наличие индо­иран­ской общности. Общим является самоназвание *arya‑, отразившееся во многих иранских и индийских этнических терминах на огромной территории (от формы этого слова произошло название современного государства Иран). Древнейшие индийские и иранские памятники «Ригведа» и «Авеста» в своих наиболее архаичных частях настолько близки друг другу, что могут рассматриваться как два варианта одного исходного текста. Дальнейшие миграции ариев привели к разделению индо­иран­ской ветви языков на 2 группы, обособление которых началось с вступления в северо-западную Индию предков современных индоарийцев. Сохранились языковые следы от одной из более ранних волн миграции - арийские слова в языках Малой и Передней Азии с 1500 до н. э. (имена богов, царей и знати, коневодческая терминология), так называемый митаннийский арийский (принадлежащий к индийской группе, но не объяснимый полностью из ведийского языка).

Индоарийская группа оказалась во многих отношениях более консервативной, чем иранская. В ней лучше сохранились некоторые архаизмы индо­евро­пей­ской и индо­иран­ской эпох, в то время как иранская группа претерпела ряд существенных изменений. В фонетике - это изменения прежде всего в области консонантизма : спирантизация глухих смычных, утрата придыхания согласными , переход s в h. В морфологии - это упрощение сложной древней флективной парадигмы имени и глагола, прежде всего в древнеперсидском языке .

Древнеиндийские языки представлены ведийским языком, санскритом , а также некоторым количе­ством слов митаннийского арийского; среднеиндийские - пали , пракритами , апабхранша; новые индоарийские языки - хинди , урду , бенгали , маратхи , гуджарати , панджаби , ория , ассамским , синдхи , непали , сингальским , мальдивским , цыганским языками и другими.

Древнеиранские языки представлены авестийским , древнеперсидским (язык ахеменидских надпи­сей), а также отдельными словами в греческой передаче на скифском и мидийском (можно судить о некото­рых фонетических особенностях этих языков). К среднеиранским языкам относятся средне­пер­сид­ский (пехлеви), парфянский , согдийский , хорезмийский , сакские языки (диалекты), бактрийский (прежде всего - язык надписи в Сурхкотале). К новоиранским языкам относятся персидский , таджикский , пушту (афганский), осетинский , курдский , белуджский , гилянский, мазандеранский, татский , талышский , парачи, ормури, ягнобский , мунджанский, йидга, памирские (шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский, язгулямский , ишкашимский , ваханский) и другие.

Современные индоиранские языки распространены в Индии, Пакистане, Бангладеше, Непале, Шри-Ланке, Мальдивской Республике, Иране, Афганистане, Ираке (северные районы), Турции (восточ­ные районы), СССР (в Таджикистане, на Кавказе и др.). Они характеризуются целым рядом общих тенденций, что свидетельствует об общей типологии развития этих двух групп языков. Почти целиком утрачена древняя флексия имени и глагола. В именной парадигме вместо многопадежной флективной системы склонения вырабатывается противо­по­став­ле­ние прямой и косвенной формы, сопровождаемой служебными словами : послелогами или предлогами (только в иранских языках), т. е. аналитический способ выражения грамматического значения. В ряде языков на базе этих аналитических конструк­ций образуется новая агглютинативная падежная флексия (восточный тип индийских языков, среди иранских - осетинский, белуджский, гилянский, мазандеранский). В системе глагольных форм получают большое распространение сложные аналитические конструк­ции, передающие значения вида и времени , аналитический пассив, аналитическое словообразование. В ряде языков образуются новые синтетические стяжённые глагольные формы, в которых служебные слова аналитических конструк­ций приобретают статус морфем (в индийских языках, прежде всего в языках восточного типа, этот процесс зашёл дальше, в иранских наблюдается лишь в разговорной речи многих живых языков). В синтаксисе для новых индо­иран­ских языков характерна тенденция к фиксированному порядку слов и для многих из них - к эргативности в разных её вариантах. Общей фонологической тенденцией в современных языках этих двух групп является утрата фоно­ло­ги­че­ско­го статуса количественного противо­по­став­ле­ния гласных , усиление значения ритмической структу­ры слова (последова­тель­но­сти долгих и кратких слогов), очень слабый характер динамического словесного ударения и особая роль фразовой интонации .

Дардские языки составляют особую промежуточную группу индо­иран­ской языковой ветви. Относи­тель­но их статуса у учёных нет единого мнения. Р. Б. Шоу, С. Конов, Дж. А. Грирсон (в ранних работах) усматривали в дардских языках иранскую основу, отмечая их особую близость с памирскими. Г. Моргенстьерне в целом относит их к индийским языкам, как и Р. Л. Тёрнер. Грирсон (в поздних работах), Д. И. Эдельман считают их самостоятельной группой, занимающей промежу­точ­ное место между индоарийскими и иранскими языками. По многим чертам дардские языки включаются в центральноазиатский языковой союз .

  • Эдельман Д. И., Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология, М., 1986;
  • см. также литературу при статьях Индийские (индоарийские) языки , Иранские языки , Дардские языки, Нуристанские языки .

Т. Я. Елизаренкова.

Материалы, посвящённые исследованию индоиранских языков, кроме общелингвистических журналов (см. Журналы лингвистические) публикуются в специализированных журналах ряда стран:

  • «Indische Bibliothek» (Bonn, 1820-30),
  • «Indische Studien» (B. - Lpz., 1850-98),
  • «Zeitschrift für Indologie und Iranistik» (Lpz., 1922-36),
  • «Indo-Iranian Journal» (The Hague, 1957-),
  • «Indological Studies: Journal of the Department of Sanskrit» (Delhi, 1972-),
  • «Studia Iranica» (P., 1972-),
  • «Studien zur Indologie und Iranistik» (Reinbek, ФРГ, 1975-).