Понтий пилат имя. Понтий пилат - пятый прокуратор иудеи

Согласно Евангелию, мучитель Иисуса Понтий Пилат, в соответствии с последующими «редакциями», становится святым. Личность Пилата иногда радикально по-разному интерпретируется во многих культурах. Можно ли между противоречивыми версиями его жизни после распятия Христа найти ту, реальную? Какое лицо загадочного прокуратора смотрит на нас со страниц истории?

Один из главных героев «Мастера и Маргарита» не случайно Понтий Пилат. Его диалог с Иисусом является одной из самых интригующих частей Евангелия. Много в нем неопределенности и трагедии человека, который столкнулся с нелегким выбором: поддержать неизвестного пророка или выполнить обязанность перед Цезарем. По сей день многомерный характер Пилата продолжает интриговать не только историков и писателей. Возможно, у него на самом деле не было выбора, ведь он запутался в политических играх еврейских священников? А может сам привел к этой ситуации неумелой политикой в отношении оккупированных израильтян?

Пилат из Понта

Древние летописцы писали, что Понтий Пилат был «Римский управитель Иудеи в 26-36 годах после Рождества Христова». Прилагательное, употребляемое перед его именем, указывает на то, что он был родом из Понта. Это была древняя земля на северо-востоке Малой Азии (в настоящее время это территория Турции), завоеванная Римом в 63 году до нашей эры.

Хотя нет никаких источников, рассказывающих о молодости Понтия Пилата, но известно, что на пике своей карьеры он был и прокуратором, и наместником Иудеи. Также приказывал именовать себя префектом. Несмотря на это, его имя вошло в историю благодаря Иисусу, которого он под прессом Синедриона распял.

Если бы не он, история, вероятно, никогда бы не упоминала о его поступках. Кроме Евангелии наиболее важными документами, вспоминающими о Пилате, являются работы Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита.

Неопровержимым доказательством историчности этой личности также считается, так называемый, «Камень Пилата», обнаруженный в 1961 году в Кесарии Приморской обелиск, который кроме виднеющегося на нем имени, приписывает Понтию Пилату титул префекта Иудеи. Сохранились также монеты (прута), которые чеканились Пилатом на управляемой им территории во времена правления императора Тиберия. Это именно по его воли он занял пост префекта Иудеи, как приемник Валерия Грата.

Смерть самоубийцы?

Если бы единственным доказательством, повествующим о судьбе Пилата, считать только Евангелию, то вести о нем пропадают сразу после распятия и захоронения Христа. Мы не знаем ни как он умер, ни какие поступки совершал.

Тем не менее, апокриф «Mors Pilati», написанный через много лет после евангелических событий, рассказывает распространенную, особенно в Германии, версию самоубийства префекта, представленного как жесткого тирана. Как бы в подтверждение этой версии у Евсевия Кесарийского в работе «История Церкви» (4 век н.э.) мы читаем: «Во времена правления Гая большое несчастье поразило Пилата. Он посягнул на свою жизнь и стал своим самостоятельным катом, и в скором времени на него снизошла божественная месть. Об этом рассказывают греческие писатели…».

Согласно легенде, тело римского прокуратора бросили в Тибр, но «воды были побеспокоены злыми духами, поэтому тело доплыло до Вены и затонуло в Роне». То есть оно попало на территорию современной Швейцарии в районы Женевского озера. По преданию, останки и по сей день всплывают в горном пруду на горе Пилатус в каждую Страстную пятницу. Обширный горный хребет в Альпах имеет более 1200 метров над уровнем моря и, хотя это кажется маловероятным, но своим именем он обязан древней легенде.

Знакомство с Цезарем

Понтий Пилат, несмотря на политические потрясения, удержался на «должности» относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции. О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».

Супруга, предупредившая Пилата

Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще оном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит мужу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19). Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, явно контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями: она называет Иисуса справедливым.

Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Апокрифы, однако, дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула. Ориген утверждал, что она должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой комментарий по этому поводу. Клавдия, якобы, в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса, так называемую Туринскую плащаницу.

В глазах евреев: идолопоклонник

Несмотря на умеренные симпатии к Иисусу из Назарета, Понтий Пилат не уважает еврейский народ. По крайней мере, он несколько раз конфликтовал со своими подданными. Все началось с введением атрибутики с изображением Цезаря в крепость Антонии. Обиженные нарушением своих прав евреи очень энергично возражали.

Как пишет историк Иосиф Флавий: «Многие евреи пришли в Кесарию, чтобы убедить прокуратора не использовать эти символы. В течение пяти дней Пилат не желал их выслушать, он это сделал на шестой день, сидя в кресле судьи. Когда евреи собрались, он приказал окружить их кордоном солдат и угрожал им смертью, если они не перестанут мучить его своими требованиями. Евреи бросились на землю и оголили свои шеи, говоря, что предпочитают смерть нарушению своих прав. Пилат, не желая убивать такое количество людей, смягчился и снял флаги».

Кроме того, Пилат столкнулся с недовольством своих подданных, когда приказал разместить позолоченные щиты в честь Тиберия во дворце Ирода. Такой акт не был приемлем, особенно в святом центре иудаизма. Инцидент достиг самых высоких инстанций, в результате чего Пилату пришлось капитулировать.

Кровавый наместник или святой?

Непосредственной причиной смещения Пилата с должности было кровавое нападение на самаритянских паломников в 36 г. н. э. Обманутые лжепропроком они собрались в полном вооружении у подножия священной горы Гаризим. Прокуратор напал на них во главе своей армии и жестоко убил. Правитель Сирии, которому подчинялся Пилат (вероятно, Публий Сульпиций Квириний), приказал ему предоставить объяснения самому Цезарю.

Несмотря на это, коптской православной церковью в настоящее время Понтий Пилат признан святым. По преданию, он тайно принял христианство после смерти Иисуса. Это было сделано из-за жены, которая должна была убедить мужа в истинном послании Христа. Их памятный день приходится на 20 июня. В восточной православной церкви святой является только Клавдия, потому что в Евангелии она убеждала мужа, чтобы тот не имел ничего общего с распятием пророка из Назарета.

Понтий Пилат известен нашим современникам главным образом из «Евангелия».

Считается, что это был прокуратор (римский наместник) Иудеи, при правлении которого был распят на кресте Иисус Христос. Что же известно об этом историческом деятеле?

Прокуратор? Игемон? Префект?

Титул Понтия Пилата античные историки называют по-разному:

  • Тацит считал его прокуратором;
  • Иудейский историк Иосиф Флавий называл его «игемоном» (правителем) и наместником.

Однако в 1961 году в Кесарии итальянскими археологами была найдена надпись, из которой следовало, что Понтий Пилат, как и все остальные римские наместники Иудеи, носил звание префекта. Это была первая археологическая находка, засвидетельствовавшая реальное существование такого исторического лица, как Понтий Пилат.

Абсолютный злодей

Христианские легенды рисуют нам Понтия Пилата как абсолютного злодея. В «символе веры» сказано: «Верую в Иисуса Христа вседержителя… распятого за нас при Понтии Пилате». Тем не менее, евангельский рассказ упоминает, что прокуратор не желал убивать Христа, не видя за ним никакой вины, и только лишь подчинился велению толпы.

Тем не менее, в сознании верующих прочно укрепился стереотип о нём как об отрицательном персонаже. Однако этот стереотип недалёк от истины. Все авторы того времени описывали Пилата как правителя, жестокость и безумие которого не знали предела. Придя к власти, он установил в Иудее тяжкое налоговое бремя, политику террора и насилия, совершал бесчисленные ограбления оскорбления религии и суровые казни, часто вообще без суда.

На зверства Пилата жаловался Калигуле иудейский царь Агриппа I. О дальнейшей жизни Пилата сохранилось мало сведений. Сообщается, что он покончил с собой в силу разных обстоятельств. В апокрифах рассказывается, что тело Пилата несколько раз бросали в реки и озёра, но вода начинала сильно возмущаться, не желая принимать мертвеца.

Понтий Пилат – христианский святой

Строго говоря, отношение христиан к Пилату не совсем отрицательное: по мере распространения христианства он стал приобретать в народе иную репутацию – человека покаявшегося и обратившегося к христианству. Это нашло отражение даже в романе «Мастер и Маргарита», где Понтий Пилат показан как трагический персонаж, своего рода заложник традиций.

Но этого мало: эфиопская православная церковь причислила Пилата… к лику святых. Он был канонизирован вместе со своей женой Прокулой. Дело в том, что Прокула позднее стала ассоциироваться с римлянкой Клавдией, принявшей христианство и упомянутой у апостола Павла. В мифологической традиции эта святая имеет поэтому двойное имя – Клавдия Прокула.

Сама Прокула, жена Понтия Пилата, известна из «Евангелия от Никодима» - апокрифического сочинения, в котором описывается казнь Иисуса Христа, его воскресение, а также «сошествие во ад». Впрочем, упоминание супруги Пилата, не названной по имени, есть и в «Евангелии от Матфея». Там женщина говорила Пилату, чтобы он не делал никакого зла Христу, поскольку она видела связанное с ним знамение во сне.

Городок Хергисвиль (Швейцария) , на берегу известного и любимого туристами и самими швейцарцами Фирвальдштетского (или Люцернского) озера, в последние времена стал пользоваться дурной славой.

Кровавая рука

Прошедшим летом и осенью несколько людей в одночасье после созерцания заката на берегу озера оказались в местной больнице. Характерен случай с одной пожилой англичанкой: у нее произошел инсульт. Придя в себя в госпитале, стала повторять странные слова: «Рука в озере».

Для непосвященных загадочная фраза, сразу была понятной местным врачам. Как оказалось, человеческая окровавленная рука, о которой упоминают древние хроники, опять начала показываться вечерами над водами озера, пугая всех, кто оказался очевидцем странного явления.

Так что же это такое, и чья эта рука? Как гласит предание: самого Понтия Пилата. Да-да, того самого прокуратора Иудеи, древнеримского наместника, который позволил распять Иисуса Христа… Рука умывшего руки.

Не верится, что Пилат мог оказаться в Швейцарии? Попробуем обратиться к топо­нимике – наука о географических названиях. Горный массив Пилатус в тихой и благополучной Швейцарии расположен на границе двух ее кантонов - Нидвальден и Обвальден. Местные жители и многие туристы любуются также горной вершиной Пилатус высотой 2132 метра. Пилатус - то есть Пилат? Откуда же такое название в Альпах?

Убийца или жертва?

Что нам известно о Понтии Пилате? Историки не отрицают суще­ствования такого человека, о котором говорится в Евангелиях. Умер он в возрасте 49 лет. Пилат попал в опалу, был сослан. Тиберий – император Рима не жаловал прокуратора после его неудачной «работы» в мятежной иудейской провинции. Следует напомнить, что о Понтии Пилате писали еще античные историки: Иосиф Флавий в труде «Иудейская война» и великий Тацит. В Евангелии о нем тоже говорится довольно подробно.

Вы, конечно, помните евангельский рассказ. По традиции Иудеи, один из трех преступников осужденных на смерть мог быть помилованным. Пилат хотел отпустить странного назаретянина Иисуса, которого ученики называли посланцем Божьим, мессией, Христом. Но неистовая толпа потребовала освободить разбойника и убийцу Варавву. Иисус же должен был погибнуть мучительной смертью.

Понтий Пилат, римский наместник Иудеи пошел на поводу у обезумевшей толпы - в общем то, ему было все равно. Однако прокуратор чувствовал, что Иисус достоин жизни. Нежелание спро­воцировать бунт взяло верх над интуицией и совестью. Пилат подарил жизнь Варавване. Только перед этим прокуратор публично на глазах у всей толпы перед дворцом умыл руки. Этим он показывал согласно древнему обычаю, что снимает с себя ответственность за грех. С тех пор и говорится «умыть руки», что означает «устраниться от ответственности за содеянное». Пилат был мучим сомнениями. Все время повторяя, что « невиновен в крови Праведника Сего»… Прокуратор не хотел, как говорится, подливать масла в огонь: вызывать бунт своим решением.


Пилат не мог найти спокойствия после распятия и кажущейся смерти Христа. Каким должно быть правосудие? Что есть истина? Он не мог найти ответа. Вечером, собираясь пить вино и ужинать, Пилат потянулся к чаше и вдруг увидел пятно в виде креста на руке. Прокуратор в ужасе старался отмыть кровавую отметину, но та только разрасталась, покрывая постепенно всю руку. Такой «окровавленная» рука осталась навсегда.

Пилат впал в депрессию. Его жена, понимая, что произошло, как то пытались поддержать мужа, но ее старания были тщетны. Пилат предавался тяжелым раздумьям, ничто его не радовало. По существу прокуратор забросил управление сложной провинцией, где бунты вспыхивали постоянно. О беспорядках творящихся в Иудее и странном поведении Пилата до Рима доходили слухи.

Император Тиберий был взбешен, потребовал отчета. Предстал Понтий Пилат перед императором, как когда-то Иисус перед ним самим. Тиберий был суров, и Пилата бросили в темницу. Власть пощадила аристократа, правда, по-своему: прокуратору предложили выбрать смерть - либо публичная казнь, либо самоубийство. Тот, как настоящий римлянин, выбрал самоубийство - страшный грех согласно учению Христа.

Путь после смерти

Посмертная судьба Пилата скрыта под покровом тайны. Только легенды рассказывают нам о том, что произошло с телом прокуратора.
Бездыханное тело Пилата, перерезавшего себе вены в теплой ванне, бросили в воды Тибра и они мгновенно окрасились в цвет крови. Начался небывалый проливной дождь, разразилась гроза. Тибр вышел из берегов. В ужасе римляне спасали себя и свое имущество из кровавых вод.
Тиберий понял связь бедствия с выброшенным в реку телом Пила­та. По приказу императора рабы выловили его из реки… Тибр успокоился, наводнение прекратилось, небо расчистилось от черных туч.

Придумал Тиберий, что делать с проклятым телом Пилата: увезти его подальше от Рима, в глубь необозримой империи, простирав­шейся от Атлантики до азиатских пустынь. Труп повезли в дикую Галлию, которая теперь зовется Францией. Легионеры бросили тело Пилата в полноводную реку Рону в районе современного города Вьенн. Однако ужасы наводнения в Риме повторились и тут. Римляне и местные жители спасались от разъяренной стихии. Рона уносила целые поселения и укрепленные римские форпосты. Солдаты поняли: мертвое тело проклятого Понтия Пилата приносит беду, где бы оно ни оказалось.

Приказ императора нужно было выполнять. И легионеры двинулись дальше в глубь завоеванных территорий вверх по Роне. Так они достигли берегов Женевского озера. Измученные походом, римляне попытались попросту утопить тело Пилата в этом огромном водоеме. Однако не тут-то было. Невообразимой высоты волны обрушились на берега спокойного до того озера. Речушки, впадающие в Же­невское озеро, повернули свои воды вспять. Поселения на берегах были разрушены. Люди спасались от взбесившейся стихии. Кстати, археологические раскопки на берегах Женевского озера и исследо­вания геологов подтвердили тот факт, что около двух тысяч лет назад на тихом и спокойном альпийском озере возникло странное цунами.

Багровые воды

Дошли римляне еще до одного большого водоема, который в последствии назовут Фирвальдштетским, « озером четырех кантонов». Легионеры молились своим богам, чтобы воды этого озера приняли, наконец, тело прокуратора. Несколько скрытых христиан, которые были среди других людей в походной колонне, тоже молились Господу о погребении тела грешника. Наконец, вечером тело Пилата, скрытое в свинцовом гробу, было опущено в воды Люцернского озера.

Страх охватил всех присутствующих. После беспокойной ночи солдаты отправились в обратный путь, не оглядываясь. Они хотели поскорее вернуться в Рим и рассказать императору о конце своей миссии и страшных знамениях, свидетелями которых стали.

С тех пор дурная слава сопутствовала этим местам. Неожиданные ураганы, наводнения, удары молний стали чуть ли не обычными в окрестностях городка Хергисвиль. Раз в году испуганные местные жители видели Понтия Пилата в багряных одеждах, который возвышался над водой посреди озера. Призрак прокуратора всегда появлялся в Страстную пятницу.

Говорят, что в 1585 году один пресвитер из Люцерна усердно молился, служил мессы и, наконец, освятил воды Фирвальдштетского озера. Понтий Пилат и его кровавая рука перестали пугать людей. Но перед началом Второй мировой войны страшные видения возобно­вились. В последнее время они снова наводят ужас на швейцарцев и гостей страны. Что это означает, пока неизвестно…

25.10.2015

Кто в наши дни не знает пятого римского прокуратора Нудой Понтия Пилата ? Особенно после булгаковского «Мастера и Маргариты» и снятого па роману фильма. Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Вот, собственно, и все, что мы узнаем из замечательного романа Михаила Булгакова.

Дополненные текстами из канонических Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, наши сведения об этом римлянине, в общем-то, этим и исчерпываются. Пилат - палач, отправивший на распятие Сына Божьего! Палач - и только. Но оказывается, римский прокуратор Понтий Пилат , утвердивший своей печатью неправедное решение суда иудейских священников, сыграл в истории христианства роль куда более значительную, чем роль палача.

Вернемся к иерусалимским событиям весеннего месяца нисана.

Пилат удручен свершившимся - тем, что ему не удалось спасти праведника.

Прокуратор мечтает поскорее отбыть в свою ставку в Кесарию. Он уже отдал своим людям нужные распоряжения и готов к отъезду. И тут происходит нечто невероятное: в претории появляется главный иерусалимский конфидент игемона и докладывает, что распятый Иешуа Га-Ноцри - воскрес. Да-да. Воскрес! И тому есть свидетели. Женщина Мария из Магдалы говорила с Воскресшим!

Возможно, за этим сообщением в претории последовала немая сцена. Как в «Ревизоре». Пилат и его центурионы застыли в изумлении. Еще бы. Воскресение из мертвых - понятие вполне доступное уму иудея, но недоступное уму римлянина. Прокуратор от такой вести едва не лишился дара речи. Да и как тут не растеряться железному римлянину ведь ему предстоит готовить отчет о суде и казнях в Иерусалиме! Ну и как он объяснит кесарю Тиберию, римскому народу и сенату, что казненный им проповедник из Назарета на третий день воскрес и отправился в Галилею, на встречу со своими учениками? Именно так докладывали Пилату его шпионы.

Храбрый римский воин, лихой рубака, всадник Золотое копье Пилат - в недоумении. Что он напишет в отчете? Кто в Риме поверит в сказку о воскресении?
Смирив гордыню, прокуратор ищет встречи с первосвященником и спрашивает у того, есть ли в священных иудейских книгах пророчество о Га-Ноцри. И первосвященник подтверждает это. Говорит, что, мол, после распятия мы смотрели священные книги и искали свидетельство Божие… И открылось нам, что Иешуа Га-Ноцри, распятый нами, есть Иисус Христос, Сын Божий, Бог истинный и всемогущий… Пилат в замешательстве, В шоке! Какой римский военачальник или наместник когда-либо попадал в подобную ситуацию? И тут прокуратор вспоминает: действительно, во время допроса Назарянин, как бы даже жалея прокуратора, тихо шепнул ему: «Ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше». Пилат тогда не обратил внимания на эти слова арестованного. Он, полагал, что тот говорил про власть, данную прокуратору кесарем Тиберием… А праведник имел в виду власть иную… Божью власть! Ну и как теперь все это объяснить языческому Риму? Кто там поверит, что он, Понтий Пилат, допрашивал Сына Божьего? Да и как поверить в то, что Бог послал своего Сына на муки? До сих пор греческие и римские боги посылали своих детей для того, чтобы наказывать сбившихся с пути землян. А тут - Бог послал Сына своего на распятие? Где логика? Где здравый смысл, присущий римлянам? Здоров ли ты, римский прокуратор?

Далёко неглупый человек, Пилат, опросив свидетелей и учеников распятого, еще не покинувших Иудею для проповеди учения Иисуса, поломал голову над собранным невероятным материалом и написал ошеломивший Рим отчет о той страшной пятнице. Отчет был доставлен императору. Историки Библии называют тот документ «Актами Пилата». Богословы установили: существуют разные варианты этих актов. Большинство из них - подложные. Одни акты - весьма благосклонны к Иисусу Христу, другие - полны ненависти к христианам. Что было в подлинных актах Пилата? Скорее всего, клеветы на распятого Сына Божьего там не было. Ибо язычник Тиберий отнесся к текстам прокуратора с доверием и, видимо, поверил в воскресение Иисуса Христа! И с пониманием отнесся к его учению. Историки раннего христианства пишут, что император даже обратился в сенат предложением причислить Христа к сонму римских богов. Однако сенат не поддержал кесаря. Тиберий же держался своего мнения и наказывал всякого, кто осмеливался оскорблять христиан. Правда, позднее и сам Тиберий организовывал гонение на верующих в распятого… А последующие кесари -Калигула, Нерон, Домициан - те прославились травлей христиан, жестокими расправами с носителями новой веры. Но вот что тут самое интересное, в чем, собственно, и состоит загадка Пилата -посланные Пилатом Тиберию «Акты Пилата», - хотим мы того или не хотим - являются первым официальным текстом об иерусалимских событиях 14-го дня весеннего месяца нисана. Первым! Дисциплинированный римский администратор Пилат, как и полагается ему по должности, четко проинформировал Рим об иерусалимских событиях.

То есть, выходит, что римский прокуратор Понтий Пилат - первый свидетельствовал об Иисусе Христе!

Благие вести от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна появились позднее его актов. И потому можно считать, что осуждаемый современной общественностью прокуратор Понтий Пилат на деле является первым историком христианства. Пилат - историк! Непривычно звучит для уха мирянина, правда? Но куда же деваться, если «Акты Пилата» - признанный исторический документ (!) о пасхальных днях в Иерусалиме, имел место и обсуждался в римском сенате?

Эта парадоксальная ситуация подробно анализируется в романе А. Зверинцева «Сын Грома, или Тени Голгофы». В книге описаны очень непростые отношения Пилата с иудеями.

Назначенный прокуратором Иудеи Пилат во главе своих когорт пытался торжественно войти в Иерусалим, но был встречен не пальмовыми ветвями, как встречали наместников Рима в других провинциях, а палками, камнями и криками: «Убирайся в Кесарию, Пилат-свиноед!» Первосвященник пояснил игемону: иудеи не могут видеть изображений человеческого лица на римских знаменах, даже если это лицо владыки мира кесаря Тиберия. И Пилату пришлось зачехлить стяги. Собрался было прокуратор построить иудеям водопровод наподобие римского и хотел взять деньги на строительство из кассы храма, но получил отпор. Деньги храма - есть деньги храма! Но не на римские же деньги строить иудеям водопровод! И пролилась кровь. В Рим пошел очередной донос на прокуратора. Пилат поставил статую кесаря в иродовом храме, - в ответ: все улицы города заполнились лежащими в знак протеста на земле иудеями. И пока Пилат не убрал своего идола из храма, готовые умереть за свою веру жители Иерусалима не поднимались с земли. И Пилат понял, что не сложится у него с иудеями. Он покинул враждебно настроенный к нему Иерусалим и обосновался в Кесарии.

Оттуда и управлял страной. И вот в канун иудейской Пасхи получил от синедриона приглашение на праздник 14-го дня весеннего месяца нисана. Ехать - не ехать? Но протокол требовал присутствия наместника на празднике…

Мир знает, что произошло на этих торжествах…

И как же закончил свой земной путь автор первого официального свидетельства об Иисусе Христе, римский прокуратор Понтий Пилат? Какие бытуют мнения на этот счет? В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя четыре года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Душевные терзания преследовали этого избранного провидением человека. Прокуратор мучительно пытался понять, кто он: убийца ли Богочеловека или исполнитель зашифрованных в Священном Писании пророчеств о Сыне Человеческом, который пришел к людям, чтобы привести их к спасению… Считается, что прокуратор не вынес душевных мук и покончил жизнь самоубийством.

Но со смертью игемон не ушел в небытие. Существует легенда, что сегодня римского прокуратора Понтия Пилата можно встретить в Швейцарских Альпах. В Великую пятницу, облаченный в римскую тогу, он появляется на горе и моет, и моет свои руки, и показывает их всем, чтобы видели, что на них нет крови Спасителя… И повторяет: «Я невинен в крови Праведного сего…»

Немного истории

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) - римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта.
Правление Понтия Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.
Имя Понтия Пилата - одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену. Жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима) стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим.4:21) - в результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула. Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.
Суд Пилата
Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:
Евангелие Описание суда
От Матфея
(Мф.27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк.15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк.23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин.18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский? ». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - ты говоришь. , что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна (см. цитату выше).
Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула и она после позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю).
Иисус Христос на суде Ирода Антипы
О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк.23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука, Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
(Лк.23:11-12)
Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить его. Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Затем одели его в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).
При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.
Христос перед толпой
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22). Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Ин.19:4-5)
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).
Апокрифические сказания
Суд Пилата описан в апокрифическом «Евангелии от Никодима». В нём кроме сведений, содержащихся в канонических Евангелиях, автор делает добавления, подчеркивающий мессианский статус Христа (например, эпизод с поклонением Христу хоругвей в руках знаменосцев). Суд Пилата начинается со спора о законности рождения Иисуса, который завершается диалогом Пилата с 12 мужами, бывшими при обручении Девы Марии, и засвидетельствовавшими законность рождения Иисуса:
(И) сказал им Пилат: «Почему хотят Его убить?»
Сказали ему: «Гнев на него имеют, ибо лечит по субботам».
Сказал Пилат: «За добрые дела хотят Его убить?»
Сказали ему: «Да, господин».
Пилат же, разгневавшись, вышел прочь из претория и сказал: «Солнце мне свидетель - объявлю всем, что ни единого греха не нашел я в этом человеке».

«Евангелие от Никодима» приводит ответ Иисуса на вопрос Пилата «что есть истина?» (вопрос согласно Евангелию от Иоанна остался без ответа): «Сказал Иисус: „Истина - от небес». Сказал Ему Пилат: „А в земном истины нет?» Сказал Иисус Пилату: „Внимай - истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят»».
Свидетелями в защиту Христа на суде выступают чудесно исцелённые им больные: расслабленный, слепорождённый, Вероника, жена кровоточивая; жители Иерусалима вспоминают чудесное воскрешение Лазаря. В ответ на это Пилат по случаю праздника предлагает народу отпустить на их выбор Христа или Варавву и в дальнейшем апокриф повторяет канонический евангельский текст, за исключением выведения Иисуса к народу после поругания.
Исторические свидетельства
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кейсарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
…]S TIBERIÉUM
…PON]TIUS PILATUS
..PRAEF]ECTUS IUDAE
..́.
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем - начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II-III веков, и заканчивая подделками XX века - такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος). Римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н.э. (в ряде источников - прокуратор; игемон), римский всадник (эквит).

Время и место рождения Понтия Пилата не известно.

О Понтии Пилате известно, что в 26 году н. э. римский император Тиберий назначил его правителем провинции Иудея. Эту должность могли получить лица, принадлежавшие к привилегированному сословию всадников (второе сословие в государстве после сенаторского).

До этого Пилат, судя по всему, участвовал в войнах. Также делал политическую карьеру в качестве военного трибуна.

Пилат проживал в портовом городе Кесария. В его распоряжении был небольшой штат служащих: писцы, сопровождающие и посыльные. Пилат командовал пятью пешими когортами, каждая из которых была численностью от 500 до 1 000 человек, а также конницей, состоявшей приблизительно из 500 всадников.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

На время правления Понтия Пилата в Иудее пришлось знаковое для христиан событие: казнь Иисуса Христа.

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался казнить Иисуса Христа, в чем был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

Описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор.

Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху».

Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:29-38).

Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца), поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били. Затем одели Его в шутовской наряд царя - багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним - вставали на колени, кланялись и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на Него и били тростью по голове и лицу.

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа, был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в Нём никакой вины, достойной смерти (Лк. 23:22). Второй раз это было сделано после Его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав, что Иисус уже наказан Пилатом.

«Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Ин. 19:4-5).

В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнением одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7).

Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?».

При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).

Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21:1-9) - отсюда выражение «умыть руки».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, ...распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Иудею Понтий Пилат покинул после жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую им. В 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. Но историческая достоверность этих данных сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству.

По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как: ...]S TIBERIÉVM ...PON]TIVS PILATVS ...PRAEF]ECTVS IVDAE. Это может быть фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н.э.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum.

Личная жизнь Понтия Пилата:

Жена - Клавдия Прокула (лат. Claudia Procula) . В греческой, коптской и эфиопской церквах она причислена к лику святых.

В византийском православии её память совершается 27 октября (по юлианскому календарю). Эфиопская церковь совершает память Клавдии Прокулы вместе с её мужем Понтием Пилатом 25 июня.

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом жена Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Больше сведений о жене Пилата в канонических текстах не содержится.

Об обращении жены Пилата в христианство сообщает ряд христианских авторов: Афанасий, Августин Блаженный, Иоанн Малала и другие. Относительно характера сна жены Пилата мнения богословов разделились - часть считала что он был был от Бога, а другие - от дьявола.

1959 - «Бен-Гур» - Фрэнк Тринг
1961 - «Царь царей» - Хурт Хетфилд
1964 - «Евангелие от Матфея» - Алессандро Клеричи
1972 - «Пилат и другие» - Ян Кречмар
1973 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Барри Деннен
1977 - «Иисус из Назарета» - Род Стайгер
1986 - «Дело Назаретянина» - Харви Кейтель
1988 - «Последнее искушение Христа» -

1989 - «Мастер и Маргарита» - Збигнев Запасевич
1994 - «Мастер и Маргарита» -

1999 - «Иисус» - Гэри Олдмен

2000 - «Иисус Христос - суперзвезда» - Фред Йохансон
2005 - «Мастер и Маргарита» -

2006 - «Страсти Христовы» - Христо Шопов
2008 - «Пилат» - Скотт Смит
2010 - «Бен-Гур» - Хью Бонневилль
2016 - «Бен-Гур» - Пилу Асбек